Реализация программы «Финансовая грамотность для малышей» как условие формирования экономических представлений
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Слайд 1. Реализация программы «Финансовая грамотность для малышей» как условие формирование экономических представлений
Воспитатель МАДОУ Кваркенский детский сад №1 «Колосок»
Тарасова Альфия Барыевна
Слайд 2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, в которую входит экономическая культура личности дошкольника, и характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности).
Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
Учитывая потребность в формировании начальных экономических представлений у детей дошкольного возраста, интерес к данной проблеме у родителей воспитанников и педагогов была разработана и включена в часть формируемую участниками образовательных отношений Программы детского сада - программа «Финансовая грамотность для малышей».
Слайд 3. Цель данной программы - расширять экономический кругозор дошкольника, сформировать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность.
Слайд 4. Для достижения поставленной цели, определены следующие задачи:
1. учить понимать и ценить окружающий предметный мир как результат труда людей, видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением.
2. формировать представление детей о деньгах и правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.
3.развивать эмоциональную сферу детей, учить понимать свое эмоциональное состояние, распознать чувства других людей, учить регулировать собственное поведение.
Слайд 5. Цели и задачи решались поэтапно.
Подготовительный: обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированных знаний.
Организационный: определение содержания и объема работы; изучение и анализ литературы, интернет - ресурсов; подбор программно-методического обеспечения и демонстрационного материала; создание предметно-развивающей среды; разработка перспективного плана работы, анкетирование родителей.
Основной: апробация опыта работы по формированию финансовой грамотности в условиях детского сада.
Заключительный: анализ результативности реализации программы «Финансовая грамотность для малышей», решениевозникших противоречий, мониторинг сформированных представлений у детей.
Слайд 6. Работу с дошкольниками по формированию финансовой грамотности в рамках программы «Финансовая грамотность для малышей» разделена на восемь блоков.
1блок: Экономика. Это, прежде всего,решение двух ключевых вопросов: откуда берутся средства (не обязательно деньги, и как ими распорядиться). Научить выделять в окружающем мире экономические характеристики, например по содержанию литературного произведения.
2 блок: Потребность. Дети получают знания и представления о том, что человек, как живое существо, подобно животным и растениям нуждается в воде, воздухе, тепле, свете, пище, одежде, жилье, т. е., потребности, без удовлетворения которых человек не может существовать. Однако дети должны знать, что кроме этих существуют и другие, не менее важные,так называемые социальные потребности: потребность в безопасности, любви, дружбе, защите, общении и т. д.
3 блок: Труд и профессии. Дети узнают о том, что люди трудятся, чтобы прокормить себя и свою семью, чтобы сделать запасы на будущее, приносить пользу другим. В процессе труда люди создают, производят различные предметы, продукты труда. Производство невозможно без средств производства, с помощью которых осуществляется процесс производства продуктов труда. Для того чтобы что-то изготовить, необходимо знать способ изготовления, который называют технологией.
4 блок: Товар, товарообмен. Обмен товарами и услугами – путь удовлетворения экономических потребностей. Для продажи и покупки в игровой форме дети изучают спрос и предложение, принимают «заказы» на товары и услуги. Привлечение детей к производству рекламы, прослеживание вместе с ними действенности рекламы.Происходит формирование представлений: о спросе и предложении и их влиянии на величину цены; об установлении цены; об обмене товарами и услугами.
Слайд 7.
5 блок: Выгода и убыток. Формировать положительное отношение к труду людей, умеющих хорошо трудиться, честно зарабатывать деньги, признавать авторитетными качества хозяина, бережливость, рациональность, экономичность, щедрость, благородство, честность, отзывчивость.
6 блок: Деньги и бюджет семьи. Дети знакомятся с понятием «деньги» как общим эквивалентом, а также с тем, что они являются тоже товаром, но необычным, т. к. количество его всегда оказывается равноценным другому товару, который может быть на них обменен. Кроме того, деньги это средство платежа при купле-продаже. Необходимо подвести детей к тому, что любой товар имеет свою цену. Одни товары – дорогие, другие стоят меньше (дешевле).
7 блок: Реклама. Реклама – это определенная информация, которая упакована в оригинальную форму. Кроме информации реклама несет в себе определенный эмоциональный настрой. Именно поэтому дети так любят рекламу, играют в нее. Дать максимум информации при минимуме слов, выделить основные, характерные черты рекламируемого объекта, выгодно подчеркнуть его отличие от других и доказать преимущества.
8 блок: Бизнес и капитал. Продолжать знакомить детей с понятиями экономической категории «Бизнес», «Капитал», «Купля-продажа», как вид бизнеса, выделяя составные части капитала. Воспитывать отрицательное отношение к жадности и корысти; деловые качества личности, чувство восхищения смекалкой, добротой.
Слайд 8. Успех формирования финансовой грамотности у детей во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.
Образовательная деятельность включает взаимодействие педагога и детей.
Образовательная деятельность с воспитанниками в рамках реализации разработанной программы включает в себя следующие формы: занятия на игровой основе, игра как самостоятельный вид деятельности.
Слайд 9,10,11. Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, приоритетным методом для реализации образовательных задач был определен игровой метод: сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры.
Слайд 12. Особый интерес вызывают интеллектуальные игры и развлечения, где дети решают познавательные, практические, игровые задачи. Логические задачи, задачи-шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемы и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение логических задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы. Примеры занимательной задачи представлены на слайде.
