Дидактические игры и пособия по сенсорному развитию детей 4-5 лет своими руками
учебно-методическое пособие (средняя группа)

Тасакова Татьяна Леонидовна

Значение сенсорного развития дошкольника трудно переоценить. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Другими словами, сенсомоторика, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой – имеет самостоятельное значение для многих видов продуктивной и трудовой деятельности его в дальнейшей жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические и пособия для сенсорного развития дошкольников

4-5 лет.

Сегодня я хочу поделиться с Вами своими наработками, которые использую в свободной игровой деятельности с детьми.

Как вы уже могли понять из названия публикации, разговор пойдет о методах и приемах развития сенсомоторных качеств ребенка.

Сенсомоторика – это взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности.

Задачи сенсомоторного развития:

- развивать мелкую моторику;

- развивать координацию движений кистей рук;

- формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;

- активизировать сенсорное восприятие, стимулируя слух, зрение, осязание и др.

Значение сенсорного развития дошкольника трудно переоценить. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Другими словами, сенсомоторика, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой – имеет самостоятельное значение для многих видов продуктивной и трудовой деятельности его в дальнейшей жизни.

      В средней группе игры и упражнения, помогающие детям узнать о различных свойствах предметов, усложняются в нескольких направлениях. Дошкольников необходимо продолжать знакомить с цветами спектра и их оттенками по светлоте, формировать умение использовать полученные знания при определении цвета предмета. На пятом году жизни дети усваивают названия цветов с указанием светлоты, знакомятся с расположением цветовых тонов в спектре и их взаимосвязью.

      Знакомство с формой в этом возрасте предполагает введение дополнительно к 5 уже известным фигурам двух новых фигур, усвоение представлений о разновидностях треугольников и овалов. Необходимо учить детей анализировать сложные формы, раскладывать их на элементы.

      В средней группе, знакомя дошкольников с величиной, необходимо предлагать задания на выделение высоты, ширины, длинны предметов и других параметров величины.

Производители игрушек давно подхватили эту идею и воплотили её в жизнь, выпуская многочисленные развивающие игрушки. Но многие из них можно сделать своими руками. И с такой игрушкой дети играют с ещё большим удовольствием.

     Предлагаю несколько игр по сенсорному воспитанию дошкольников 4 - 5 лет сделанных своими руками.

Дидактическое пособие по сенсорному развитию

«Весёлая гусеница» (Слайд 3)

С помощью данного пособия ребенок может реально ощутить такие абстрактные понятия как «размер»«цвет»«форма»«величина», даже «вес» - проанализировать и сравнить их.

Дидактические задачи: Развитие

- умения узнавать и называть цвета. 

- мелкой моторики пальцев рук.

- положение в пространстве

Игровой материал: 

Сшитые из фетра объемные круги с разным наполнителем (крупа: рис, фасоль, перловка; бусинки мелкие и крупные, макароны, синтепон или холлофайбер, кусочки ткани) – это будет туловище гусеницы, которое скрепляется липучками. На первом круге оформить мордочку. К каждому кругу туловища  можно сделать лапки на липучке. Вырезанные из фетра сапожки оттенков туловища гусеницы (маленькие и большие), цветы из фетра, овощи, фрукты, ягоды. Схемы последовательности сборки  туловища в зависимости от цветовой гаммы.

        Рекомендации: Сделайте сразу круги для туловища основных цветов и их оттенков, что бы постепенно ввести в словарь детей их название. Для закрепления понятия «длиннее - короче», «больше – меньше» потребуется изготовить 2 гусеницы.

Варианты игр:

С неких пор у нас живёт

В огороде тихоход.

Удивительной раскраски,

У него есть рот и глазки.

Если очень повезёт,

Скоро бабочкой вспорхнёт! (гусеница)

  1. После того, как дети отгадали загадку, в гости пришла гусеница Как мы ее назовем? Мы назвали ее Глашей. Ой, шла она к нам далеко, было ей не легко, вот ее туловище и рассыпалось, давайте мы поможем ей.

