Система работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через организацию детской театрализованной деятельности в группе.
методическая разработка (старшая группа) на тему
В материале представлена система работы развитию творческих способностей детей старшего дошкольного через организацию детский театрализованной деятельности в группе.
Цель работы: создание условий для творческого развития детей старшего дошкольного возраста, через организацию театрализованной деятельности в группе.
Система состоит из трёх блоков: организация предметно-развивающей среды; организация работы с детьми; организация сотрудничества с родителями воспитанников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Система работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через организацию детской театрализованной деятельности в группе.
Воспитатель первой квалификационной категории
Василькова Валентина Олеговна.
Введение
Проблема развития творческих способностей[1] в дошкольном возрасте была поставлена Л.С.Выготским в его трудах по педагогической психологии и психологии искусства в 30-е годы XX столетия.
Данная проблема остается актуальной и для современной практической психологии и педагогики.
Известно: дошкольный возраст является наиболее сенситивным для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими. Это неоднократно отмечали отечественные и зарубежные психологи и педагоги (Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина. Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т.С. Комарова, Д.Б. Эльконин и др. практиков).
По мнению современных ученых, исследующих проблемы дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств.
Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства, как мощного синтетического средства развития их творческих способностей.(Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, Д.В.Менджерицкая, Л.В.Артемова, Е.Л.Трусова,Р.И. Жуковская, Н.С.Карпинская и др.)
Анализируя работы отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, можно выделить общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность.
Театрализованная игра – одна из самых демократичных, доступных для детей видов искусства, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии (И.Г. Вечканова, Й. Хейзинга, Д.Б. Эльконин и др.). Большинство исследователей приходят к выводу о том, что театрализованные игры наиболее близки к искусству
и часто называют их «творческими» (М.А.Васильева, С.А. Козлова,
Д.Б.Эльконин). Е.Л.Трусова применяет синонимы понятия «театрализованная игра», «театрально-игровая деятельность и творчество» и «игра-драматизация».
По результатам ряда исследований, данный вид игровой деятельности способствует активному ознакомлению с новыми явлениями и объектами окружающей действительности, а также значительно расширяет круг имеющихся представлений дошкольников (JI.B. Артемова, Н.С. Карпинская, Д.В. Менджерецкая, Л.Г. Стрелкова и др.); театрализованная игра позволяет совершенствовать аналитико-синтетическую деятельность ребенка, положительно влияет на звуковую культуру речи, ее интонационный строй, содействует обогащению активного словаря детей (М.Д. Маханева, Н.А. Реуцкая, Н.Ф. Сорокина и др.).
Кроме того, театрализованная игровая деятельность, предполагая художественное моделирование эмоций, выступает источником развития чувств, учит ребенка понимать окружающих, ставить себя на место других в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия, что, в сущности, составляет основу процесса эмпатии (Б.М. Теплов и др.).
Наряду с этим, в процессе такой игры происходит и развитие творческих способностей дошкольников, их желания фантазировать и реализовывать желаемое в действительности (JI.B. Артемова, Н.С. Карпинская, М.Д. Маханева, Д.В. Менджерецкая, Н.А. Реуцкая, Л.Г. Стрелкова и др.).
Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я убедилась, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по организации театрализованной деятельности в детском саду. В последнее время одним из современных эффективных методов развития творческих способностей дошкольников многие исследователи называют метод проектов.
За последнее десятилетие проведены многочисленные исследования, дан подробный ретроспективный анализ истории метода проектов в работах Е.С. Полат, И.С. Сергеева, И.Ю. Пахомовой, М.Б. Романовского.
Возможности использования метода проектов в работе с дошкольниками проверены в практике педагогов-новаторов 20-30 годов XX века, в исследованиях И. Штанько, Н. Комратовой (2001-2004гг.), в опыте многих воспитателей современных детских садов.
Метод проектов я использую в своей педагогической практике для развития театрализованных игр старших дошкольников, как продукт сотрудничества, сотворчества педагогов, детей, родителей, других специалистов ДОУ. Это сотрудничество - первое и важнейшее условие успешной реализации проекта. Кроме этого, важно тщательно продумать и организовать предметно-развивающую среду. Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и, самое главное, развитию. Иначе говоря, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.
