Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста "Азбука профессий"
рабочая программа (старшая группа)
Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, милиционера, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_professiy.docx | 27.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная программа
для детей старшего дошкольного возраста
«Азбука профессий»
Срок реализации программы: 1 год
Содержание
- Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………….3
- Учебный план………………………………………………………………………………………………………………6
- Учебно- тематический план……………………………………………………………………………………………….8
- Содержание программы………………………………………………………………………………………………….12
- Критерии, показатели результативности реализации программы…………………………………………………….14
- Информационно-методическое обеспечение…………………………………………………………………………...18
Пояснительная записка
В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально — коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе.
Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, милиционера, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.
Программа предполагает и теоретическую, и практическую подготовку детей к последующему профессиональному самоопределению: ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности. Участия детей в трудовой деятельности можно расценивать как элементарные трудовые (профессиональные) пробы, в процессе которых зарождаются профессионально ориентированные интересы.
Программа направлена, согласно ФГОС ДО:
В области «Социально-коммуникативное развитие» — «на формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества»;
В области «Познавательное развитие»- «на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; формирование первичных представлений о других людях, объектах окружающего мира»;
В области «Речевое развитие» — «на владение речью как средством общения и культуры»;
В области «Художественно-эстетическое развитие» — «на реализацию самостоятельной творческой деятельности»;
В области «Физическое развитие»- «на становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами».
Программа «Азбука профессий» разработана в соответствии с нормативными документами:
- Указ Президента РФ от 7.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной политики» (поручение Председателя Правительства РФ Д.А.Медведева от 18.05.2012 № ДМ – П12-2838).
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»(Зарегистрировано в Минюсте России 14.2013 №30384);
- СанПиН 2.4.1. 3049 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» (Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26);
Цель программы: Формирование представлений детей о мире профессий, на основе создания максимально разнообразных впечатлений о разных профессиях, в условиях игровой деятельности дошкольников.
Задачи:
- формирование положительного отношения к труду и первичных
представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека;
- развитие интереса к различным профессиям;
- знакомство детей с профессиями, востребованными в современном обществе.
- Учебный план
Программа рассчитана на одно занятие в неделю, 32 – в год. Каждый ребенок посещает – 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 25 минут.
Формы работы с дошкольниками:
- Экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок;
- рассказы воспитателей и родителей;
- непосредственно образовательная деятельность;
- игры, праздники и развлечения;
- самостоятельная художественно – творческая деятельность.
Методы обучения:
- Словесные – объяснение, беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы
- Наглядные – показ, иллюстрации.
- Практические – экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда
- Игровые — дидактические игры, сюжетно – ролевые игры, игровые ситуации
Алгоритм ознакомления с профессией.
- Название профессии
- Место работы
- Материал для труда
- Форменная одежда
- Орудия труда
- Трудовые действия
- Личностные качества
- Результат труда
- Польза труда для общества.
