Дидактические игры и пособия по формированию у детей осознанного отношения к своему здоровью.
картотека (старшая, подготовительная группа)

Дидактические игры и пособия по формированию у детей осознанного отношения к своему здоровью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_4.docx239.65 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры.

В приобщении детей дошкольного возраста к ценностям здорового образа жизни, в формировании здоровьесберегающего поведения большое значение придается игровой деятельности.

Дидактические игры классифицированы по группам и дидактическим задачам:

  1. «Я – человек»: игры, направленные на расширение и уточнение представлений детей о строении, работе, особенностях человеческого организма, правилах ухода за ним, о первой помощи в различной ситуации;
  2. «Личная гигиена»: игры, направленные на закрепление культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания;
  3.  «Правильное питание»: игры, направленные на формирование у детей представлений о пользе тех или иных продуктов;
  4. «Правила безопасности»: игры, направленные на запоминание основной группы опасных предметов, опасных ситуаций в быту, в природе о правильных действиях в конкретных ситуациях;
  5. «Здоровый образ жизни»: игры, направленные на развитие представлений о составляющих здорового образа жизни и факторах, разрушающих здоровье, на закрепление у детей потребности быть здоровым, заботливо относится к своему организму.

Тема: «Я – человек»

«Что ты знаешь о…»

Задачи: рассказать о строении, работе, особенностях человеческого организма, правилах ухода за ним, о первой помощи в различной ситуации, развивать внимание, память.

Оборудование: мяч, поощрительные призы.

Ход игры:

Дети сидят на стульчиках перед воспитателем, воспитатель – водящий бросает мяч ребенку и спрашивает: «Что ты знаешь… (например, о сердце)?» ребёнок поймавший мяч, отвечает.

Остальные дети внимательно слушают, желающие дополняют ответ, уронивший мяч, теряет право на ответ. Дети не должны перебивать друг друга, дополнять только после того, как закончен ответ. В конце игры самый активный получает поощрительный приз.

«Путешествие хлебного комочка»

Задачи: рассказать о пути, который проходит пища в организме человека, объяснить необходимость тщательного пережевывания.

Оборудование: таблица со схематическим изображением пищеварительной системы человека, хлебный шарик.

Ход игры: Дети прокатывают шарик по таблице и повторяют за воспитателем название органов пищеварительной системы.

Тема: «Личная гигиена»

«Правила гигиены»

Задачи: закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание, купание), формировать умения показывать эти движения при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу.

Ход игры:

Воспитатель просит детей при помощи мимики и жестов показать, как они умываются (одеваются, чистят зубы и т.д.), соблюдая последовательность выполнения данных навыков. Или воспитатель показывает при помощи мимики и жестов, что он делает, а дети отгадывают.

«Как нужно ухаживать за собой»

Задачи: формировать навыки контроля за выполнением правил личной гигиены.

Оборудование: волчок, фишки, карточки с вопросами.

Ход игры:

Ведущий крутит волчок, который определяет карточку с вопросом. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек.

Вопросы:

1 Назови предметы, которые тебе понадобятся для умывания (мыло, полотенце).

2 Назови предметы, которые потребуются для того, чтобы принять душ (шампунь, мыло, гель для душа).

3 Как часто нужно мыться? (Каждый день).

4 Как часто нужно чистить зубы? (Утром и вечером).

5 Как часто нужно подстригать ногти? (Не реже 1 раза в 10 дней).

6 Как часто нужно мыть уши? (Каждый день).

7 Как часто нужно менять нижнее бельё? (Каждый день).

«Лабиринты здоровья».

Задачи: закреплять знания о предметах личной гигиены и их предназначении. Материал: карточки с изображением лабиринтов.