Существует ряд условий, способствующих творческому развитию детей. Американский психолог Дж. Смит выделяет четыре группы таких условий:
- Физические условия, т.е. наличие материалов для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними.
- Социально-эмоциональные условия, т.е. создание взрослыми у ребёнка чувства внешней безопасности, когда он знает, что его творческие проявления не получат отрицательной оценки взрослых.
- Психологические условия, сущность которых заключается в том, что у ребёнка формируется чувство внутренней безопасности, раскованности и свободы за счёт поддержки взрослым его творческих начинаний.
- Интеллектуальные условия, которые создаются путём решения творческих задач.
Педагог должен создать такие условия и не просто не мешать развитию ребёнка, но активно помогать ему в этом развитии, формировать те творческие механизмы, которые обеспечат наиболее быстрое и полноценное его развитие.
Цель моей работы: создание условий для творческого развития детей старшего дошкольного возраста, через организацию театрализованной деятельности в группе.
Задачи:
- создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности;
- приобщать детей к театральной культуре;
- обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности в педагогическом процессе;
- обеспечить сотрудничество с театрами города;
- создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей старших групп перед младшими, реализация детско-родительских и педагогических проектов и др.);
- Организация психолого-педагогического просвещения родителей в вопросах творческого развития дошкольников через театрализованную деятельность.
Организация предметно-развивающей среды.
Были разработаны и реализованы проекты, направленные на создание и наполнение театрального центра в группе: «Театральный центр в группе», «Сундук со сказками».
В результате реализации проекта «Театральный центр в группе», в группе создан театральный центр, среда в центре создана таким образом, чтобы:
- Предоставить ребёнку возможность самостоятельно делать выбор, как деятельности, так и материалов, способов достижения необходимого результата внутри этой деятельности.
- Обеспечить доступность центра и всех его материалов в течение всего дня.
- Учесть возрастные и половые особенности конкретной группы детей и индивидуальные особенности каждого ребёнка.
- Стимулировать активность детей, побуждать экспериментировать, исследовать, проверять свои «гипотезы», самостоятельно получать знания своим собственным индивидуальным способом.
- Обеспечить возможность организовывать деятельность: индивидуальную, в малых и больших группах.
- Привлечь в группу в качестве помощников родителей и других, значимых для детей взрослых, помочь им чувствовать себя уверенно комфортно, стать активными и компетентными участниками общего дела.
Организация и наполнение центра
Костюмерная Костюмы Материалы для изготовления костюмов | Гримёрная Зеркало Грим Схемы наложения грима | Сценарии спектаклей, постановок, написанные педагогами ДОУ и детьми. | |
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр Атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, стул режиссёра, места для зрителей, афиши, касса, билеты. | Ширмы Фланелеграф многофункциональные ширмы, которые позволяют детям играть в театр на магнитной доске, двигать фигурки на фланелеграфе, использовать перчаточные куклы, куклы сделанные руками детьми. | Декорации Сделанные руками детей и педагогов, родителей Приобретённые в магазине | |
Материалы для изготовления билетов, афиш, декораций: карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал и т.п. | Магнитофон Аудио Видеотека | Художественная литература | |
Разные виды театров | |||
Бибабо Куклы-марионетки Настольные Пальчиковые Рукавичка Театр кукол на столе Театр ложек (упрощенный вариант верховых кукол) | Театр картинок (фланелеграф и картинки на липучках) (движущиеся фигурки на ярко освещенном экране) Театр игрушек Театр кукол с «живой рукой» Система «люди-куклы» Платочный | ||
Сундук со сказками |
Театральный центр в группе дает возможность детям:
- организовать театрализованную игру самостоятельно; совместно со сверстниками, с педагогами, с родителями;
- организовать театрализованные игры, с использованием разных видов театров;
- самостоятельно изготовить костюмы, декорации, разные виды театров для театрализованной деятельности;
- организовать сюжетно-ролевые игры: кукольный театр, цирк и т.п.; и атрибуты к играм;
- перенести театрализованную деятельность в любой другой центр активности (Сундук со сказками);
- обеспечить доступность книжного, театрального, аудио и видео фонда группы для ребенка и его семьи.
