Проект второй младшей «Ж» группы «Народная игрушка»
проект (средняя группа)
Игрушки для детей - это особый мир, по сути, мир взрослюх в миниатюри
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект народная игрушка | 293.79 КБ |
проект народная игрушка | 42.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация: «Как организовать домашнее занятие по рисованию и лепке»;
Любая деятельность детей, а художественная по своему содержанию особенно, требует соответствующей организации предметно – пространственной среды. Поэтому важно для домашних занятий лепкой и рисованием создать специальный уголок творчества.
В первую очередь родителям необходимо приобрести художественный материал: хорошую бумагу разного формата, гуашь, кисти, простые и цветные карандаши, фломастеры. Все материалы должны быть безопасными для ребенка. Итак, для рисования потребуется бумага – листы из альбомов для рисования и листы большого формата: ватман или оставшиеся рулоны обоев. На такой бумаге ребенку удобно рисовать, кроме того, большие листы позволяют ребенку не ограничивать движения руки. Позаботьтесь о форме листа бумаги. Это может быть квадрат, прямоугольник, круг или вырезанные силуэты каких – нибудь предметов (чашки, чайника), одежды (платье, брюки) и др.
Первые краски, с которыми знакомится малыш, - гуашь. Это специальные наборы производства заводов «Гамма» и «Луч». Гуашь выпускается в баночках по 6 – 12 цветов. Для малыша это удобно, так как он сам сможет выбирать нужный ему цвет краски. Для начала малышу достаточно четырех-шести цветов, а затем можно дать ему весть набор красок. Гуашь – это кроющая, непрозрачная краска, поэтому при работе с ней можно накладывать один цвет на другой. Если краска очень густая, можно развести её водой.
Покупая в магазине кисти, обратите внимание на номер на деревянной ручке. Чем кисточка толще, тем больше номер. Для рисования гуашью подойдут толстые кисти – плоские или круглые (№18-20). Для малышей лучше выбрать специальные кисти – круглые, с длинным ворсом и толстой ручкой. Не забудьте о баночке с водой для промывания кисти, тряпочки для удаления лишней влаги с неё.
Наиболее распространенным изобразительным материалом являются цветные карандаши. Малышу лучше всего рисовать мягкими цветными карандашами (М,2М, 3М). Ребенку удобно брать в руки и удерживать толстые карандаши (диаметром 8-12 мм). Карандаши должны быть всегда отточены. Приучайте ребенка складывать карандаши в коробку или ставить в специальный стакан после рисования.
Для рисования ребенку можно давать и пастель – короткие палочки различных матовых цветов. Это удобный для рисования материал, только обращаться с ним надо аккуратно, так как он очень хрупкий. Цвета пастельных мелков легко смешиваются друг с другом прямо на бумаге. Рисунок получается ярким и живописным. Недостаток мелков в том, что они пачкают, легко облетают.
Более практичные восковые мелки и карандаши. Для рисования часто ребенок использует фломастеры. Рисовать ими легко, на бумаге остаются яркие цветные изображения. Но именно это свойство не позволяет получать смешанные цвета. После рисования фломастеры надо закрывать колпачками, иначе они быстро высохнут.
Глина – основной материал при обучении лепке. Глина – природный пластичный материал.
Пластилин – наиболее распространенный пластический материал. Он хорош тем, что не требует специальной обработки перед лепкой, имеет широкую цветовую гамму. По сравнению с глиной он обладает меньшими пластическими возможностями – требует предварительного согревания, а в сильно разогретом состоянии теряет свою пластичность, прилипает к рукам. В процессе лепки для передачи выразительности образа можно пользоваться стекой – специальной палочкой с заостренным концом и широким основанием. Можно использовать скалки для раскатывания, а также трафареты – формочки для выдавливания фигурок.
Как правильно подготовить рабочее место. Вы приобрели необходимый материал. Комната должна иметь хорошее естественное освещение, если его недостаточно, используйте дополнительное искусственное. Помните: свет должен падать с левой стороны, чтобы не затенять рабочую поверхность. Подберите мебель, соответствующую росту ребенка.
На первых занятиях рисования предложите ребенку лист бумаги одну баночку краски. Объясните, как открывается краска. Поэкспериментируйте с краской, пофантазируйте, посмотрите, что остается на бумаге. Для знакомства с краской понадобиться 3-5 минут, для занятия 20-25 минут. В конце занятия похвалите малыша, покажите его рисунок всем членам семьи.
Для занятий лепкой необходимо иметь специальные доски. Сначала предложите малышу небольшой кусок глины или пластилина, он с интересом будет его рассматривать, трогать, мять, отщипывать кусочки. Покажите, как можно раскатать кусочек и получить колбаску, как скатать шарик, а если его сплющить, то получится «пряник», «блинчик».
Выберите специальное место для работ по лепке, чтобы ребенок мог расставлять вылепленные фигурки.
Когда у вас наберется достаточное количество рисунков и вылепленных фигурок, можно организовать выставку, на которую вы пригласите всех членов семьи. Малышу будет приятно, ведь это его первая выставка.
Консультация: «Ознакомление с дымковской игрушкой»
Получить в детстве начало эстетического воспитания – значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству (Н. А. Ветлугина).
Эстетическое воспитание детей – это ежедневная работа во всех видах деятельности ребёнка. Никакая самая прогрессивная методика не в силах сделать человека, умеющего видеть и чувствовать прекрасное.
