Рабочая программа " Финансовая грамотность для малышей"
методическая разработка

Самоцветова Надежда Владимировна

Рабочая программа по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_finansovaya_gramotnost_dlya_malyshey.docx51.42 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание рабочей программы

  1. Пояснительная записка……………………………………...3
  2. Календарный учебный график ……………………………..4
  3. Учебный план ……………………………………………….5
  4. Календарно – тематический план…………………………..5
  5. Список детей ………………………………………………...8
  6. Перспективный план работы ……………………………….8
  7. Планируемые результаты …………………………………..11
  8. Оценочные материалы ……………………………………...11

Список литературы

  1. Пояснительная записка

Финансовое просвещение и воспитание детей  – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях (дети сталкиваются с деньгами и рекламой, ходят с родителями в магазин, банк, участвуют в покупке товаров, оплате услуг).

Важность и необходимость знакомства  детей с деньгами подтверждают  исследования ученых.  Особое внимание этой проблеме уделял  А.С. Макаренко.  Он  говорил: «Деньги – это средство воспитания, и с ними необходимо знакомить уже в дошкольном возрасте». Позднее идею раннего ознакомления ребенка с финансовой грамотностью изучали Г.Л. Могилевская, Г.А. Острикова, И.А. Сасова, А.Ф. Аменд, А. Шатова и др.  Они единодушны в том, чтобы дать детям возможность понять истинное значение денег, показать их  место в ряду основных жизненных ценностей.

Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке  – веке сложных социальных и экономических отношений, овладевать принципиально новыми профессиями, требующими новых знаний, профессиональных и личностных качеств, иметь экономические представления и компетенции в области финансовой грамотности. Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

 Исходя из актуальности и обоснованной необходимости внедрения курса финансовой грамотности дошкольников,  в нашем дошкольном образовательном учреждении разработана дополнительная общеразвивающая программа .

Программа разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;
  • «Санитарно- эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049-13 утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05. 2013г. № 26);
  • «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования»,  утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10 2013г. №1155.

Программа составлена в соответствии с принципами, определенными федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:

  •  полноценное проживание ребенком всех этапов детства;
  •  учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательного процесса;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • принцип развивающего обучения (принимаются во внимание «зоны актуального и ближайшего развития» ребенка, что обеспечивает его интеллектуальное развитие);
  • принцип комфортности (предусмотрена необходимость обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка);
  •  учет региональных особенностей;
  •  сотрудничество дошкольной  организации с семьей.

 Все принципы методологического построения программы  отражают современные научные взгляды, они не только обеспечивают решение задач обучения детей основам финансовой грамотности, но и осуществляют тесную взаимосвязь этического, трудового и экономического воспитания, способствуют формированию ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте. Программа является открытой, возможно внесение изменений в содержательную часть на последующие годы реализации, в зависимости от возможностей и потребностей  детей и пожеланий родителей (законных представителей).    

2. Календарный учебный график

1 год обучения

2 год обучения

Итого по программе

Начало учебного года

01.09.

01.09.

Окончание учебного года

31.05

31.05.

Количество учебных недель

36

36

Количество часов в год

36

36

Периодичность занятий

1 раз в неделю

1 раз в неделю

Продолжительность занятий

25 минут

30 минут

Объём усвоения программы

36 часов

36 часов

72 часа

Срок освоения программы

1 год

1 год

2 года

3. Учебный план

1 год обучения

п/п

Название раздела

Кол-во часов

Форма аттестации, контроля

1.

Труд и продукт труда (товар)

14

Дидактические игры, загадки

2.

Деньги и цена (стоимость)

10

Настольно – печатная игра «Я покупатель»

3.

Реклама: правда и ложь, желания и возможности

3

Создание собственной рекламы (совместная работа с родителями)

4.

Полезные экономические навыки и привычки в быту

9

Обсуждение проблемных ситуаций

Всего

36

2 год обучения

п/п

Название раздела

Кол-во часов

Форма аттестации, контроля

1.

Труд и продукт труда (товар)

14

Викторина «Путешествие в мир экономики»

2.

Деньги и цена (стоимость)

10

Решение экономических задач

3.