Описание: перед ребёнком ставится задача: найти дорогу от предмета личной гигиены до части тела, для которой он предназначен. Объяснить, как и для чего используется данный предмет.

https://sun9-63.userapi.com/impf/c850632/v850632912/1c7144/vmvL77eRGfo.jpg?size=604x374&quality=96&sign=0cbea3a2c94b2da639242f01b432f7c3&type=album

https://ds208.centerstart.ru/sites/ds208.centerstart.ru/files/archive/%D0%9B%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%82%20%D0%B7%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D1%8F%201.jpeg

Тема: «Правильное питание»

«Дерево здоровья»

Задачи: закреплять знания у детей о полезных и вредных для здоровья продуктах питания.

Оборудование: схематическое изображение двух деревьев – «здоровья» и «нездоровья»; картинки на листочках с изображением соответствующим деревьям.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды, выбрав для себя дерево «здоровья» или дерево «нездоровья» и включает легкую музыку. Пока играет музыка, дети развешивают листочки с картинками по соответствующим деревьям. Как музыка остановилась, воспитатель подводит итоги выполнения задания.

«Магазин полезных продуктов»

Задачи: формировать у детей представления о необходимости заботы о своём здоровье, о важности правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья, закрепить у детей представления о продуктах питания, их влиянии на организм человека.

Оборудование:

Вывеска «Магазин полезных продуктов», набор из 8 карточек-символов «Полезно для мышц», «Полезно для укрепления скелета, костей», «Полезно для сердца», «Полезно для

глаз», «Полезно для зубов», «Полезно для роста», «Продукты красоты», «Пища для ума» — и набор карточек с изображениями продуктов питания.

Ход игры:

Вариант 1 Перед детьми выкладывается вывеска «Магазин полезных продуктов». Педагог предлагает детям подумать и ответить: почему важно употреблять в пищу полезные продукты, в чём их польза, какие органы и системы человека они укрепляют?

Ответы детей педагог сопровождает показом карточек- символов. Если дети не смогли назвать некоторые полезные свойства продуктов, педагог сам дополняет целевой ряд, выставляет и называет карточки-символы.

Вариант 2 Педагог отбирает три карточки-символа (например, «Полезно для мышц», «Полезно для глаз (зрения)», «Полезно для зубов») и выставляет их поочерёдно возле каждой продуктовой полки в магазине (на наборном полотне). Затем он выкладывает перед детьми карточки с изображениями продуктов питания (морковь, черника, творог, молоко, рис, яблоко, сыр, лук, зелень, зелёный горошек, тыква). Дети рассматривают карточки, называют их и расставляют на полки в соответствии с карточкой - символом. В случаях затруднений педагог объясняет полезные свойства продуктов, а также обращает внимание детей на то, что некоторые продукты укрепляют сразу несколько органов и систем — например, творог укрепляет и зубы, и скелет человека.

Вариант 3 Детям предлагается разложить предметные картинки с изображением продуктов на три стола: полезные, не очень полезные и вредные для здоровья. В процессе игры педагог обращает внимание детей на то, что разделение продуктов на группы по степени полезных свойств на организм человека очень условно!

Полезные свойства продуктов:

Полезно для мышц: Молоко, кефир, творог, рыба, зелень, крупы

Полезно для укрепления костей: Молоко, творог, сыр, кефир, йогурт, фасоль, горох, крупы, зелень

Полезно для сердца: Яблоко, груша, орехи, черника, малина, клубника, фасоль

Полезно для глаз (зрения): Морковь, горох, помидоры, лук, зелень, тыква, творог, черника, абрикос

Полезно для зубов: Яблоки, капуста, огурец, сыр

Полезно для роста: Морковь, зелень, лук, сырые овощи, фрукты, крупы, чёрный хлеб

Полезно для красоты: Орехи, рыба (морепродукты), кефир йогурт, сыр, овсянка, пшено, банан,

грейпфрут

Полезно для ума: Клюква, черника, орехи, рыба, свекла, капуста

«Режим питания»

Задачи: Закрепить у детей знания и представления о режиме питания, его значении в жизни и здоровье людей. Закрепить знания о полезных продуктах питания. Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.

