Дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) «Ступеньки музыкального творчества»
рабочая программа по музыке (старшая, подготовительная группа) на тему
Данная рабочая программа составлена на основе методических пособий: А.В. Орлова «Русское народное творчество в детском саду», Н.Г.Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkestr_g.i.kruzhok.docx | 84.25 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 30»
ПРИНЯТА на заседании Педагогического совета МКДОУ «Детский сад № 30» протокол №______ от «____» ___________20___г. | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МКДОУ «Детский сад № 30» ____________Романченко И.А. Приказ №_____ от «____»___________20____г. |
Дополнительная образовательная программа
для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
«Ступеньки музыкального творчества»
Срок реализации - 2 года
Автор программы:
музыкальный руководитель Обвинцева Г.И.
г. Коркино
Содержание программы
Название раздела | Страницы |
| 3 |
1.1 Направленность дополнительной образовательной программы; | 3 |
| 4 |
1.3 Цель и задачи дополнительной образовательной программы; | 4-6 |
1.4 Отличительные особенности дополнительной образовательной программы; | 5 |
1.5. Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы; | 6 |
1.6 Сроки реализации дополнительной образовательной программы; | 6 |
1.7 Формы и режим занятий; | 6 |
1.8 Ожидаемые результаты и способы определения их результативности; | 7-9 |
1.9 Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы; | 9 |
2.Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы; | 9 |
3.Содержание программы дополнительного образования | 10-26 |
4. Обеспеченность образовательного процесса методическими материалами и средствами обучения и воспитания | 27-34 |
Список литературы | 34-35 |
1.Пояснительная записка
- Направленность.
«Музыкальные ступеньки творчества» - программа художественной направленности для детей старшего дошкольного возраста, обучения игре на детских музыкальных инструментах детей старшего дошкольного возраста.
1.2 Актуальность. Педагогическая значимость
Совершенствование системы музыкального образования — не только задача педагогов-практиков, но и актуальная проблема фундаментальной педагогической науки, динамично меняющейся в условиях современной музыкальной жизни.
Речь идёт о новых тенденциях музыкальной жизни общества, позволяющих говорить о качественном уровне насыщения «звуковой среды», в которой формируется личность будущего музыканта и слушателя.
В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды, резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте.
Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована, дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей, тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.
Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание.
Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.
В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя удивительный мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, музыкально — ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм.
Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.
При создании данной программы был обобщен, как опыт отечественной и зарубежной музыкальной педагогики, так и личный опыт автора.
1.3 Цели и задачи программы.
Целью обучения детей игре на детских музыкальных инструментах в кружке стало создание благоприятных условий для развития музыкальных способностей детей в наиболее сенситивный период их развития, что, в свою очередь оказывает благотворное влияние на развитие социальной, умственной, эмоциональной сфер личности ребёнка. Игра на детских музыкальных инструментах позволяет ребёнку в увлекательной и игровой форме войти в мир музыки, создает условия для творчества, эстетических переживаний, даёт ребёнку новые знания об окружающем мире.
Основной задачей при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах является создание положительного эмоционального климата на занятиях, что, в свою очередь, позволяет успешно осваивать практический материал. На занятиях решаются следующие задачи:
Обучающие:
- Расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами.
- Знакомить детей с приёмами игры на детских муз инструментах.
- Учить детей воспроизводить равномерную ритмическую пульсацию и простейшие ритмические рисунки с помощью хлопков, притопов и других движений, а также в игре на различных детских музыкальных инструментах.
- Закреплять у детей навыки совместной игры, развитие чувства ансамбля.
- Поощрять стремление детей импровизировать на музыкальных инструментах.
- Поддерживать желание играть на инструментах в группе, в повседневной жизни.
Воспитательные:
- Активизировать внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость.
- Воспитывать у детей веры в свои силы, в свои творческие способности;
- Воспитывать творческую инициативу.
- Воспитывать сознательное отношение между детьми.
Развивающие:
- Способствовать становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость.
- Развивать память и умение сконцентрировать внимание.
- Развивать мышление, аналитические способности.
- Развивать мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук.
- Способствовать координации музыкального мышления и двигательных функций организма
- Развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.
1.4 Отличительные особенности программы.
Данная рабочая программа составлена на основе методических пособий: А.В. Орлова «Русское народное творчество в детском саду», Н.Г.Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах».
1.5 Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной программы.
Программа составлена для детей старшего дошкольного возраста. Дети 5лет уже имеют первоначальные навыки и умением игры на шумовых ударных инструментах, т.к. знакомство с музыкальными инструментами на занятиях начинается уже в группах раннего возраста.
