«Формирование общей культуры личности в процессе подготовки к календарным праздникам»
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 20 комбинированного вида
«Формирование общей культуры личности
в процессе подготовки
к календарным праздникам»
Выступление на городском методическом объединении – семинаре музыкальных руководителей
«Роль музыкального фольклора в формировании общей культуры дошкольников»
24 октября 2014 г.
«Для ребенка Светлый Праздник и весна,
Рождество и зима, Спас и спелые плоды,
Троица и зеленые березки сливаются в одно могучее впечатление,
свежее и полное жизни»
К. Д. Ушинский
Народные праздники занимают важное место в воспитание человека, так как объединяют в себе почти все элементы воспитания: песню, игру, художественную деятельность. Подготовка к такому празднику - дело не менее важное и празднично волнующее, чем сам праздник, а по виду воспитательных моментов даже более важное.
Подготовка праздников проходит на разных занятиях, в разных видах художественной и творческой деятельности. С детьми беседуют о предстоящем празднике, читают соответствующие рассказы, разучивают стихотворения, тексты песен.
Ценность фольклорного праздника заключается главным образом в коллективно - творческой деятельности, в которой могут объединяться действия людей нескольких поколений.
В ходе подготовки к народному празднику происходит интеграция всех образовательных областей, т.к. дети узнают много нового о празднике: рассматривают репродукции картин, фотографии, читают художественные произведения, рисуют и лепят по данной теме, разучивают песни, танцы и народные игры.
При подготовке к праздникам воспитатели изготавливают с детьми атрибуты, декорации, костюмы, оформляют интерьер предметами старины: делают открытки, приглашения, подарки (близким, друзьям) и др. Так дети пропускают через разум, сердце, руки собственное представление о празднике как о содержательном отдыхе после большого труда.
При подготовке к праздникам существенно расширяется кругозор детей, словарный запас обогащается новой лексикой, развивается потребность и умение общения. Правильно организованный и проведенный праздник - «развлекая, поучает»
Праздник - это событие, которого дети не только ждут, но и готовятся.
Подготовку к празднику связывают с тремя вопросами:
- Почему праздник получил такое название?
- Как готовился русский народ к праздникам?
- Каковы традиции проведения праздника?
Если дети 5-6 лет получают о празднике только социокультурные представления, для них акцент делается на ознакомление с природными явлениями и традициями праздника, то дети 6-7 лет на тематических музыкальных занятиях знакомятся с историей праздника, с его духовной основой.
Продолжая разговаривать с детьми об особенностях приготовления к празднику ,мы говорим об его традициях: хозяева в доме наводили чистоту, ходили сами в гости и приглашали гостей, всем желали здоровья и счастья. Все гости были желанными. Эти и другие ситуации мы проигрываем в сюжетно – ролевых играх.
Подготовка к празднику начинается за 1-2 недели до знаменательной даты в совместной деятельности педагога с детьми через различные виды детской деятельности, на основе адекватных дошкольному возрасту форм организации образовательного процесса.
В течение всего периода подготовки к празднику во всех дошкольных группах у детей формируется представление о традициях подготовки и проведения праздника, приобретаются умения и навыки, которые дадут им возможность принять активное участие в выступлениях.
Самой интересной для дошкольников всегда была художественная деятельность.
Дети всех возрастных групп с огромным желанием занимаются продуктивной деятельностью: на занятиях по художественному труду изготавливают подарки, оформляют открытки, лепят «угощения»
Фольклор с воспитывающим содержанием, бытовые традиции, праздники - это те понятия, которые оказывают огромное влияние на формирование национального характера. Он способствует творческому развитию детей в мире сказок, былин, преданий. Пословицы и поговорки могут служить основанием для нравственных заповедей, помогая развивать мышление, логику, интерес к истории и культуре народа.
Фольклор способствует углублению знаний о народной духовной культуре в ее прошлом и настоящем. Фольклор знакомит с бытом, традициями, обычаями своего народа.
С помощью фольклора осуществляется усвоение нравственно – поведенческих культурных норм и ценностей, закрепленных в культуре народа. Нравственно - поведенческие нормы и ценности находят выражение в системе образов. Раскрывая характеры сказочных персонажей, вникая в суть их поступков, дошкольник понимает, что хорошо и что плохо, тем самым легко определяет свои симпатии и антипатии, постигает народные представления о красоте человеческой. О поведенческих нормах сообщают народные пословицы и поговорки.