Решение вопросов эстетического воспитания лишь на занятиях по изобразительной деятельности только лишь в детском саду не приведёт к желаемым результатам. Поэтому родителям необходимо стараться учить детей видеть прекрасное в природе, слышать в музыке, чувствовать в поэзии и в результате передавать увиденное посредством воображения.
С давних пор дошкольная педагогика признаёт огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих земляков, детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное эстетическое воспитание.
Начиная приобщать детей дошкольного возраста к народному искусству, можно обратиться к народному промыслу – дымковская игрушка, так как именно дымковская игрушка разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребёнка.
Дымковская игрушка - это обобщенная, декоративная глиняная скульптура, близкая к народному примитиву: фигурки высотой в среднем 15-25 см, разукрашенные по белому фону многоцветным геометрическим орнаментом из кругов, горохов, полос, клеток, волнистых линий, яркими красками, часто с добавлением золота.
Традиционными и постоянно повторяющимися в дымковской игрушке являются всадники, петухи, женские фигуры в расширяющихся книзу колоколообразных юбках и высоких головных уборах – кокошниках, именуемые няньками, кормилицами, барынями, водоносками.
Уважаемые родители, предлагая Вам дома вместе с ребенком получить удовольствие от совместного творчества! Для этого воспользуйтесь моими советами:
• Перед началом работы нужно изучить материалы, касающиеся истории дымковской игрушки, уточнить методы и приёмы, используемые при ознакомлении детей дошкольного возраста с этим промыслом и обучении их лепке и росписи.
• Практический материал можно сделать самостоятельно. Это плоскостные и объёмные изделия, расписанные дымковской росписью, а самое главное – нарисовать основные элементы росписи в порядке их усложнения.
• Детям нужно рассказать, что самый сложный узор на игрушке состоит из простейших элементов: круг, дуга, точки – горошины, прямая и волнистая линия и так далее.
• Показать, как нарисовать несложный узор, затем предложить детям сделать это самим. Постепенно дети должны усвоить элементы росписи.
• Знакомя детей с изделиями, надо представить каждую вещь ярко, эмоционально, используя различные сравнения, эпитеты. Всё это вызовет у дошкольников интерес к народной игрушке, чувство радости от встречи с прекрасным.
• Особое внимание стоит уделить обучению детей вертикальному движению кисти.
• Для облегчения рисования мелких округлых форм (точки-горошины) дети должны сразу же пользоваться палочкой с накрученной на конце ваткой.
Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа.
Ознакомление с дымковской игрушкой оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает чувство любви к родному краю.
Помните, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.
Консультация: «Чтение и разучивание с детьми дома стихов»
Учим с детьми стихи
Зачем учить стихи?
Давайте сначала выясним, какую пользу приносит малышу разучивание стихов.
- Развивается память.
- Развивается мозг. Дети, которые знают много стихов, имеют более высокий интеллект.
- Увеличивается активный словарь детей.
Существует два вида словаря, которым пользуются дети. Это активный и пассивный словарь.
Пассивный словарь – это все слова, значение которых понимает ребёнок, но сам по каким-то причинам не произносит их.
Активный словарь – это все слова, значение которых ребёнок не только понимает, но и правильно употребляет в своей речи.
Малыш может правильно употреблять в своей речи уже выученные и много раз проговорённые в стихотворении слова и фразы. Речь ребёнка становится более богатой и правильной.
- Формируется чувство языка.
Ребёнок запоминает фразами, поэтому, при заучивании стихотворения, малыш фиксирует в памяти как правильно сочетать одно слово с другим. И когда в реальной жизни сложится такая ситуация, когда нужно сказать словосочетание похожее на фразу из стихотворения, малыш говорит правильным литературным языком.
- Развивается фонематический слух.
Фонематический слух – это различение звуков в слове. Если малыш не может чётко различать звуки, то он не может правильно повторить, запомнить и написать, что ему сказали. Стихи учат прислушиваться к звучащему слову, приучают ребёнка к тому, что существуют разные слова, но с одинаковым звучанием и разные слова с одинаковым значением
- Для того, чтобы легко и качественно запоминать рифму, ребенок должен ощущать «мелодию» стиха. С ней знакомить малютку нужно начинать еще, когда он лежит в коляске. Вам кажется, что малыш ничего не понимает? Может быть он и не понимает слова, но слышит ритм, «мелодию» стиха, эмоции, которые вы ему передаете, и понемногу он запоминает. Когда малыш немного подрастет, подсознательный опыт облегчит ему сознательный подход к заучиванию.
- Память малыша начинает активно развиваться в 4-5 лет. Вот в этот период и нужно начинать учить с малышом стихи. Если до 4 лет мы просто читаем ему стихи, сказки, если запомнит – прекрасно, если нет – ничего. После 4 лет нужно учить запоминать тексты. Для формирования объема памяти нужно учить как можно больше.
- Для легкости запоминания стихотворение должно соответствовать возрасту и темпераменту малыша. Четырехлетнему ребенку не подойдет «Онегин» для заучивания, чтобы повеселить гостей. Лучший вариант – детская классика Барто, Чуковский, Михалков.
- Для шалунов больше подойдут ритмичные, веселые, задорные стихи, для деток поспокойней – плавные, размеренные. Конечно, в школе так вопрос не будет стоять, но мы учимся, развиваем память, а это должно быть процессом приятным, поэтому используем то, что «ближе сердцу».
