Рабочая программа " Финансовая грамотность для малышей"
методическая разработка
Рабочая программа по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_finansovaya_gramotnost_dlya_malyshey.docx | 51.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание рабочей программы
- Пояснительная записка……………………………………...3
- Календарный учебный график ……………………………..4
- Учебный план ……………………………………………….5
- Календарно – тематический план…………………………..5
- Список детей ………………………………………………...8
- Перспективный план работы ……………………………….8
- Планируемые результаты …………………………………..11
- Оценочные материалы ……………………………………...11
Список литературы
- Пояснительная записка
Финансовое просвещение и воспитание детей – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях (дети сталкиваются с деньгами и рекламой, ходят с родителями в магазин, банк, участвуют в покупке товаров, оплате услуг).
Важность и необходимость знакомства детей с деньгами подтверждают исследования ученых. Особое внимание этой проблеме уделял А.С. Макаренко. Он говорил: «Деньги – это средство воспитания, и с ними необходимо знакомить уже в дошкольном возрасте». Позднее идею раннего ознакомления ребенка с финансовой грамотностью изучали Г.Л. Могилевская, Г.А. Острикова, И.А. Сасова, А.Ф. Аменд, А. Шатова и др. Они единодушны в том, чтобы дать детям возможность понять истинное значение денег, показать их место в ряду основных жизненных ценностей.
Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – веке сложных социальных и экономических отношений, овладевать принципиально новыми профессиями, требующими новых знаний, профессиональных и личностных качеств, иметь экономические представления и компетенции в области финансовой грамотности. Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Исходя из актуальности и обоснованной необходимости внедрения курса финансовой грамотности дошкольников, в нашем дошкольном образовательном учреждении разработана дополнительная общеразвивающая программа .
Программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;
- «Санитарно- эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049-13 утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05. 2013г. № 26);
- «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования», утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10 2013г. №1155.
Программа составлена в соответствии с принципами, определенными федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательного процесса;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- принцип развивающего обучения (принимаются во внимание «зоны актуального и ближайшего развития» ребенка, что обеспечивает его интеллектуальное развитие);
- принцип комфортности (предусмотрена необходимость обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка);
- учет региональных особенностей;
- сотрудничество дошкольной организации с семьей.
Все принципы методологического построения программы отражают современные научные взгляды, они не только обеспечивают решение задач обучения детей основам финансовой грамотности, но и осуществляют тесную взаимосвязь этического, трудового и экономического воспитания, способствуют формированию ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте. Программа является открытой, возможно внесение изменений в содержательную часть на последующие годы реализации, в зависимости от возможностей и потребностей детей и пожеланий родителей (законных представителей).
2. Календарный учебный график
1 год обучения | 2 год обучения | Итого по программе | |
Начало учебного года | 01.09. | 01.09. | |
Окончание учебного года | 31.05 | 31.05. | |
Количество учебных недель | 36 | 36 | |
Количество часов в год | 36 | 36 | |
Периодичность занятий | 1 раз в неделю | 1 раз в неделю | |
Продолжительность занятий | 25 минут | 30 минут | |
Объём усвоения программы | 36 часов | 36 часов | 72 часа |
Срок освоения программы | 1 год | 1 год | 2 года |
3. Учебный план
1 год обучения
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Форма аттестации, контроля |
