Методическая разработка Лэпбук «Эмоции и чувства»
методическая разработка (старшая группа)
Знакомить детей с чувственной стороной жизни человека, его переживаниями, внутренним душевным состоянием необходимо с самого раннего детства. От умения ориентироваться в сложном мире самых разных человеческих чувств зависят и наш характер, настроение, поведение, и отношение к окружающему, а в целом жизненный успех каждого.
Данное методическое пособие позволяет решать задачи ФГОС ДО, направленные на охрану и укрепление психического здоровья детей, в т.ч. их эмоционального благополучия, формирование общей культуры личности ребёнка.
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_1.docx | 28.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Корякиной Екатерины Владимировны педагога-психолога ГБДОУ детский сад №14 комбинированного вида Курортного района
Лэпбук «Эмоции и чувства»
Знакомить детей с чувственной стороной жизни человека, его переживаниями, внутренним душевным состоянием необходимо с самого раннего детства. От умения ориентироваться в сложном мире самых разных человеческих чувств зависят и наш характер, настроение, поведение, и отношение к окружающему, а в целом жизненный успех каждого.
Данное методическое пособие позволяет решать задачи ФГОС ДО, направленные на охрану и укрепление психического здоровья детей, в т.ч. их эмоционального благополучия, формирование общей культуры личности ребёнка.
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.
Цель создания лэпбука «Эмоции и чувства»: развитие эмоционального интеллекта дошкольников, способности у ребенка понимания себя, других людей и человеческих взаимоотношений.
Задачи:
- Знакомить дошкольников с основными эмоциями, чувствами, которые испытывают люди в различных жизненных ситуациях;
- Развитие эмпатии;
- Развитие способности распознавать и понимать свои чувства и чувства других;
- Расширять представления детей об окружающем мире и социальной действительности;
- Обогащение и активизация социальных знаний, словарного запаса;
- Развитие умения рассуждать, обосновывать свою точки зрения;
- Формирование умения объяснять.
Пособие предназначено для детей от 5 до 7 лет. Основная идея лэпбука сделать знакомство с эмоциями интересным и увлекательным. Лэпбук является гибким инструментом, который можно дорабатывать, дополнять, брать отдельные элементы в организации совместной деятельности педагога- психолога с детьми.
Из чего сделан лэпбук?
Лэпбук сделан из картона, обклеен белыми обоями, покрашен акриловыми красками и гуашью, кармашки сделаны из конвертов, материалы распечатаны на цветном принтере, вырезаны, приклеены на картон и обклеены скотчем.
Темы для карманов: «Какое у тебя настроение?», «Разрезные картинки», «Угадай эмоцию», «Стихи про эмоции», «Составь рассказ», «Повтори эмоцию», «Собери эмоцию», «Что чувствует герой?», «Эмоции в сказках», «Раскраски».
Варианты развивающих игр и развивающей деятельности с лэпбуком:
1) Игра часики эмоции: «Какое у тебя настроение?»
Данная игра познакомит ребенка с мимическими выражениями различных эмоций и чувств. Разбудив фантазию и творчество, поможет создать ребёнку свой образ героя, проиграть различные ситуации, выражая свои чувства и эмоции.
Цель: умение определять и различать человеческие эмоции и чувства.
Задачи:
- формировать социальную и эмоциональную сферу ребёнка;
- учить детей передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики;
-воспитывать способность чувствовать, понимать себя и другого человека;
- развивать воображение;
- развивать мелкую моторику;
- развивать монологическую и диалогическую речь детей.
Варианты игры:
- При каждой встрече с педагогом-психологом ребенок отмечает с помощью стрелки на «часиках эмоций» свое настроение. Делится радостями и переживаниями.
- Ребенку предлагается с закрытыми глазами (завязанными) повернуть стрелку часиков и изобразить выпавшую эмоцию.
- С помощью стрелки ребенку предлагается выбрать определенную эмоцию и рассказать о ней: от чего, по какой причине такая эмоция может появиться на лице
- Ребенок после прочтения сказки показывает стрелками какие эмоции какой герой испытывал.
