Краткосрочный проект «Традиции и обычаи русского народа»
проект (старшая группа)
Создание условий для формирования у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 35.59 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Тип проекта
по доминирующей в проекте деятельности –исследовательско- творческий;
по содержанию - социально-коммуникативный;
по числу участников – дети старшей группы, родители, педагоги ОУ;
по времени проведения - краткосрочный (2 учебных недели);
по характеру контактов - в рамках ОУ с привлечением родителей.
II. Актуальность проблемы
Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство людей, к сожалению, поверхностно знакомо с народной культурой.
Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей?
Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и разработан проект «Традиции и обычаи русского народа».
III. Цель проекта: создание условий для формирования у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм.
IV. Задачи проекта:
- Познакомить с некоторыми произведениями и предметами народных промыслов (игрушки, утварь, одежда, предметы быта);
- Способствовать обогащению словарного запаса названиями предметов старинного быта: изба, печь, ухват, коромысло, корешатик, короб, туес, утюг, ступа, рукомойник, кадушка, лопата,...;
- Показать особенности Северных росписей и связать их отличия с условиями проживания людей (Мезенская и Пермогорская росписи);
- Познакомить с некоторыми символами в народных орнаментах;
- Познакомить и разучить русские народные игры;
- Организовать выставку для родителей «Предметы народного промысла у нас дома»;
-Формировать эстетическое отношение к произведениям народного искусства;
- Пополнить РППС группы;
V. Интеграция образовательных областей:
- «Познавательное развитие»;
- «Речевое развитие»;
- «Художественно-эстетическое развитие»;
- «Социально-коммуникативное»;
- «Физическое развитие»;
VI. Ожидаемый результат.
- Знание правил народных игр, умение в них играть;
- Умение разбираться в особенностях северных росписей;
- Проявление интереса к русскому народному творчеству (росписи, музыка, сказки);
- Обогащение словаря детей названиями предметов старинного быта;
- Соответствие РППС лексической теме;
- Вовлечение родителей в жизнь детского сада:
- Привлечение внимания родителей к роли русского народного творчества в воспитании детей;
VII. Предмет исследования:
Влияние РППС на уровень интереса детей к заявленной лексической теме.
VIII. Гипотеза проекта:
Если объединить усилия всех участников образовательных отношений (детей, педагогов, родителей (законных представителей) в пополнении РППС группы, то это будет способствовать повышению интереса детей к заявленной лексической теме и, соответственно, повышению качества образования.
IX. Стратегия осуществления проектной деятельности.
Данный проект осуществляется в рамках МБДОУ «Детский сад № 3 «Теремок» ОРВ с. Яренск» в старшей группе «Берёзка» в условиях взаимодействия всех участников образовательных отношений.
X. Этапы управления проектом.
1 этап – подготовительный
- Подбор методической и художественной литературы, иллюстративного материала по теме;
- Создание картотеки русских народных подвижных игр, закличек;
- Создание картотеки элементов орнаментов русских народных росписей;
- Составление календарного плана;
2 этап - реализация проекта
- Пополнение книжного уголка новыми книгами с русскими народными сказками, потешками, загадками, пословицами;
- Пополнение уголка художественного творчества образцами Мезенской и Пермогорской росписей, иллюстрациями по теме, а также шаблонами и примерами орнаментов для украшения русских рубах; Каргопольской игрушки;
- Организация экскурсии в Бабий кут;
- Организация экскурсии в краеведческий музей «Как рубашка в поле выросла»;
- Организация выставки при участии родителей «Предметы народного промысла у нас дома»;
3 этап. Рефлексивный
- Подведение итогов проекта;
- Выставка детских работ по проекту;
- Презентация проекта на РМО воспитателей групп дошкольного возраста по теме «Обновление РППС группы в соответствии с лексической темой календарно-тематического планирования».
Планирование:
День недели, тема | Деятельность, цель | Режимный момент | РППС |
Понедельник Тема: Русь мастеровая | 1.НОД «Село мастеров» Цель - знакомство детей с ремесленными профессиями в древнем селе; воспитание интереса к народному творчеству. 2. НОД - лепка из пластилина «Каргопольский конь». Цель – приобщение детей к народным промыслам. | Утро | - Учебник «Наш край»; - Д/и «Славянская семья» (родство и занятие). |
Рассматривание иллюстраций с изображением древних профессий. Цель - продолжение знакомства с традициями русского народа; воспитание интереса к истории. | Утро Вечер | - Д/и «Изделия народных умельцев нашего края»; | |
Малоподвижная игра «Котик к печке подошел». Цель – развитие внимательности сообразительности памяти. | Прогулка | - Пополнение картотеки русских народных подвижных игр; | |
Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко».Цель - воспитание интереса к русским народным сказкам. | Перед сном | - Пополнение книжного уголка новыми книгами с русскими народными сказками; | |
1. Рассматривание Каргопольской игрушки. Цель - знакомство с историей г.Каргополя и возникновения Каргопольской игрушки. 2. Лепка дымковского коня. Цель - приобщение детей к народным промыслам; обучение выделению простейших элементов росписей. | Вечер | - Пополнение уголка художественного творчества Каргопольскими игрушками; | |