- Нельзя учить стихи просто так. Это должен быть подарок маме, дедушке, бабушке, белочке в парке или Деду Морозу на Новый год. Только к 7-8 годам потихоньку нужно объяснять ребенку, что стихи нужно знать и для себя.
- Нужно заучивать стихотворение эмоционально, с выражением! Иначе оно лишится смысла для малыша. В детсадах, когда стихи заучивают хором, о какой-то эмоциональности говорить не приходится. Это неправильно» Даже самых веселый стих превращается в монотонное и бесцветное «Та-та, та-та, та-та, та-та...» Нужно учить стихи индивидуально, контролируйте процесс.
- Прежде чем учить стих с малышом, взрослый должен сам прочитать его выразительно. Еще лучше, если взрослый знает стих наизусть. Если нет – ничего, взрослая память тоже поддается тренировке. Выучите вместе с малышом несколько стихотворений – от этого будет только польза!
- Далее нужно выяснить все ли понятно малышу. Если в тексте есть слова, которые он не понимает, то нужно ему объяснить, что они означают. Ребенок должен четко понимать, о чем идет речь.
- Когда все слова ясны, то стихотворение читают еще раз, расставляя все акценты. После этого говорят название и автора произведения. Это учит малыша культуре заучивания и восприятия поэзии. Потом можно рассмотреть иллюстрации к стиху, обсудить его, прочитать еще раз. Так формируется образ произведения. И только так тщательно проработав стихотворение переходят к его заучиванию
Как учить стихи с детьми 3-4 лет
При заучивании стихов мама читает ребенку первую строчку. Ребенок повторяет. Мама читает вторую строчку. Ребенок повторяет и эту фразу. Мама читает третью строчку. Сын повторяет и её и т.д. Мама рада – выучили! Но вот беда – рассказать стихотворение полностью ребенок не может. Тогда мама быстро подсказывает ему следующую строчку. Малыш повторяет. Стихотворение разучено. И навык неправильного заучивания закреплен.
Ребенку в детском саду очень нравятся музыкальные занятия, он хочет петь. Но запоминает только одну строчку и повторяет ее. Причина этого – неправильное заучивание стихов. Теперь педагоги терпеливо и умело должны исправить ошибку родителей.
Стихи для детей 3-4 лет подбирают небольшие, интересные, образные, понятные для того, чтобы ребенок понял содержание стихотворения.
Вначале нужно ребенку выразительно прочитать все стихотворение от начала до конца. Заинтересовав ребенка спросить: «Почитать еще?» И после утвердительного ответа прочитать еще раз.
На второй день сначала надо прочитать стихотворение от начала до конца два раза, а затем только первые две строчки вместе с ребенком (2-3 раза)
Затем надо прочитать третью и четвертую строчки и заучить их, повторяя вместе с ребенком. Заучивание должно длиться не более 2-3 минут.
Для музыкального руководителя важно, чтобы дети научились читать стихи вместе, в унисон со взрослым, ведь ребенок будет петь со всеми вместе. Поэтому при разучивании песен не надо просить малыша повторить текст самостоятельно.
На третий день занятие по заучиванию стихотворения надо повторить точно так же, как и в прошлый раз, 1-2 минуты.
И на следующий день надо читать вместе с ребенком. а не просить его читать самостоятельно (1-2 минуты).
Лишь на пятый день можно предложить ребенку прочитать стихотворение самостоятельно, без взрослого. Обязательно нужно похвалить малыша.
Практика показывает, что некоторые дети могут достаточно быстро и свободно запоминать и более сложные и объемные стихи. А вам предложили лишь четыре строчки. Почему? Да потому, что детский утренник длится всего 20 – 25 минут. И за счет стихов нельзя отнимать время от любимых детьми игр, слушанья музыки, движений и плясок под музыку
Консультация «Что такое народная игрушка?»
История народной игрушки уходит корнями в глубокую древность. Это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего
Россию, которая на протяжении многих веков видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры нашего народа. Материалы для изготовления игрушки были разнообразными. Мастерили из всего, что давала человеку природа: глина, солома, еловые шишки и дерево. Как было малышу не любить такую детскую игрушку? Ведь все, из чего она была изготовлена, было таким знакомым и привычным. Как будто сама природа давала человеку от щедрот своих, чтобы побудить к творчеству и дать жизнь новому творению.
Как только малыш появлялся на свет, его верным спутником становилась игрушка или "потешка", как называли ее наши предки. Самые маленькие получали погремушки или "шаркуны". Это могла быть засушенная коробочка мака с семенами, трещотка, яркий лоскуток ткани с колокольчиками или пришитыми кусочками меди.
Кроме развлечения, эти игрушки, по мнению родителей, служили для привлечения к малышу доброго духа, ангела-защитника, оберегающего ребенка от нечистой силы и сглаза. Погремушка или мяч, символизирующие, по мнению предков, небо и небесный мир, как бы соединяли ребенка с миром добра. Самое интересное, что в игрушках нашего народа не встретишь изображения злого или страшного персонажа, ведь в старину считалось, что такая игрушка может принести зло малышу.
Ребенок рос, менялись и игрушки, окружающие его. Они усложнялись, помогали ему научиться ходить, самостоятельно изучать окружающее его пространство. Для этой цели изготавливались различные каталки на палочке. Все гениальное - просто. На палке крепились колесные оси с подвижными деталями.