1.6.Сроки реализации дополнительной образовательной программы. Программа рассчитана на 2 года обучения. Первый год обучения: 5-6 лет, второй год обучения: 6-7 лет.
1.7 Формы и режим занятий
Занятия проводятся в сформированной группе от 15-20 детей (кружок «Оркестр»), один раз в неделю, продолжительностью 25-30 минут.
На каждом занятии используются различные формы работы, сочетающие подачу теоретического материала и практической работы: ритмические упражнения, игра на металлофоне и ксилофоне (основные навыки), игра в ансамбле, творческие упражнения, импровизации. Все формы работы логично сменяют и дополняют друг друга.
1.8 Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
В результате занятий у дошкольников должен сформироваться устойчивый интерес к инструментальному музицированию как форме коллективной художественной деятельности и потребность в этой деятельности.
Ожидаемые результаты освоения курса программы (5-7 лет)
Дошкольник должен знать | Дошкольник должен уметь |
|
|
Чтобы выявить способности детей, в начале учебного года проводится индивидуальная диагностика, по результатам которой можно было судить о возможностях каждого ребёнка и проводить индивидуальную работу с детьми. На основании диагностических исследований составляется календарное планирование занятий.
Диагностические показатели освоения курса программы (5-7 лет)
№ п/п | Уровни развития | Знание музыкальных инструментов | Приемы игры на музыкальных инструментах | Навыки ансамблевого исполнения | Жанровое разнообразие музыки | Строение музыкальных инструментов | |||||
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.Г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | ||
1. | Высокий уровень | ||||||||||
2. | Средний уровень | ||||||||||
3. | Низкий уровень | ||||||||||
4. | Средний показатель в % |
Критерии диагностики:
Высокий уровень: четкое знание названия музыкальных инструментов, особенностей строения, условий хранения, разнообразие музыкальных инструментов, выполнение приемов игры на музыкальных инструментах в слаженном ансамблевом исполнении.
Средний уровень: знание некоторых музыкальных инструментов, условий хранения и разнообразия музыкальных инструментов при напоминании взрослого, выполнение приемов игры на простейших музыкальных инструментах, при небольшом участии взрослого.
Низкий уровень: нечеткие представления о разнообразии музыкальных инструментах, приемах игры на музыкальных инструментах, условиях хранения, строении инструментов, нечеткое ансамблевое исполнение.
1.9.Формы подведения итогов.
Итогами подведения дополнительного образования детей являются выступления кружка «Оркестр» на утренниках и развлечениях для детей других групп и родителей в течение года, выступление на городских конкурсах и фестивалях.
- Учебно-тематический план составлен на 2 года обучения
Этапы работы:
1 этап. Развивать способность детей к подражанию, которое ярко выражено в дошкольном возрасте.
2 этап. Развивать у детей умение самостоятельно исполнять выученные ритмы, упражнения, отдельные движения и т.д.
3 этап. Развивать у детей творческие способности к импровизации в различных видах деятельности, способности к самовыражению.
№ | Этапы работы | Количество часов | |
1 год обучения | 2 год обучения | ||
Знакомство с музыкальными инструментами | 2 | 1 | |
Музыкальная грамота | 12 | 11 | |
Обучение игре на музыкальных инструментах | 22 | 24 | |
Итого: | 36 | 36 |
3.Содержание программы дополнительного образования
Перспективный план обучения игре на музыкальных инструментах
1 – й год обучения
Занятие | Инструмент | Тема | Содержание | Репертуар | Период |
1 | Организационное занятие | Организационное занятие «Юные оркестранты»
| - | Свободные игры. Пляски с погремушками. | Сентябрь |
2-8 | Погремушка | Музыкальная грамота «Погремушка как музыкальный инструмент» «Разновидности погремушек» «Тембр. Разнотембровые погремушки»
Изготовление шумовых инструментов из подручного материала
Обучение игре на ДМИ «Озорные погремушки»
| Строение и устройство погремушки: ножка, наполнитель, футляр-емкость для горошин. Показ различных видов погремушек: с ножкой и без ножки, различной формы, металлические, деревянные, пластмассовые и др. Определение на слух различных погремушек. Слушание звучания разнотембровых погремушек: гремящих, звенящих, шуршащих и др., в зависимости от материала. Определение на слух звучания всех этих погремушек.
