Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка «Умелые ручки» в рамках предоставления платных образовательных услуг
рабочая программа
Развитие творческих способностей детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка «Умелые ручки» | 252.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
центр развития ребёнка – детский сад «Аленький цветочек»
(МДОАУ црр – д/с «Аленький цветочек»)
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДЕНА:
Педагогическим советом и.о. Директора МДОАУ црр – д/с
протокол №1 от 29.08.2024г. «Аленький цветочек»
Н.С. Вансович
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат [Номер сертификата 1] Владелец [Владелец сертификата 1] Действителен с [ДатаС 1] по [ДатаПо 1] |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
кружка «Умелые ручки»
в рамках предоставления платных образовательных услуг
Направленность: художественная
Возраст обучающихся: 4 – 7 лет
Срок освоения программы: октябрь 2024г. – май 2025г.
Уровень программы: ознакомительный
Разработчик: Ломовицкая Олеся Юрьевна,
социальный педагог
Введено в действие приказом
От 29.08.2024г. № 349-од
г. Пыть - Ях
2024г.
Содержание:
1. Пояснительная записка……………………………………………………… 3
1.1. Направленность программы 3
1.2. Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность Программы 3
1.3. Цель и задачи Программы 4
1.4. Отличительные особенности Программы 5
1.5. Возраст детей, участвующих в реализации Программы 6
1.6. Сроки реализации Программы 7
1.8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности 7
1.9. Формы проведения итогов реализации Программы 8
2. Учебно-тематический план Программы 8
3.Содержание Программы (учебно-тематического плана) ……………...…...10
4. Методическое обеспечение Программы……………………………………18
4.1. Рекомендации по организации образовательного процесса при
реализации Программы 18
4.2. Обеспечение Программы методическими видами продукции 18
4.3. Дидактические материалы 18
5. Список используемой литературы………………………………………….20
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Работа с разными видами бумаги и тканей, а также, тестом – одна из ярких средств развития детского творчества, а также способствует развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.
Сухомлинский В. А. отмечал, что «Творчество — это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности, это своеобразный магнит, который притягивает человека к человеку».
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический. Поэтому дополнительная общеобразовательная программа «Умелые ручки» направлена на развитие творческих способностей детей средствами бумагопластики, тестопластики и работай с бросовым материалом.
1.1. Направленность программы.
Программа имеет художественную направленность, так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, их художественных способностей в избранных и конструктивных видах деятельности, формируют процесс творческого самовыражения и общения детей.
1.2. Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность Программы.
Актуальность программы обусловлена значением изобразительной деятельности и конструктивной деятельности в развитии дошкольников.
Изобразительное творчество и конструирование - специфическая деятельность детей, направленная на эстетическое освоение окружающего мира посредством изобразительного искусства. Образы детского творчества рассматриваются как художественные, если в них находят отражение жизненные обобщения. Художественные образы аккумулируют достижения детей в познавательной, эстетической, эмоциональной и социальных сферах. Основу художественного образа составляют «три кита» - эмоциональность, интерес, активность. (Е.А.Флѐрина)
Занятие творческим трудом имеет огромное значение для обучения и воспитания детей. Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети получают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, возникает желание жить по законам красоты. В процессе творческой деятельности у детей развивается эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция).
Новизна данной программы заключается:
в развитии художественно – творческих способностей детей через обучение нетрадиционным техникам аппликации и конструирования;
в создании и апробации содержания цикла интегрированных занятий кружка художественного труда «Умелые ручки»;
в подборе диагностических методик для определения уровней развития творческих способностей детей дошкольного возраста в художественном труде.
Отличительные особенности данной образовательной программы, от существующих, в этой области, заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по воздействие конструктивной деятельности на развитие ребенка.
Развитие мелкой моторики рук является основой для обучения ребенка письму, развитие речи. Эта работа, как ни что другое, удовлетворяет познавательную активность ребенка, способствует развитию технического мышления, логики, умению анализировать. При создании поделки ребенок учится планировать свою работу, подбирать технику выполнения, материал, придумывает оформление работы. Активно развивается его мышление, фантазия, способность к изобретательности, экспериментированию
Содержание занятий кружка «Умелые ручки» по каждому разделу составлено с учётом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения, составлена на основе наглядно методических пособий по изобразительной деятельности: «Изобразительная деятельность в детском саду», «Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре самолете и на машине времени», «Художественный труд в детском саду. Эко пластика, аранжировки и скульптуры из природного материала» (раздел IV «Тесто пластика», стр.98 - 159) И.А.Лыковой, «Оригами. Новые модели» Т.Б. Сержантовой, «Квилинг или бумажная филигрань» Е.А.Бойко,
«Бумагопластика. Цветочные мотивы» Г.Н.Давыдовой.