Вторник Тема: Деревенская изба | 1. НОД – экскурсия в музей «Бабий кут. Цель – знакомство с северной избой, особенностями человеческого жилья на севере, утварью, с историей развития строительства. 2. НОД - Заучивание потешки «Посылали молодицу». Цель - обучение запоминанию небольших по объему стихотворений; развитие памяти. | Утро | - Пополнение картотеки русскими народными потешками; |
Подвижные игры: «Чурилки», «Котик к печке подошёл». Цель- развитие внимательности сообразительности, ловкости. | Прогулка | - Пополнение картотеки русскими народными подвижными играми; | |
Чтение русской народной сказки «Хвосты» Цель - воспитание интереса к русским народным сказкам. | Перед сном | - Пополнение книжного уголка новыми книгами с русскими народными сказками; | |
Дидактические игры. Цель – закрепление знаний о старинных и современных предметах орудия труда. | Вечер | - Д/и «Найди пару»; - «Четвёртый лишний»; | |
Отгадывание русских народных загадок о предметах быта | Вечер | - Пополнение книжного уголка новыми книгами с русскими народными загадками; | |
Среда Тема: Русский народный костюм. | Экскурсия в краеведческий музей «Как рубашка в поле выросла». Цель – знакомство с русским народным костюмом; привитие уважения к русской народной культуре. | Утро | - |
Подвижные игры: «Гори, гори ясно», «Клубок» | Прогулка | - Пополнение картотеки русских народных подвижных игр; | |
Чтение русской народной сказки «Сапоги скороходы». Цель - воспитание интереса к русским народным сказкам. | Перед сном | - Пополнение книжного уголка новыми книгами с русскими народными сказками; | |
Беседа на тему «Что носили наши предки» Цель – закрепление знаний о старинной русской одежде. | Вечер | - Внесение в РППС группы русского национального костюма – сарафан и рубаха; - Пополнение книжного уголка: Ушинский «Как рубашка в поле выросла» | |
Дорисовывание на тему: «Роспись рубахи». Цель - закрепление знаний об отдельных символах русских орнаментов; воспитание желания творить самим. | Вечер | -Пополнение уголка художественного творчества шаблонами и примерами орнаментов для украшения русских рубах; | |
Четверг Тема «Мезенская и Пермогорская росписи» | НОД «Особенности Северных росписей». Цель – знакомство детей с Пермогорской и Мезенской росписями; показ связи особенностей этих росписей с природными условиями. | Утро | -Демонстрац. материал; - Пополнение уголка художественного творчества образцами Мезенской и Пермогорской росписей, иллюстрациями по теме, раскрасками, шаблонами; |
Подвижные игры: «Заря-заряница», «Клубок» | Прогулка | - Пополнение картотеки русских народных подвижных игр; | |
Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый, да масляный» Цель - воспитание интереса к русским народным сказкам. | Перед сном | - Пополнение книжного уголка новыми книгами с русскими народными сказками; | |
Дидактические игры. Цель – закрепление знаний об особенностях Мезенской и Пермогорской росписей. | Вечер | - Д/и «4-й лишний» (роспись); - «Лабиринты» (сев.роспись); | |
Пятница Тема: Закрепление изученного материала | НОД «Посиделки в русской избе» | ||
Подвижные игры: «Гори, гори ясно», «Золотые ворота» | Прогулка | - Пополнение картотеки русских народных подвижных игр; | |
Чтение русской народной сказки «Ховрюшечка» Цель - воспитание интереса к русским народным сказкам | Перед сном | - Пополнение книжного уголка новыми книгами с русскими народными сказками; | |
Чтение потешек. Цель – использование фольклора как источника познавательного и нравственного развития детей. | Вечер | - Пополнение книжного уголка новыми книгами с потешками. | |
Дидактические игры. Цель - обучение нахождению одинаковых предметов и правильно называнию знакомых народных промыслов; воспитание интереса к русским народным промыслам. | Вечер | Д/и «Парные картинки». |
Литература:
- Программа нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста средствами музейно-образовательной деятельности «Люби и знай свой край», сост.: А.В. Трепачёва, 2009 г.
- Русские половицы и поговорки, под ред. В.П.Аникина, Москва «Художественная литература», 1988 г.
- Народные росписи Северной Двины, автор - сост. О.В.Круглова, Москва изд-во «Изобразительное искусство», 1987 г.
- Каргопольская глиняная игрушка, Г.П. Дурасов, Л.: Художник РСФСР, 1986 г.
- Каргопольские потешки, Н.Надеждина, изд. «Малыш», Москва, 1986 г.
- Интернет- ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по приобщению воспитанников к традициям и обычаям русского народа "Пасхальная радость"
ПРОЕКТ "ПАСХАЛЬНАЯ РАДОСТЬ" С СТАРШЕЙ ГРУППЕ...
Проект «Традиции и обычаи русского народа» в средней группе (4-5 лет)
Народные традиции и праздники - это отражение языческих взглядов предков на быт, труд и природу; это нить, связывающая нас с прошлым. Приобщение к миру народной культуры поможет ребенку ...
Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Традиции и обычаи русского народа" для детей средней группы
Цель проекта: сформировать понятие о русском народном творчестве; создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возра...
Педагогический проект: «Нравственное воспитание дошкольников через знакомство с праздниками, традициями и обычаями русского народа»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23216362","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Проект для средней группы « Традиции и обычаи русского народа»
Приобщение к миру народной культуры поможет ребенку почувствовать гармонию жизни предков- славян, понять их обычаи и традиции....
Проект «Традиции и обычаи русского народа»
laquo;Традиции и обычаи русского народа»Сегодня мы начинаем на многое смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится к прошлому нашего народа.В нар...
Проект «Традиции и обычаи русского народа»
Проект «Традиции и обычаи русского народа»в средней группе...