Знакомство с приемами игры на погремушке: встряхивание, удар погремушкой по ладошке, удар ножкой погремушки по полу (столу).
| Песенка «Погремушка» Ю.Антонова Пляска с погремушками Игра «Заря-заряница» Свободные игры, пляски с погремушками Подвижные игры «Догонялки» Музыкально-дидактическая игра «Угадай - ка». Игра на различных погремушках с использованием р.н.м.
«Мишка с куклой» М. Качурбиной «Юмореска» А..Дворжака «Ах вы, сени», р.н.м. «Как у наших у ворот», р.н.м. Игра «Сохрани погремушку»
| Сентябрь октябрь |
9-13 | Бубен | Музыкальная грамота «Бубен. Строение бубна» «Разновидности бубнов» «Разновидность бубнов. Динамика, слуховое восприятие
Обучение игре на ДМИ «Мой веселый звонкий бубен, мы играть с тобою будем»
| Рассказ об устройстве бубна: корпус, донце, ямка, металлические пластинки, бубенчики. Беседа о разных видах бубнов: малые, средние, большие концертные, с бубенчиками и без бубенчиков. Определение на слух звучания различныхбубнов, показ. Беседа о зависимости громкости звука, извлекаемого бубном, от его размера, количества бубенчиков и силы удара.
Знакомство с приемами игры на бубне: удар ладошкой, удар кулачком (косточками) по донцу. Учить правильно, держать бубен в левой руке — ударять правой рукой, встряхивание производить правой рукой.
| Игра «Заря-заряница» «Угадай-ка» Свободная игра на всех видах бубнов Игра «Кто скорее?» Игра «Бубен» Фрида «Тихо-громко в бубен бей» « Угадай- ка» Свободные игры
«Юмореска» А..Дворжака
«Пойду ль я», р.н.м. «Ах вы, сени», р.н.м. Музыкально-дидактическая игра «Игра с бубнами» Л.Шварц Свободные пляски с бубном
| Ноябрь |
14-17 | Колокольчики (маленькие, средние) | Музыкальная грамота Колокольчик. Его строение» «Разновидности колокольчиков» «Тембр. Различие в звучаниях колокольчиков»
Обучение игре на ДМИ
«Колокольчик зазвенит, всех вокруг развеселит» «Колокольчик мелодичный, звонкий, милый, симпатичный»
| Рассказ о строении колокольчика: юбочка, язычок, ушко. Показ различных колокольчиков: малые, большие, средние. Определение на слух звучания различных колокольчиков: громко, тихо, нежно, звонко, мелодично, протяжно— в зависимости от вида и приема игры(трель, удар палочкой, пальцем, встряхивание).
Знакомство с приемами игры на бубне: удар ладошкой, удар кулачком (косточками) по донцу. Учить правильно держать бубен в левой руке — ударять правой рукой, встряхивание производить правой рукой. Знакомство с игрой на колокольчиках показ приемов игры: удар палочкой, встряхивание, толчок пальцем. Обучение приему «трель». Учить правильно, держать колокольчик: вертикально, не зажимать кисть, свободно потряхивать и ставить на ладошку. Закрепление навыков игры на колокольчиках. | «Угадай-ки» (бубен, колокольчики, погремушки) «Игра с колокольчиками» Свободная игра на колокольчиках «Тихие и громкие звоночки» Слуховая «Угадай-ка»
Музыкально-дидактическая игра «Тихие и громкие звоночки» Е.Тиличеевой «Вальс петушков» И. Стрибогга Свободные пляски «Игра с колокольчиками» «Маленький вальс» Н.Леви («трель») «Юмореска» А..Дворжака | Декабрь |
18-22 | Барабан | Музыкальная грамота «Барабан. Строение барабана» «Разновидности барабана» «Тембр. Различие в звучании разных барабанов»
Обучение игре на ДМИ «Барабан наш не молчит, он грохочет и стучит»
| Показ барабана. Рассказ о его строении: корпус, два донца, палочки, ремешок. Звукоизвлечение. Слушание музыки. Показ различных барабанов: большого, малого, железного. Беседа о том, чем они отличаются друг от друга. Восприятия на слух звучания различных барабанов. Различать звучание больших малых и железного барабана.
