«Современные игровые образовательные технологии в формировании предпосылок финансовой грамотности у дошкольников в условиях реализации ФОП ДО».
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Ключникова Мария Андреевна

Тема заседания «Формирование предпосылок финансовой грамотности в контексте содержания ФОП ДО».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mmo_2.docx26.2 КБ
Файл mmo_klyuchnikova_m._a.pptx1.76 МБ

Предварительный просмотр:

Тема заседания «Формирование предпосылок финансовой грамотности в контексте содержания ФОП ДО».

Тема моего выступления «Современные игровые образовательные технологии в формировании предпосылок финансовой грамотности у дошкольников в условиях реализации ФОП ДО».

Использую много современных технологий по формированию финансовой грамотности, но сегодня вашему вниманию представлю только три:

  1. Умные панели
  2. Игровое поле с мини-роботом BEE-BOT «умная пчела»
  3. Круги Луллия

Сейчас о каждой технологии расскажу вам, некоторые из технологий представлю лично.

Начну с первой технологии – это «Умные панели». В нашем учреждении приобретены 4 панели, которые установлены в центре конструирования и я решила применить эти панели в своей работе по формированию финансовой грамотности у дошкольников.  

Первая игровая панель называется «Пишу и считаю». На одной стороне панели в прорезях расположены фишки с буквами русского алфавита (гласные красные, согласные черные), которые необходимо передвигать для составления слова. На другой в прорезях находятся фишки с цифрами и арифметическими знаками, для составления и решения примеров. Тут использую технологию составь финансовое слово, такое как: БАНК, КУПЮРА, ДЕНЬГИ, МОНЕТА и тд.

С другой стороны представлены цифры и арифметические знаки, здесь с детьми решаем задачи на формирования финансовой грамотности. Где дети составляют примеры и решают их.

Задача 1.

Витя хочет купить шоколадку за 9 рублей, и падает кассиру 10 рублей. Сколько он получит сдачи? (10-9=1руб.)

Задача 2.

Костя помогал дедушке на рынке продавать выращенные на даче огурцы. В субботу они продали 5 кг., а в воскресенье еще 4 кг. Сколько килограмм огурцов продали дедушка с внуком за два дня? (5+4=9кг.)

Задача 3.

Родители купили Мише робота, который стоил 10 рублей. Друг Миши Егор захотел обменять свою гоночную машину, которая стоила 7 руб., на робота Миши. Выгодный ли будет обмен для Миши? Почему?

Вторая игровая панель – это шнуровка «вышивание».  Двусторонняя панель с «экраном», пронизанного множеством круглых сквозных отверстий – дырочек. Прилагается деревянная толстая «игла» и «нитки» - два тонких  шнура  красного и синего цвета. Задача: продевая «иглу» через отверстия, «вышить» по образцу узор или геометрическую фигуру, орнамент, букву или цифру.

Игровая панель предназначена для развития координации действий руки и глаза, для развития моторики, развития умения работать по инструкции /графическому заданию.

Предусмотрена возможность осуществлять «вышивание» двум партнерам: один  находится с противоположной стороны панели и, принимая «иглу» и вытягивая «нитку» - шнур, под  диктовку партнера продевает в соответствующее рисунку отверстие.

Пособие направлено на:

  • развитие координации движений, мелкой моторики;
  • развитие умения ориентироваться на плоскости и в пространстве (верхний правый угол, нижний левый угол, середина, справа- слева).
  • развитие умения определять направление (направо/налево, вверх/вниз);
  • формирование математических понятий (порядковый счёт, состав числа, счёт двойками, тройками, решение простейших арифметических задач);
  • обогащение словарного запаса и развитие связанной речи;
  • закрепление знаний о цветах и фигурах.

На этой панели с детьми вышиваем такие финансовые схемы как: купюра, магазин (супермаркет), монета, банкомат и тд.

Третья игровая панель называется «Мышь в сыре». На панели вырезаны кружочки различных диаметров: 10 больших кругов, 15 средних и 40 маленьких кружочков. Так представлен качественный сыр с обязательными, но своеобразными «дырками в сыре». Панель дополнена любительницей сыра «мышью» - деревянной формой – корзиночкой с шариком или колечком внутри. Корзиночка укреплена на двух шнурах и находится внизу «экрана». Игровая задача - «Мышка» - корзиночка, подвешенная на двух шнурах, должна пройти снизу вверх по всей площади «сыра с дырочками». Управляя качающейся при движении корзиночкой, игрок должен попытаться не уронить лежащий внутри шарик или деревянное колечко. (Возраст – с 5-ти лет).

