Дидактические игры и пособия для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
учебно-методическое пособие по развитию речи (младшая группа)
Актуальность
Младший возраст – самое благоприятное время для сенсорного развития, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей детей. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.
Основной формой и содержанием организации жизни детей является игра. «Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего», - говорила Н. К. Крупская.
Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.
- «Разноцветные баночки»
Цель: научить ребенка различать и называть основные цвета.
Описание: Изготовьте несколько баночек с крышками разных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый). Ребенок должен подобрать крышку к каждой баночке соответствующего цвета.
- «Пазлы из пуговиц»
Цель: развивать мелкую моторику и координацию движений.
Описание: Вырежьте из картона несколько фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Приклейте пуговицы разных форм к картону. Ребенку нужно прикрепить пуговицы на соответствующие фигуры.
- «Сенсорные мешочки»
Цель: дать ребенку представление о различных текстурах и материалах.
Описание: Сшейте несколько мешочков из разной ткани (шелк, бархат, хлопок, кожа, шерсть). Ребенок должен определить материал каждого мешочка на ощупь.
- «Цветная мозайка»
цель: учить ребенка составлять узоры из мозаики по образцу.
Описание: Сделайте разноцветные мозаики из бумаги. Ребенок должен собрать мозаику, подбирая цвета по образцу.
- «Фигуры из пластилина»
Цель: формировать у ребенка навыки лепки и пространственное мышление.
Описание: Слепите вместе с ребенком геометрические фигуры из пластилина (круг, треугольник, квадрат). Затем попросите ребенка сделать из пластилина такие же фигуры.
- «Сортировка по цвету»
Цель: закрепить знания ребенка о цветах и их оттенках.
Описание: Подготовьте карточки разных цветов и предметы (карандаши, ручки, игрушки) разных цветов. Ребенок должен распределить предметы по цвету на карточках.
- «Звуко-тактильное пособие»
Цель: развить у ребенка слух и осязание.
Описание: Приготовьте несколько предметов, которые издают разные звуки (металлические, деревянные, пластиковые). Ребенок должен определять предмет по звуку и на ощупь.
- «Тактильные карточки» – это дидактическое пособие, которое поможет ребенку развить тактильную чувствительность и память. С помощью этого пособия, ребенок сможет познакомиться с различными материалами и текстурами, что поможет ему в будущем лучше ориентироваться в окружающем мире.
Цель: тренировать тактильную память ребенка.
Описание: Изготавливаются карточки из разных материалов (картон, ткань, бумага, кожа, мех и т.д.). Ребенок должен на ощупь определить материал каждой карточки.
- «Игра с крупами» не только развивает мелкую моторику ребенка, но и помогает ему научиться координировать свои движения. Кроме того, игра с крупами способствует развитию тактильной чувствительности, что также является важным навыком для ребенка.
Цель: развитие моторики и координации движений ребенка.
Описание: В миску насыпается крупа (например, гречка или рис), ребенок опускает руки в крупу и ищет спрятанные предметы или игрушки.
- «Рисование на песке» является не только интересным, но и полезным занятием для ребенка. Рисование на песке помогает развивать творческое мышление, воображение и фантазию ребенка. Кроме того, рисование на песке способствует развитию мелкой моторики рук, что важно для общего развития ребенка.
Цель: раскрытие творческого потенциала ребенка.
Описание: Ребенок рисует на песке различные фигуры и картины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №10 «Гнездышко»
(МБДОУ «Детский сад №10 «Гнездышко)
658210 г. Рубцовск ул. Красная, 60
тел.: 4-14-03, 4-01-40 факс: 8 (38557) 4-14-03
сайт: www.ds10.educrub.ru
ОКПО 29726893, ОГРН 1022200812149,
ИНН/КПП 2209010935/220901001
Дидактические игры и пособия для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
Разработала:
Кулигина Екатерина Михайловна
Воспитатель
Рубцовск 2023
Актуальность
Младший возраст – самое благоприятное время для сенсорного развития, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей детей. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.
Основной формой и содержанием организации жизни детей является игра. «Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего», - говорила Н. К. Крупская.
Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.
- «Разноцветные баночки»
Цель: научить ребенка различать и называть основные цвета.