Знакомство с игрой на барабане. Показ приемов игры: одновременные удары одной и двумя палочками, поочередные удары правой и левой рукой, барабанная дробь. | Песня «Барабан» «Маленький марш» Парлова Марш под барабан Упражнение «Гулять-отдыхать» Песня «Барабан» Марш под все барабаны Игры «Угадай-ки» Песня «Барабан» (подыгрывать) «Веселая песенка» Ивкодимова Упражнение «Барабанщики» М. Красева «Марш» Парлова
| Январь Февраль |
23-26 | Музыкальные игрушки | Музыкальная грамота «Музыкальные игрушки»
Обучение игре на ДМИ «Погремушки, барабаны с бубном громко тарабанят, а нежный колокольчик громко петь не хочет» | Показ музыкальных игрушек: неваляшек, музыкальных волчков, органчиков, музыкальных открыток, шкатулок, коробочек. Закрепление знаний детей о музыкальных игрушках. Повторение всех приемов игры на погремушках, бубнах, колокольчиках, барабане. Закрепление полученных навыков. | Свободные пляски, игры, подвижные игры «Угадай-ка»
Повторение репертуара сентябрь — декабрь, январь
| Февраль Март |
27-29 | Деревянные ложки | Музыкальная грамота «Ложки деревянные как музыкальный инструмент» «Строение ложки» «Тембр. Слуховое восприятие звучания ложек»
Обучение игре на ДМИ «Вятские, смоленские – ложки деревенские» | Ложка — музыкальный инструмент. Описание лодки: расписные, деревянные, металлические, большие, маленькие, пластмассовые. Беседа о строении ложки: палочка-ручка, пяточка. Как извлекается звук. Слушать звучание различных ложек, определять на слух большие и маленькие, деревянные, металлические и пластмассовые.
Знакомство с игрой на деревянных ложках. Показ приемов игры на ложках. Учить детей правильно держать ложки в руках, ритмично ударять «пяточкой» по «пяточке» приемом «ладушки».
| Песня «Ложкари» «Лошадка» Потоловской (прямой галоп) Показ приемов игры на ложках Свободные игры, пляски Определение на слух «Угадай-ка» Свободные игры, пляски
«Ладушки», р.н.м. «Лошадка» Потоловского «Цок, лошадка» Е.Железнова « Цирковые лошадки»
| Март Апрель |
30-33 | Металлофон | Музыкальная грамота «Металлофон. Строение металлофона» Обучение игре на ДМИ
«Молоточек мы возьмем и везде стучать начнем» | Показ металлофона. Беседа о его строении: корпус, металлические пластиночки разного размера, молоточек.
Знакомство с игрой на металлофоне. Учить: самостоятельно брать и правильно держать молоточек, помахивать им свободно в воздухе, постукивать по ладошке и по кубику, по столу, по корпусу металлофона, выполнять glissando в воздухе и на столе с поворотом кисти. | Исполнение взрослым различных пьес на металлофоне «Угадай-ка»
Свободные игры, пляски
Упражнение с молоточками без музыки «Юмореска» А..Дворжака «Дождик» «Часики» «ручейки» «Дятел» «Цыплятки» | Апрель Май |
34-36 | Звуки | Музыкальная грамота «Звуки музыкальные и немузыкальные» «Высокие и низкие звуки» «Звуки громкие и тихие»
Обучение игре на ДМИ «Наш металлофон звенит, молоточек так велит»
| Беседа о шумных звуках и музыкальных с показом звучания различных инструментов. Определение на слух. Определение на слух звучания металлофона в высоком и низком регистре. Узнавание приемов удар glissando. Определить на слух громкость звучания металлофона.
Обучение приемам игры на металлофоне: удар по одной пластиночке, glissando на пластиночках. Добиваться отскакивания молоточка от пластиночки, стремиться к красивому звуку. | Исполнение взрослыми знакомых песенок, подпевание детьми «Птица и птенчики» Упражнения «Дождик», Дятел», «Ручеек» «Мышка» — «Речка» «Дождик-дятел» «Угадай-ки»
«Дождик» (тихий — сильный) «Ручейки» «Птички» «Цыплята» «Дятел» «Мышка» | Май |
2 – й год обучения
Занятие | Инструмент | Тема | Содержание | Репертуар | Период |
1 | Организационное занятие | Организационное занятие «Юные оркестранты»
| _ | - | сентябрь |
2 | Погремушки Бубны Барабаны Колокольчики | Музыкальная грамота «Ритм» «Бубен. Строение бубна» «Короткие и длинные звуки» Обучение игре на ДМИ «Здравствуйте, веселые игрушки-погремушки, бубны барабаны — весело нам с вами!»
| Проверка чувства ритма, чувства динамики, реакции на начало и конец мелодии.
Исполнение детьми и взрослыми знакомых произведений из репертуара предыдущего года обучения.
| «Андрей-воробей» р.н.м.
