Краткосрочный проект «Традиции и обычаи русского народа»
проект (старшая группа)

Коктомова Ольга Николаевна

Создание условий для формирования у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx35.59 КБ

Предварительный просмотр:

I. Тип проекта

по доминирующей в проекте деятельности –исследовательско- творческий;

по содержанию - социально-коммуникативный;

по числу участников – дети старшей группы, родители, педагоги ОУ;

по времени проведения - краткосрочный (2 учебных недели);

по характеру контактов - в рамках ОУ с привлечением родителей.

II. Актуальность проблемы

Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство людей, к сожалению, поверхностно знакомо с народной культурой.
Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей?

Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и разработан проект «Традиции и обычаи русского народа».

III. Цель проекта: создание условий для формирования у детей  интереса  и любви  к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм.

IV. Задачи проекта:

- Познакомить с некоторыми произведениями и предметами народных промыслов (игрушки, утварь, одежда, предметы быта);

- Способствовать обогащению словарного запаса названиями предметов старинного быта: изба, печь, ухват, коромысло, корешатик, короб, туес, утюг, ступа, рукомойник, кадушка, лопата,...;

- Показать особенности Северных росписей и связать их отличия с условиями проживания людей (Мезенская и Пермогорская росписи);

- Познакомить с некоторыми символами в народных орнаментах;

- Познакомить и разучить русские народные игры;

- Организовать выставку для родителей «Предметы народного промысла у нас дома»;

-Формировать эстетическое  отношение к произведениям народного искусства;

- Пополнить РППС группы;

V. Интеграция образовательных областей:

- «Познавательное развитие»;

- «Речевое развитие»;

- «Художественно-эстетическое развитие»;

- «Социально-коммуникативное»;

- «Физическое развитие»;

VI. Ожидаемый результат.

  • Знание правил народных игр, умение в них играть;
  • Умение разбираться в особенностях северных росписей;
  • Проявление интереса к русскому народному творчеству (росписи, музыка, сказки);
  • Обогащение словаря детей названиями предметов старинного быта;
  • Соответствие РППС лексической теме;
  • Вовлечение родителей в жизнь детского сада:
  • Привлечение внимания родителей к роли русского народного творчества в воспитании детей;

VII. Предмет исследования:

Влияние РППС на уровень интереса детей к заявленной лексической теме.

VIII. Гипотеза проекта:

Если объединить усилия всех участников образовательных отношений (детей, педагогов, родителей (законных представителей) в пополнении РППС группы, то это будет способствовать повышению интереса детей к заявленной лексической теме и, соответственно, повышению качества образования.

IX. Стратегия осуществления проектной деятельности.

Данный проект осуществляется в рамках МБДОУ «Детский сад № 3 «Теремок» ОРВ с. Яренск» в старшей группе «Берёзка»  в условиях взаимодействия всех участников образовательных отношений.

X. Этапы управления проектом.

1 этап – подготовительный

  • Подбор методической и художественной литературы, иллюстративного материала по теме;
  • Создание картотеки русских народных подвижных игр, закличек;
  • Создание картотеки элементов орнаментов русских народных росписей;
  • Составление календарного плана;

2 этап - реализация проекта

  • Пополнение книжного уголка новыми книгами с русскими народными сказками, потешками, загадками, пословицами;
  • Пополнение уголка художественного творчества образцами Мезенской и Пермогорской росписей, иллюстрациями по теме, а также шаблонами и примерами орнаментов для украшения русских рубах;  Каргопольской игрушки;
  • Организация экскурсии в Бабий кут;
  • Организация экскурсии в краеведческий музей «Как рубашка в поле выросла»;
  • Организация выставки при участии родителей «Предметы народного промысла у нас дома»;

3 этап. Рефлексивный

  • Подведение итогов проекта;
  • Выставка детских работ по проекту;
  • Презентация проекта на РМО воспитателей групп дошкольного возраста по теме «Обновление РППС группы в соответствии с лексической темой календарно-тематического планирования».

Планирование:

День недели, тема

Деятельность, цель

Режимный момент

РППС

Понедельник

Тема:

Русь мастеровая

1.НОД «Село мастеров» 

Цель - знакомство детей с ремесленными профессиями в древнем селе; воспитание интереса к народному творчеству.

2. НОД - лепка из пластилина  «Каргопольский конь».

Цель – приобщение детей к народным промыслам.

Утро

- Учебник «Наш край»;

- Д/и «Славянская семья» (родство и занятие).

Рассматривание иллюстраций с изображением древних профессий.

Цель - продолжение знакомства с традициями русского народа; воспитание интереса к истории.

Утро

Вечер

- Д/и «Изделия народных умельцев нашего края»;

Малоподвижная игра «Котик к печке подошел».

Цель – развитие внимательности сообразительности памяти.

Прогулка

- Пополнение картотеки русских народных подвижных игр;

Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко».Цель - воспитание интереса к русским народным сказкам.

Перед сном

- Пополнение книжного уголка новыми книгами с русскими народными сказками;

1. Рассматривание Каргопольской игрушки.

Цель - знакомство с историей г.Каргополя и возникновения Каргопольской игрушки.

2. Лепка дымковского коня.

Цель - приобщение детей к народным промыслам; обучение выделению простейших элементов росписей.

Вечер

- Пополнение уголка художественного творчества

Каргопольскими игрушками;

Вторник

Тема: Деревенская изба

1. НОД – экскурсия в музей «Бабий кут.