Блок | Теория | Практика | Кол-во часов |
Учитель | 1 | 1 | 2 |
Библиотекарь | 1 | 1 | 2 |
Писатель | 1 | 1 | 2 |
Врач, медицинская сестра | 1 | 1 | 2 |
Ветеринар | 1 | 1 | 2 |
Продавец | 1 | 1 | 2 |
Почтальон | 1 | 1 | 2 |
Пекарь | 1 | 1 | 2 |
Повар | 1 | 1 | 2 |
Полицейский | 1 | 1 | 2 |
Спасатель | 1 | 1 | 2 |
Парикмахер | 1 | 1 | 2 |
Швея | 1 | 1 | 2 |
Водитель | 1 | 1 | 2 |
Космонавт | 1 | 1 | 2 |
Садовник | 1 | 0 | 1 |
Профессии моих родителей | 0 | 1 | 1 |
32 часов |
- Учебно – тематический план
№ | Название раздела | Программное содержание | |
Сентябрь | часы | ||
1 | Учитель | 1. Беседа «Профессия учитель» 2. Игра с мячом «Скажи по-другому» 3. Сюжетно – ролевая игра «Школа» 4. Экскурсия в школу | 2 |
Октябрь | |||
2 | Библиотекарь | 1. Экскурсия в библиотеку 2. Игра «Кто самый внимательный?» 3. Сюжетно-ролевая игра «Библиотека» 4. Викторина «Что я знаю о профессиях» | 2 |
3 | Писатель | 1. Рассказ воспитателя о профессии «Писатель»
2. Просмотр презентации «Великие русские писатели» 3. Игровые упражнения: «Придумай сказку», «Сочини небылицу», «Что будет, если…» | 2 |
Ноябрь | |||
4 | Врач, медицинская сестра | 1. Экскурсия в медицинский кабинет «Профессия – врач» 2. С/р игра «Скорая помощь» 3. Чтение И. Туричина «Человек заболел» | 2 |
5 | Ветеринар | 1. Беседа «Ветеринар» 2. C/р игра «Ветеринарная лечебница» 3. Чтение сказки К. И. Чуковского «Айболит». 4. Беседа о правилах безопасного поведения с домашними животными (Обучение правилам безопасного поведения) | 2 |
Декабрь | |||
6 | Продавец | 1. Экскурсия в магазин 2. Сюжетно-ролевая игра «Торговый центр» 3. Чтение стихотворения Н. Кнушевицкая «Продавец» 4. Д/и «Исправь Незнайкины ошибки» 5. Инсценировка стихотворения «Веселый магазин» Э. Э. Мошковской. | 2 |
7 | Почтальон | 1. Экскурсия на почту 2. Чтение С. Маршак «Почта» (обобщить представление о труде работников почты, закрепить знание домашнего адреса и правил составления письма) 3. С/р игра «Почта» 4. Составление и отправка пригласительного на новогодний утренник | 2 |
Январь | |||
8 | Пекарь | 1. Чтение стихотворения С. Погореловский «Вот он Хлебушек душистый…» 2 С/р игра «Хлебный магазин» (закрепление представлений о работе продавца, о многообразии х/б изделий) 3. Лепка из соленого теста «Баранки, крендели, батоны…» 4. Экспериментирование «Испечем хлеб» (формировать представление о технологии приготовления теста для хлеба экспериментальным путем) | 2 |
9 | Повар | 1. Экскурсия на пищеблок 2. Сюжетно – ролевая игра «Готовим обед» (учить отражать в игре трудовые действия людей, развивать умение вступать в ролевое взаимодействие, согласовывать игровые действия с принятой ролью, использовать предметы-заместители) 3. Д/и «Инструменты для людей разных профессий» (закрепить знания об инструментах и предметах, нужных людям разных профессий) 4. Беседа «Что нужно повару для работы» | 2 |
Февраль | |||
10 | Полицейский | 1.Беседа о труде полицейского 2.Чтение С. Михалкова. «Дядя Стёпа милиционер» 3. Сюжетно – ролевая игра «Полицейский» | 2 |
11 | Спасатель | 1.Знакомство и беседа о труде спасателя 2.Настольно-печатные игры «Что нужно спасателю» 3. С/р игра | 2 |
Март | |||
12 | Парикмахер | 1.Беседа «Труд парикмахера» 2. Чтение Д. Суслина «Парикмахер» 3. Д/игра «Сделаем куклам красивые прически» 4. Сюжетно – ролевая игра «Парикмахерская» | 2 |
13 | Швея | 1. Беседа «Профессия – швея» 2.Чтение рассказа Н. Носова «Заплатка» 3. Д/и «Подбери заплатку» | 2 |
Апрель | |||
14 | Водитель | 1. Беседа «Труд водителя» 2. Чтение Отрывка из произведения Н. Носова “Как Незнайка катался на газированном автомобиле” 3. С/р игра «Путешествие на автобусе» | 2 |
15 | Космонавт | 1. Беседа «Если очень захотеть, можно в космос полететь» 2. Просмотр мультфильмов о космосе: «День рождения Алисы», «Полет на луну» 3. С/р игра «Космические полеты» («Путешествие на ракете», «Готовимся в космонавты», «Медицинский осмотр космонавтов») | 2 |
Май | |||
16 | Садовник | 1. Рассматривание иллюстраций «Кто работает в саду» (учить детей описывать картину, формировать представление детей о профессии садовника) 2. Чтение Г. Сапгир «Садовник» 3. Д/и «Инструменты для людей разных профессий» (закрепить знания об инструментах и предметах, нужных людям разных профессий) 4. Аппликация «Инструменты для садовника» | 1 |