«Ах вы, сени» р.н.м. «Мишка с куклой» «Игра с колокольчиками» «Радецки марш» И.Штраус «Ой, вставала я ранёшенько» р.н.м. | сентябрь |
3-9 | Бубен
| Музыкальная грамота «Бубен. Строение бубна» «Короткие и длинные звуки»
Обучение игре на ДМИ
«Вот как дружно в бубен бьем — никогда не устаем»
| Повторение строения бубна. Разновидности бубнов. Беседа о коротких и длинных звуках. Графическое изображение. Прохлопывание попевок. Графическое изображение на фланелеграфе. Пропевание песенок. Определение на слух коротких и длинныхзвуков. Выполнение упражнений.
Повторение приемов игры на бубне: удар кулачком, ладошкой, встряхивание. Разучивание нового приема игры на бубне: удар подушечками пальцев. Повторениевыученных приемов. Исполнение пьесы различными приемами игры на бубне. Добиваться ритмического ансамбля. Работа над ритмическим ансамблем, одновременным вступлением, окончанием
| «Тихо-громко в бубен бей» Тиличеевой «Игра с бубнами» Л.Шварца Слушание «Мишка с куклой» М. Качурбиной «Андрей-воробей» р.н.м. Игра «Шагать и бегать» «Бег» Магиденко
«Пойду ль я» «Ах вы, сени» «Ой, вставала я ранёшенько» р.н.м.
| Сентябрь октябрь |
10-11 | Металлофон
| Музыкальная грамота «Металлофон. Строение металлофона»
Обучение игре на ДМИ «Это наш металлофон, мы на нем играть начнем»
| Определение на слух приемов игры на металлофоне. Начинать и заканчивать с аккомпанементом. Упражнения на развитие воображения и фантазии. Обучение приемам игры на металлофоне. Работа над приемом игры glissando
| «Мишка с куклой» М. Качурбиной «Дождик» «Ливень» «Лошадка» с прищёлкиванием языком «Ручейки», «Мышки» «Дождик», «Дятел» Подвижные игры Придумывай свою музыку | ноябрь |
12-14 | Колокольчики всех видов, бубны, металлофоны | Музыкальная грамота «Настроение в музыке»
Обучение игре на ДМИ «Бубен и металлофон с колокольчиком возьмем, польку весело сыграем — всех на танец приглашаем» | Определение характера, динамики, темпа в незнакомых произведениях, выбор соответствующих инструментов. Поэтапное разучивание нового произведения на различных инструментах определенными приемами
| «Полька» Л.Герасимовой
«Колокольчики звенят» «Полька» (повторение) | Ноябрь- |
15-17 | Колокольчики всех видов, бубны, металлофоны
| Музыкальная грамота «Музыкальные жанры» Обучение игре на ДМИ «Если колокольчик взять – будет нежно он звучать»
| Марш-танец. Слушание произведений в этих жанрах, определение на слух.
Повторение и закрепление на знакомом материале различных приемов игры. Сольное исполнение отдельных партий. | Марши Польки Свободные маршировки и танцы «Колокольчики звенят» «Полька» Л..Герасимова (повторение) «Вечерняя серенада» Ф.Шуберта | Декабрь |
18-19 | Колокольчики всех видов, бубны, металлофоны | Музыкальная грамота «Средства музыкальной выразительности»
Обучение игре на ДМИ «Если колокольчик взять – будет нежно он звучать» | Беседа о средствах выразительности музыки (характер, темп и т.д.). Разучивание новой пьесы. Распределение инструментов. Поэтапное разучивание всех партий. Работать над одновременным вступлением и окончанием игры.
| «Вечерняя серенада» Ф.Шуберта
«Колокольчики звенят» «Полька-шутка» р.н.м. обр.Т.Ломовой | Январь |
20-26 | Колокольчики всех видов, бубны, металлофоны | Музыкальная грамота «Средства музыкальной выразительности»
Обучение игре на ДМИ «Если колокольчик взять – будет нежно он звучать» | Вслушиваться в музыку. Определять характер и регистр в незнакомых произведениях.
Добиваться тишины вовремя выступления и исполнения другими инструментами. Повторение и закрепление.
| «Мама» Ю.Гаврилова «Праздник птиц» «Скворцы и вороны» «Плачь куклы»
«Полька-шутка» р.н.м. обр.Т.Ломовой «Вечерняя серенада» Ф.Шуберта «Колокольчики звенят» (повторение) | Февраль Март |
27-32 | Ложки, колокольчики | Музыкальная грамота «Ударно — шумовой оркестр» «Ударно — шумовой оркестр. Ложки»
Обучение игре на ДМИ «Если колокольчик взять – будет нежно он звучать»
| Состав ударно-шумового оркестра, показ инструментов, слушание произведений для ударно-шумового оркестра.