Оборудование: циферблат «Режим питания», карточки с изображениями готовых блюд: каша, суп, запеканка, винегрет, плов, салат, ватрушка.

Ход игры:

Игру предваряет беседа о значении режима питания в жизни и здоровье людей. Педагог выясняет у детей, знают ли они, сколько раз в сутки человеку необходимо есть, какой временной промежуток должен быть между приёмами пищи, почему важно соблюдать режим питания. Затем педагог предлагает послушать загадки и отгадать последнее слово.

Утром солнышко встаёт,

Мама нас к столу зовёт.

Не откладывай на завтра

Вкусный и полезный … (завтрак).

Днём играем и гуляем,

Но поесть не забываем.

Суп, котлеты, винегрет

Подают нам на…(обед).

В белоснежном колпаке

И с подносами в руке

К нам приходит повар-модник,

Угощает кексом в…(полдник).

Ну и всем, конечно, нужен

Вечером приятный…(ужин).

Педагог выставляет на наборное полотно плоскостную фигуру повара и циферблат «Режим питания» и говорит: Есть у нашего повара волшебные часы, показывают время, когда мы есть

должны». Показывая на циферблат, педагог объясняет детям, где и каким цветом на циферблате выделены завтрак, обед, полдник и ужин. (Жёлтым цветом выделен завтрак, оранжевым – обед, зелёным – полдник, синим – ужин)

«Вредно и не очень»

Двое детей, взявшись за руки, образуют ворота - это рот. Остальные дети берут по одной картинке с изображением какого-либо продукта.

Восп.: Вот рот. Ему не всё равно,

            Что пропускать в своё окно.

            Продукты те в «окно» пройдут,

            Что людям пользу принесут.

            Сейчас они все вперемешку –

            Бегут, толкаются все в спешке.

Звучит музыка, дети бегут врассыпную.

Звучит призывной музыкальный сигнал.

            Но вот сигнал звучит и тут

            Продукты в очередь встают.

Дети выстраиваются друг за другом.

            Кого сейчас пропустит он?

            А кто не нужен – выйдет вон!

Задача «рта» пропускать только полезные продукты.

Тема: «Правила безопасности»

«Назови правильно»

Задачи: познакомить с названиями медикаментов, которыми пользуются для лечения и которые входят в состав «домашней аптечки».

Оборудование:

картинки с изображением медикаментов, входящих в состав «домашней аптечки», «аптечка».

Ход игры:

Детям предлагается собрать «домашнюю аптечку», называя медикаменты, объяснить свой выбор.

«Если кто-то заболел»

Задачи: закрепить знание о том, что при серьёзной травме необходимо вызвать врача «скорой помощи», позвонив по номеру «103», поупражнять в вызове врача.

Оборудование: телефон

Ход игры:

Воспитатель: «Если мы сами не можем справиться с ситуацией, то мы вызываем врача, скорую помощь». Детям предлагается вызвать врача на дом. Сначала набираем номер телефона и называем по порядку:

фамилия, имя —> адрес —> возраст —> жалобы

Тема: «Здоровый образ жизни»

«Цепочка здоровья»

Дети встают в круг. Воспитатель предлагаем им по очереди называть компоненты здорового образа жизни. Как только ребенок назовёт один компонент, он сразу берёт следующего ребёнка за руку. Так, пока круг не сомкнётся.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, какая крепкая «цепочка здоровья» у нас с вами получилась. Если мы будем соблюдать правила здорового образа жизни, то наш организм будет такой же крепкий, как эта цепочка. Если же хоть какое-то из этих правил не соблюдать, цепочка здоровья порвётся, организм ослабнет, и мы будем болеть.   

«Подбери предметы»

Задачи: закреплять знания о разных предметах полезных для здоровья; формировать заботливое отношение к здоровью.