Игрушка увлекала ребенка звуками, которые издавали колокольчики или трещотки, закрепленные на ней, ритмичным движением колес - и малыш начинал ходить вслед за палочкой с прикрепленной игрушкой. Наступала очередь каталки, но уже на веревочке. Чаще всего это был конь - как символ солнца. Ребенок чувствовал, что его друг следует за ним по пятам, покорный воле хозяина. Таким образом, ребенок впервые мог почувствовать себя сильным и смелым другом для своей игрушки.
Наши предки были прозорливы и умны. Чутко чувствуя природу ребенка, они давали ему ту детскую игрушку, которая не только развлекала, но и обучала малыша, подготавливая его к дальнейшей жизни. Игрушек было немного, но каждая из них приучала ребенка к дальнейшей жизни.
"А во что же играли деревенские девочки?" - спросите вы. Конечно же, в тряпичных кукол. Мамы ловко мастерили дочкам куколок из кусков ткани и веревок. Причем такую куклу не выбрасывали, бережно хранили в доме, передавая от дочки к дочке, ведь в крестьянских семьях традиционно было много детей. Лицо у такой куклы обычно не прорисовывалось и это позволяло ребенку самому придумать характер и внешность тряпичной подружки. Наши предки считали, что такие игры приучают девочку быть в будущем хорошей матерью и хозяйкой в доме.
Какие только тряпичные куклы не изготавливались на необъятных просторах русской земли. Это и вепсские куклы, изготовленные из обрывков изношенной ткани, олицетворяющие замужнюю женщину. Это и "крупенички" - куклы-мешочки, в которых хранили зерна гречихи для нового урожая. Такие куклы делались и для женщин, которые хотели, чтобы у них поскорее появились дети. Сюда же можно отнести и рождественского ангела-куклу, изготовленную из ткани, простую, но, в то же время, необычную.
Такими куклами украшали елку в Рождество. Были и куклы-"пеленашки". Такая детская кукла легко умещалась на ладони. Ее подкладывали в колыбельку к новорожденному чаду, чтобы именно она приняла на себя все то зло, что предназначалось младенцу. Позже такая кукла вкладывалась малышу в руку, как своеобразный массажер для пальчиков, а также вставлялась в складочки одежды ребенка. Если приходили гости, то они хвалили куклу, а не малыша, боясь сглазить его.
Также были куклы - "московки"(кукла с привязанными к поясу 6 детками - как символ материнской любви и нежности), "столбушки"(кукла на берестяных трубочках) и толстушки-"костромушки"(толстенькая кукла в нарядном платье, символизирующая сытость и богатство в доме). Встречались детские игрушки, характерные для какой-то определенной местности. Такие игрушки сохранились в нашей культуре и по сей день.
Консультация «Народная игрушка в жизни дошкольника»
«Кто не знает своего прошлого — тот не имеет будущего» (Народная мудрость)
Воспитать сознательного гражданина и патриота означает сформировать в ребенке комплекс определенных знаний, личностных качеств и черт характера:
— патриотическую направленность, гражданскую ответственность и мужество,
— уважение к родителям, своей родословной, традиций и истории родного народа,
—дисциплинированность, трудолюбие, творчество, заботу о природе и экологию родной земли;
— уважительное отношение к культуре, верований, традиций и обычаев нашего народа.
Чтобы дети стали творцами своей судьбы, необходимо, чтобы они прочно усвоили духовность, культуру родного народа, глубоко прониклись национальным духом, образом жизни и мышления. Для этого необходимо вернуться к нравственным традициям воспитания детей: стремление к добру и красоте, справедливости и правды. Ведь ребенок не рождается нравственным или безнравственным, он постепенно становится таким в зависимости от того, в какой среде, в каких условиях живет, какое получает воспитание. Христианская педагогика советует, как можно раньше учить стремиться к Правде и Добру, избегать и стыдиться зла и неправды, а значит воспитывать детей на началах справедливости и милосердия. Для этого взрослым надо показывать красоту природы, слушать духовную музыку, читать художественные литературные произведения, знакомить с декоративно- прикладным искусством. Поэтому родители должны стать примером для малышей, делать добро самим и направлять детей на такие же проявления, как вежливость, сострадание, милосердие. Воспитывать духовные ценности надо с первого года жизни. Дети познают все через игру и игрушки.
ИГРУШКА. Взрослые привыкли покупать в магазинах и супермаркетах, а раньше изготовление игрушек было замечательным ремеслом рукодельниц.
Весной дети с особым старанием мастерили разноголосые свистульки, украшая их художественными рисунками.
Девочки умело плели венки, делали пасленовые куклы. Под осень, когда с поля собирали овощи, дети мастерили забавные маски. Вынимали мякоть из тыквы, вырезали глаза, нос и рот, а внутрь вставляли свечу. Вечером, как сползали сумерки, выходили на улицу. В древности народный календарь брал свое начало с весны. Давно люди начали считать яйцо символом жизни, прихода весны. Поэтому наши предки обожали его, расписывали разными яркими красками. Так возникло замечательное искусство — писанки. В расписывании яиц всегда принимали участие и дети.