Организация работы с детьми
Ι этап – диагностический
- Педагогические наблюдения, которые проводятся с целью определения готовности ребёнка к театрализованной деятельности и последующей разработкой индивидуальных маршрутов развития для каждого ребёнка.
- Определение уровня развития театрализованной игры у детей на основе критериев Т.Н. Дороновой.
- Определение уровня развития творческих способностей детей. Для диагностики использовались две методики: методика, предложенная Г.А. Урунтаевой и Ю.Ф. Афонькиной «Неоконченный рисунок», «Вербальная фантазия» и мнение родителей (анкеты). Диагностику проводили специалисты структурного подразделения "Вита" Муниципального казённого учреждения города Новосибирска "Городской центр психолого-педагогической поддержки молодёжи "Родник"
ΙΙ этап –практический.
Принципы организации педагогического процесса:
- Принцип стимуляции познавательной, исследовательской деятельности, активности ребенка. Имеет место ситуация выбора, незавершенный образ, его неожиданность и проблемность, постановка дальней цели.
- Принцип творческой, гуманной направленности педагогического процесса, характеризующийся развитием воображения, фантазии.
- Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий подражать, создавать, комбинировать, самостоятельно выбирать мотивы и способы действия.
- Принцип интегративности, характеризующийся связью:
- театрализованной с другими видами деятельности (речевой, художественной, музыкальной и др.), с различными видами искусств (драматическим, изобразительным);
- детского и взрослого искусств;
- театральной игры и совместной созидательной деятельности педагога и ребенка.
- Принцип системности.
- Принцип учёта индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка.
Основные направления работы.
- Театральная игра. Включает в себя игры-драматизации, режиссерские игры.
- Ритмопластика. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения.
- Культура и техника чтения. Данный раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
- Основы театральной культуры. Овладение дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены следующие основные темы:
- Особенности театрального искусства.
- Виды театрального искусства.
- Основы актёрского мастерства.
- Культура зрителя.
- Работа над спектаклем. Включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, а так же работу над спектаклем: от этюдов до рождения спектакля.
Творчество детей в их театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях как творчество:
- продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета);
- исполнительское (речевое, двигательное);
- оформительское (декорации, костюмы, атрибутика и др).
Метод проектов.
В работе использую следующие типы проектов
Тип проекта | Краткая характеристика проекта | |
| Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата и интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, видеофильме, драматизации, спортивной игре, празднике и т.п.). Однако оформление результатов проекта требует чётко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника и т.д. | |
| В таких проектах структура также только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности всё-таки является ролево-игровая. | |
| Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов; оформление и презентация результатов. |
Были разработаны и реализованы следующие проекты:
- Новосибирск театральный, в рамках изучения темы «Мой родной Новосибирск».
- Театр детскими руками.
- Сам себе режиссер.
- Здравствуй, театр.
- На арене цирка.
- Салат из сказок.
- Сказку ты, дружок, послушай, а потом её сыграй.
- Театр из коробок.
ΙΙΙ этап –заключительный.
Презентация в виде премьеры спектакля «Лето на ладошке» (см.приложение).
Заключительная диагностика.
Организация психолого-педагогического просвещения родителей в вопросах литературно-художественного развития дошкольников.
Формы работы.
- Анкетирование родителей с целью:
- определения особенности знаний родителей о задачах, содержании и методах организации театральной деятельности, о творческом развитии детей, умение их применять; наличие у родителей интереса к повышению уровня знаний о значении театральной деятельности в творческом развитии детей дошкольного возраста;
- определения единой стратегии в развитии творческих способностей детей в детском саду и в семье;
- оказания дальнейшей помощи семье в вопросах приобщения сына или дочери к театру.
- Организация мини-библиотеки для родителей, в которой есть вся необходимая литература по данной проблематике, а у родителей есть возможность взять интересующую их книгу домой.