2) Разрезные картинки
Цель: умение определять и различать человеческие эмоции и чувства.
Задачи:
- способствовать развитию конструктивных умений;
- формировать социальную и эмоциональную сферу ребёнка;
- развивать воображение;
- развивать мелкую моторику;
- развивать логическое мышление;
- развивать внимание и восприятие.
Варианты игры:
- Все эмоции выражаются на лице человека с помощью бровей, глаз и рта. В зависимости от эмоций выражение лица меняется.
Ребенку показываются на макете следующие эмоции:
Злость – брови опущены до внутренних уголков глаз, уголки рта опущены;
Страх – брови приподняты, глаза расширены, рот открыт;
Грусть – внешние кончики бровей опущены, веки и уголки губ полуопущены;
Удивление – брови приподняты, глаза округленные, рот приоткрыт;
Радость – брови немного приподняты, глаза сужены, уголки губ приподняты;
Спокойствие – брови, глаза и рот в спокойном состоянии;
Затем предлагается собрать из разрезанных картинок данные эмоции.
- Покажи свое настроение. Ребенку предлагается собрать актуальное настроение из разрезанных картинок.
- Кто быстрее соберет эмоцию. Проводится в группе детей, каждому загадывается эмоция, кто быстрее и правильно собрал из разрезанных картинок выражения лица, тот выиграл.
3) Игра «Угадай эмоцию»
Конверт с набором картинок природы, животных и т.п. для расмотрения.
Цель: развивать умение разбираться в своих чувствах, прислушиваться к себе
Задачи:
-развивать чувство эмпатии, чуткости к происходящему вокруг;
-учить понимать себя и других;
- развивать воображение, мышление;
-развивать причинно-следственные связи, связную речь;
-развивать умение рассуждать, составлять рассказы;
- развивать умение высказывать свое мнение.
Варианты проведения упражнения:
- Посмотри, что изображено на картинке. Какие эмоции и чувства у тебя вызывает данное изображение?
- Как ты думаешь какое настроение передает данное изображение?
- Какая из всех представленных картинок вызывает у тебя грусть (радость/гнев/страх и т.д.)?
4) «Стихи про эмоции»
Цель: стимулировать развитие воображения с помощью чтения детям специально подобранной литературы; умение сознательно пользоваться картинкой с мимикой, обогащать и активизировать эмоциональный словарь.
Материал: стихи с различными эмоциями, литературные произведения (стихи, сказки)
Варианты задания:
- Можно почитать вместе с ребенком
- Прочесть ребенку стихотворение, и попросить его отгадать о какой эмоции идет речь.
- Прочесть ребенку стихотворение и попросить его найти картинку с подобной эмоцией, изобразить такую эмоцию самому.
5) Дидактическая игра «Составь рассказ»
Конверт наполнен различными картинками с изображением разных ситуаций, где герои картинок изображают те или иные эмоции в контексте изображенных обстоятельств.
Цель: развитие социального интеллекта, умения ориентироваться в человеческих взаимоотношениях, чужих эмоциях.
Варианты игр:
- Расскажи, что происходит на картинке, какое настроение у героя, почему?
- Посмотри на ситуации, изображенные на картинках. Как ты думаешь, какое чувство испытывает каждый из детей? Выбери картинку, о которой тебе хочется рассказать. Придумай историю и расскажи.
6)«Повтори эмоцию»
Смайлики на палочках.
Цель: развивать эмоциональную сферу ребёнка, развивать воображение, развивать пантомимику
Варианты:
- ребенок может выбрать любую эмоцию на палочке и изобразить;
- Педагог-психолог может сам выбирать палочки, а ребенок должен изобразить эмоцию;
- Педагог-психолог загадывает загадки про эмоции или задает вопросы о разных ситуациях, а ребенок показывает ответ, выбрав правильную эмоцию на палочке
7) «Собери эмоцию»
Цель: формировать социальную и эмоциональную сферу, учить ребенка распознавать свои и чужие эмоции.