1.3. Цель и задачи Программы.
Программа предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Ведущая идея данной программы - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. Она предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Одной из основных целей конструкторской деятельности является развитие личности ребенка, его способностей, творческих задатков, интеллекта.
Задача взрослого дать детям навыки и умения для изобразительной и конструктивной деятельности, дать обобщенные способы изготовления поделки, аппликации, лепки, усваивая которые ребенок самостоятельно сможет делать различные творческие работы, это будет способствовать к самообучению, умению организовывать свою поисковую деятельность, находить новые знания и усваивать их.
Цель:
Развитие творческих способностей детей средствами бумажной пластики, квиллинга, оригами, объемной аппликации из различных материалов, лепки из соленого теста.
Задачи:
1. Развитие представлений о:
нетрадиционных техниках аппликации.
различных материалах, которыми можно работать и уметь ими правильно пользоваться;
рельефной лепкой;
выполнении изделий из соленого теста.
2. Формирование навыков работы с бумагой при выполнении поделок различными техниками:
работа с мятой бумагой,
аппликация из салфеток, ватных дисков,
бумагопластика и художественное макетирование
«оригами»
«квиллинг»
Формирование сенсорных способностей, целенаправленного аналитико-синтетического восприятия создаваемого предмета, обобщенного представления об однородных предметах и сходных способах их создания.
3. Развитие интереса к выполнению творческих работ разными материалами и способами.
Способствование развитию мелкой мускулатуры рук.
Способствование формированию у детей чувства прекрасного, развивать воображение, самостоятельность, настойчивость, аккуратность, трудолюбие.
1.4. Отличительные особенности Программы.
Программа рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, логического мышления и усидчивости. В процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности.
Рабочей программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение не только основами изобразительного искусства и творчества, но и на приобщение обучающихся к активной познавательной работе. Процесс обучения художественному труду строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил у дошкольников развиваются творческие начала.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
занятия в свободное время;
обучение организовано на добровольных началах всех сторон (воспитанники, родители, педагоги);
обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия.
Программа составлена на основе главных методических принципов:
Доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
Наглядность: предполагает использование различных схем, карт, образцов.
Последовательность: изучение познавательного материала последовательно (от простого к сложному).
Заинтересованность: изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным, это формирует желание у детей выполнять предполагаемую работу.
Перспективно-тематическое планирование: предполагает принцип тематических циклов.
Личностно-ориентированный подход: предполагает соучастие и взаимодействие педагога с детьми.
1.5. Возраст детей, участвующих в реализации Программы.
Программа кружка охватывает дошкольный возраст с 4 до 7 лет.
Возрастные особенности детей 4-5 лет:
На пятом году жизни возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определенный замысел, который включает представления не только о цели действия, но и также о способах ее достижения. Намного разнообразнее становятся сюжеты рисунков и поделок, хотя замыслы остаются еще недостаточно отчетливыми и устойчивыми. Восприятие становиться более расчлененным. Дети овладевают умением обследовать предметы, последовательно выделять в них отдельные части и устанавливать соотношения между ними. Ребенок совершенствует технические навыки и умения в различных видах художественной деятельности. Педагог организует совместную работу, координирует действия ребенка, направляет его на поиск наиболее удачного решения в выборе способа изображения. В этом возрасте закрепляются и совершенствуются представления, а так же умения и навыки изображения украшения.
Развиваются самостоятельность, инициативность, умение создавать выразительный образ, передавать свое отношение к изображаемому, используя полученные знания. В изображении предметного мира ребенок передает как общие, типичные, так и характерные, индивидуальные признаки предметов или живых объектов.
Возрастные особенности детей 5 - 6 лет:
Развитие личности и деятельности в старшем дошкольном возрасте характеризуется появлением новых качеств и потребностей. Ребенка интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Внимание становиться целенаправленным, устойчивым. Дети прекрасно передают признаки предметов, проявляя при этом находчивость, фантазию, в композициях используют гармонию красок, понимают симметрию. Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее), обдумать пути достижения, осуществить свой замысел, оценить полученный результат.