Повторение строения ложек, разновидности ложек. Повторение приема игры на ложках «ладушки». Знакомство с новым приемом «тарелочки». Ложки. Разучивание приема «блинчики», повторение пройденного. Распределение приемов игры на ложках по частям нового произведения: 1 ч - маленькие «ладушки», 2ч — большие ладушки (4раза), 3ч. - быстрые маленькие «ладушки». Повторение знакомых пьес. | «Мы запели песенку» «Марши» «Пойду ль я» подвижные игры
«Ладушки» «Пойду ль я» «Мы запели песенку» «Пирожки» «Топотушки» «Колокольчики звенят» «Полька» Л.Гаврилова | Апрель Май |
33-36 | Колокольчики всех видов, бубны, металлофоны, треугольник, ложки, музыкальные палочки, кубики | Музыкальная грамота «Ударно — шумовой оркестр. Музыкальные палочки и кубики». «Ударно — шумовой оркестр. Состав оркестра. Треугольники»
Обучение игре на ДМИ «Если колокольчик взять – будет нежно он звучать» «Наши ложки расписные будут весело играть, инструменты остальные будут ложкам помогать» «Треугольник заиграй, веселиться помогай» | Состав ударно-шумового оркестра, показ инструментов, слушание произведений для ударно-шумового оркестра. Повторение строения ложек, разновидностиложек. Знакомство с музыкальными палочками. Слушание музыкальных произведений.
Выбор соответствующих музыкальных инструментов. Исполнение по подгруппам оркестра и движений. Знакомство с новым произведением. Распределение инструментов в зависимости от изобразительного характера песни. Разучивание партии каждого инструмента. Соединение всех в ансамбль. Работа над своевременным вступлением каждого инструмента и окончанием звучания. Добиваться ритмического ансамбля, общей динамики, чистоты исполнения приемов игры на всех инструментах, Повторение всех ранее выученных
| Подвижные игры и танцы на дробном шаге «Топотушки» (др. шаг) р.н.м. «Лошадка» (галоп) свободные танцы под оркестр (по подгруппам)
«Голубые канарейки» муз.неизвестного автора «Колокольчики звенят» «Полька-шутка» р.н.м. обр.Т.Ломовой «Топотушки» (др. шаг) р.н.м. «Лошадка» с прищёлкиванием языком
| май |
- Обеспеченность образовательного процесса методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Музыкально-дидактические игры
Музыкально-дидактические игры
«Слушаем внимательно» (5-6лет)
Цель.закрепления знаний о музыкальных инструментах
Игровой материал. Карточки по числу играющих, на одной половине которых изображены детские музыкальные инструменты, другая половина пустая; фишки и детские музыкальные инструменты.
Ход игры. Детям раздают по три-четыре карточки. Ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте (перед ведущим небольшая ширма). Дети определяют, какой инструмент звучит, и закрывают фишкой вторую половину карточки.
Игру можно провести по типу лото. На одной большой карточке, разделенной на четыре-шесть квадратов, изображаются различные инструменты. Маленькими карточками с такими же инструментами эти квадраты закрываются. Каждому ребенку дают по одной большой карте и по четыре-шесть маленьких. Игра проводится так же, но только дети закрывают маленькой карточкой соответствующее изображение на большой.
Какую песню играет Петя?». (5-6лет)
Цель. Закрепить знания о музыкальных инструментах, определять знакомые песни, сыгранные на триоле, баяне, аккордеоне, металлофоне.
Игровой материал. На планшете изображен рояль с вставным кармашком, мальчик, играющий на инструменте. На столе иллюстрации к знакомым песням, детские инструменты.
Ход игры. Вызванный ребенок исполняет на одном из инструментов знакомую песню, выученную на музыкальных или индивидуальных занятиях. Другой ребенок находит соответствующую картинку и вставляет ее в кармашек рояля. Если ответ правильный, все хлопают, а этот ребенок исполняет следующую мелодию на одном из инструментов.
«Какой инструмент у Кати?» (5-6лет)
Цель. Закрепить знания о музыкальных инструментах
Игровой материал. Планшет с изображением девочки. В руках у нее футляр, крышка которого открывается и там находится вставной кармашек. Картинки с изображением различных детских музыкальных инструментов.
Ход игры. Ведущая показывает детям планшет и объясняет, что девочка Катя идет в музыкальную школу и несет инструмент, а какой именно — дети должны будут определить на слух.
