«Формирование общей культуры личности в процессе подготовки к календарным праздникам»
методическая разработка на тему

Выступление на пед.совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_m.docx21.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 20 комбинированного вида

«Формирование  общей культуры личности

в процессе подготовки

к календарным праздникам»

Выступление на городском методическом объединении – семинаре музыкальных руководителей

«Роль музыкального фольклора в формировании общей культуры дошкольников»

                                         

                                                             

24 октября 2014 г.

«Для ребенка Светлый Праздник и весна,

 Рождество и зима, Спас и спелые плоды,

Троица и зеленые березки сливаются в одно могучее впечатление,

свежее и полное жизни»

К. Д. Ушинский

Народные праздники занимают важное место в воспитание человека, так как объединяют в себе почти все элементы воспитания: песню, игру, художественную деятельность. Подготовка к такому празднику - дело не менее важное и празднично волнующее, чем сам праздник, а по виду воспитательных моментов даже более важное.

Подготовка праздников проходит на разных занятиях, в разных видах художественной и творческой деятельности. С детьми беседуют о предстоящем празднике, читают соответствующие рассказы, разучивают стихотворения, тексты песен.

Ценность фольклорного праздника заключается главным образом в коллективно - творческой деятельности, в которой могут объединяться действия людей нескольких поколений.

В ходе подготовки к народному празднику происходит интеграция всех образовательных областей, т.к.  дети узнают много нового о празднике: рассматривают репродукции картин, фотографии, читают художественные произведения, рисуют и лепят по данной теме, разучивают песни, танцы и народные игры.

При подготовке к праздникам воспитатели изготавливают  с детьми атрибуты, декорации, костюмы, оформляют интерьер предметами старины: делают открытки, приглашения, подарки (близким, друзьям) и др. Так дети пропускают через разум, сердце, руки собственное представление о празднике как о содержательном отдыхе после большого труда.

При подготовке к праздникам существенно расширяется кругозор детей, словарный запас обогащается новой лексикой, развивается потребность и умение общения. Правильно организованный и проведенный праздник - «развлекая, поучает»

Праздник - это событие, которого дети не только ждут, но и готовятся.

Подготовку к празднику связывают с тремя вопросами:

  1. Почему праздник получил такое название?
  2. Как готовился русский народ к праздникам?
  3. Каковы традиции проведения праздника?

Если дети 5-6 лет получают о празднике только социокультурные представления, для них акцент делается на ознакомление с природными явлениями и традициями праздника, то дети 6-7 лет на тематических музыкальных занятиях знакомятся с историей праздника, с его духовной основой.

Продолжая разговаривать с детьми об особенностях приготовления к празднику ,мы говорим об его традициях: хозяева в доме наводили чистоту, ходили сами в гости и приглашали гостей, всем желали здоровья и счастья. Все гости были желанными. Эти и другие ситуации мы проигрываем в сюжетно – ролевых играх.

Подготовка к празднику начинается за 1-2 недели до знаменательной даты в совместной деятельности педагога с детьми через различные виды детской деятельности, на основе адекватных дошкольному возрасту форм организации образовательного процесса.

В течение всего периода подготовки к празднику во всех дошкольных группах у детей формируется представление о традициях подготовки и проведения праздника, приобретаются умения и навыки, которые дадут им возможность принять активное участие в выступлениях.

Самой интересной для дошкольников всегда была художественная деятельность.

Дети  всех возрастных групп с огромным желанием занимаются продуктивной деятельностью: на занятиях по художественному труду изготавливают подарки, оформляют открытки, лепят «угощения»

Фольклор с воспитывающим содержанием, бытовые традиции, праздники - это те понятия, которые оказывают огромное влияние на формирование национального характера. Он способствует творческому развитию детей в мире сказок, былин, преданий. Пословицы и поговорки могут служить основанием для нравственных заповедей, помогая развивать мышление, логику, интерес к истории и культуре народа.

Фольклор способствует углублению знаний о народной духовной культуре в ее прошлом и настоящем. Фольклор знакомит с бытом, традициями, обычаями своего народа.