17 | Профессия моих родителей | Фото и видео презентации | 1 |
- Содержание программы
Тема | Цель: |
Учитель | Познакомить детей с профессией учителя; развивать познавательный интерес, интерес к школьному обучению. |
Библиотекарь | Расширить и обобщить представления детей о библиотеке, о профессии библиотекаря; воспитывать бережное отношение к книге. |
Писатель | Познакомить детей с русскими писателями и их произведениями Уточнить представления детей о содержании работы писателя, о личностных качествах человека этой профессии Развивать творческие способности, обогащать словарный запас |
Врач, медицинская сестра | Познакомить с профессиями врача и медицинской сестры, воспитывать уважительное отношение к сотрудникам детского сада, развивать у детей наблюдательность; пополнить словарь детей медицинской терминологией. |
Ветеринар | Познакомить с новой профессией – ветеринар; вызвать эмоциональный отклик у детей, гордость за людей разных профессий. |
Продавец | Дать детям представление о профессиях людей, работающих в магазине (продавец, кассир, товаровед, грузчик, водитель, уборщица, директор магазина); уточнять представления о профессии продавца; совершенствовать представления о способах классификации предметов по типовым признакам; воспитывать культуру общения; развивать познавательную активность детей. |
Почтальон | Знакомить детей с городской почтой, ее назначением, расширять знания о профессиях работников социальной сферы, воспитывать культурные навыки поведения на улице и в общественных местах. |
Пекарь | |
Повар | Закреплять представление воспитанников о профессии повара, ее значимости, профессиональных трудовых процессах, предметах и продуктах, необходимых для работы. |
Кондитер | |
Продавец | Систематизировать представления детей о профессии продавца, о культуре труда. Воспитывать уважение к труду взрослых. |
Полицейский | Формировать представление о профессиональной деятельности полицейского. |
Спасатель | Познакомить с профессиональной деятельностью спасателя. |
Парикмахер | Познакомить с профессией парикмахер. |
Швея | Продолжать знакомить детей с трудом взрослых; расширять и закреплять представления детей о профессии швеи; развивать представления детей об инструментах и тканях, используемых в данной профессии. |
Водитель | Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о труде людей; расширять знание о профессиях, дать некоторые знания о том, какими качествами и знаниями должен обладать человек, чтобы стать хорошим специалистом – водителем |
Космонавт | Познакомить детей с профессией космонавта. Показать значимость его труда. |
Садовник | Знакомить детей с профессией садовник, показать значимость его труда, роль механизации в труде. Воспитывать любознательность и трудолюбие. |
Профессии моих родителей | Закрепить представление о профессиях, о значимости труда взрослых, воспитать уважение и любовь к труду взрослых. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Ручной труд»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 190 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста
laquo;На пороге школы»...
Дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная страна - страна, в которой я познаю себя и мир»
Осуществление работы педагога-психолога с детьми в нашем ДОУ осуществляется в пространстве сенсорной комнаты, которая предоставляет огромные возможности для реализации различных программ и метод...
Дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) «Ступеньки музыкального творчества»
Данная рабочая программа составлена на основе методических пособий: А.В. Орлова «Русское народное творчество в детском саду», Н.Г.Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музы...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи МАДОУ ЦРР – д/с , в дальнейшем АОП для ТНР (далее - Программа), предусматривает создание сп...
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие по Кузбассу"
Пояснительная записка Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному краю и родной стране играют огромную р...
Дополнительная общеобразовательная программа для детей младшего дошкольного возраста "МукаСолька"
Научить лепке из солёного теста, развить художественные способности, абстрактное мышлении и воображение....