Задачи:
- развивать воображение;
- развивать мелкую моторику;
- развивать логическое мышление;
-развивать умение ориентироваться в мире эмоций
Варианты:
- Прикрепи к мальчику и девочке ту эмоцию, которую ты сейчас испытываешь.
- Задавать вопросы о настроении мальчика или девочки, как ты думаешь, какую бы эмоцию они испытали, если бы…?
8) «Что чувствует герой?»
Рассматривание картинки и картины, где изображены герои сказок, отгадываем и называем, какое настроение у этого героя, предполагаем, почему оно такое.
Словарь: веселое, хорошее, сердитое, плохое, печальное, угрюмое, подавленное.
Пытаемся определить и назвать какое выражение глаз.
Словарь: насмешливое, хитрое, озорное, бесшабашное, печальное, обиженное, злое, злобное, безумное, испуганное, жалкое, умоляющее, просящее, жалостливое.
9) «Эмоции в сказках»
Конверт с разными изображениями. Изображения с различными ситуациями, в которых сказочные персонажи изображают те или иные эмоции.
Цель: развивать умение распознавать чужие эмоции, как вести себя в различных социальных ситуациях.
Обсуждение ситуаций. Что чувствует герой? Как бы ты поступил на его месте? Чем ему можно было бы помочь?
10) «Раскраски».
Материал: картинки с лицами, карандаши. Раскраски, на которых изображены разные персонажи, их надо раскрасить и нарисовать им лица.
Цель: формировать умение выражать эмоции, настроение художественными приемами, способствовать развитию воображения и самовыражения личности.
Задание: Это задание очень многогранно по своим целям и способам воплощения. Вот некоторые варианты заданий:
- Выполнение рисунка на тему: "Мое настроение сейчас".
- Каждый рисует эмоцию, какую он хочет. После выполнения задания дети обсуждают, какое настроение пытался передать автор.
- Каждый ребенок вытягивает карточку с той или иной эмоцией, которую он должен изобразить.
Рисунки могут быть сюжетные ("нарисуй Бармалея, от которого сбежали все игрушки, или ситуацию из твоей жизни, когда ты очень удивился"), так и абстрактные, когда настроение передается через цвет, характер линий (плавные или угловатые, размашистые или мелкие, широкие или тонкие и пр.), композицию различных элементов. Последние ("абстрактные рисунки") в большей степени способствуют отреагированию отрицательных эмоций (страха, напряжения), развитию воображения, самовыражения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Развитие эмоций и предупреждение эмоциональных отклонений для детей старшего дошкольного возраста. Тема «Путешествие в страну эмоций»
Цель: Создать непринужденную, психологическую атмосферу, положительный эмоциональный фон; настроить детей на позитивное восприятие друг друга; предоставить детям возможность о...
Методическая разработка: Лэпбук "Путешествие в мир эмоций".
Лэпбук рассчитан на детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Целью создания лэпбука было развитие эмоциональной сферы детей посредством развивающих игр, заданий, заучивания стихов и от...
Лэпбук « Эмоции и чувства»
Дети живут в своем эмоциональном мире и первая реакция на все явления и события – эмоциональная. Помочь ребенку контролировать и понимать свои эмоции и чувства, выстраивать конструктивное поведе...
Учебно-методическое пособие - лэпбук "Эмоции"
. Лэпбук предназначен для обобщения, систематизации знаний детей по теме: эмоциональные состояние человека. В старшем возрасте ребята любят играть вместе: либо вдвоём с другом, либо небольшой компание...
Методическая разработка "Мир эмоций" для детей 4-5 лет
Актуальность данной методической разработки заключается в том. что в дошкольном возрасте расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми, сверстниками, усложняются вид...
ЛЭПБУК "Эмоции,настроение,чувства"
Лэпбук содержит материал:1.Иллюстрации с настроением различных персонажей.2.Серии сюжетных картин по теме "Эмоции"3.Стихи про настроение.4. Разрезные картинки5. Д/и "Подбери настроение ...
Методическая разработка "Гномик эмоций. Все эмоции нужны, все эмоции важны"
Занятие с детьми старшего дошкольного возраста на тему эмоционального развития личности....