Слайд 13. Проводятся экскурсии в магазин игрушек, в аптеку, в школу, в библиотеку, в физкультурно-оздоровительный комплекс «Мечта», в дом культуры «Колос», в банк. С целью знакомства с людьми разных профессий и их трудом. Проводятся беседы, с целью выявления насколько дети усвоили материал.
Овладение экономическим содержанием осуществляется в процессе чтения художественной литературы. Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие нравственные качества. Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду.
Слайд 14. Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т. д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.
Слайд 15.
Работа по экономическому воспитанию дошкольника невозможна без участия родителей. На первом этапе работы по данной теме для родителей было предложено анонимное анкетирование, в котором приняло участие 20 респондентов. Они ответили на 9 вопросов, которые касались темы формирование финансовой грамотности дошкольников. Анализ анкет показал, что 96 % родителей считает, что нужно рассказывать детям о деньгах, но 76% не согласны знакомить с экономикой, в тоже время 88% положительно отнеслись к желанию у ребенка иметь копилку. Проведенное анкетирование показало, что большинство родителей считают рано внедрять в педагогический процесс экономическое воспитание, высказали мнение, что данная тема сложная и не интересная для детей. Поэтапное и целенаправленное информирование родителей с использованием памяток, буклетов, консультаций, которые размещены не только на стенде в приемной, но и на сайте ДОУ, что позволило повысить уровень знаний взрослых об использовании экономических представлений в условиях детского сада и семьи.
Слайд 16. Совместная деятельность педагогов и родителей по экономическому воспитанию дошкольников при реализации программы «Финансовая грамотность для малышей» происходит при проведении таких мероприятий, как: экономические ярмарки, познавательные квест-игры, конкурсы.
Ярмарки формируют у детей элементарные знания об экономике, приходах и расходах; дают представление о рекламе и её назначении, о понятиях рынок (ярмарка), товар, деньги; развивают у детей интерес и положительное отношение к рекламе.
Квест-игра состоит из нескольких этапов движения по сюжету. Группа людей составляет единую команду, которая передвигается по помещению детского сада (групповое помещение (3 группы), кабинет психолога, физкультурный зал, музыкальный зал). В ходе развития сюжета участники выполняют различные задания, тем самым, помогая герою достичь конечной цели.
В процессе квест-игры участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся; происходит повышение образовательной мотивации, развитие инициативы и самостоятельности, формируются навыки взаимодействия родителей друг с другом, доброжелательность, взаимопомощь.
При реализации программы «Финансовая грамотность для малышей» организованы конкурсы для детей и родителей: «Разумные траты сказочных героев», «Угадай профессию», «Угадай вид труда».
Слайд 17. Опыт показывает, что только совместная работа дошкольного учреждения и семьи дает хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.
Работа в данном направлении позволяет активизировать познавательную деятельность детей. У дошколят появляется интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, интересуются профессиями своих родителей, близких, творчески подходят к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе.
Список литературы:
1. Антонова Ю.Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017. – 56 с.: ил.
2. Виноградова А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/ Под ред. А. М. Виноградовой. М. - 1989.-159 с.
3. Меньшикова, О. И., Попова, Т. Л. Экономика детям, большим и маленьким -М.:ТЦ Сфера, 1994.-157 с.
4. Сасова И. А. Экономическое воспитание детей в семье. М. - 1989.-137 с.
5. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики или,как мы играем в экономику:Учебное пособие: СПб, 2001.-130 с.
6. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольникас азами экономики с помощью сказок: Практическое пособие. -М.:АРКТИ, 2006.-88 с.
7. Смоленцева, А. А. К проблеме экономического воспитания старших дошкольников/ А. А. Смоленцева, М. А Моисеева//Дошкольное воспитание. -1998-№5.-с. 12-16
8. УльеваЕ. Откуда берутся деньги?: Энциклопедия для малышей в сказках. Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 45 с.
9. Шатова А. Д. Нужно ли, и зачем дошкольнику экономическое воспитание/ А. Д. Шатова// Дошкольное воспитание. -1989.-№7.-с. 21-23.
10. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.-256 с.
11. Шорыгина Т. А.Беседы об экономике: Методические рекомендации. - М.:ТЦ Сфера, 2017.- 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа " Финансовая грамотность для малышей"
Рабочая программа по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста...
«Лучшая дидактическая игра по формированию экономических представлений, качеств и основ финансовой грамотности»
Настольная дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений «Вершки и корешки»Дидактическая игра «Вершки и корешки» разработана для самост...
Банкомат - дидактическое пособие по формированию экономических представлений, качеств и основ финансовой грамотности
Дидактическое пособие по формированию экономических представлений, качеств и основ финансовой грамотности...
Дидактическая игра по формированию экономических представлений, качеств и основ финансовой грамотности «КАК УСТРОЕН МАГАЗИН» ИЛИ «УЧИМСЯ ПРОДАВАТЬ И ДЕЛАТЬ ПОКУПКИ»
Данная дидактическая игра предусмотрена для детей средней группы.Цель: формирование элементарных экономических представлений и основ финансовой грамотности. Задачи: развивать умение осуществлять ...
Лучшее дидактическое пособие по формированию экономических представлений, качеств и основ финансовой грамотности, выполненное своими руками
Лучшее дидактическое пособие по формированию экономических представлений, качеств и основ финансовой грамотности, выполненное своими руками...
«Современные игровые образовательные технологии в формировании предпосылок финансовой грамотности у дошкольников в условиях реализации ФОП ДО».
Тема заседания «Формирование предпосылок финансовой грамотности в контексте содержания ФОП ДО»....