Реклама: правда и ложь, желания и возможности

3

Конкурс рекламных плакатов (совместная работа с родителями)

4.

Полезные экономические навыки и привычки в быту

9

Дидактическая игра «Семейный бюджет»

Всего

36

4.Календарно – тематический план

1 год обучения

Раздел  «Труд и продукт труда (товар)»

№.

п/п

Тема

Количество часов

1

Разные профессии

1

2

Какие бывают профессии

1

3

Для чего нужно трудиться

1

4

Кем быть?

1

5

Все профессии важны

1

6

Каким может быть продукт труда

1

7

Труд и зарплата

1

8

Услуги и товары. Что это?

1

9

Идём в магазин

1

10

Магазин

1

11

Я – покупатель

1

12

Какие бывают потребности

1

13

Что мне нужно?

1

14

Кому что нужно

1

Раздел «Деньги и цена (стоимость)»

15

Откуда пришли деньги

1

16

Что такое деньги? Зачем они нужны?

1

17

Какие деньги бывают

1

18

Деньги разных стран

1

19

Понятие цены, стоимости

1

20

Размен монет

1

21

Богатство и бедность

1

22

Идём в банк

1

23

Банк

1

24

Поход за покупками

1

Раздел «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»

25

Что такое реклама?

1

26

Реклама бывает разная!

1

27

Создаём собственную рекламу

1

Раздел «Полезные экономические навыки и привычки в быту»

28

Что такое семейный бюджет?

1

29

Планируем вместе семейный бюджет

1

30

Идем в магазин

1

31

Как правильно делать покупки?

1

32

Супермаркет

1

33

Как выбирать продукты?

1

34

Копейка рубль бережёт

1

35

Выбираем подарок другу

1

36

Экономность и жадность – в чём разница?

1

 

2 год обучения

Раздел  «Труд и продукт труда (товар)»

п/п

Тема

Количество часов

1

Новые профессии.

1

2

Кто такой профессионал?

1

3

От чего зависит качество труда

1

4

За что платят зарплату

1

5

Идём на биржу труда

1

6

Знакомство с профессией экономиста

1

7

Что такое природные ресурсы

1

8

Как сберечь ресурсы планеты?

1

9

Продавец и покупатель

1

10

От чего зависит цена товара

1

11

Идём за покупками

1

12

Приобрел вещь – умей с ней обращаться.

1

13

Что такое акция товара и для чего она проводится

1

14

 Путешествие в мир экономики

1

Раздел «Деньги и цена (стоимость)»

15

Финансовая безопасность

1

16

Какие бывают деньги

1

17

Размен монет

1

18

Знакомство с валютой разных стран

1

19

Как сделать сбережения

1

20

Как правильно тратить деньги

1

21

Я- покупатель!

1

22

Какие услуги предлагает банк?

1

23

Поход в банк

1

24

Что мы знаем и умеем?

1

Раздел «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»

25

Какая реклама лучше?

1

26

Что быстрее купят?

1

27

Лучший рекламный плакат.

1

Раздел «Полезные экономические навыки и привычки в быту»

28

Из чего складывается семейный бюджет

1

29

Доходы и расходы

1

30

Что нужно купить сейчас, а какие покупки отложить

1

31

Учимся экономить.

1

32

Личные деньги

1

33

Долг платежом красен

1

34

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

1

35

Для чего нужна копилка

1

36

 Семейный бюджет

1

5. Список детей

Список детей отражен в журнале посещаемости.

6. Перспективный план работы

1 год обучения

Раздел  «Труд и продукт труда (товар)»

п/п

Тема

Формы работы

1

Разные профессии

НОД

2

Какие бывают профессии

Отгадывание загадок, упражнение

3

Для чего нужно трудиться

Беседа

4

Кем быть?

Беседа, изобразительная деятельность

5

Все профессии важны

Обсуждение проблемной ситуации

6

Каким может быть продукт труда

Презентация, обсуждение

7

Труд и зарплата

Чтение экономических сказок, анализ прочитанного

8

 Услуги и товары. Что это?