1. | Труд и продукт труда (товар) | 14 | Дидактические игры, загадки |
2. | Деньги и цена (стоимость) | 10 | Настольно – печатная игра «Я покупатель» |
3. | Реклама: правда и ложь, желания и возможности | 3 | Создание собственной рекламы (совместная работа с родителями) |
4. | Полезные экономические навыки и привычки в быту | 9 | Обсуждение проблемных ситуаций |
Всего | 36 |
2 год обучения
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Форма аттестации, контроля |
1. | Труд и продукт труда (товар) | 14 | Викторина «Путешествие в мир экономики» |
2. | Деньги и цена (стоимость) | 10 | Решение экономических задач |
3. | Реклама: правда и ложь, желания и возможности | 3 | Конкурс рекламных плакатов (совместная работа с родителями) |
4. | Полезные экономические навыки и привычки в быту | 9 | Дидактическая игра «Семейный бюджет» |
Всего | 36 |
4.Календарно – тематический план
1 год обучения
Раздел «Труд и продукт труда (товар)» | ||
№. п/п | Тема | Количество часов |
1 | Разные профессии | 1 |
2 | Какие бывают профессии | 1 |
3 | Для чего нужно трудиться | 1 |
4 | Кем быть? | 1 |
5 | Все профессии важны | 1 |
6 | Каким может быть продукт труда | 1 |
7 | Труд и зарплата | 1 |
8 | Услуги и товары. Что это? | 1 |
9 | Идём в магазин | 1 |
10 | Магазин | 1 |
11 | Я – покупатель | 1 |
12 | Какие бывают потребности | 1 |
13 | Что мне нужно? | 1 |
14 | Кому что нужно | 1 |
Раздел «Деньги и цена (стоимость)» | ||
15 | Откуда пришли деньги | 1 |
16 | Что такое деньги? Зачем они нужны? | 1 |
17 | Какие деньги бывают | 1 |
18 | Деньги разных стран | 1 |
19 | Понятие цены, стоимости | 1 |
20 | Размен монет | 1 |
21 | Богатство и бедность | 1 |
22 | Идём в банк | 1 |
23 | Банк | 1 |
24 | Поход за покупками | 1 |
Раздел «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности» | ||
25 | Что такое реклама? | 1 |
26 | Реклама бывает разная! | 1 |
27 | Создаём собственную рекламу | 1 |
Раздел «Полезные экономические навыки и привычки в быту» | ||
28 | Что такое семейный бюджет? | 1 |
29 | Планируем вместе семейный бюджет | 1 |
30 | Идем в магазин | 1 |
31 | Как правильно делать покупки? | 1 |
32 | Супермаркет | 1 |
33 | Как выбирать продукты? | 1 |
34 | Копейка рубль бережёт | 1 |
35 | Выбираем подарок другу | 1 |
36 | Экономность и жадность – в чём разница? | 1 |
2 год обучения
Раздел «Труд и продукт труда (товар)» | ||
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Новые профессии. | 1 |
2 | Кто такой профессионал? | 1 |
3 | От чего зависит качество труда | 1 |
4 | За что платят зарплату | 1 |
5 | Идём на биржу труда | 1 |
6 | Знакомство с профессией экономиста | 1 |
7 | Что такое природные ресурсы | 1 |
8 | Как сберечь ресурсы планеты? | 1 |
9 | Продавец и покупатель | 1 |
10 | От чего зависит цена товара | 1 |
11 | Идём за покупками | 1 |
12 | Приобрел вещь – умей с ней обращаться. | 1 |
13 | Что такое акция товара и для чего она проводится | 1 |
14 | Путешествие в мир экономики | 1 |
Раздел «Деньги и цена (стоимость)» | ||
15 | Финансовая безопасность | 1 |
16 | Какие бывают деньги | 1 |
17 | Размен монет | 1 |
18 | Знакомство с валютой разных стран | 1 |
19 | Как сделать сбережения | 1 |
20 | Как правильно тратить деньги | 1 |
21 | Я- покупатель! | 1 |
22 | Какие услуги предлагает банк? | 1 |
23 | Поход в банк | 1 |
24 | Что мы знаем и умеем? | 1 |
Раздел «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности» | ||
25 | Какая реклама лучше? | 1 |
26 | Что быстрее купят? | 1 |
27 | Лучший рекламный плакат. | 1 |
Раздел «Полезные экономические навыки и привычки в быту» | ||
28 | Из чего складывается семейный бюджет | 1 |
29 | Доходы и расходы | 1 |
30 | Что нужно купить сейчас, а какие покупки отложить | 1 |
31 | Учимся экономить. | 1 |
32 | Личные деньги | 1 |
33 | Долг платежом красен | 1 |
34 | Не имей сто рублей, а имей сто друзей. | 1 |
35 | Для чего нужна копилка | 1 |
36 | Семейный бюджет | 1 |
5. Список детей
Список детей отражен в журнале посещаемости.