Возрастные особенности детей 6 – 7 лет:
Возраст является переходным от ступени дошкольного образования к ступени начального образования. Продолжается формирование волевых действий ребенка, появляется мотив «надо». Дети семи лет могут осознанно регулировать свое поведение, проявлять ответственность при выполнении какого - либо дела. Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача педагога – создавать условия и творческие ситуации для разнообразной самостоятельной творческой деятельности. Поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами.
1.6. Сроки реализации Программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умелые ручки» рассчитана на 1 года обучения.
1.7. Формы и режим занятий.
Кружок посещают дети 4–7 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Периодичность занятий составляет 25–30 минут в неделю, всего 64 занятия за учебный год.
Формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия, игры, конкурсы.
Способы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.)
наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций,
наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная творческая работа детей.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми воспитанниками
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
и другие.
1.8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
- знаком с различными материалами и их свойствами.
освоил навыки работы с ножницами и клеем.
- пользуется самостоятельно нетрадиционными техниками (работа с мятой бумагой, аппликация из салфеток, ватных дисков, бумагопластика и художественное макетирование, работа в технике «Оригами», экопластика, тестпласика)
- развита поисковая деятельность.
- сформировано положительное отношение к труду.
- развита мелкая моторика рук.
Имеют общие представления:
об искусстве оригами;
об искусстве квиллинга (бумагокручения);
о разнообразии видов бумаги;
о различных приѐмах работы с бумагой;
о нетрадиционных способах аппликации;
о способах лепки из соленого теста.
1.9. Формы проведения итогов реализации Программы.
Проведение выставок детских работ.
Проведение открытых занятий.
Участие в конкурсах.
2. Учебно-тематический план Программы.
Работа с бумагой в нетрадиционной технике.
Используя бумагу разной фактуры, различные материалы и разные способы работы с ними, дети учатся создавать сюжетные и декоративные композиции, делать поделки из бумаги в нетрадиционной форме.
Работа с мятой бумагой.
Технология изготовления игрушек из бумаги, помогающая педагогу показать детям один путь самореализации в творческой деятельности, формирования познавательной и коммуникативной активности. Кроме того, изготовление игрушек из мятой бумаги - прекрасное упражнение для развития мелкой моторики пальцев.
Аппликация из салфеток.
Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов:
возможность создавать шедевры без ножниц;
развитие мелкой моторики маленьких ручек;
развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры; - широкие возможности для проявления креатива.
Работа в технике «Оригами».
Традиционная техника складывания бумажных фигурок, популярная в Японии. Работа с детьми 4-5 лет построена на конструировании из одного и нескольких квадратов, фигурок на основе базовой формы «треугольник», при изготовлении которых применяются доступные способы работы с бумагой, для детей 6-7 лет более сложные фигуры на основе квадрата, базовых форм «треугольник», «воздушный змей».
Бумагопластика и художественное макетирование.
Работа строится на имеющихся у детей навыков, полученных на занятиях аппликацией, оригами: складывание бумаги в разных направлениях, симметричное, силуэтное, контурное, многослойное вырезывание, склеивание и т. д. А так же включает работу в технике «квиллинг».
Работа с бросовым материалом.
Практическая работа с разнообразным бросовым материалом побуждает детей к творчеству, предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования, знакомит с приёмами работы различными инструментами, учит осторожному обращению с ними. Некоторые из поделок предполагают использование их в быту, и важным моментом при их изготовлении является прочность конструкции. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить.
Аппликация из крупы.
Для самых маленьких детей полезно перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения, конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше года, интересно видеть результат своего труда сразу. Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки с малышами. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.
Поделки, включённые в кружковую деятельность, могут иметь разное назначение:
для игр детей.
для украшения интерьера группы, детского учреждения, дома; их можно использовать в качестве подарков.
Так как материал для работы относится к категории бросового, при его подборе предъявляется определённые требования:
должен быть безопасным для детей (не токсичным, не вызывать аллергию);
тщательно промытым и высушенным;
доступным в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться и т. д.)