- Организация детско-родительских проектов. Данные проекты необходимы для формирования доверительных отношений между педагогами и родителями. Проекты оформляются как членами семьи, так и совместно с педагогами.
- Привлечение родителей в группу в качестве ассистентов.
- Составление инструкций памяток для ассистентов по работе с детьми в центрах активности.
- Организация и проведение Дня открытых дверей.
- Родительские собрания:
- с организацией показа видео материалов о жизни детей в группе, о деятельности в театральном центре.
- Мастерские по изготовлению кукольного театра, декораций.
- Групповые и индивидуальные консультации по запросу родителей.
- Составление рекомендаций для родителей, например, по подбору театров и театрального репертуара для старших дошкольников; по организации домашнего кукольного театра; по изготовлению театров, декораций, костюмов.
- Работа группового стенда: систематически информировать родителей о происходящем в группе, о продвижениях детей и т.п.; благодарить родителей за помощь и участие в жизни группы.
- Буклеты:
- «Театральный центр в нашей группе»;
- «Развитие речи детей в литературно-художественной деятельности».
- Копилка стендовых материалов «Играем с детьми в театр».
- Выпуски фоторепортажей о жизни детей в группе.
- Презентация театрального центра.
- Постановка совместных спектаклей.
- Организация конкурсов, викторин.
- Знакомство родителей с театральными премьерами города Новосибирска.
- Экспозиция театральных афиш.
- Организация помощи в приобретении билетов.
- Организация коллективных посещений театров города.
- Организация сотрудничества ДОУ, семьи.
Организация сотрудничества с театрами города Новосибирска
- Договор о сотрудничестве «Областной театр кукол», театр «Чародеи», театр «Глобус».
- Театральная афиша на 2014-2015 уч. год.
- Организация экскурсии в театр (бюро экскурсий «Паспарту»).
- Устройство театра.
- Знакомство с профессиями.
- Посещение костюмерной.
- Экскурсия на сцену.
- Постановка мини спектакля.
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с использованием театрализованной деятельности становиться более эффективным, если созданы перечисленные выше условия.
[1] Творческие способности человека проявляются в любой деятельности (научной, производственной, художественной и др.).
Способности - это такое своеобразие психических особенной человека, которые позволяют ему с той или иной степенью успешности овладевать деятельностью и совершенствоваться в ней.
Творческие способности - это умение находить новые оригинальные решения какой-либо проблемы. Творческие способности позволяют создавать новое, никогда ранее не существовавшее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/20/picture-496965-1642654455.jpg)
Проект «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через организацию и постановку мюзикла».
«мюзикл» (англ. Musical) — музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, важную роль играет хореография....
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/12/picture-648778-1436723022.jpg)
Система работы по формированию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами новых технологий в театрализованной деятельности
Система работы по формированию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами новых технологий в театрализованной деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/16/picture-1289816-1605511635.jpg)
Система работы «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник в сюжетном рисовании»
Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пр...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/09/picture-737864-1620555446.jpg)
ШЕРСТЯНАЯ АКВАРЕЛЬ. Опыт работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через создание картин из шерсти.
- создать условия для формирования и развития у детей культуры художественного творчества,-раскрытия творческого потенциала;- учить различным художественным способам работы с шерстью;- учить смешивать...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/27/picture-1331362-1619520954.jpg)
План работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность
План работы...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/28/picture-1396928-1648443939.jpg)
Коллективный творческий проект «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных форм продуктивной деятельности (аппликации, рисования и лепки)» для детей разновозрастной группы от 5 до 7 лет
Коллективный творческий проект предназначен для детей 5-7 лет. Он направлен на развитие творческих способностей старших дошкольников и разработан на материале нетрадиционных форм продуктивной деятельн...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/13/picture-952031-1570991083.jpg)
Методическая система работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Триединая цель: обучение, воспитание и развитие Формировать навыки детей в работе с разнообразными материалами и техниками;Воспитание любви к прекрасному, художественному творчеству;Развитие эстетичес...