Ход игры:

Ребёнку предлагают рассмотреть лежащие на столе предметы, полезные для здоровья, и объединить их в группы. Например, предметы ухода за собой, спортивные принадлежности, полезные продукты.

«Три слова»

Задачи: закреплять знания о здоровом образе жизни и его составляющих.

Ход игры:

Дети стоят в кругу, ведущий читает считалочку, на ком-то останавливается, говорит ему любую тему, а игрок должен быстро назвать ему три слова из этой темы.

Например, тема «Режим дня».

Ответ: подъем, прогулка, сон.

«Кто быстрее»

Задачи: систематизировать знания детей о различных видах спорта, воспитывать интерес к спорту, желание им заниматься.

Оборудование: кукла - доктор Гантелькин, картинки с различными видами спорта.

Ход игры:

К детям приходит кукла - доктор Гантелькин, приносит картинки с разными видами спорта. Дети встают в круг. Гантелькин предлагает показать детям знакомые им виды спорта при помощи мимики и движений. По очереди дети встают в центр круга и показывают задуманный вид спорта. Если дети в кругу отгадают, ребенок получает картинку от Гантелькина.

Дидактическое пособие «АнтиВирус»

Задачи: В настольной игре-головоломке «АнтиВирус» участникам предстоит узнать, как наши клетки борются с вредоносными вирусами и микробами. Игра «АнтиВирус» хорошо развивает пространственное мышление, внимательность и мелкую моторику рук; развивает умение мыслить логически и находить выход из сложных ситуаций.

Оборудование: игровые карты со схемами микробов и вирусов, чаши Петри, цветные фишки, пинцеты, медицинские маски и перчатки, белые халаты и шапочки.

Ход игры:

Игра «АнтиВирус» предлагает побороть болезни разной степени тяжести. Каждый дошкольник может представить себя настоящим микробиологом и внести свой вклад в науку, обезвредив опасный вирус. Для решения головоломки предстоит собрать болезнетворный микроб. Для этого в распоряжение игрока поступают клетки иммунной системы. Соревнуясь с «коллегами», надо постараться выполнить задание карты, то есть подобрать нужные по форме и цвету фигурки (молекулы), чтобы сложить картинку вируса. Побеждает тот, кто больше соберёт микробов (карт).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические задания по выявлению Сформированности у детей осознанного отношения к своему здоровью.

Диагностические задания по выявлениюСформированности у детей осознанного отношения  к своему здоровью.  Цель:   выявить уровень сформированности  у детей  осозн...

Планирование работы по воспитанию у детей осознанного отношения к своему здоровью

Утренняя гимнастика  ,Физкультурные занятия ,Прогулки на свежем воздухе ,Закаливание,Чтение художественной литературы,Работа с родителями и т.д...

Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью

Одним из приоритетных направлений дошкольного образования является сохранение и укрепления здоровья детей. Данный материал подскажет какие формы работы можно использовать в условиях ДОУ....

Консультация для родителей и воспитателей "Формирование у детей положительного отношения к своему здоровью".

В консультации рассказано какими способами и методами осуществляется работа по формированию у детей положительного отношения к своему здоровью в дошкольном учреждении....

Методические разработки по формированию у детей ценностного отношения к своему здоровью и привычки к здоровому образу жизни

Видеололики "Профилактика гриппа и ОРВИ" (просмотр)Перспективное планирование «Человек и его здоровье»Видеоролик "О мытье рук" Авторы: семья Шаповал - Юлия Николае...

Формирование у ребенка осознанного отношения к своему здоровью.

Привычка к  здоровому образу жизни - это главная, основная, жизненно важная привычка;  она аккумулирует в  себе результат  использования имеющихся средств физич...

Планирование работы по воспитанию у детей осознанного отношения к своему здоровью.

Планирование работыпо воспитанию у детей осознанного отношения к своему здоровью....