При работе с бросовым материалом учитывается возрастные особенности детей:
Если работа требует сложных манипуляций в подготовительной стадии, например, проколоть отверстия нагретым шилом, эту предварительную работу выполнял педагог.
Тестопластика.
Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полу объёмных объектов на горизонтальной поверхности или скульптур малых форм. Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивают простейшие приёмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это даѐт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте и использование навыков лепки при лепке из соленого теста: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путѐм.
№ | Тема | кол-во часов |
1 | Работа с бумагой в нетрадиционной технике. | 6 часов |
2 | Бумагопластика и художественное макетирование. | 23 часа |
3 | Оригами. | 8 часов |
4 | Тестопластика. | 8 часов |
5 | Плетение. | 5 часов |
6 | Аппликации из ткани. | 3 часа |
7 | Поделки из ниток | 2 часа |
8 | Работа с бросовым материалом | 8 часов |
9 | Итоговое занятие. Смешанная техника. | 1час |
Итого: | 64часа |
3. Содержание Программы (учебно-тематического плана).
| Тема блока. | Тема занятия. | Цель. | Кол-во часов. |
Работа с бумагой в нетрадиционной технике. | «Ознакомление со свойствами бумаги» | помочь детям с помощью разнообразных приемов определить свойства бумаги: бумага бывает белая, красная, синяя и всяких других цветов, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая; бумага шуршит, легко мнется, смятую бумагу трудно распрямить; бумага легко рвется и расползается в воде, она непрочная. | 1 | |
«Ёжик» | Обучение приемам моделирования из бумаги в технике бумагопластики, приему складывания бумаги «гармошкой». Развивать воображение, чувство формы и пропорций. Координировать движение глаз и рук. | 1 | ||
«Птички» | Продолжение обучения приемам моделирования из бумаги в технике бумагопластики, приему складывания бумаги «гармошкой». Развивать воображение, чувство формы и пропорций. Координировать движение глаз и рук. | 1 | ||
«Яблоко для ежика» | Закрепление умения моделирования из бумаги в технике бумагопластики, | 2 |
приема складывания бумаги «гармошкой». Развивать воображение, чувство формы и пропорций. Координировать движение глаз и рук. | ||||
«Астры» | Учить делать из креповой бумаги осенние цветы, проявлять творчество, самостоятельность. | 1 | ||
Бумагопластика и художественное макетирование.
| «Осенний букет» | Обучение приемам моделирования из бумаги в технике бумагопластики, приему складывания полос бумаги «петельками». Развивать воображение, чувство формы и пропорций. Координировать движение глаз и рук. | 2 | |
"Осенние совушки" | Обучение приемам моделирования из бумаги в технике бумагопластики, приему складывания кругов бумаги для создания образа совы. Обучать детей контурному вырезанию. Развивать воображение, чувство формы и пропорций. Координировать движение глаз и рук. | 1 | ||
Плетение. | «Осенние листочки» | Познакомить детей с новой техникой изготовления поделок – способом плетения. Учить детей переплетать полоски бумаги для создания узора по схеме. Координировать движение глаз и рук. | 1 | |
«Лесные жители» | Продолжать учить детей изготовлять поделки новой техникой – способом плетения. Учить детей переплетать полоски бумаги для создания узора по схеме. Координировать движение глаз и рук
| 2 | ||
«Морская сказка» | Продолжать учить детей изготовлять поделки новой техникой – способом плетения. Учить детей переплетать полоски бумаги для создания узора по схеме. Создавать коллективную сюжетную аппликацию. Координировать движение глаз и рук.