Панель развивает крупную и мелкую моторику, самоконтроль, мышечную память, умение управлять одновременными и попеременными движениями правой и левой руки. Учит игроков быть внимательными и собранными, развивает наблюдательность и концентрированность внимания, стремление к достижению цели.

Варианты тренировочных заданий: медленный подъем «мышки», управляя 2 шнурами правой и левой рукой; подъем «мышки» на время; управление «мышкой» вдвоем, при этом каждому игроку предстоит управлять только одним шнуром, совместно поднимая вверх корзиночку. Игры: «Не урони», «Доведи до верха», «Не попади в дырку», «Вдвоем ведем, дырку обойдем», «Ловкая мышка», «Кто ловчее», «Кто быстрее».

Здесь используем такие игры, как:

  1. Проведи Буратино до клада так, чтобы он не упал в яму.
  2. Буратино собрался идти в магазин, но перед ним есть некоторые препятствия. Помоги Буратине пройти до магазина без препятствий.
  3.  Помоги Буратине добраться до денег через кочки. И тд.

И четвертая игровая панель «Лабиринт». Двусторонняя неокрашенная панель стандартного размера с «экраном».

«Экран» с фигурными сквозными прорезями в виде волн, зигзагов, лабиринтов и т.д.

Внутри прорезей помещаются 20 двойных подвижных цветных штырьков: 5- красного, 5- синего, 5 – зеленого, 5- желтого цвета.

Игровая задача – собрать штырьки какого – либо одного цвета в определенное место – «депо», проведя их через все встречающиеся на пути препятствия. На панели находится кармашек для карточек с заданиями.

Пособие направлено на:

  • развитие координации движений;
  • развитие пространственной ориентации;
  • усвоение зрительного и кинестетического образа букв и цифр;
  • формирование опыта применения знаний о цвете;
  • развитие общей и мелкой моторики;
  • развитие внимания и зрительной памяти;
  • формирование навыка следования инструкции.

Здесь с детьми мы распределяем финансовые термины на две группы:

  1. Доход/расход семьи  
  2. Что можно купить за деньги, что нельзя
  3. Распредели купюры и монеты России
  4. Хочу/надо

Вторая технология: «Применение игрового поля по изучению финансовой грамотности для мини-робота BEE-BOT «умная пчела», «Будем денежки считать».

 «Применение игрового поля по изучению финансовой грамотности для мини-робота BEE-BOT «умная пчела»,  «Будем денежки считать».

На сегодняшний  актуален вопрос о современных гаджетах и их влиянии на детей. Без них сложно представить современный мир: компьютеры, мобильные телефоны, планшеты, интерактивные игрушки и прочие «продвинутые» штучки. Компьютер и дети – это тесная связь, которая с каждым годом становится все прочнее, а детки все раньше осваивают современную технику. 

В формировании  основ начального программирования у воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста предназначен мини-робот Bee-bot (или Умная Пчела). Также с недавнего времени в современном образовании большое внимание уделяется финансовой грамотности детей. В своей работе я решила их объединить и использовать специальное игровое поле  по изучению финансовой грамотности для мини-робота Bее-bot «Будем денежки считать». Игровое поле состоит из квадратов 15-15см,  где один квадрат равен шагу мини-робота. 

 Данное игровое поле «Будем денежки считать» включает в себя несколько дидактических игр:

  • Дидактическая игра «Положи в банк нужную монету или банкноту».

Цель: закрепление знаний детей о деньгах, умение различать и находить денежные средства разного достоинства.

Возрастная категория: 5-7лет

Дидактический материал: игровое поле «Будем денежки считать», мини-робот «Bee-bot», карточки с изображением денег, мешочек.

Ход игры: игра для детей от 5-ти лет. Игра для 3-5 человек. Игроки по очереди вытаскивают карточки с изображением денег и с помощью мини-робота доставляют деньги в банк. 

  • Дидактическая игра: «Чей это кошелёк?».

Цель: развивать умение у детей ориентироваться на плоскости, закреплять знания о деньгах.

 Возрастная категория: 5-7лет.

Дидактический материал: игровое поле «Будем денежки считать», мини-робот «Bee-bot», карточки с заданиями.

Ход игры: на одной стороне карточки изображена схема, по которой нужно запрограммировать мини-робота, а на обратной стороне правильный ответ. Воспитатель предлагает детям выбрать карточку, выполнить задание и проверить результат. Движение всегда начинается с квадрата, на котором изображено здание банка.

  • Дидактическая игра «Кто больше всех заработал денег?».

Цель: развивать у детей умение ориентироваться на плоскости и ассоциативного мышления; закрепить навыки счета денег.

Дидактический материал: игровое поле «Будем денежки считать», мини-робот «Bee-bot», монеты и банкноты разного достоинства.