Закрепление основных цветов и  знакомых оттенков. Другие оттенки можно вводить или закреплять в процессе следующих вариантов игры. (Наша Глаша подросла, какой цвет еще появился в туловище?)

  1. «Который по счету?» Предложить ребенку назвать который по счету находиться круг определенного цвета, какого цвета первый, последний?

  1. «Что изменилось?»

Ребенок запоминает, из каких шаров – частей состоит гусеница, затем закрывает глаза, педагог убирает один из шаров. Ребенок должен назвать цвет недостающего шара.

  1. Воспитатель показывает детям гусеницу, а затем просит показывать что кушала наша гусеница на огороде: (овощи, фрукты, ягоды). Их заранее тоже изготовить из фетра этой же цветовой гаммы, на основу –липучку, что бы можно прикрепить к звеньям туловища. Можно дать задание: прикрепи овощи на правый бочек Глащи, а фрукты на левый.

В банке гусеницу маме
Принесла Олеся.
- Воспитаем её сами,
Хватит в доме места!
Что же кушает она
Я не знаю только.
Дам ей жёлтенький банан,
Апельсина дольку,
Дам ей муху, паука,
Дам ей хлебных крошек.
Подожди меня пока,
Наловлю и мошек.
И водою напою
Раскрасавицу мою!

     Закрепляем цвет, название овощей, фруктов, ягод, геометрические формы.

  1. Глаша наелась. Собери туловище гусеницы от самой легкой части до самой тяжелой. Найди две одинаковые по весу части, с маленькими шариками, с крупными шариками, самую мягкую, самую тяжелую, заданного свойства (хрустит, шуршит, мягкий, твердый), предложить сравнить части гусеницы (найти сходства и различия).
  2. Глаша уже большая, у нее выросли ножки, прикрепи их к туловищу. Куда прикрепили?  (внизу)  Дать понятие «пара», закрепить цвет.
  3. Гусеницу Глашу пригласила на день рождения к ……и ей надо собирать цветы для букета. Прикрепить к туловищу гусеницы цветок соответствующего цвета и назвать его цвет. Где разместили цветы? (вверху, на спинке)

Здравствуйте, друзья! 

Крошка Глашенька я!

Мне листочек - дом родной,

Вы не знали разве?

Стало скучно мне одной,

Я пошла на праздник!

8. Глаша пошла гулять. Что бы ножки не замерзли, оденем ей сапожки. Подбери сапожки по цвету. На маленькую гусеницу одень маленькие сапожки, а на большую – большие.

Что бы нашей Глаше
Из дома выйти в путь

Надо ей сапожки
На ножки натянуть.
Да, тут за две минуты
Попробуй-ка, надень,
И чтоб пойти обутым,
Провозишься весь день.

  1. Собери гусеницу по предложенной схеме. (карточки с кругами)

Попросить детей внимательно посмотреть на гусениц, и рассказать о них (какого они размера, попросить сравнить какая длиннее, какая короче). Как ты узнал? Вариантов много: можно собрать гусеницу из основного цвета и его оттенков, можно одну из основных цветов, другую – из оттенков. Тут уж ваша фантазия. Можно это задание совместить с заданием №7 Закрепляем понятия «длиннее – короче», название цвета, оттенков.

  1. Закрепляем цифры. Для старших дошкольников можно предложить схему сбора гусеницы по цифрам: 1- синий, 2 – оранжевый, 3 – розовый и т. д Одновременно закрепляем цвета, оттенки цветов, цифры, порядковый счет.

Вариантов игры много, все зависит от вашего творчества и желания!!!

Данную игру можно использовать в НОД, самостоятельной деятельности, индивидуальной работе.

Дидактическое пособие «Черепашка» (слайд 4)

     Дидактическое пособие «Черепашка» многофункциональное, направленное на решение одновременно нескольких задач предназначено для работы с детьми разных возрастов, позволяет учитывать индивидуальные особенности развития ребенка. Вариации упражнений и игр не имеет пределов. Пособие постоянно пополняю новыми элементами.