На писанках изображали различные линии, точки, символизирующие бесконечность мира. В каждой сельской семье, родители мастерили для детей куклы, волчки, волчки с катушки прялки, погремушки. Лучшим гостинцем для детей с базара или ярмарки, были цветные конфеты или пряники в виде петушков, рыбок, белочек, жаворонков.
Взрослые создают условия знакомства детей с народной игрой и игрушкой.
Воспитание юной души – настоящее искусство, которое строилось на идеи добра. А добро, проявляется с первыми проблесками сознания, с первыми представлениями и мыслями об окружающем мире. Сухомлинский писал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребенка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера, и интеллекта.
Анкета для родителей:
1.Чем занимаются дети в свободный час?___________________________
2.Какими игрушками они играют?_________________________________
3.Какие народные игрушки Вы знаете? ________________
4.Есть ли у Вас дома народные игрушки? Какие? _______________
5.Какие народные праздники связанные с народными игрушками? ____
6.Чем отличаются игрушки? __________________
7.Каких мастеров Вы знаете? _________________
8.Какие народные игрушки Вы бы хотели приобрести? _____________
9.Какие с детьми игрушки с природного материала? С теста? С пластилина делали вместе?___
10.Есть ли желание принимать участие в детских выставках? Народных праздниках?
Консультация
«Влияние русской народной игрушки на формирование личности ребенка»
Традиционная игрушка во все времена оказывала важное и, во многом, определяющее влияние на формирование личности, души русского ребенка.
Воздействие народной игрушки на сознание ребенка, было продуманным и многоплановым, игрушка воздействует на все уровни ощущений - тактильный, визуальный, звуковой. Особое значение имел материал, из которого изготавливались игрушки. К примеру, известно, что тряпичная кукла, в отличие от пластмассовой, снимает психологический барьер между ребенком и "миром больших вещей", воспитывают ласковое, небоязливое отношение к миру. С другой стороны, игрушечные "свистелки", призванные также отгонять от ребенка злых духов, были и первыми "музыкальными инструментами", с которыми сталкивался ребенок.
Послевоенное голодное провинциальное детство было согрето теплом базарных дней и ярмарок. С окрестных сел и деревень стекался народ: купить-продать лошадь, сельскохозяйственный инвентарь, живность или снедь. Конская упряжь, атласные ленты в хвостах, запах лошадей и сена; искристый, хрустящий снег; буйство красок; веселый гомон людей, птиц, животных, и игрушки, игрушки... Деревянные и глиняные, соломенные и тряпичные, берестяные и из лозы - они свистели, трещали, шуршали и тукали. Настоящий солнечный праздник народной смекалки, народного творчества.
Выполненная из натуральных материалов, игрушка с первых дней жизни знакомит ребенка с природой и воспитывает творческое отношение к миру. Но это не только предмет для любования, восхищения и забавы. Игрушка также приобщает малыша к миру абстрактных математических образов, представлений.
В народной игрушке ребенка привлекают не только сами предметы, но и множество звуков, движений, формы, оттенки цветов, узоры и т.д.
Всемирно известные матрешки моделируют, с точки зрения новейшей науки, трансформацию подобия. В детском саду матрешки, как и пирамидки со множеством колец, помогают различать элементы множеств по размеру и выстраивать сериационные ряды. "Ванька-встанька" и "Неваляшка" дают представление об устойчивости. Деревянные кубики с фрагментами рисунков на гранях знакомили не только с пространственной формой и ее характеристиками. Из фрагментов рисунка, как из подмножеств, ребенок составлял множество - общий рисунок (зверек, чашка). Игрушки и изделия народных промыслов и ремесел формировали представления о числе, геометрической форме, ряде, учили ориентироваться на плоскости (когда малыш расставляет игрушечную мелочь на столе) и в пространстве (когда стреляет из лука стрелой).
Русская народная игрушка является особым видом народного творчества. Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе.
Игрушки из глины и дерева, из соломы и бересты, из теста или бисера… Игрушки-обереги и игрушки-потешки, стригушки и козули, бирюльки и свистульки… Дымковские и каргопольские, архангельские и филимоновские. Все это - русские народные игрушки, согретые теплом человеческих рук, красочно расписанные мастерами и умельцами, издавна дарящие людям любовь и доброту. И, к сожалению, совсем несправедливо забытые нашими детьми. Между тем народная игрушка - это не только культурное наследие, музейный экспонат или сувенир для украшения интерьера. Лаконичная по форме, но столь выразительная и понятная любому ребенку, она и сегодня может не просто удивить обрадовать малыша, но и успешно справиться сего обучением даже самым серьезным наукам.
Народная игрушка вызывает в русском человеке «взрыв радости и оптимизма». Это – жизнеутверждающие игрушки. В этих игрушках проявляется радование человека своему бытию.
В народной игрушке передается любовь и ласка, веселость и смех, знания и умения – в этом сила ее влияния на ребенка. В народной игрушке много теплоты, которая выражается в заботливом, любовном ее исполнении: брызжущая красками глиняная дымковская игрушка; солнечная деревянная семеновская игрушка; праздничные, яркие, красные городецкие кони.
Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка своей незамысловатой техникой движения, звучанием, своей сказочной, декоративной трактовкой.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
центр развития ребёнка - детский сад
«Аленький цветочек»
Проект второй младшей «Ж» группы
«Народная игрушка»
Составили:
Иванова С.А.
Горынина Л.В.
Пыть-Ях,2018г.