Ход игры: на игровом поле рядом с лесными животными лежат монеты и банкноты. Задача детей с помощью мини робота построить маршрут от животного до банка и собрать по дороге все деньги. Свой путь мини-робот может начать с любой точки. Игрок, положивший в банк больше всего денег, становится победителем в игре.

Опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой инновационный метод обучения достаточно мощно направляет работу педагога в сторону усвоения детьми необходимых навыков.

Следующая технология, которую я использую в своей работе – «Круги Луллия» как средство ознакомления детей с азами финансовой грамотностм.

«Круги Лиллия» – это дидактическое пособие многофункционального характера. Они создают условия для интеллектуального развития детей, для формирования познавательной активности дошкольников, развивают их творческое мышление и воображение. Дошкольникам очень нравится это пособие: оно яркое, креативное, они с удовольствием самостоятельно изменяют кольца, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры.

«Круги Луллия » являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Они вносят элемент игры в занятия с ребенком, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу. Цель: Создание условий для освоения детьми мыслительных операций. Задачи: Формировать интерес к процессу и содержанию игровой деятельности по финансовой грамотности. Развивать мыслительную и речевую деятельность, зрительное внимание и восприятие, воображение, зрительно-моторную деятельность. Воспитывать навыки сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности.

«Круги Лулли» помогают реализовать целевые ориентиры:

-ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, занятии, общении и др.

- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

-ребенку предоставляют возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ;

-формирует у детей познавательную активность, способствует воспитанию социально активной личности.

Методическое пособие «Круги Луллия» дает возможность через игру постигать азы финансовой грамотности во всех образовательных областях

-Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром, ФЭМП)

-Социально – коммуникативное развитие (беседы с детьми)

-Речевое развитие (словесные игры)

-Художественно – эстетическое развитие ( худож. деятельность)

-Физическое развитие (пальчиковая гимнастика, упражнения).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Современные игровые образовательные технологии в формировании предпосылок финансовой грамотности у дошкольников в условиях реализации ФОП ДО». Воспитатель МБДОУ №6 «Сказка» Ключникова Мария Андреевна

Слайд 2

1. Умные панели 2. Игровое поле с мини-роботом BEE - BOT «умная пчела» 3. Круги Луллия

Слайд 3

Игровая панель «Пишу и считаю»

Слайд 4

Игровая панель «Пишу и считаю»

Слайд 5

Игровая панель «Мышь в сыре»

Слайд 6

Игровая панель «Мышь в сыре»

Слайд 7

Игровая панель «Лабиринт»

Слайд 8

Игровая панель «Лабиринт»

Слайд 9

«Применение игрового поля по изучению финансовой грамотности для мини-робота BEE-BOT «умная пчела», «Будем денежки считать»

Слайд 10

«Будем денежки считать»

Слайд 11

«Будем денежки считать»

Слайд 12

« Круги Луллия » как средство ознакомления детей с а зами финансовой грамотности.

Слайд 13

Социально-коммуникативное развитие . Художественно-эстетическое развитие «Профессии» « Музыкальный магазин». Речевое развитие Познавательное развитие: « Сказки о деньгах» «Что сколько стоит»

Слайд 14

« Круги Луллия » - Доход/расход семьи .

Слайд 15

Игра «Кому что нужно для работы» Цель: Учить детей выстраивать алгоритм трудовой деятельности человека (профессия – оборудование - действия) Игра: «Магазин» Цель игры: Расширять представления детей о разнообразии молочных продуктов в торговой сети .

Слайд 16

Картинку детей! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников в условиях игровой деятельности»

Цель опыта работы - показать важность обучения дошкольников финансовой грамотности. Рассказать, с какого возраста нужно учить ребенка распоряжаться деньгами и отвечать за свои решения, ...

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

«Комплект игровых образовательных ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

В данный комплект входят игровые обучающие ситуации с литературными персонажами, с игрушками аналогами и типа путешествий. Комплект разделен на разделы: 1. Труд, 2. Деньги, 3. Покупаем-продаем, 4. Рек...

Комплект игровых образовательных ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Автором разработаны ИОС по финансовой грамотности для работы с детьми старшего дошкольного возраста в помощь педагогам....

Формирование предпосылок финансовой грамотности у дошкольников посредством технологии «mind-maps» (ментальные карты)

В статье рассматриваются основные проблемы формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста, формирования здорового отношения к деньгам, совершенствования общения ребёнка со взрослы...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ПЕРВЫЕ ШАГИ ПО СТУПЕНЯМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ПЕРВЫЕ ШАГИ ПО СТУПЕНЯМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»...