ВЛИЯНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
статья (подготовительная группа)

Статья, посвящённая проблеме  музыкальной культуры дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья17.13 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА.

 

Чеснакова Ю.Ю.

МБДОУ ДС №21   «Сказка»  

г. Старый Оскол

Введение.  Одна из самых актуальных и «больших» проблем, стоящих перед современным обществом – угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому воспитанию нашего подрастающего поколения необходим поворот к жизненно-важным проблемам современного общества, обеспечение нравственного воспитания, противостояние бездуховности, потребительству, возрождению в детях желания и потребности в активной интеллектуальной деятельности, чему способствует слушание классической музыки.

       Музыка — мощное средство воздействия на человеческие эмоции.  

Б.М. Теплов называл музыку «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием», «моделью человеческих эмоций»: она отражает отношение человека к миру, ко всему что происходит в нем и в самом человеке . Художественные переживания, заложенные в музыкальных произведениях, способны вызвать у человека целую гамму чувств: от печали до радости. Она вдохновляет на подвиги и великие дела. Но может и наоборот подтолкнуть к бессмысленным поступкам и даже варварству.

 Именно классическая музыка несёт слушателю идеи нравственности, благородства, гуманизма. Мелодии, созданные сто, двести лет назад и сегодня актуальны и имеют глубокое воздействие на формирование личности человека. И особенно ребёнка-дошкольника. Произведения высокохудожественного уровня должны окружать ребёнка и расширять круг его музыкальных познаний.

Чаще всего дома детей окружает музыка радио и телевидения, то, что

Д.Б. Кабалевский назвал метким выражением «музыкальный мусор». Он прочно оседает в детской памяти. Необходимо сформировать у детей своеобразное музыкальное поле, которое станет впоследствии предпосылкой формирования интереса к серьёзной музыке. Дети редко посещают заведения культуры и слушают живую музыку. Поэтому музыкальные занятия в детском саду —  как правило, единственный «оазис», где дети слушают сочинения классиков, получают информацию о них.

 Современные взгляды на процесс формирования детской личности опираются не только на приобретение новых знаний и умений, но и на выработку определенных ценностных ориентации человека, составляющих базис личностной культуры. Если передача знаний требует главным образом обращения к интеллекту личности, то  воспитание ценностных ориентиров связано, прежде всего, с воздействием на эмоциональную сферу человека, которая, в свою очередь, способствует превращению ценностных установок в его убеждения. Нравственные и эстетические качества необходимы  для  формирования культурной личности. И чем раньше малыш начнёт это осознавать и принимать, тем больше общечеловеческих качеств будет заложено в его личности.

 Видный отечественный ученый, психолог Г.С. Тарасов отмечает, что высокое искусство, в частности, музыкальная классика, являясь самым желанным руководителем психического развития детей, выполняет "множество жизненно важных задач... и призвана решать... самую главную — воспитать в детях чувство внутренней причастности к духовной культуре человечества, воспитать жизненную позицию ребят в мире музыки.... В эмоциональной атмосфере увлеченности формируются взгляды, позиции детей, складываются общественные связи".

        Цель влияния музыки на воспитание детей – это приобщение к музыкальной культуре в целом. Музыка, способна воздействовать на всестороннее развитие личности, побуждает ребёнка к нравственно-эстетическим переживаниям, способствует  преобразованию окружающего мира, активизирует мышление. Общее музыкальное воспитание должно отвечать основным требованиям: охватывать всех детей и быть всесторонним, гармонично развивающим все стороны формирования личности ребёнка.

Всесторонность музыкального воспитания  - один из эффективных путей нравственного обогащения формирования личности ребёнка. Происходит активизация его умственной деятельности, повышение жизненного тонуса. Музыка объединяет детей в их едином переживании, становится средством общения между ними.  Благодаря сформированным основам межличностной культуры, ребёнок в дальнейшем лучше адаптируется к новым социальным условиям. Таким образом, приобретаются не только знания, умения и навыки, но и определённые качества личности, а так же социальная состоятельность.

Программа  О.П.Радыновой «Музыкальные шедевры», скорректирована на основе федеральных  государственных образовательных стандартов дошкольного образования, отразила концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Анализ педагогических наблюдений и диагностика помогли выявить ярко выраженное желание у детей слушать классическую музыку, интерес  и позитивное отношение к ней.  Вспоминая встречи в музыкальной гостиной «Карнавал  животных» по творчеству К. Сен-Санса  (с просмотром балетных номеров), хочется отметить, что дети, просмотрев и прослушав музыкальные фрагменты, были переполнены впечатлениями от увиденного и настолько  поглощены музыкой и танцем, что не могли сдержать эмоций.  А в музыке П.И.Чайковского дети  шести лет, способны самостоятельно уловить подлинные звуки природы (порыв ветра, шум дождя, падение листвы, скачущих лошадей).

Вывод: важность и значимость слушания классической музыки в формировании общественной культуры личности дошкольника особенно актуально в наше время. Объективная реальность современной жизни противоречива. С одной стороны – разрушительные моменты в воспитании, господство поп. культуры, эстетизация зла, манипулирование психикой средств массовой информации, упрощение художественной сущности искусства. С другой – стремление к обновлению, окультуриванию и одухотворению образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование общей культуры личности детей

данный матерьял определяет работу педагогов, родителей с детьми в развитии и формировании толерантной личности....

«Формирование общей культуры личности детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к музыке»

Открытое мероприятие музыкального руководителя Лебедевой С.Н.«Формирование общей культуры личности детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к музыке»...

Влияние классической музыки на формирование личности ребёнка дошкольного возраста

Статья раскрывает важность музыки, которая занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста....

ВЛИЯНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

Статья, посвящённая проблеме  музыкальной культуры дошкольников...

ВЛИЯНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

Данная статья раскрывает целесообразность слушания классической музыки на музыкальных занятиях ДОУ...