Представленное дидактическое пособие «Черепашка» развивает мелкую моторику и координацию движений пальцев у детей разного возраста, с усложненными по необходимости содержанием и методическими приемами. Это пособие игрушка формирует и способствует развитию: сенсорного воспитания ребенка, ориентировки в пространстве.

Задачи данного методического пособия:

Развивать сенсорные навыки, мелкую моторику рук, творческое и логическое мышление, зрительное восприятия, память, внимание, пространственное представление, логическое и образное мышление, произвольного самоконтроля.

Ребенку или подгруппе детей предлагаются задания:

1.Зашнуруй.

Цель: закрепление понятий сверху вниз, снизу вверх; закрепление цвета, различных способов шнуровки, развитие мелкой моторики.

2.Завяжи бантик из ленточки. 

Цель: закрепление цвета, счета, закрепление понятий выше, ниже, рядом, слева, справа, ориентировка в пространстве по отношению к себе.

3. «Застегни пуговицы».

Цель: закрепление счета, цвета, последовательности, развитие глазомера, развитие мелкой моторики.

4. «Потрогай, пощупай, сообрази»

Цель: развитие тактильных ощущений, активизация речи

Ход игры: предложить детям на ощупь определить поверхность, назвать какая она – мягкая или жесткая, гладкая или шершавая. 

6.«Чудесные кармашки»

Цель: развитие тактильных ощущений, активизация речи.

Ход игры: ребёнку предлагается достать из кармашка 12 карточек; найти среди них: по три карточки на каждое время года. Задание определить и надеть на пуговицы карточки определенного времени года.

Игры и занятия с дидактической «Черепахой» формируют согласованность движений пальцев, сенсорные координации в системе «глаз-рука», в результате чего повышается работоспособность ребенка, его внимание и умственная активность, происходит стимуляция интеллектуальной и творческой деятельности.

Дидактическое игровое пособие для развития сенсомоторных качеств у детей «Сенсорный коврик» (слайд 5)

Данное дидактическое пособие представляет собой коврик, оформленный с обеих сторон объёмными предметы разных форм и оттенков или аппликации из всевозможных материалов. 

В пособии присутствуют: замки «молния», шнурки, застежки, застежки-«липучки», пуговицы, пряжки, бантики. Все элементы отстегиваются, застегиваются и т. д. Внутри окошечек-заплаток детей ждет сюрприз. (С кем подружилась лягушка? Или чем (кем) обедала?). Отстегивая пуговки или шнуровки, мотивируйте детей: кто же спрятался в колокольчике? В травке? Какого они цвета? Лягушка большая, а давай   еще поищем, может кто-то за цветочком ждет нас… и т. д.) (слайд 6).

Закрепляя основные цвета и их оттенки, вы одновременно учите детей ориентироваться в пространстве, закрепляете понятия: вверху, внизу, справа, слева, большой - маленький, одинаковые - разные по размеру, столько же, сколько и….

С целью введения новых оттенков цветовой гаммы и знакомству с временами года на коврик пришло вот такое дерево. (слайд 7) 

На него прилетают птицы, бабочки, приползают гусеницы, жуки, на нем отдыхают стрекозы, с него облетают листья (разных оттенков), на ветки ложиться снег (все элементы на липучке, что позволяет быструю сменяемость)

Обратив внимание на тучку с дождиком, вы можете закрепить с ребенком понятие «широкий – узкий», «длинный-короткий».  (слай(слайд 8)

При изучении понятий «день-ночь», закреплении ориентировки в пространстве и цветовой гаммы на нашем коврике появилось солнышко с ночным месяцем.

(слайд 8)

Мои воспитанники подрастают и происходит замена некоторым элементам нашего волшебного коврика. Вместо молний и кармашек появилась Маша, косы которой расплелись. А нас все ребята аккуратные, поэтому мы учимся заплетать и Машу.

Пособие получилось многофункциональным, предусматривающим различные дидактические игры и упражнения. С ковриком могут заниматься одновременно несколько детей.