С помощью фольклора возможно воспитание уважительного отношения, как к культуре собственного этноса, так и толерантного отношения к другим этническим культурам. Изучая фольклор, ребенок осознает, что народ - творец, создатель культурного наследия, которым нужно восхищаться, гордиться. Фольклор - многовековой народный труд, хранящий историю этноса.
Фольклор способствует развитию эстетического вкуса. Ребенок чувствует красоту народной мысли, у него возникает потребность в общении с народом. Он стремиться понять, какие средства использует народ в своем творчестве, пытается применить их в дальнейшем. Эстетическая функция фольклора заключается в том, что он формирует у детей художественный вкус, вырабатывает умение ценить и понимать прекрасное, способствует формированию гармонически развитой личности.
Суть воспитательной функции заключается в том, что устное народное творчество, являясь средством народной педагогики, формирует качества человеческого характера. Пословицы, поговорки, сказки наполнены высоким моральным и нравственным смыслом и дают характерологические оценки личности с позиции «хорошо» и «плохо»
Познавательное значение фольклора заключено в том, что это способ знакомства ребенка с окружающим миром.
Каждый жанр русского народного творчества – кладезь народной мудрости. И в каждом - огромный запас положительной энергии, направленный на созидание, а не на разрушение.
Потешка - вводит ребенка в мир, учит его жить. Она воспитывает и учит малышей понимать «Что такое хорошо, а что такое плохо» , «маму дочка слушайся», «Ты водички не принес».
Пословицы и поговорки - называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются.
Загадки - требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения решить поставленную перед ним задачу. Это развивает мышление, пытливость, наблюдательность.
Скороговорка - веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. Это и полезные грамматические упражнения, тренирующие ребенка в правильном ,осмысленном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно –баловство, любимая игра в словотворчество.
Считалки - это истории, придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости. Как бы сама судьба, а не авторитет взрослого распоряжается распределением ролей. Ребенок в игре должен быть находчивым, сообразительным, памятливым, ловким, добрым и даже благородным, все эти качества в детском сознании, душе, характере развивают считалки.
Сказки - помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, справедливость.
Произведения устного народного творчества имеют большое значение, как для развитие ребенка, так и для становления личности каждого вновь появившегося на свет человека, в освоении им культурного богатства предшествующих поколений и современного окружающего пространства. Фольклор необходим ребенку для выражения в художественной форме своего особого видения мира и понимания взаимоотношений людей в мире, порожденных его возрастными и психическими особенностями.
« Есть одно только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда можно рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа»
К.Д. Ушинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дистанционное обучение. Планирование и организация образовательной деятельности с учетом ФГОС ДО. Дисциплина 3. Модуль 1 Теоретические основы процесса формирования музыкальной культуры личности
Тема 1 - Структура и компоненты музыкальной культуры личностиТема 2 - Музыкально-эстетического сознание личностиТема 3 - Эмоциональная отзывчивость личности Практическая работа: ГЛОССАРИЙ...
«Формирование общей культуры личности детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к музыке»
Открытое мероприятие музыкального руководителя Лебедевой С.Н.«Формирование общей культуры личности детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к музыке»...
"Роль гендерного подхода в процессе формирования основ базовой культуры личности ребенка"
Посвящено проблемам воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом....
Формирование основ музыкальной культуры личности у младших дошкольников в процессе приобщения к музыкальному искусству (из опыта работы)
Материал будет полезен музыкальным руководителям ДОУссылка на дидактическую игру https://disk.yandex.ru/i/fxsRr_XnpTqhqw...
Консультация для воспитателей Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками
Родная культура -это живой источник духовности и мудрости. Приобщать детей к народной культуре надо с раннего детства....
ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, КАК СОСТАВНОЙ ЧАСТИ, ЦЕЛОСТНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ХАТХА-ЙОГОЙ
Формирование физической культуры, как составной части, целостной культуры личности дошкольников в процессе занятий хатха-йогой...