| 2 |
Бумагопластика и художественное макетирование. | «Волшебные узоры» | Знакомство с приемом скручивания в жгутик креповой бумаги, расположение на салфетке спиралью. Учить, пользуясь клеем, правильно закреплять элементы композиции. | 2 | |
«Чудо дерево» | Знакомство с приемом скручивания в жгутик креповой бумаги, создавая образ осеннего дерева. Учить, пользуясь клеем, правильно закреплять элементы композиции. | 2 | ||
«Открытка для любимой бабушки» | Познакомить детей с новой техникой Iris folding. Учить детей создавать открытки данной техникой. | 2 | ||
«Открытка для любимой мамочки» | Продолжать знакомить детей с новой техникой Iris folding. Учить детей создавать открытки данной техникой. | 2 | ||
Бумагопластика и художественное макетирование | «Письмо Деду морозу» | Формирование образа Деда Мороза, используя шаблон, вату и цветную бумагу. Учить дополнять работу рисованными элементами. | 1 | |
Поделки из ниток | «Новогодние шары» | Знакомство с нетрадиционной техникой работы с нитками, накручивание ниток смоченных клеем на объемную основу - шар. Побуждать к поиску средств образной выразительности. | 2 | |
Бумагопластика и художественное макетирование | «Снежинки» Основные формы «капля», «треугольник», «долька» | Обучение приемам моделирования из полосок бумаги в технике квилинг. Учить детей правильно накрутить рол, рассказать о технологии изготовления форм «капля», «треугольник», «долька». Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах. | 2 | |
«Новогодняя открытка» | Продолжать обучение приемам моделирования из полосок бумаги в технике квилинг, рассказать о технологии изготовления форм ―квадрат‖, ―прямоугольник‖. Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах. Развивать воображение, чувство формы и пропорций. | 3 |
Координировать движение глаз и рук. | ||||
Бумагопластика и художественное макетирование | «Снеговик»
| Продолжать закреплять умение накручивать «диск» из нескольких лент, плотно их укладывая, чтобы работа не распадалась. Скручивать «овалы» из одной-двух полосок, формируя из них ножки снеговика, из «лепестка»-морковку. Дополнять работу элементами (метла, пуговички, глазки шляпа и т. д.). | 2 | |
«Ёлочка» | Закреплять навык скручивания элементов «глаз» и «диск». Учить склеивать из отдельных элементов ветки для ѐлки и приклеивать их на ствол, соблюдая порядок-с низу большие ветки, к верху уменьшаются. | 2 | ||
«Зайчик» | Учить детей накручивать большой диск, плотно накладывая полоски картона, друг на друга. Учить составлять из знакомых элементов квиллинга голову зайчика, соблюдая пропорции. Дополнять работу элементами (глазки, ротик и т. д.). | 2 | ||
Оригами. | «Сказка квадратика» (базовые формы заготовки). | Познакомить детей с искусством оригами; показать разнообразие видов бумаги, ее свойств; закрепить основные геометрические понятия, свойства квадрата, определить нахождение углов, сторон; учить складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат.
| 1 | |
«Звездочка». | Закрепить умение складывать базовую форму «воздушный змей». Учить чередовать цвета, соединять детали, прикладывая короткую сторону заготовки к линии перегиба предыдущей. Воспитывать усидчивость, ответственность.
| 1 | ||
«Кораблик». | закрепить умение складывать квадрат по диагонали, узкую полоску верхней правой стороны загибать на | 1 |
поверхность треугольника. Воспитывать умение аккуратно работать с бумагой. | ||||
«Отгадай загадку» | Учить изготавливать новые поделки в технике оригами, используя знакомый прием складывания бумажных квадратов по диагонали | 1 | ||
«Забавные зверушки» | Продолжать учить детей мастерить поделки в технике оригами; познакомить с одним из способов соединения деталей – склеиванием. | 1 | ||
«Поздравительная открытка к 23 февраля» | Учить складывать парусник из 2 квадратов, соединяя их между собой с помощью клея. Продолжать учить составлять композицию на ½ альбомного листа, аккуратно наклеивая детали. | 1 | ||
«Скоро День защитника Отечества». | Воспитывать у детей чувство уважения к защитникам нашей Родины - к своим отцам и дедам, старшим братьям, побуждать сделать им приятное; совершенствовать навыки работы с бумагой, ножницами; закрепить умение мастерить поделки с использованием пооперационных карт и схем. | 1 | ||
«Цветок». | Способствовать формированию добрых чувств к близким и радовать их поделками, сделанными своими руками в технике оригами. Развивать память, внимание. | 1 | ||
Тестопластика. | «Лепка «Сувенира - подсвечника» из соленого теста» | Закрепить умения, полученные ранее (лепить шар, выдавливать в нем углубление, защипывать края). Ввести в словарь детей слова: сувенир, подсвечник. Учить детей понимать смысл пословицы «Не дорог подарок – дорога любовь». Развивать мелкую моторику кистей рук, фантазию (в декорировании сувенира). Воспитывать у детей стремление с любовью относиться к своим близким. | 2 | |
«Ромашка» | Учить создавать композицию из отдельных деталей; использовать знания и представления об | 2 |