Просмотр видеоролика, обсуждение

9

Идём в магазин

Заочная экскурсия

10

 Магазин

Сюжетно – ролевая игра

11

Я – покупатель

Настольно – печатная игра

12

Какие бывают потребности

НОД

13

Что мне нужно?

Обсуждение проблемной ситуации

14

Кому что нужно

Дидактическая  игра

Раздел «Деньги и цена (стоимость)»

15

Откуда пришли деньги

НОД

16

 Что такое деньги? Зачем они нужны?

Обсуждение проблемной ситуации

17

Какие деньги бывают

Компьютерная презентация

18

Деньги разных стран

Рассматривание альбома, беседа

19

Понятие цены, стоимости

Беседа, просмотр мультфильма

20

Размен монет

Игровая ситуация

21

Богатство и бедность

Чтение сказок, беседа по содержанию

22

Идём в банк

Видео-путешествие в банк

23

Банк

Сюжетно-ролевая игра

24

Поход за покупками

Игровая ситуация

Раздел «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»

25

Что такое реклама?

НОД

26

Реклама бывает разная!

Компьютерная презентация

27

Создаём собственную рекламу

Совместный проект с родителями

Раздел «Полезные экономические навыки и привычки в быту»

28

Что такое семейный бюджет?

НОД

29

 Планируем вместе семейный бюджет

Беседа, игровая ситуация

30

 Идем в магазин

Сюжетно-ролевая игра

31

 Как правильно делать покупки?

Просмотр мультфильмов, упражнение

32

 Супермаркет

Сюжетно-ролевая игра

33

Как выбирать продукты?

Беседа, дидактическая игра

34

Копейка рубль бережёт

Беседа, чтение экономических сказок

35

Выбираем подарок другу

Обсуждение, изобразительная деятельность

36

Экономность и жадность – в чём разница?

Обсуждение проблемной ситуации

 

2 год обучения

Раздел  «Труд и продукт труда (товар)»

п/п

Тема

Формы работы

1

Новые профессии.

НОД

2

Кто такой профессионал?

Беседа, чтение художественной литературы

3

От чего зависит качество труда

Обсуждение, просмотр видеоролика

4

За что платят зарплату

Чтение финансовых сказок, обсуждение

5

Идём на биржу труда

Видео-путешествие

6

Знакомство с профессией экономиста

Беседа, показ слайдов

7

Что такое природные ресурсы

НОД

8

Как сберечь ресурсы планеты?

Демонстрация фрагмента мультфильма, ситуативный разговор

9

Продавец и покупатель

Сюжетно- ролевая игра

10

От чего зависит цена товара

Презентация, беседа

11

Идём за покупками

Игровая ситуация

12

Приобрел вещь – умей с ней обращаться.

Беседа, обсуждение проблемной ситуации

13

Что такое акция товара и для чего она проводится

Беседа, игровая ситуация

14

 Путешествие в мир экономики

Викторина

Раздел «Деньги и цена (стоимость)»

15

Финансовая безопасность

НОД

16

Какие бывают деньги

Презентация

17

Размен монет

Игровая ситуация, упражнение

18

Знакомство с валютой разных стран

Рассматривание альбома, изобразительная деятельность

19

Как сделать сбережения

Беседа, упражнение

20

Как правильно тратить деньги

Чтение и анализ экономических сказок

21

Я- покупатель!

Настольно-печатная игра

22

Какие услуги предлагает банк?

Демонстрация видеоролика, беседа

23

Поход в банк

Сюжетно-ролевая игра

24

Что мы знаем и умеем?

Решение экономических задач.

Раздел «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»

25

Какая реклама лучше?

Презентация, беседа

26

Что быстрее купят?

Чтение художественной литературы, беседа

27

Лучший рекламный плакат.

Конкурс (совместно с родителями)

Раздел «Полезные экономические навыки и привычки в быту»

28

Из чего складывается семейный бюджет

НОД

29

Доходы и расходы

Беседа, игровая ситуация

30

Что нужно купить сейчас, а какие покупки отложить

Игровая ситуация

31

Учимся экономить.