Проект: «Народная игрушка»
Актуальность проекта:
Сейчас много говорят о том, какими должны быть игрушки наших детей. Но споры эти появились не сегодня. Ведь игрушки для детей – это особый мир, по сути, мир взрослых в миниатюре, где ребенку лишь остается роль владельца и пользователя, но не творца; он ничего не изобретает, а только применяет. Особое значение для общего развития ребенка имеют народные игрушки. Они создавались народом для детей, были направлены на так называемую «социализацию» малыша: вхождение в мир человеческой культуры, взаимоотношений людей и природы. Такие игрушки «с внутренним смыслом» родители делали для своих детей. Это искусство передавалось по наследству. Позднее это привело к созданию целых игрушечных промыслов.
Современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной народной игрушке. Поэтому, учитывая значимость игрушки, как для ребенка, так и для взрослого, необходимо знакомить детей с народной игрушкой, что поможет приобщить их в дальнейшем к национальной культуре России. Актуальность проекта заключается в возвращении молодого поколения к русским национальным традициям, к изучению исторических корней.
Наш проект позволит:
- зародить интерес к народной игрушке, народно-прикладному искусству, промыслам, освоить искусство изготовления игрушки своими руками, элементы росписи;
- привить уважение к истории России;
- пополнить предметно развивающую среду;
- вложить частичку своей души в игрушку, стать мастерами.
Цель проекта: Приобщить детей к народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с разнообразием народной игрушки (глиняная, деревянная, тряпичная, и др.), с характерными особенностями разных промыслов.
- Формировать эстетическое отношение к предметам искусства, учить видеть их красоту, самобытность.
- Прививать уважение к культуре своего народа.
- Развивать у детей коммуникативные навыки: общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, доброжелательного отношения к окружающим.
- Обогащать словарный запас детей, знакомить с новыми словами и их значениями.
- Вызвать желание создавать красивое своими руками.
- Воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей.
Вид проекта: По составу – групповой.
Срок реализации проекта: 1 месяц (1.03.2018 пол 31.03.2018 г.)
Участники проекта – воспитанники 2 младшей группы, педагоги, родители.
Характер предметной области: познавательное развитие
Интеграция областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Ожидаемый результат:
- воспитание любви к народному искусству России
- ребёнок – творец, мастер, создатель народной игрушки
- ребёнок умеет сотрудничать в коллективе
- родители станут активнее участвовать в жизни детского сада.
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный этап.
- Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.
- Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.).
- Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; дидактических игр, разработка бесед, разработка занятий
- Разработка консультаций для родителей.
- Организация развивающей среды в группе
- Основной этап.
реализация проекта.
Конечные цели проекта:
- привитие дошкольникам культуры речевого поведения;
- обогащение их словарного запаса средствами народных игр, изобразительной и музыкальной деятельности, театра;
- создание центра народной игрушки мини-музея;
- использование народной игрушки в игротеке;
- воспитание у детей культуры взаимоотношений.
Предварительная работа:
1 Изучение литературы:
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
- Григорьева Г.Г. Малыш в стране Акварели: метод. Пособие для воспитателей и родителей \ Г.Г. Григорьева. – М.: Просвещение, 2006. – 111 с
- Доронова Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности. Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и групп кратковременного пребывания. – 2005. – 96 с.
- Павлова О.В. Художественное творчество: комплексные занятия. 2015. – 142 с.
- Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 80 с.
2.Рассматривание русской народной игрушки матрешки.
3.Игры с матрешками: «Найди такую же», «Собери матрешку».
Этапы реализации проекта
Дата | мероприятия | цель |
1.03.18 | 1.Дидактическая игра «Больше – меньше» 2.Чтение: С. Я. Маршак «Ванька — Встанька», Б. Заходер «Ванька — Встанька». 3. Подвижная игра «Матрёшки пляшут» | 1.упражнять детей в различении, сравнении величины матрешек (больше - меньше, одинаковые), воспитывать внимание. 2.Закреплять умение внимательно слушать стихотворение, понимать его содержание. 3. учить повторять движения за воспитателем, развивать двигательную активность детей. |
2.03.18 | 1.Игра с двумя, тремя матрешками «Матрешка, ты где?» 2.Чтение стихотворения «Много кукол деревянных» 3. Беседа «Знакомство с матрёшками» | 1. формировать умение, затормозить свое действие или же наоборот, начать действие по речевому сигналу. 2. Закреплять умение внимательно слушать стихотворение, понимать его содержание 3. ознакомить детей с матрёшками, учить различать величину матрёшек, цвета, использованные в костюме матрёшек (сарафана, платочка); развивать внимание, эмоциональную отзывчивость; воспитывать доброжелательные отношения к окружающим. |