6. Перспективный план работы
1 год обучения
Раздел «Труд и продукт труда (товар)» | ||
№ п/п | Тема | Формы работы |
1 | Разные профессии | НОД |
2 | Какие бывают профессии | Отгадывание загадок, упражнение |
3 | Для чего нужно трудиться | Беседа |
4 | Кем быть? | Беседа, изобразительная деятельность |
5 | Все профессии важны | Обсуждение проблемной ситуации |
6 | Каким может быть продукт труда | Презентация, обсуждение |
7 | Труд и зарплата | Чтение экономических сказок, анализ прочитанного |
8 | Услуги и товары. Что это? | Просмотр видеоролика, обсуждение |
9 | Идём в магазин | Заочная экскурсия |
10 | Магазин | Сюжетно – ролевая игра |
11 | Я – покупатель | Настольно – печатная игра |
12 | Какие бывают потребности | НОД |
13 | Что мне нужно? | Обсуждение проблемной ситуации |
14 | Кому что нужно | Дидактическая игра |
Раздел «Деньги и цена (стоимость)» | ||
15 | Откуда пришли деньги | НОД |
16 | Что такое деньги? Зачем они нужны? | Обсуждение проблемной ситуации |
17 | Какие деньги бывают | Компьютерная презентация |
18 | Деньги разных стран | Рассматривание альбома, беседа |
19 | Понятие цены, стоимости | Беседа, просмотр мультфильма |
20 | Размен монет | Игровая ситуация |
21 | Богатство и бедность | Чтение сказок, беседа по содержанию |
22 | Идём в банк | Видео-путешествие в банк |
23 | Банк | Сюжетно-ролевая игра |
24 | Поход за покупками | Игровая ситуация |
Раздел «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности» | ||
25 | Что такое реклама? | НОД |
26 | Реклама бывает разная! | Компьютерная презентация |
27 | Создаём собственную рекламу | Совместный проект с родителями |
Раздел «Полезные экономические навыки и привычки в быту» | ||
28 | Что такое семейный бюджет? | НОД |
29 | Планируем вместе семейный бюджет | Беседа, игровая ситуация |
30 | Идем в магазин | Сюжетно-ролевая игра |
31 | Как правильно делать покупки? | Просмотр мультфильмов, упражнение |
32 | Супермаркет | Сюжетно-ролевая игра |
33 | Как выбирать продукты? | Беседа, дидактическая игра |
34 | Копейка рубль бережёт | Беседа, чтение экономических сказок |
35 | Выбираем подарок другу | Обсуждение, изобразительная деятельность |
36 | Экономность и жадность – в чём разница? | Обсуждение проблемной ситуации |
2 год обучения
Раздел «Труд и продукт труда (товар)» | ||
№ п/п | Тема | Формы работы |
1 | Новые профессии. | НОД |
2 | Кто такой профессионал? | Беседа, чтение художественной литературы |
3 | От чего зависит качество труда | Обсуждение, просмотр видеоролика |
4 | За что платят зарплату | Чтение финансовых сказок, обсуждение |
5 | Идём на биржу труда | Видео-путешествие |
6 | Знакомство с профессией экономиста | Беседа, показ слайдов |
7 | Что такое природные ресурсы | НОД |
8 | Как сберечь ресурсы планеты? | Демонстрация фрагмента мультфильма, ситуативный разговор |
9 | Продавец и покупатель | Сюжетно- ролевая игра |
10 | От чего зависит цена товара | Презентация, беседа |
11 | Идём за покупками | Игровая ситуация |
12 | Приобрел вещь – умей с ней обращаться. | Беседа, обсуждение проблемной ситуации |
13 | Что такое акция товара и для чего она проводится | Беседа, игровая ситуация |
14 | Путешествие в мир экономики | Викторина |
Раздел «Деньги и цена (стоимость)» | ||
15 | Финансовая безопасность | НОД |
16 | Какие бывают деньги | Презентация |
17 | Размен монет | Игровая ситуация, упражнение |
18 | Знакомство с валютой разных стран | Рассматривание альбома, изобразительная деятельность |
19 | Как сделать сбережения | Беседа, упражнение |
20 | Как правильно тратить деньги | Чтение и анализ экономических сказок |
21 | Я- покупатель! | Настольно-печатная игра |
22 | Какие услуги предлагает банк? | Демонстрация видеоролика, беседа |
23 | Поход в банк | Сюжетно-ролевая игра |
24 | Что мы знаем и умеем? | Решение экономических задач. |
Раздел «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности» | ||
25 | Какая реклама лучше? | Презентация, беседа |
26 | Что быстрее купят? | Чтение художественной литературы, беседа |
27 | Лучший рекламный плакат. | Конкурс (совместно с родителями) |
Раздел «Полезные экономические навыки и привычки в быту» | ||
28 | Из чего складывается семейный бюджет | НОД |
29 | Доходы и расходы | Беседа, игровая ситуация |
30 | Что нужно купить сейчас, а какие покупки отложить | Игровая ситуация |
31 | Учимся экономить. | Познавательно-исследовательская деятельность |
32 | Личные деньги | Беседа, дидактическая игра |
33 | Долг платежом красен | Чтение и анализ сказки |
34 | Не имей сто рублей, а имей сто друзей. | Демонстрация мультфильма |
35 | Для чего нужна копилка | Беседа, показ слайдов, изобразительная деятельность |
36 | Семейный бюджет | Настольно-печатная игра |
7. Планируемые результаты
Для экономического образования на этапе дошкольного детства на первом месте стоит индивидуально- семейная экономическая грамотность и формирование элементарных экономических навыков.
