Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста "Азбука профессий"
рабочая программа (старшая группа)

Кошеварова Людмила Николаевна

                  Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, милиционера, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_professiy.docx27.14 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная программа

 для детей старшего дошкольного возраста 

«Азбука профессий»

Срок реализации программы: 1 год

                                                                                   

Содержание

 

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………….3
  2. Учебный план………………………………………………………………………………………………………………6
  3. Учебно- тематический план……………………………………………………………………………………………….8
  4. Содержание программы………………………………………………………………………………………………….12     
  5. Критерии, показатели результативности реализации программы…………………………………………………….14
  6. Информационно-методическое обеспечение…………………………………………………………………………...18

Пояснительная записка

            В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально — коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. 

                В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. 

                  Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, милиционера, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.

Программа предполагает и теоретическую, и практическую подготовку детей к последующему профессиональному самоопределению: ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности. Участия детей в трудовой деятельности можно расценивать как элементарные трудовые (профессиональные) пробы, в процессе которых зарождаются  профессионально ориентированные интересы.

Программа направлена, согласно ФГОС ДО: 

В области «Социально-коммуникативное развитие» — «на формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества»; 

В области «Познавательное развитие»- «на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; формирование первичных представлений о других людях, объектах окружающего мира»; 

В области «Речевое развитие» — «на владение речью как средством общения и культуры»; 

В области «Художественно-эстетическое развитие» — «на реализацию самостоятельной творческой деятельности»; 

В области «Физическое развитие»- «на становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами». 

Программа «Азбука профессий» разработана в соответствии с нормативными документами:

  • Указ Президента РФ от 7.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной политики» (поручение Председателя Правительства РФ Д.А.Медведева от 18.05.2012 № ДМ – П12-2838). 
  • Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»(Зарегистрировано в Минюсте России 14.2013 №30384);
  • СанПиН 2.4.1. 3049 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» (Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26);

 

Цель программы: Формирование представлений детей о мире профессий, на основе создания максимально разнообразных впечатлений о разных профессиях, в условиях игровой деятельности дошкольников. 

Задачи:

  • формирование положительного отношения к труду и первичных 

представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека;

  • развитие интереса к различным профессиям;
  • знакомство детей с профессиями, востребованными в современном обществе.
  1. Учебный план  

Программа рассчитана на одно занятие в неделю, 32 – в год.  Каждый ребенок посещает – 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 25 минут.  

Формы работы с дошкольниками:

  • Экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок;
  • рассказы воспитателей и родителей;
  • непосредственно образовательная деятельность;
  • игры, праздники и развлечения;
  • самостоятельная художественно – творческая деятельность.

Методы обучения:

  • Словесные – объяснение, беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы
  • Наглядные – показ, иллюстрации.
  • Практические – экспериментирование с разными материалами, опыт    хозяйственно-бытового труда
  • Игровые — дидактические игры, сюжетно – ролевые  игры, игровые ситуации

Алгоритм ознакомления с профессией.

  • Название профессии
  • Место работы
  • Материал для труда
  • Форменная одежда
  • Орудия труда
  • Трудовые действия
  • Личностные качества
  • Результат труда
  • Польза труда для общества.

Блок

Теория

Практика

Кол-во часов

Учитель

1

1

2

Библиотекарь

1

1

2

Писатель

1

1

2

Врач, медицинская сестра

1

1

2

Ветеринар

1

1

2

Продавец

1

1

2

Почтальон

1

1

2

Пекарь

1

1

2

Повар 

1

1

2

Полицейский 

1

1

2

Спасатель 

1

1

2

Парикмахер 

1

1

2

Швея

1

1

2

Водитель

1

1

2

Космонавт 

1

1

2

Садовник 

1

0

1

Профессии моих родителей

0

1

1

32 часов

 

  1. Учебно – тематический план

№ 

Название раздела

Программное содержание

Сентябрь

часы

1

Учитель 

1. Беседа «Профессия учитель» 

2. Игра с мячом «Скажи по-другому»

3. Сюжетно – ролевая игра «Школа»

4. Экскурсия в школу

2

Октябрь

2

Библиотекарь 

1. Экскурсия в библиотеку

2. Игра «Кто самый внимательный?»

3. Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»

4. Викторина «Что я знаю о профессиях»

2

3

Писатель 

1. Рассказ воспитателя о профессии 

«Писатель»

 

2. Просмотр презентации «Великие русские писатели»

3. Игровые упражнения:

«Придумай сказку», «Сочини небылицу»,

«Что будет, если…»

2

Ноябрь

4

Врач, медицинская сестра 

1. Экскурсия в медицинский кабинет «Профессия – врач» 

2. С/р игра «Скорая помощь»

3. Чтение И. Туричина «Человек заболел»

2

5

Ветеринар 

1. Беседа «Ветеринар» 

2. C/р игра «Ветеринарная лечебница»

3. Чтение сказки К. И. Чуковского «Айболит».

4.  Беседа о правилах безопасного поведения с домашними животными (Обучение правилам безопасного поведения)

2

Декабрь

6

Продавец 

1. Экскурсия в магазин

2. Сюжетно-ролевая игра «Торговый центр»

3. Чтение стихотворения Н. Кнушевицкая «Продавец»

4. Д/и «Исправь Незнайкины ошибки»

5. Инсценировка стихотворения «Веселый магазин» Э. Э. Мошковской.

2

7

Почтальон  

1. Экскурсия на почту

2. Чтение С. Маршак «Почта» (обобщить представление о труде работников почты, закрепить знание домашнего адреса и правил составления письма)

3. С/р игра «Почта»

4. Составление и  отправка пригласительного  на новогодний утренник 

2

Январь

8

Пекарь 

1.  Чтение стихотворения С. Погореловский «Вот он Хлебушек душистый…»

2 С/р игра «Хлебный магазин» (закрепление представлений о работе продавца, о многообразии х/б изделий)

3. Лепка из соленого теста «Баранки, крендели, батоны…»

4. Экспериментирование «Испечем хлеб» (формировать представление о технологии приготовления теста для хлеба экспериментальным путем)

2

9

Повар   

1. Экскурсия на пищеблок

2. Сюжетно – ролевая игра «Готовим обед» (учить отражать в игре трудовые действия людей, развивать умение вступать в ролевое взаимодействие, согласовывать игровые действия с принятой ролью, использовать предметы-заместители)

3. Д/и «Инструменты для людей разных профессий» (закрепить знания об инструментах и предметах, нужных людям разных профессий)

4. Беседа «Что нужно повару для работы» 

2

Февраль

10

Полицейский

1.Беседа о труде полицейского

2.Чтение С. Михалкова. «Дядя Стёпа милиционер»

3.  Сюжетно – ролевая игра «Полицейский»

2

11

Спасатель

1.Знакомство и беседа о труде спасателя

2.Настольно-печатные игры «Что нужно спасателю»

3. С/р игра

2

Март

12

Парикмахер

1.Беседа «Труд парикмахера»

2. Чтение Д. Суслина «Парикмахер»

3. Д/игра  «Сделаем куклам красивые прически»

4. Сюжетно – ролевая игра «Парикмахерская»

2

13

Швея 

1. Беседа «Профессия – швея» 

2.Чтение рассказа Н. Носова «Заплатка»

3. Д/и «Подбери заплатку»

2

Апрель

14

Водитель  

1. Беседа «Труд водителя» 

2. Чтение Отрывка из произведения Н. Носова “Как Незнайка катался на газированном автомобиле”

3. С/р игра «Путешествие на автобусе»

2

15

Космонавт 

1. Беседа «Если очень захотеть, можно в космос полететь»

2. Просмотр мультфильмов о космосе:

«День рождения Алисы», «Полет на луну»

3. С/р игра «Космические полеты» («Путешествие на ракете», «Готовимся в космонавты», «Медицинский осмотр космонавтов»)