Цель – знакомство с северной избой, особенностями человеческого жилья на севере, утварью, с историей развития строительства.

2. НОД - Заучивание потешки «Посылали молодицу».

Цель - обучение запоминанию небольших по объему стихотворений; развитие памяти.

Утро

- Пополнение картотеки русскими народными потешками;

Подвижные игры: «Чурилки», «Котик к печке подошёл».

Цель- развитие внимательности сообразительности, ловкости.

Прогулка

- Пополнение картотеки русскими народными подвижными играми;

Чтение русской народной сказки «Хвосты»

Цель - воспитание интереса к русским народным сказкам.

Перед сном

- Пополнение книжного уголка новыми книгами с русскими народными сказками;

Дидактические игры.

Цель – закрепление знаний о старинных и современных предметах орудия труда.

Вечер

- Д/и «Найди пару»;

- «Четвёртый лишний»;

Отгадывание русских народных загадок о предметах быта

Вечер

- Пополнение книжного уголка новыми книгами с русскими народными загадками;

Среда

Тема: Русский народный костюм.

Экскурсия в краеведческий музей «Как рубашка в поле выросла».

Цель – знакомство с русским народным костюмом; привитие уважения к русской народной культуре.

Утро

-

Подвижные игры:

«Гори, гори ясно», «Клубок»

Прогулка

- Пополнение картотеки русских народных подвижных игр;

Чтение русской народной сказки «Сапоги скороходы».

Цель - воспитание интереса к русским народным сказкам.

Перед сном

- Пополнение книжного уголка новыми книгами с русскими народными сказками;

Беседа на тему «Что носили наши предки»

Цель – закрепление знаний о старинной русской одежде.

Вечер

- Внесение в РППС группы русского национального костюма – сарафан и рубаха;

- Пополнение книжного уголка: Ушинский «Как рубашка  в поле выросла»

Дорисовывание на тему: «Роспись рубахи».

Цель - закрепление знаний об отдельных символах русских орнаментов; воспитание желания творить самим.

Вечер

-Пополнение уголка художественного творчества шаблонами и примерами орнаментов для украшения русских рубах;

Четверг

Тема «Мезенская и Пермогорская росписи»

НОД «Особенности Северных росписей». Цель – знакомство детей с Пермогорской и Мезенской росписями; показ связи особенностей этих росписей с природными условиями.

Утро

-Демонстрац. материал;

- Пополнение уголка художественного творчества образцами Мезенской и Пермогорской росписей, иллюстрациями по теме, раскрасками, шаблонами;

Подвижные игры:

«Заря-заряница», «Клубок»

Прогулка

- Пополнение картотеки русских народных подвижных игр;

Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый, да масляный»

Цель - воспитание интереса к русским народным сказкам.

Перед сном

- Пополнение книжного уголка новыми книгами с русскими народными сказками;

Дидактические игры.

Цель – закрепление знаний об особенностях Мезенской и Пермогорской росписей.

Вечер

- Д/и «4-й лишний» (роспись);

- «Лабиринты» (сев.роспись);

Пятница

Тема:

Закрепление изученного материала

НОД «Посиделки в русской избе»

Подвижные игры: «Гори, гори ясно», «Золотые ворота»

Прогулка

- Пополнение картотеки русских народных подвижных игр;

Чтение русской народной сказки «Ховрюшечка»

Цель - воспитание интереса к русским народным сказкам

Перед сном

- Пополнение книжного уголка новыми книгами с русскими народными сказками;

Чтение потешек.

Цель – использование фольклора как источника познавательного и нравственного развития детей.

Вечер

- Пополнение книжного уголка новыми книгами с потешками.

Дидактические игры.

Цель - обучение нахождению одинаковых предметов и правильно называнию знакомых народных промыслов; воспитание интереса к русским народным промыслам.

Вечер

Д/и «Парные картинки».

Литература:

  1. Программа  нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста средствами музейно-образовательной деятельности «Люби и знай свой край», сост.: А.В. Трепачёва, 2009 г.
  2. Русские половицы и поговорки, под ред. В.П.Аникина, Москва «Художественная литература», 1988 г.
  3. Народные росписи Северной Двины, автор - сост. О.В.Круглова, Москва  изд-во «Изобразительное искусство», 1987 г.
  4. Каргопольская глиняная игрушка, Г.П. Дурасов, Л.: Художник РСФСР, 1986 г.
  5. Каргопольские потешки, Н.Надеждина, изд. «Малыш», Москва, 1986 г.
  6. Интернет- ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Традиции и обычаи русского народа» в средней группе (4-5 лет)

  Народные традиции и праздники - это отражение языческих взглядов предков на быт, труд и природу; это нить, связывающая нас с прошлым. Приобщение к миру народной культуры поможет ребенку ...

Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Традиции и обычаи русского народа" для детей средней группы

Цель проекта: сформировать понятие о русском народном творчестве; создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возра...

Проект для средней группы « Традиции и обычаи русского народа»

Приобщение к миру народной культуры поможет ребенку почувствовать гармонию жизни предков- славян, понять их обычаи и традиции....

Проект «Традиции и обычаи русского народа»

laquo;Традиции и обычаи русского народа»Сегодня мы начинаем на многое смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится к прошлому нашего народа.В нар...

Проект «Традиции и обычаи русского народа»

Проект «Традиции и обычаи русского народа»в средней группе...