особенностях внешнего вида цветов; закреплять навыки, полученные на занятиях по лепке; развивать эстетическое восприятие; воспитывать любовь к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве. | ||||
“Сказочное деревце” | Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. | 2 | ||
«Цветы в корзине» | Учить создавать композицию из отдельных деталей; использовать знания и представления об особенностях внешнего вида цветов; закреплять навыки, полученные на занятиях по лепке; развивать эстетическое восприятие; воспитывать любовь к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве. | 2 | ||
Работа с бросовым материалом | «НЛО» | Учить детей создавать различные летательные (космические) аппараты конструктивным и комбинированными способами используя разнообразные материалы и знакомые способы соединения деталей. Развитие фантазии и пространственного мышления. | 1 | |
Аппликации из ткани. | Знакомство со свойствами тканей» | помочь детям с помощью разнообразных действий определить особенности ткани (ткань бывает белая, красная, в цветочек, клетчатая, в полоску и т. д.; тонкая и толстая; гладкая и не гладкая). Одну ткань легко смять, другая не мнется совсем. Ткань труднее рвать, чем бумагу. Ткань намокает, но не расползается в воде. Ткань прочная. Обогатить и уточнить словарь детей. | 1 | |
Аппликации из ткани. | «Весѐлый клоун» | Продолжать знакомить детей с аппликацией из разных материалов – | 1 |
ткань, пуговицы. Развивать мелкую моторику. Развивать творческие способности. | ||||
Аппликации из ткани. | «Веселые бабочки» | Учить выполнять аппликацию из ткани по контуру и наклеивание их на тканевую основу.
| 1 | |
Работа с бросовым материалом | «Веселые зверушки» | Продолжать использовать бросовые материалы для поделок, дополнять их различными элементами, проявлять творчество и фантазию.
| 1 | |
«Стрекозы» | Продолжать знакомить с приемами использования бросового материала. Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления создаваемом образе разными изобразительновыразительными средствами.
| 1 | ||
« Весѐлые котята» | Продолжать использовать бросовые материалы для поделок, дополнять их различными элементами для создания задуманного образа, проявлять творчество и фантазию.
| 1 | ||
«В гости к нам пришла весна» | Создать благоприятные условия для развития у детей творческих способностей. Продолжать использовать бросовые материалы для поделок. Помочь ребѐнку ощутить себя мастером и творцом.
| 1 | ||
Работа с бросовым материалом | «Карандашница» | Продолжать использовать бросовые материалы для поделок, дополнять их различными элементами, проявлять творчество и фантазию.
| 2 | |
«Цветы» | Закреплять умение детей работать с разным материалом. Учить получать удовольствие при работе с таким материалом. Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность | 1 | ||
в работе. | ||||
Итоговое занятие Смешанная техника | «В стране фантазии» | Побуждать детей создать поделку самую любимую с изготовлением которой они познакомились в течение года. Воспитывать желание оказывать друг другу помощь. | 1 | |
Итого: | 64 |
4. Методическое обеспечение Программы.
4.1. Рекомендации по организации образовательного процесса при реализации Программы.
Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей.
Целесообразно перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом: тканью и бумагой провести занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки. На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий.
При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками можно использовать и поэтапный показ. Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна дня них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников.
Использование тематического принципа построения занятий позволяет варьировать их в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительного результата. Такие циклы очень мобильны, ими легко пользоваться.
4.2. Обеспечение Программы методическими видами продукции.
При организации работы используется дидактический материал. Он включает в себя образцы изделий, выполненные педагогом, рисунки, схемы, специальную и дополнительную литературу.
4.3. Дидактические материалы.
Пословицы и поговорки:
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Каков мастер, такова и работа.
Умелые руки работы не боятся.
В хорошей артели всяк при деле.
Сперва думай, потом делай.
Труд – дело чести, будь всегда на первом месте.
Сломать легко, сделать трудно.
Есть терпение будет и умение.
Кто первый в труде, тому слава везде.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Мало хотеть надо уметь.
Была бы охота, заладится всякая работа.
Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
С умом больше сделаешь, чем одной силой.
Глаза страшатся, а руки делают.
Труд все побеждает.
Не сиди сложа руки, не будет и скуки.
От желания к исполнению приложи умение.
Наскоро сделать – переделывать.
Делал наспех, сделал на смех.
Голова научит, а руки сделают.
