Дополнительная образовательная программа кружка "Умелые ручки"
рабочая программа (средняя группа) на тему
Обучение детей различным техникам ручного труда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_umelye_ruchki.docx | 39.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная
образовательная программа
по художественно-творческому развитию детей
«Умелые ручки»
Программа рассчитана на детей: 4-5 лет
Срок реализации: 1 год.
Разработали: воспитатели Лисьих Н.А , Фихтер Л.П
Пояснительная записка
Работа по художественному творчеству имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к положительному результату.
Целью образовательной деятельности является научить детей нетрадиционной технике художественного труда (декоративно-прикладного искусства). В процессе обучения дети знакомятся с такими техниками художественного творчества как: пластилинография, декупаж.
Пластилинография - лепка декоративных изделий из пластилина. Работа в этой технике способствует развитию мелкой моторики рук, глазомера, чувства ритма и такта, художественного вкуса, а также вызывает интерес к народному творчеству, национальным художественным промыслам.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
Декупаж - техника украшения различных поверхностей, вырезанными из бумаги картинками. Цель этого модного дизайнерского приема – при помощи бумажной аппликации добиться эффекта рисованного красками изображения. Декупажные узоры выглядят, как роспись, и выполнить их достаточно просто. Декупаж – это одна из самых простых декоративных техник, которая позволяет создавать своими руками неповторимые, и в то же время интересные, эффектные вещи.
Основные материалы для декупажа - это акриловый лак, для защиты поверхности, акриловые краски, трехслойные салфетки для декупажа, ножницы, клей ПВА. Для создания творческих работ из салфеток вырезают или вырывают изображения (рисунок), обводя влажной кисточкой мотив, чтобы было удобнее его отделить.
Цель программы: Развитие самостоятельности, творческой активности детей в процессе художественного творчества.
Основные задачи:
- Обучающие задачи:
- формировать креативное мышление дошкольников, с помощью ознакомления с методами и приемами, применяемыми в художественно-конструктивном дизайне;
- создать условия для формирования знаний, умений, навыков для достижения определенных результатов;
2. Развивающие задачи:
- развивать интерес к дизайн – творчеству;
- развивать художественный и творческий потенциал;
- развивать образное мышление, воображение, устойчивое внимание, наблюдательность,
аккуратность.
3. Воспитывающие задачи:
- формировать способности последовательно осуществлять свой замысел, умело
обращаться с материалами и инструментами; - развивать у детей усидчивость, старательность в работе, трудовые умения;
- учить работать вместе, уступать друг другу, договариваться о совместной работе.
Принципы построения программы:
- От простого к сложному.
- Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
- Научность.
- Доступность.
- Системность знаний.
Воспитывающая и развивающая направленность:
- Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
- Активность и самостоятельность.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Содержание программы
Программа кружка рассчитана на работу с детьми младшего дошкольного возраста. Программа предполагает проведение двух занятий в неделю во второй половине дня с сентября по май. Продолжительность занятия – 20 минут.
Интегрированность даёт возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, понимать творческую мастерскую художника, учиться искать пути в творчестве, создание своего образа. Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов и инструментов через творческие задачи, которые дети решают совместно с педагогом и коллективно, способствует решению учебных задач и заданий.
в неделю | В месяц | В год | Кол-во |
2 Вторник 16.00 - 16.20 Четверг 16.00 - 16.20 | 8 | 64 | 8 |
Методы, используемые на занятиях кружка:
- беседа, рассказ, сказка;
- рассматривание иллюстраций;
- показ образца выполнения последовательности работы.
Форма занятий – тематическая совместная деятельность.
Ожидаемый результат.
Дети младшего дошкольного возраста:
- Познакомятся с различными материалами и их свойствами.
- Научатся выполнять аппликации из различных материалов.
- Освоят навыки работы с ножницами и клеем.
- Научатся некоторым приемам преобразования материалов.
- Научатся видеть необычное в обычных предметах.
- Научатся составлять композицию, декоративно оформлять изделие, контролировать качество изделия, вырезать по контуру предметы разной формы.
Литература.
Грибовская А. А. “Коллективное творчество дошкольников” М., 2008.;
Махмутова Х. “Декупаж из салфеток” М.; 2010.;
«Пластилинография -Детский дизайн 3». Давыдова Г. Н.
Гавурина, С. Н. Рисуй и запоминай. Тренируем память [Текст] / С. Н. Гавурина. - Ярославль, 2006.
План работы кружка по ручному труду «Умелые ручки»
в средней группе «Почемучки»
на 2014-2015 учебный год.