2

Май

16

Садовник 

1. Рассматривание иллюстраций «Кто работает в саду» (учить детей описывать картину, формировать представление детей о профессии садовника)

2. Чтение Г. Сапгир «Садовник»

3. Д/и «Инструменты для людей разных профессий» (закрепить знания об инструментах и предметах, нужных людям разных профессий)

4. Аппликация «Инструменты для садовника»

1

17

Профессия моих родителей

Фото и  видео презентации  

1

 

  1. Содержание программы

Тема

Цель:

Учитель

Познакомить детей с профессией учителя; развивать познавательный интерес, интерес к школьному обучению.

Библиотекарь

Расширить и обобщить представления детей о библиотеке, о профессии библиотекаря; воспитывать бережное отношение к книге.

Писатель

Познакомить детей с русскими писателями и их произведениями

Уточнить представления детей о содержании работы писателя, о личностных качествах человека этой профессии

Развивать творческие способности, обогащать словарный запас

Врач, медицинская сестра

Познакомить с профессиями врача и медицинской сестры, воспитывать уважительное отношение к сотрудникам детского сада, развивать у детей наблюдательность; пополнить словарь детей медицинской терминологией.

Ветеринар

Познакомить с новой профессией – ветеринар; вызвать эмоциональный отклик у детей, гордость за людей разных профессий.

Продавец

Дать детям представление о профессиях людей, работающих в магазине (продавец, кассир, товаровед, грузчик, водитель, уборщица, директор магазина); уточнять представления о профессии продавца;

совершенствовать представления о способах классификации предметов по типовым признакам; воспитывать культуру общения; развивать

познавательную активность детей.

Почтальон

Знакомить детей с городской почтой, ее назначением, расширять знания о профессиях работников социальной сферы, воспитывать культурные навыки поведения на улице и в общественных местах. 

Пекарь

Повар 

 Закреплять представление воспитанников о профессии повара, ее значимости, профессиональных трудовых процессах, предметах и продуктах, необходимых для работы.

Кондитер

Продавец

 Систематизировать представления детей о профессии продавца, о культуре труда. Воспитывать уважение к труду взрослых.

Полицейский 

Формировать представление о профессиональной деятельности полицейского.

Спасатель 

Познакомить с профессиональной деятельностью спасателя.

Парикмахер 

Познакомить с профессией парикмахер.

Швея

Продолжать знакомить детей с трудом взрослых; расширять и закреплять представления детей о профессии швеи; развивать представления детей об инструментах и тканях, используемых в данной профессии.

Водитель

Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о труде людей; расширять знание о профессиях, дать некоторые знания о том, какими качествами и знаниями должен обладать человек, чтобы стать хорошим специалистом – водителем

Космонавт 

Познакомить детей с профессией космонавта.

Показать значимость его труда.

Садовник 

Знакомить детей с профессией садовник, показать значимость его труда, роль механизации в труде.

 Воспитывать любознательность и трудолюбие.

Профессии моих родителей

Закрепить представление о профессиях, о значимости труда взрослых, воспитать уважение и любовь к труду взрослых.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Ручной труд»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 190 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников...

Дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная страна - страна, в которой я познаю себя и мир»

Осуществление работы педагога-психолога с детьми в нашем ДОУ осуществляется в пространстве сенсорной комнаты, которая предоставляет огромные возможности для реализации различных программ и  метод...

Дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) «Ступеньки музыкального творчества»

Данная рабочая программа составлена на основе методических пособий: А.В. Орлова «Русское народное творчество в детском саду», Н.Г.Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музы...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи МАДОУ ЦРР – д/с , в дальнейшем АОП для ТНР (далее - Программа), предусматривает создание сп...

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие по Кузбассу"

Пояснительная записка Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному краю и родной стране играют огромную р...

Дополнительная общеобразовательная программа для детей младшего дошкольного возраста "МукаСолька"

Научить лепке из солёного теста, развить художественные способности, абстрактное мышлении и воображение....