Кто-то из ребят за небольшой ширмой исполняет знакомое произведение на одном из музыкальных инструментов. Ведущий заранее договаривается с ребенком, на каком инструменте он будет играть, и вставляет картинку в кармашек. Ребенок отгадывает, ему разрешают заглянуть в футляр и убедиться в правильности ответа.
«Угадай, на чём играю»(5-7лет)
Цель. Развивать у детей тембровый слух.
Игровой материал. Музыкальный стул на котором крепятся все музыкальные инструменты, знакомые ребёнку данного возраста (барабан, дудочка, ложки, треугольник, бубен, кубики деревянные, погремушки, колокольчики и др.)
Ход игры. Один ребёнок встаёт спиной к стулу. Другой рассматривает стул и выбирает любой понравившийся инструмент, издаёт звук и кладёт его на место. Первый ребёнок должен по звучанию определить и сказать название инструмента либо повернуться и показать на стуле прозвучавший инструмент.
«Оркестр»(5-7лет)
Цель. Определять тембры музыкальных инструментов, соответствующие характеру звучания пьесы, исполненной на фортепиано либо, прослушиваемой в записи. Оркестровать музыку, подчёркивая ритмическое и тембровое своеобразие музыки.
Игровой материал. Музыкальный стул
Ход игры. Изучив музыкальное произведение на слушании, детям предлагается подобрать из расположенных на стуле музыкальных инструментов те, которые соответствуют характеру звучания частей пьесы.
После определения инструментов, все дети подходят и берут себе те инструменты в зависимости от того, кто какую часть будет оркестровать. Дети встают вокруг стула и оркеструют свою часть пьесы выбранными инструментами. По окончании дети крепят инструменты на свои места на стуле.
«Какой инструмент лишний»(6-7лет)
Цель. Проверка знаний групп музыкальных инструментов. Знание и различение тембрового звучания инструментов.
Игровой материал. Музыкальный стул
Ход игры. На любой грани «музыкального стула» расположить несколько инструментов, среди которых один будет относиться к другой группе, чем остальные (например, бубен, треугольник, маракас, погремушки, дудочка).
Ребёнок рассматривает предложенную педагогом грань стула. Необходимо указать лишний (в данном случае это дудочка, т.к. это духовой муз.инструмент, а остальные – ударные).
Можно аналогично провести игру по выявлению лишнего инструмента на различение тембрового звучания (например, ложки, кубики, коробочка, трещотка и треугольник). Лишний будет треугольник, т.к. он металлический ударный инструмент, и звучание его будет звонким в отличии от других деревянных ударных инструментов.
Игровая музыкальная эстафета на быстроту и внимание (6-7лет).
Цель. Воспитывать у детей организованность, ловкость, внимание, быстроту. Согласовывать навыки игры на детских музыкальных инструментах с движением.
Игровой материал. Музыкальные инструменты по количеству детей в каждой команде располагаются на противоположных гранях стула (для каждой команды своя грань – либо правая, либо левая от сиденья)
Ход игры. Под музыкальное сопровождение каждый ребёнок из команды подбегает к своей грани, берёт один инструмент и бежит, играя на нём, встаёт в конец команды и т.д. пока не будут сняты все инструменты с грани стула. Побеждает команда, которая быстрее и без ошибок справится с заданием.
Следующую эстафету можно провести в обратном порядке. Нужно будет развесить на места инструменты (каждая команда на свою грань). Можно поставить условие, что на этот раз дети не должны извлекать звуки с инструментов при проведении эстафеты.
«Музыкальные загадки» (6-7лет)
Цель. Закрепление игры новой песни, попевки на различных музыкальных инструментах помогает
Игровой материал. Металлофон, триола, аккордеон.
Ход игры. Дети сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе находятся музыкальные инструменты. Ребенок-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте. Дети отгадывают. За правильный ответ дается фишка. Выигрывает тот, у кого окажется большее число фишек.