5.03.18 | 1.Сюжетно-ролевая игра «Угостим матрёшку чаем» 2. Чтение стихотворения «У сестричек, у матрёшек». 3. Строительство домика для матрёшечек из кубиков | 1. Познакомить детей с чайной посудой. 2. Закреплять умение внимательно слушать стихотворение, понимать его содержание 3. показать детям способы постройки домика из коробков, познакомить с профессией строителя. |
6.03.18 | 1.Беседа «Деревянная красавица» 2.Работа с раскрасками 3. Подвижная игра «Матрёшки пляшут» | 1.Поговорить с детьми о материале, из которого делают матрёшку 2. продолжать учить аккуратно закрашивать элементы рисунка 3. учить повторять движения за воспитателем, развивать двигательную активность детей. |
7.03.18 | 1. Подвижная игра «Карусель», 2.Сюжетная игра «Дружные сестрички» 3. Заучивания стихотворения «Матрешки» | 1. развивать у детей равновесие в движении, навык бега, повышать эмоциональный тонус. 2. учить делать постройки (домики) из различных строительных материалов, создавая их в соответствии с размерами матрёшек; развивать игровые навыки, внимание, мышление; воспитывать аккуратность в обращении с матрёшками, со строительным материалом; воспитывать заботливое отношение к окружающим. Материал: трёхместная матрёшка, кубики, кирпичики, конструктор, кружочки трёх размеров («тарелки» для матрёшек). 3. Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, понимать и воспроизводить образный язык; формировать навыки выразительного чтения. Развивать выразительность речи. |
12.03.18 | 1.Дидактическая игра «Здравствуй, матрёшка!» 2. Игра «Найди матрёшку» 3. «Весёлые сестрички» Театрализованная игра | 1. Учить детей действовать со сборно-разборными игрушками трех размеров: большой, поменьше и маленькой. Развивать моторику пальцев, глазомер. Учить подбирать предметы в соотношении: большой, поменьше, маленький, находить промежуточный по величине предмет. Развивать активную речь. 2.развитие внимания, умение ориентироваться в пространстве, различать левую и правую стороны 3. учить внимательно слушать историю и следить за сюжетом; развивать внимание, воображение; воспитывать внимательное отношение к окружающим |
13.03.18 | 1.Лепка «Домик для матрёшек» 2. Музыкальная игра “Мы матрешки” 3. Физкультурная минутка «Матрёшки» | 1. закреплять умение раскатывать палочки из пластилина прямыми движениями рук, аккуратно класть палочки друг на друга под руководством воспитателя. 2.учить выполнять движения по тексту. 3. повторять движения в соответствии с текстом |
14.03.18 | 1.Беседа "Почему Матрёшку назвали Мартёшкой" 2.Загадки о матрёшках 3. Аппликация из салфеток «Наряди матрёшку» | 1. рассказать детям о том, почему деревянную красавицу назвали "Матрёшка" 2. развивать логическое мышление 3. продолжать закреплять умение аккуратно приклеивать детали аппликации |
15.03.18 | 1. Игра – путешествие «Здравствуй, красавица матрёшка!» 2. Дидактическая игра «Найди игрушку из дерева». 3. Физкультурная минутка «МАТРЕШКИ» | 1. Цель: Учить детей действовать со сборно-разборными игрушками трех размеров: большой, поменьше и маленькой. Развивать моторику пальцев, глазомер. Учить подбирать предметы в соотношении: большой, поменьше, маленький, находить промежуточный по величине предмет. Развивать активную речь 2. развивать мышление, память, речь 3.Учить выполнять движение по тексту |
16.03.18 | 1.Рисование ватными палочками «Украсим матрёшкам сарафаны» 2.Речевая игра с движением «Матрёшка, ты где?» 3. Дидактическая игра «Расставь по росту». | 1. Цель: развивать творческие способности, показать, что рисовать можно не только кисточкой 2. продолжать учить действовать по сигналу 3. развивать мышление, память, речь |
19.03.18 | 1.Игра: "Игрушки в гости к нам пришли" 2.Рисование«Дымковская барышня» 3. Беседа «Дымковские игрушки» | 1.Закрепить знания детей о любимых игрушках. Развивать мыслительные процессы: память, творческое воображение, связную и выразительную речь. Использовать полученные знания в речевом общении. Воспитывать любовь детей к игрушкам, воспитывать дружелюбие, вызвать интерес, любознательность. 2.Ознакомить детей с дымковской игрушкой — барышней, обратить внимание на цвета, использованные в её костюме, на её характер (весёлая); активизировать словарь: дымковская барышня, весёлая, красивая, лёгкая, тяжёлая, полоски, кружочки, точки, слова, обозначающие цвета; продолжать учить рисовать кружочки, точки, полоски, пятна, используя весь ворс и кончик кисточки; развивать интерес к народному творчеству, умение видеть красоту народной игрушки; воспитывать аккуратность при обращении с игрушкой; воспитывать навыки вежливого поведения (умение самостоятельно здороваться и прощаться). 3. Познакомить детей о происхождении дымковской игрушки. |
20.03.18 | 1.Рисование: «Красивый полосатый коврик» 2.Дидактическая игра «Найди такой же узор» 3. Загадки о дымковских игрушках. | 1.Познакомить детей с дымковскими игрушками. Учить рисовать линии слева направо, вести кисть по ворсу неотрывно; хорошо набирать краску на кисть; тщательно промывать кисть; рисовать другим цветом аккуратно, Развивать восприятие цвета, закреплять знания цветов. Вызвать положительный эмоциональный отклик на произведение искусства. 2. развитие зрительного внимания, памяти, мышления, обучение рассматриванию узоров и их описанию 3. знакомить детей с народным русским фольклором. Развивать память, внимание. Воспитывать интерес к быту и обычаям России |