Создавалась эта игра на основе следующих принципов:

• Вызывает у детей интерес и желание в нее играть.

• Контакт происходит с помощью органов чувств и движений.

• Дети общаются со сверстниками, учатся устанавливать доброжелательные отношения, взаимодействовать согласно правилам игры.

Совершенствуются все психические процессы: такие как речь, внимание, воображение, память, а также мелкая моторика.

• Формируется дифференцированное восприятие качества предметов.

• Предполагается последовательное введение в игру новых сенсорных эталонов.

• Содержит постепенное усложнение игровой задачи.

Дидактическое пособие «Животные» (слайд 9)

 А еще совсем недавно мы играли вот с таким кубиком.

С ним мы изучали не только цветовую гамму (лисичка –оранжевая, мышка – серая и т.д.), но узнали, какие животные дикие, а какие домашние, чем они питаются. Самое главное ваша фантазия и желание! Изготовьте куб из паралона или другого подручного материала, обтяните каждую грань куба материалом разных оттенков, изготовьте из фетра мордочки домашних и диких животных и, конечно же, надо сделать для них «угощение», которое будет крепиться на ленточках, вшитых в 3 верхние грани куба и 3 нижние! Если ваши дикие и домашние питомцы будут на липучке – меняйте их!!! Чем больше вы их сделаете, тем больше знаний вы дадите своим воспитанникам, тем легче они его усвоят! Ведь в игре всегда все легко и весело!!!

Надеюсь, что мой скромный опыт заинтересует вас и, применив его в своей работе, вы сможете оценить его пользу для развития тактильной чувствительности, как основы «ручного интеллекта».

Желаю вам, уважаемые коллеги, успехов, новых идей, желания и возможности совершенствовать свое педагогическое мастерство, а главное, чтобы у вас было время для проявления своего творческого потенциала и, конечно же, для своей семьи. Удачи ВСЕМ!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ПОСОБИЯ ДЛЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 4-5 лет. МДОУ «Детский сад «Чебурашка г. Качканар Тасакова Татьяна Леонидовна

Слайд 2

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.

Слайд 3

Дидактическое пособие по сенсорному развитию «Весёлая гусеница»

Слайд 4

Дидактическое пособие «Черепашка»

Слайд 5

Дидактическое игровое пособие «Сенсорный коврик»

Слайд 9

Дидактическое пособие «Животные»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения для сенсорного развития детей с нарушением зрения.

В работе собраны дидактические игры и упражнения,которые можно использовать как на занятиях,так и в режимных моментах....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Дидактические игры и пособия по сенсомоторному развитию детей раннего возраста, сделанные своими руками"

Презентация из опыта работы  "Дидактические игры и пособия по сенсомоторному развитию детей раннего возраста, сделанные своими руками"....

Презентация педагогического опыта коллегам - Дидактические игры и пособия для сенсомоторного развития детей раннего и младшего возраста своими руками

Уважаемые коллеги!В данном материале я хочу представить свой опыт по обогащению РППС группы игровыми пособиями, способствующими сенсомоторному развитию детей раннего дошкольного возраста. В презентаци...

Дидактические игры и пособия по формированию у детей осознанного отношения к своему здоровью.

Дидактические игры и пособия по формированию у детей осознанного отношения к своему здоровью....

Семинар-практикум для воспитателей по теме: «Сенсорное развитие детей посредством игр, сделанных своими руками»

Цель: Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по сенсорному развитию....

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ПОСОБИЯ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, СДЕЛАННЫЕ СВОИМИ РУКАМИ»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ПОСОБИЯ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, СДЕЛАННЫЕ СВОИМИ РУКАМИ»1.Игра с манной крупой.2.Игра с использованием POP IT. 3.Игра с пластиковыми крышечками.4...

Дидактические игры и пособия для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Актуальность Младший возраст – самое благоприятное время для сенсорного развития, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей детей. Ребенок в жизни сталкивается с мн...