Обеспеченность образовательного процесса кабинетом и средствами обучения и воспитания
Наименование кабинета для проведения практических занятий. Общая площадь | Перечень средств обучения и воспитания | Количество |
Музыкальный зал 103м2 | аккордеон«Meteor» | 1 |
2.пианино «Прелюдия» | 1 | |
музыкальный центр «LG» | 1 | |
микрофон «Novex» | 2 | |
акустические колонки «Defender» | 2 | |
музыкальный центр «Philips» | 1 | |
металлофон | 2 | |
треугольник | 6 | |
ксилофон | 4 | |
набор колокольчиков | 8 | |
маракас | 2 | |
бубен | 3 | |
бубенцы | 4 | |
трещотки | 2 | |
тарелки (комплект) | 1 | |
свистульки | 4 | |
барабан | 1 | |
ложки деревянные- | 14 | |
фонотека музыкальных произведений | 1 |
Наличие печатных и электронных образовательных и информационных ресурсов
Учебные издания | |
Печатные | Электронные |
Музыка - М.: РИК Русанова, 2001(Серия «Твоя копилка знаний») | (DISC-1999,CD-ROM 4х): Школа музыки. Волшебный диск домовёнка БУ. |
Методические издания | |
2. Ветлугина Н.А. Кенемон А.И. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М., 1983 3. Бублей С. Детский оркестр.-Л.:Музыка,1985 4. Комиссарова Л., Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников.- М,,1990 6. Кононова Н.Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». Книга для воспитателя и 7.Орлова А.В. Русское народное творчество. Книга для воспитателя и муз. Руководителя детского сада. – М.: Просвещение 1989 г. 8. Зацепина М. Б. Развитие ребёнка в музыкальной деятельности: Обзор программ дошкольного образования.-М.: ТЦ Сфера, 2010. |
|
Периодические издания | |
|
|
Список литературы
- Баренбойм Л.А. Музыкальное воспитание в современном мире.- М., 1973
- Барсова И. Книга об оркестре.- М.: Музыка, 1969
- Бублей С. Детский оркестр.- Л.: Музыка, 1985
- Васильев Ю. Широков А. Рассказы о русских народных инструментах.- М. Советский композитор, 1976
- Ветлугина Н.А. Детский оркестр.- М.: Музыка, 1976
- Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь.- М., 1978
- Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду.- М., 1981
- Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка.- М., 1968
- Ветлугина Н.А., Кенемон А.И. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду.- М., 1983
- Каплунова И.М., Новоскольцева И.А «Этот удивительный ритм». Композитор - Санкт-Петербург, 2005, серия «Ладушки»
- Каплунова И.М., Новоскольцева И.А «Левой-правой! Марши в детском саду. Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений». Композитор – Санкт-Петербург, 2002, серия «Ладушки»
- Комиссарова Л., Костина З. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников.- М., 1986
- Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах.- М., 1990
- Панаиотов А. Ударные инструменты в современных оркестрах.- М.: Советских композитор, 1973
- Певная И. Играй, наш оркестр.- М.: Музыка, 1983
- Радынова О.П. Музыкальное развитие детей.- М., 1997
- Радынова О.П., Катинене А.И., Паловаидишвили М.Я. Музыкальное воспитание дошкольников.- М., 1994
- Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей.- М., 1968
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.- М., 1947
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий.- М., 1961
- Тютюнникова Т.Э. «Бим! Бам! Бом! изд. ЛОИРО, 2003 год
- Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки Система обучения Карла Орфа, Родничок 2001 год.
- Тютюнникова Т.Э. Элементарное музицирование с дошкольниками. Программа, хрестоматия музыкального и методического материала. — М., 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (интеграция образовательных областей «Художественное творчество», «Познание») Тема: «Подарок для близких и друзей»
На данном занятии дети учатся делать блокнот из бумаги и украшать его декоративными элементами из цветной бумаги. Совершенствуют навыки работы с бумагой, ножницами, развивают мелкую моторику....
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (интеграция образовательных областей "Художественное творчество", "Познание") Тема: "Блокнот для моих близких"
На данном занятии дети учатся делать блокнот из бумаги и украшать его декоративными элементами из цветной бумаги. Совершенствуют навыки работы с бумагой, ножницами, развивают мелкую мотори...
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (интеграция образовательных областей «Художественное творчество», «Познание») Тема: «Овечка с ягненком»
Учить детей выполнять сюжетную аппликацию....
Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста по средствам устного народного творчества».
Консультация для родителей:«Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста по средствам устного народного творчества».План презентации:•Вступительное слово•Диалог и монолог•Методы развити...
ПРОЕКТ : « Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста по средствам устного народного творчества».
«Надо предпочесть того педагога, Который идёт новыми путями. Каждое его слово, каждый поступок несёт на себе печать незабыва...
Опыт работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русского народного творчества (фольклор)
Для того, чтобы наши дети стали носителями русской культуры, необходимо знакомить их с историей, обычаями, традициями русского народа. Сделать это можно используя русский фольклор, так как он от...
Презентация. Опыт работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русского народного творчества (фольклор)
Существуют разные виды русского фольклора: словесный, музыкальный, двигательный. Все они имеют большое значение в развитии ребёнка и используются нами как в образовательном процессе, так и в вос...