21.03.18 | 1.Беседа «Из чего же мы сделаны» 2. Дидактические игры: «Дорисуй узор» 3.Игра малой подвижности «Барыня» | 1. закрепляем историю происхождения дымковской игрушки, материал из которого они сделаны. 2. развивать внимания и памяти детей, развитие чувства симметрии с последующим разрисовыванием. 3. учить детей сочетать слова с движениями |
22.03.18 | 1.Рисование «Дымковская лошадка» 2. Чтение стихотворения В. В. Гаврилова «Водоноска». 3.. Д/ игра «Дымковская мозаика». | 1Продолжать знакомить детей с дымковской росписью, ее элементами – кругами разного размера. Закреплять умение рисовать круги. Учить правильным приемам закрашивания краской, не выходя за контур. Повторять изображение, заполняя все пространство силуэта. Воспитывать чувство сопереживания, 2.Закреплять умение внимательно слушать стихотворение, понимать его содержание. 3. развитие зрительного внимания, памяти |
23.03.18 | 1. Работа с раскрасками 2. Чтение стихотворения И. В. Кадухина «Едет дедушка Егор..». 3. Рисование. Дорожка для коня | 1.продолжать учить аккуратно закрашивать элементы рисунка 2. Закреплять умение внимательно слушать стихотворение, понимать его содержание 3. Продолжать знакомить с дымковской игрушкой. Учить выделять один из элементов узора – круг, составлять узор на полосе из кругов, украшать их черными точками, выбирать цвет для кругов. Пробуждать интерес к дымковской игрушке. |
26.03.18 | 1.Беседа «История возникновения свистульки» 2.Разучивание стихотворения «В руки я возьму свистульку» 3. Стихотворения и потешки | 1. Вызывать у детей эмоционально-положительное отношение к игрушке; формировать умение передавать свое отношение к игрушке; воспитывать бережное отношение к игрушке и заботу о ней. 2. Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, понимать и воспроизводить образный язык; формировать навыки выразительного чтения. Развивать выразительность речи. 3. Закреплять умение внимательно слушать стихотворение, потешки понимать их содержание |
27.03.18 | 1. Чтение сказки «ЧУДО-СВИСТУЛЬКА» 2. Работа с раскрасками | 1. Закреплять умение внимательно слушать стихотворение, потешки понимать их содержание 2. продолжать учить аккуратно закрашивать элементы рисунка |
28.03.18 | 1. Аппликации «Птичка-свистулька» 2. Динамическая пауза «Жмурки с дудочкой» | 1. Познакомить детей с особенностями духовых музыкальных инструментов. Учить определять духовые музыкальные инструменты по звучанию на слух. Помогать создавать узоры. Формировать умение работать с пластилином. Развивать слух, творчество, чувство ритма в узоре, мелкую моторику. Воспитывать любознательность, интерес к народному творчеству. 2. продолжать учить действовать по сигналу |
29.03.18 | 1.Чтение стихотворений потешек (приложение) 2. Дидактическая игра «В какой руке игрушка?». | 1. Закреплять умение внимательно слушать стихотворение, потешки понимать их содержание 2. формировать интерес к народной игрушке, развивать умение определять правую и левую руку. |
30.03.18 | 1.Чтение стихотворений потешек (приложение) Оформления мини-музея | 1. Закреплять умение внимательно слушать стихотворение, потешки понимать их содержание |
Работа с родителями:
Консультации: «Как организовать домашнее занятие по рисованию и лепке»; «Ознакомление с дымковской игрушкой»
Консультация: «Чтение и разучивание с детьми дома стихов.»
Консультация «Что такое народная игрушка?»
Консультация «Народная игрушка в жизни дошкольника»
консультация «Влияние русской народной игрушки на формирование личности ребенка»
Анкета для родителей:
Итоги проекта:
В ходе проекта дети познакомились с русскими народными игрушками Матрёшкой, Дымковской игрушкой, свистулькой, некоторыми техниками нетрадиционного рисования, у детей расширился словарный запас. Появился более устойчивый интерес к творчеству, интерес к русской культуре через знакомство с этими игрушками. Дети с большим удовольствием участвовали в реализации проекта, проявляли инициативу и творческий подход в играх и художественно - творческой деятельности.
Родители стали больше интересоваться жизнью детей в группе, проявлять инициативу, пополнять развивающую среду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный проект в младшей разновозрастной группе "Новогодние игрушки"
Краткосрочный инфармационно- познавательный, творческий проект, направленный на активизацию интереса детей и родителей к совместной продуктивной деятельности....
Проект во второй младшей группе «Народная игрушка»
Система работы на тему "Народная игрушка"Автор: Моисеева Наталья ВалентиновнаЦель: Приобщение детей к русским народным традициям и обычаямЗадачи: Использовать систему работы По приобщению де...
приложение к проекту второй младшей «Ж» группы «Народная игрушка»
подобранный весь необходимый материал для данного проекта...
Проект во второй младшей группе "Народная игрушка"
Игрушка неизменный спутник каждого ребенка с первый дней жизни. Игрушки являются первыми средствами воспитания, давали первый толчок к формированию характера, складу ума и т.д. именно народная игрушка...
Проект во второй младшей группе "Народная игрушка"
Проект "Народные игрушки"...
Проект на тему «Матрёшка - русская народная игрушка» с детьми второй младшей группы
Проект на тему «Матрёшка - русская народная игрушка» с детьми второй младшей группы...
Проект на тему «Матрёшка - русская народная игрушка» с детьми второй младшей группы
Проект на тему «Матрёшка - русская народная игрушка» с детьми второй младшей группы...