Познавательно-исследовательская деятельность

32

Личные деньги

Беседа, дидактическая игра

33

Долг платежом красен

Чтение и анализ сказки

34

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Демонстрация мультфильма

35

Для чего нужна копилка

Беседа, показ слайдов, изобразительная деятельность

36

 Семейный бюджет

Настольно-печатная игра

7. Планируемые результаты

Для экономического образования на этапе дошкольного детства на первом месте стоит индивидуально- семейная экономическая грамотность и формирование элементарных экономических навыков.

В результате освоения Программы дети:

  • употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия;
  • знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, супермаркет, ярмарка и др.;
  • знают российские деньги, названия валют некоторых других стран;
  • знают несколько современных профессий, содержание их деятельности;
  • знают разные виды рекламы, её назначение;
  • любят трудиться, делать полезные предметы для себя и других;
  • бережно относятся к своим и чужим вещам, игрушкам;
  • в случае поломки, порчи вещей, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;
  • экономно, рационально используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши и др.);
  • проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т.д.);
  • знают понятие достатка, замечают и ценят заботу о себе, радуются новым покупкам;
  • с удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания помощи другим людям.

8. Оценочные материалы

Обследование детей осуществляется по следующим критериям:

Ребёнок  5 – 6 лет:

  • понимает и ценит окружающий предметный мир (вещественный мир как результат труда людей);
  • уважает людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
  •  осознает на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги»;
  •    знает качества человека – хозяина;
  •  контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.

Ребёнок  6 – 7 лет

  • знает о новых профессиях, умеет о них рассказать;
  • владеет словарным запасом в области финансирования;
  • проявляет здоровый интерес к деньгам;
  • интересуется социальными явлениями, происходящими в общественной жизни;
  • сформировано начало экономического мышления.

Диагностическая таблица уровня знаний, умений и навыков детей старшей группы

№ п/п

Ф.и. ребёнка

ценит окр. предметный мир (вещественный мир как результат труда людей)

уважает людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги

осознает на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги»

знает качества человека – хозяина

контролирует свои потребности в соответствии с возрастом

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

Всего

Средний балл

Диагностическая таблица уровня знаний, умений и навыков детей подготовительной группы

№ п/п

Ф.и. ребёнка

знает о новых профессиях, умеет о них рассказать

владеет словарным запасом, связанным с областью финансирования

проявляет здоровый интерес к деньгам

интересует-ся соц. явлениями, происходящими в общественной жизни

сформировано начало экономичес-кого мышления

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

Всего

Средний балл

Список литературы

  1. Бокарев А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации / А. А. Бокарев. – Финансы. – 2010. – № 9. –  С 3-6.
  2. Зеленцова  А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика / А. В. Зеленцова, Е.А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – Москва: КноРус; – 2012. – 106 с.
  3. Козлова  С.А.  Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью / С.А. Козлова –  Москва, 1998.
  4. Крючкова Н. А. Учебно - методическое   пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников), Калининград, 2013.-26с.
  5. Макаренко A.C. Сочинения: В 7 т. Т.4./ А.С. Макаренко.– Москва: Изд-во АПН РСФСР; 1957. – 321 с.
  6. Смоленцева  А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. – М.: АРКТИ, 2006.
  7. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005. 256с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

Программа «Финансовая грамотность» для детей старших и подготовительных групп (5-7 лет) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МАДОУ «Детский сад «...

Рабочая программа Финансовая грамотность

Рабочая программа "Финансовая грамотность"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШИХ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП (5 - 7 ЛЕТ)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»  ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШИХ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП (5 - 7 ЛЕТ)...

Рабочая программа «Финансовая грамотность» для детей старших и подготовительных групп (5 - 7 лет) на 2019-2020 учебный год

Программа «Финансовая грамотность» для детей старших и подготовительных групп (5-7 лет) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МАДОУ «Детский сад «...

Рабочая программа "Финансовая грамотность"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»  ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШИХ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП (5 - 7 ЛЕТ)на 2019-2020 учебный г...

Рабочая программа " Финансовая грамотность для дошкольников"

Программа «Финансовая грамотность» для детей старших и подготовительных групп (5-7 лет) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МАДОУ «Детский сад «...