Название темы | Количество занятий | |
Работа с природным материалом | 11 | |
Работа с пластилином | 36 | |
Работа с бросовым материалом | 11 | |
Работа в технике декупаж | 6 | |
Итого в год | 64 |
Годовое тематическое планирование работы кружка по ручному труду
«Умелые ручки» в средней группе «Почемучки»
На 2014-2015 учебный год.
СЕНТЯБРЬ
Цикл занятий «Осень»
Задачи:
- Учить детей лепить объемные фигуры.
- Формировать художественный вкус.
- Развивать композиционные умения.
- Развивать чувство коллективизма, коммуникабельности.
1 неделя | 1 | «Созрели яблочки в саду» |
2 | «Клубника» | |
2 неделя | 1 | Продолжение работы (раскрашивание) |
2 | «Гречневые гравюры» | |
3 неделя | 1 | Продолжение работы (раскрашивание) |
2 | «Листья кружатся, и падают в лужицу» (коллективная работа) | |
4 неделя | 1 | Продолжение работы (раскрашивание) |
2 | Оформление готовой работы |
Октябрь
Цикл занятий «Овощи, фрукты, ягоды, грибы»
Задачи:
1.Учить детей лепить объемные фигуры.
2.Закреплять умение соединять детали с помощью воды.
3.Развивать композиционные умения.
4.Закреплять знания фруктов, овощей.
1 | «Овощи» | |
2 | «Фрукты» | |
2 неделя | 1 | Продолжение работы (раскрашивание) |
2 | «Грибы в лукошке» | |
3 неделя | 1 | Продолжение работы (раскрашивание) |
2 | «Корзина с брусникой» (коллективная работа) | |
4 неделя | 1 | Продолжение работы (раскрашивание) |
2 | Оформление готовой работы |
Ноябрь
Цикл занятий «Посуда»
Задачи:
- Знакомить детей с основными видами сокольской керамической посуды.
- Отрабатывать приемы вдавливания, выгибания, сглаживания.
- Развивать чувство формы, умение соблюдать пропорции предмета.
- Воспитывать интерес к гончарному ремеслу.
1 | «Лепим сокольскую керамику» Кувшин | |
2 | Блюдце | |
2 неделя | 1 | Миска |
2 | Продолжение работы (раскрашивание) | |
3 неделя | 1 | Чашка и блюдце |
2 | Продолжение работы (раскрашивание) | |
4 неделя | 1 | Горшок |
2 | Продолжение работы (раскрашивание) |
Декабрь
Цикл занятий «Готовимся к Новому году»
Задачи:
1.Вызвать интерес к зимней и новогодней тематике.
2.Показать разные приемы оформления поделок.
3.Развивать чувство формы, пропорции.
4.Воспитывать аккуратность.
1 | «Снежинка» (налеп) | |
2 | «Снеговик» | |
2 неделя | 1 | «Тигренок» |
2 | «Новогодние игрушки» | |
3 неделя | 1 | Продолжение работы (раскрашивание) |
2 | «Лыжник» (с использованием природного материала) | |
4 неделя | 1 | «Ёлочка» |
2 | Оформление работы в сюжет. |
Январь
Цикл занятий «Мы играем»
Задачи:
- Продолжать учить детей создавать выразительные образы, сочетая разные приемы и способы лепки.
- Вызвать у детей интерес к изготовлению игрушек для пальчикового театра, сюжетно-ролевых игр.
- Воспитывать заботливое отношение к результатам своего труда.
1. | «Пальчиковый театр «Колобок» | |
3 неделя | 1 | Продолжение работы (раскрашивание) |
2 | «Хлебобулочные изделия для игры в «Магазин» | |
4 неделя | 1 | «Овощи и фрукты для игры в «Магазин» |
2 | Продолжение работы (раскрашивание) |
Февраль
Цикл занятий «Животные»
Задачи:
- Учить анализировать особенности строения животных, соотносить части по величине, пропорциям.
- Развивать глазомер, умение синхронизировать работу обеих рук.
- Воспитывать уважительное и бережное отношение к животным.
1 | «Ёжик» | |
2 | «Зайчик» | |
2 неделя | 1 | «Медведь» |
2 | «Уж» | |
3 неделя | 1 | «Тигренок» |
2 | «Бельчонок» | |
4 недделя | 1 | Продолжение работы (раскрашивание) |
2 | Оформление «Мини - зоопарк» |
Март
Цикл занятий «Цветы для мамы»»
Задачи:
- Продолжать учить планировать свою работу.