Всякому молодцу ремесло к лицу.
Работа хвалит мастера.
Над чем постараешься, тому и порадуешься.
Каждое дело любовью освещается.
Пальчиковые игры
Сказки оживают
Кусочки пластилина катает наша Зина:
Шарики, колбаски, и оживают сказки.
Пальчики стараются, лепят, развиваются.
Все из пластилина
Из пластилина овощи, из пластилина буквы.
Смогу слепить без помощи я даже торт для куклы.
Бумажный дом
Строим дом многоэтажный из кубов и пирамид.
Не кирпичный дом, бумажный. Но отлично он стоит.
Снежинка
Я в руках листок держу, вчетверо его сложу,
Отогну еще разок, получился уголок.
Режу ровно, не спеша, как снежинка хороша!
Коврик
Коврик плету из полосок бумажных.
Видела коврик такой я однажды.
Яркими красками коврик горит,
можно подружке его подарить.
Театр
Кукол рисую, потом вырезаю.
С ними в театр интересно играю.
Нравится маме театр бумажный. Ловкие руки – как это важно!
Карандаш
Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик быть послушным научу.
Орехи
Научился два ореха между пальцами держать.
Это в школе мне поможет буквы ровные писать.
Бусинки – горошки
Покатаю я в руках бусинки, горошки.
Станьте ловкими скорей, пальчики, ладошки.
Используемые материалы:
Соленое тесто; яйца «Киндер-сюрприза»; цветная бумага, журнальная бумага, газетная бумага, салфетки, картон, гофрированная бумага; вата, ватные тиски и ватные палочки; фольга; бумага для квиллинга; одноразовые тарелки; втулки от туалетной бумаги; шпажки и зубочистки; клей, клей – карандаш; краски; фетр; шишки; семена растений; кусочки ткани, кожаные кусочки, пуговицы, бисер.
Инструменты и приспособления:
Ножницы, шило (только для взрослого) карандаш;
линейка; набор стеков и формочек, доска для лепки; клеѐнка для аппликации; клейкая лента, двухсторонний скотч; кисточки для клея и красок; степлер; фломастеры; гуашь, акварель.
5. Список используемой литературы.
Наглядно-методические пособия по изобразительной деятельности:
Лыкова И.А. «Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре самолете и на машине времени», - М.: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2008.-
192 с., 16 л. вкл.
Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду. Экопластика, аранжировки и скульптуры из природного материала» (раздел IV
«Тестопластика», стр.98 - 159), - М.: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2008.- 160 с., 8 л. вкл.
Сержантова Т.Б. «Оригами. Новые модели», - 2 изд.- М.; Айриспресс, 2006.-192с.; ил. + цв. вклейка 8с.
Электронные книги:
Бойко Е.А. «Квилинг или бумажная филигрань» (электронная версия)
Давыдова Г.Н. «Бумагопластика. Цветочные мотивы» (электронная версия)
Диброва А. «Поделки из соленого теста»,- Харьков, Белгород, издательство клуба «Семейного досуга», 2011,- 64с. (электронная версия)
«Забавные поделки из подручных материалов», - Харьков, Белгород, издательство клуба «Семейного досуга», 2010,- 315с. (электронная версия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа кружка "Умелые ручки"
Дополнительная общеразвивающая программа «Умелые ручки» для детей 5-7 лет имеет художественно-эстетическую направленность. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творчес...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка декоративно-прикладного творчества «Магия творчества» (для детей 7-10 лет)
Неотъемлемой частью коррекционно-воспитательного процесса является эстетическое воспитание и развитие творческих способностей детей. Развитие мелкой моторики и координации движений руки - важный момен...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка по развитию мелкой моторики «Веселые ладошки» для детей 2 младшей группы
Кружок «Веселые ладошки» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Очень умелые ручки»
Цель программы:: Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники, развивать мелкую моторику рук и...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка "Умелые ручки"
Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Большое значение для всестороннего развития дошкольника имеет организация си...
Рабочая программа дополнительного образования общеразвивающей направленности кружка «Умелые ручки» 5-6 лет
Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к...
Разработка учебного занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа умелого карандаша»
Цель: Учить рисовать геометрические узоры с помощью клетки. Задачи:Предметные:- формировать тонко координированные движения рук, мелкую мускулатуру пальцев;- формировать и совершенствовать простр...