В результате освоения Программы дети:
- употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия;
- знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, супермаркет, ярмарка и др.;
- знают российские деньги, названия валют некоторых других стран;
- знают несколько современных профессий, содержание их деятельности;
- знают разные виды рекламы, её назначение;
- любят трудиться, делать полезные предметы для себя и других;
- бережно относятся к своим и чужим вещам, игрушкам;
- в случае поломки, порчи вещей, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;
- экономно, рационально используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши и др.);
- проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т.д.);
- знают понятие достатка, замечают и ценят заботу о себе, радуются новым покупкам;
- с удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания помощи другим людям.
8. Оценочные материалы
Обследование детей осуществляется по следующим критериям:
Ребёнок 5 – 6 лет:
- понимает и ценит окружающий предметный мир (вещественный мир как результат труда людей);
- уважает людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
- осознает на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги»;
- знает качества человека – хозяина;
- контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.
Ребёнок 6 – 7 лет
- знает о новых профессиях, умеет о них рассказать;
- владеет словарным запасом в области финансирования;
- проявляет здоровый интерес к деньгам;
- интересуется социальными явлениями, происходящими в общественной жизни;
- сформировано начало экономического мышления.
Диагностическая таблица уровня знаний, умений и навыков детей старшей группы
№ п/п | Ф.и. ребёнка | ценит окр. предметный мир (вещественный мир как результат труда людей) | уважает людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги | осознает на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» | знает качества человека – хозяина | контролирует свои потребности в соответствии с возрастом | |||||
начало года | конец года | начало года | конец года | начало года | конец года | начало года | конец года | начало года | конец года | ||
Всего | |||||||||||
Средний балл | |||||||||||
Диагностическая таблица уровня знаний, умений и навыков детей подготовительной группы
№ п/п | Ф.и. ребёнка | знает о новых профессиях, умеет о них рассказать | владеет словарным запасом, связанным с областью финансирования | проявляет здоровый интерес к деньгам | интересует-ся соц. явлениями, происходящими в общественной жизни | сформировано начало экономичес-кого мышления | |||||
начало года | конец года | начало года | конец года | начало года | конец года | начало года | конец года | начало года | конец года | ||
Всего | |||||||||||
Средний балл | |||||||||||
Список литературы
- Бокарев А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации / А. А. Бокарев. – Финансы. – 2010. – № 9. – С 3-6.
- Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика / А. В. Зеленцова, Е.А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – Москва: КноРус; – 2012. – 106 с.
- Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью / С.А. Козлова – Москва, 1998.
- Крючкова Н. А. Учебно - методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников), Калининград, 2013.-26с.
- Макаренко A.C. Сочинения: В 7 т. Т.4./ А.С. Макаренко.– Москва: Изд-во АПН РСФСР; 1957. – 321 с.
- Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. – М.: АРКТИ, 2006.
- Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005. 256с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Программа «Финансовая грамотность» для детей старших и подготовительных групп (5-7 лет) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МАДОУ «Детский сад «...
Рабочая программа Финансовая грамотность
Рабочая программа "Финансовая грамотность"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШИХ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП (5 - 7 ЛЕТ)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШИХ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП (5 - 7 ЛЕТ)...
Рабочая программа «Финансовая грамотность» для детей старших и подготовительных групп (5 - 7 лет) на 2019-2020 учебный год
Программа «Финансовая грамотность» для детей старших и подготовительных групп (5-7 лет) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МАДОУ «Детский сад «...
Реализация программы «Финансовая грамотность для малышей» как условие формирования экономических представлений
laquo;Финансовая грамотность для малышей»...
Рабочая программа "Финансовая грамотность"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШИХ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП (5 - 7 ЛЕТ)на 2019-2020 учебный г...
Рабочая программа " Финансовая грамотность для дошкольников"
Программа «Финансовая грамотность» для детей старших и подготовительных групп (5-7 лет) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МАДОУ «Детский сад «...