- Развивать воображение.
- Знакомить с работой в технике «Декупаж».
- Воспитывать трепетное отношение к маме, желание сделать ей приятное.
1 | «Декоративная тарелка» (декупаж) | |
2 | Продолжение работы. | |
2 неделя | 1 | Кулон для мамы |
2 | Продолжение работы (раскрашивание) | |
3 неделя | 1 | «Букет» (налеп) |
2 | Продолжение работы (раскрашивание) | |
4 неделя | 1 | «Цветочная поляна» (декупаж, коллективная работа) |
2 | Продолжение работы |
Апрель
Цикл занятий «Идет весна красна»
Задачи:
- Продолжать учить детей работать с салфетками в технике «Декупаж».
- Развивать технические умения и навыки.
- Воспитывать аккуратность.
1 | «Одуванчик» | |
2 | Продолжение работы (раскрашивание) | |
2 неделя | 1 | Космос «Звездное небо» (растягивание) |
2 | Продолжение работы (раскрашивание) | |
3 неделя | 1 | «Пасхальный сувенир» (декупаж) |
2 | Продолжение работы. | |
4 неделя | 1 | «Декоративная тарелка» (декупаж) (коллективная работа) |
2 | Продолжение работы. |
Май
Цикл занятий «Насекомые»
Задачи:
- Продолжать учить создавать объемные фигуры из соленого теста.
- Учить лепить насекомых, передавая характерные особенности их строения и окраски.
- Учить оформлять работы дополнительными материалами.
- Воспитывать интерес к живой природе
- Развивать способность к фантазированию.
1 | «Гусеница» | |
2 | «Бабочка» | |
2 неделя | 1 | «Улитка» |
2 | «Пчелка» | |
3 неделя | 1 | Продолжение работы (раскрашивание) |
2 | «Баночка для чая «Божья коровка»» (декупаж) | |
4 неделя | 1 | Продолжение работы. |
2 | Выставка детских работ |
Критерии качества освоения ребенком ручного труда
- Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.
- Владеет приемами работы с различными материалами.
- Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.
- Умеет самостоятельно провести анализ поделки.
- Использует свои конструктивные решения в процессе работы.
- Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.
- Выполняет работу по замыслу.
- Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей.
- Показывает уровень воображения и фантазии.
- Использует в работе разные способы ручного труда.
Диагностика по ручному труду
(средняя группа)
Список детей | Свойства материалов | Овладение приемов работы с материалами | Развитие конструктивных способностей (резать, клеить, рвать, измерять, пилить, вырезать, прибивать) | Мелкая моторика | ||||
природный | бросовый | пластилин | декупаж | |||||
Сформирован -
На стадии формирования -
Не сформирован -
Педагогическое обследование детей по ручному труду
(средняя группа)
п/п | Задания, вопросы | Используемый материал при выполнении задания | Знания, умения, навыки сформированы | На стадии формировании |
1 | Узнай и назови вид материала и его свойства | Природный, бросовый, пластилин, салфетки | Знает и называет не менее 5 видов материала и 5 свойств | Знает и называет не менее 3 видов материала и свойств |
2 | Овладение приемами работы с материалами | Клей, ножницы, стека, палочки | Владеет приемами (режет, наклеивает) | Владеет приемами |
3 | Развитие конструированных способностей и художественного вкуса | Природный, бросовый и вспомогательный материал | Придумывает и выполняет несложную конструкцию, самостоятельно украшает ее | Делает попытки или выполняет работу с помощью взрослого |
4 | Мелкая моторика рук | Мелкие вспомогательные детали, мозаика | Прочно скрепляет детали самостоятельно | Пытается скреплять самостоятельно или с помощью |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Умелые ручки" 5-7 лет
Программа кружка ручного труда "Умелые ручки" для детей 5-7 лет....
Дополнительная образовательная программа "Золотые ручки" для детей 3-7 лет разновозрастной группы.
Дизайн – это современное искусство художественного конструирования, разработка образцов рационального построения предметной среды; это сознательные и интуитивные усилия по решению проблемы,...
Дополнительная образовательная программа "Умелые ручки"
Дополнительная образовательная программа«Умелые ручки»(старший дошкольный возраст, срок реализации – 2 года)...
Дополнительная образовательная программа "Очумелые ручки"
Цель прогаммы - всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги....
Дополнительная образовательная программа "Золотые ручки" 2 мл.гр.
Кружок во 2 мл. гр. "Золотые ручки"...
Дополнительная образовательная программа «Волшебные ручки»
Дополнительная образовательная программа ...