Описание: Изготовьте несколько баночек с крышками разных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый). Ребенок должен подобрать крышку к каждой баночке соответствующего цвета.
- «Пазлы из пуговиц»
Цель: развивать мелкую моторику и координацию движений.
Описание: Вырежьте из картона несколько фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Приклейте пуговицы разных форм к картону. Ребенку нужно прикрепить пуговицы на соответствующие фигуры.
- «Сенсорные мешочки»
Цель: дать ребенку представление о различных текстурах и материалах.
Описание: Сшейте несколько мешочков из разной ткани (шелк, бархат, хлопок, кожа, шерсть). Ребенок должен определить материал каждого мешочка на ощупь.
- «Цветная мозайка»
цель: учить ребенка составлять узоры из мозаики по образцу.
Описание: Сделайте разноцветные мозаики из бумаги. Ребенок должен собрать мозаику, подбирая цвета по образцу.
- «Фигуры из пластилина»
Цель: формировать у ребенка навыки лепки и пространственное мышление.
Описание: Слепите вместе с ребенком геометрические фигуры из пластилина (круг, треугольник, квадрат). Затем попросите ребенка сделать из пластилина такие же фигуры.
- «Сортировка по цвету»
Цель: закрепить знания ребенка о цветах и их оттенках.
Описание: Подготовьте карточки разных цветов и предметы (карандаши, ручки, игрушки) разных цветов. Ребенок должен распределить предметы по цвету на карточках.
- «Звуко-тактильное пособие»
Цель: развить у ребенка слух и осязание.
Описание: Приготовьте несколько предметов, которые издают разные звуки (металлические, деревянные, пластиковые). Ребенок должен определять предмет по звуку и на ощупь.
- «Тактильные карточки» – это дидактическое пособие, которое поможет ребенку развить тактильную чувствительность и память. С помощью этого пособия, ребенок сможет познакомиться с различными материалами и текстурами, что поможет ему в будущем лучше ориентироваться в окружающем мире.
Цель: тренировать тактильную память ребенка.
Описание: Изготавливаются карточки из разных материалов (картон, ткань, бумага, кожа, мех и т.д.). Ребенок должен на ощупь определить материал каждой карточки.
- «Игра с крупами» не только развивает мелкую моторику ребенка, но и помогает ему научиться координировать свои движения. Кроме того, игра с крупами способствует развитию тактильной чувствительности, что также является важным навыком для ребенка.
Цель: развитие моторики и координации движений ребенка.
Описание: В миску насыпается крупа (например, гречка или рис), ребенок опускает руки в крупу и ищет спрятанные предметы или игрушки.
- «Рисование на песке» является не только интересным, но и полезным занятием для ребенка. Рисование на песке помогает развивать творческое мышление, воображение и фантазию ребенка. Кроме того, рисование на песке способствует развитию мелкой моторики рук, что важно для общего развития ребенка.
Цель: раскрытие творческого потенциала ребенка.
Описание: Ребенок рисует на песке различные фигуры и картины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/16/picture-684003-1444977382.jpg)
Использование дидактических игр в работе по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста
Консультация для воспитателей, работающих в специализированной группеИгры на развитие тактильных ощущений Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формыДидактические игры и ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/20/picture-950257-1505933287.jpg)
Дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста
Дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста...
Задания и дидактические игры в работе по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста
Задания и дидактические игры в работе по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/27/picture-1234577-1635324272.jpg)
Дидактическое пособие по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста «Чудо машинка 3в 1».
Дидактическое пособие по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста «Чудо машинка 3в 1»....
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/25/picture-1347986-1666714657.jpg)
Дидактическое пособие по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста «Веселый клоун».
В младшем дошкольном возрасте дети активно знакомятся с окружающим их миром: признаками и свойствами различных предметов. Во время работы по сенсорному развитию с детьми педагоги часто используют дида...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/25/picture-1347986-1666714657.jpg)
Дидактическое пособие по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста «Почта».
Игра расчитана на детей младшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/25/picture-1347986-1666714657.jpg)
Дидактическое пособие по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста «Лошадка».
Задачи:1. Фо рмировать у детей умение различать геометрические фигуры, определять их цвет, закреплять знание основных цветов.2.Развивать внимание, мыслительные операции.3.Воспитывать любовь к играм....