С помощью фольклора осуществляется усвоение нравственно – поведенческих культурных норм и ценностей, закрепленных в культуре народа. Нравственно - поведенческие нормы и ценности находят выражение в системе образов. Раскрывая характеры сказочных персонажей, вникая в суть их поступков, дошкольник понимает, что хорошо и что плохо, тем самым легко определяет свои симпатии и антипатии, постигает народные представления о красоте человеческой. О поведенческих нормах сообщают народные пословицы и поговорки.

С помощью фольклора возможно воспитание уважительного отношения, как к культуре собственного этноса, так и толерантного отношения к другим этническим культурам. Изучая фольклор, ребенок осознает, что народ - творец, создатель культурного наследия, которым нужно восхищаться, гордиться. Фольклор - многовековой народный труд, хранящий историю этноса.

Фольклор способствует развитию эстетического вкуса. Ребенок чувствует красоту народной мысли, у него возникает потребность в общении с народом. Он стремиться понять, какие средства использует народ в своем творчестве, пытается применить их в дальнейшем. Эстетическая функция фольклора заключается в том, что он формирует у детей художественный вкус, вырабатывает умение ценить и понимать прекрасное, способствует формированию гармонически развитой личности.

Суть воспитательной функции заключается в том, что устное народное творчество, являясь средством народной педагогики, формирует качества человеческого характера. Пословицы, поговорки, сказки наполнены высоким моральным и нравственным смыслом и дают характерологические оценки личности с позиции «хорошо» и «плохо»

Познавательное значение фольклора заключено в том, что это способ знакомства ребенка с окружающим миром.

Каждый жанр русского народного творчества – кладезь народной мудрости. И в каждом - огромный запас положительной энергии, направленный на созидание, а не на разрушение.

Потешка - вводит ребенка в мир, учит его жить. Она воспитывает и учит малышей понимать «Что  такое хорошо, а что такое плохо» , «маму дочка слушайся», «Ты водички не принес».

Пословицы и поговорки - называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются.

Загадки - требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения решить поставленную перед ним задачу. Это развивает мышление, пытливость, наблюдательность.

Скороговорка - веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. Это и полезные грамматические упражнения, тренирующие ребенка в правильном ,осмысленном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно –баловство, любимая игра в словотворчество.

Считалки - это истории, придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости. Как бы сама судьба, а не авторитет взрослого распоряжается распределением ролей. Ребенок в игре должен быть находчивым, сообразительным, памятливым, ловким, добрым и даже благородным, все эти качества в детском сознании, душе, характере развивают считалки.

Сказки - помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, справедливость.

Произведения устного народного творчества имеют большое значение, как для развитие ребенка, так и для становления личности каждого вновь появившегося на свет человека, в освоении им культурного богатства предшествующих поколений и современного окружающего пространства. Фольклор необходим ребенку для выражения в художественной форме своего особого видения мира и понимания взаимоотношений людей в мире, порожденных его возрастными и психическими особенностями.

« Есть одно только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда можно рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа»

К.Д. Ушинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение. Планирование и организация образовательной деятельности с учетом ФГОС ДО. Дисциплина 3. Модуль 1 Теоретические основы процесса формирования музыкальной культуры личности

Тема 1 - Структура и компоненты музыкальной культуры личностиТема 2 - Музыкально-эстетического сознание личностиТема 3 - Эмоциональная отзывчивость личности Практическая работа: ГЛОССАРИЙ...

«Формирование общей культуры личности детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к музыке»

Открытое мероприятие музыкального руководителя Лебедевой С.Н.«Формирование общей культуры личности детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к музыке»...

"Роль гендерного подхода в процессе формирования основ базовой культуры личности ребенка"

Посвящено проблемам воспитания и обучения  ребенка в соответствии с его полом....

Формирование основ музыкальной культуры личности у младших дошкольников в процессе приобщения к музыкальному искусству (из опыта работы)

Материал будет полезен музыкальным руководителям ДОУссылка на  дидактическую игру https://disk.yandex.ru/i/fxsRr_XnpTqhqw...

Консультация для воспитателей Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками

Родная культура -это живой источник духовности и мудрости. Приобщать детей к народной культуре надо с раннего детства....

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, КАК СОСТАВНОЙ ЧАСТИ, ЦЕЛОСТНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ХАТХА-ЙОГОЙ

Формирование физической культуры, как составной части, целостной культуры личности дошкольников в процессе занятий хатха-йогой...