Долгосрочный проект «Скоро в школу мы пойдем»
проект (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_podg._gr.docx | 37.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колобок»
Утверждаю
Старший воспитатель
___________
31 августа 2020г.
Долгосрочный проект
«Скоро в школу мы пойдем»
(подготовительная группа)
Автор проекта: Неверова С.П.
2020-2021 уч. год
Паспорт проекта.
Тема: | «Скоро в школу мы пойдем» |
Участники проекта: | Дети подготовительной группы, воспитатели подготовительной группы, родители, логопед |
Вид проекта: | Долгосрочный. |
Тип проекта: | Познавательно - творческий |
Сроки реализации проекта: | Сентябрь 2020г. – май 2021г. |
Разработчики: | Неверова Светлана Павловна |
База реализации проекта: | МАДОУ детский сад «Колобок» пгт Пелым |
Формы организации деятельности: | 1. Непосредственно образовательная деятельность с детьми. 2. Совместная деятельность ребенка со взрослыми. 3. Самостоятельная деятельность детей. 4. Совместная работа с родителями. |
Цель: | Формирование «внутренней позиции школьника» у детей подготовительной группы с привлечением участников образовательного процесса для реализации ФГОС. |
Задачи: | -формирование положительной учебной мотивации; - формировать представления детей о школе и её значении; -воспитывать культуру общения и культуры поведения в общественных местах; -развивать основные психические процессы, необходимые для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т.д.); -развитие творчески активной личности, развитию навыков общения, работы в коллективе; -систематизировать знание детей о здоровом образе жизни, как условии успешного обучения в школе. -воспитывать положительные качества в детях, умение слушать взрослых и других детей. - активизировать словарный запас, развивать выразительностью речи. - повышение родительской компетентности в вопросах пред школьной подготовки - предупреждение и снятие тревожности и страха перед школой; психо - эмоционального развития ребенка и коррекции речевых нарушений. |
Предполагаемый результат: | - Сформированность у детей подготовительной группы «внутренней позиции школьника», предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования; - Накопление большого багажа знаний о школе; - Снижение тревожности у детей связанной со школьным обучением; - Нормализация уровня развития психических процессов и речевой деятельности детей; - Повышение компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе. - У детей сформируется учебно-познавательный мотив, произвольность поведения. - Подготовка руки к письму; - Обеспечение воспитанникам комфортных условий развития, обучения и воспитания. |
«От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский
Актуальность.
Жизнь ребенка, поступающего в школу, перестраивается полностью! В школе ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией. Как помочь ребенку адаптироваться к новой жизненной ситуации? Учитель и родители заинтересованы в том, чтобы быстрее и легче дети вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень тревожности уступил место положительным эмоциям, связанным со школой. Современному учителю необходимо стать мудрее и ближе к ребенку, чтобы обучение стало ценным и позитивным и способствовало бы личностному развитию ребенка, а так же установлению положительного эмоционального контакта между будущим учеником и его первым учителем.
Разные дети по-разному переживают этот период жизни. Для кого-то привыкание к ежедневным длительным занятиям проходит гладко. Такой ребенок спокойно и без капризов ходил в детский сад, и теперь будет хорошо и увлеченно учиться в школе. Ежедневные длительные занятия утомляют, снижается устойчивость к стрессам и растет напряженность. Может нарушиться сон, расстроиться аппетит. Следствием может стать потеря веса и скачки температуры. Поэтому надо хорошо понимать готов ли ребенок пойти в школу. Быть готовым к школе – это не значит уметь писать и читать, необходимо быть психологически готовым к школе!
Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. Родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др. Не секрет, что в современной школе увеличилось количество неуспевающих учеников среди младших школьников. Причин тому – несколько, а одна их них – недостаточный уровень сформированности мотивационной готовности к школьному обучению детей 6 – 7 лет. Мотивационная готовность проявляется в стремлении ребёнка к учению, в познавательном интересе к окружающему, в развитии интеллектуального потенциала. Не возникая у детей спонтанно, она формируется постепенно и, самое главное, требует грамотного руководства взрослых – родителей и педагогов. Следует заметить, что в настоящее время первоклассники развиты хуже, чем их сверстники в середине прошлого века, потому что психологическая готовность не формируется на занятиях по школьному типу. Большую роль в подготовке детей к школе играют родители, но не все из них знают, как правильно готовить ребёнка к будущей школьной жизни. Основная причина ошибок родителей при подготовке детей к школе — недостаточный уровень образовательной культуры семьи.
Большинство педагогов и родителей уделяют внимание интеллектуальной готовности ребёнка к школе. Однако высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе; у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Это объясняется и тем, что наши дети все меньше и меньше играют в традиционные игры (сюжетно-ролевые, развивающие, игры с правилами, дидактические, реже занимаются конструированием, лепкой, рисованием, аппликацией. Все виды детской деятельности вытесняются компьютерными играми. Родители стремятся начать систематическое обучение своего ребенка как можно раньше, причем помимо детского сада его могут водить в спортивные секции, музыкальную школу, изостудию и т. д. Им невдомек, что такое обучение, сводящееся, как правило, к выработке навыков и умений в той или иной области, не способствует психическому развитию ребенка.
Психологическая готовность к школе – это психологические предпосылки к овладению учебной деятельностью, которые формируются внутри ведущей деятельности, то есть в игре. Становление готовности к школе обусловлено, прежде всего, формированием ребенка в качестве субъекта доступных видов детской деятельности: игры, познания, общения, предметно–трудовой, художественной деятельности. Полноценная готовность ребенка к обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, а с другой – как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности.
Учебная деятельность – сложна для дошкольника и автоматически переход на неё без предварительной подготовки ребёнка просто не возможен. Но подготовка нужна не только ребёнку, а его родителям, особенно тем, у кого первый ребёнок идёт в школу. Как настроить ребёнка на учёбу? Как выбрать начальное образование (какую образовательную программу) из множества предлагаемых, ориентируясь на особенности и способности Вашего ребёнка? Как снизить уровень тревожности у себя и ребёнка? Какую «правильную» обувь и рюкзак подобрать первокласснику, для сохранения здоровья?
Роль родителей в подготовке к школе.
Имеется немало семей, в которых с раннего детства большое внимание уделяется правильному воспитанию и развитию детей, укреплению их здоровья, формированию положительных нравственных качеств и норм поведения. Есть семьи, в которых вся забота о детях сводится в основном к тому, чтобы их лучше одеть, накормить, обеспечить всеми благами, а умственное развитие и нравственное воспитание пущены на самотек. Встречаются, к сожалению, и такие семьи, где вообще отсутствует надзор и воспитание детей со стороны родителей. А ведь роль семьи в подготовке ребенка к школе велика. Она начинается практически с пеленок, ведь все первоначальные знания, умения и навыки, то есть всестороннее развитие, ребенок получает в семье.
Взрослые члены семьи выполняют функции и родителей, и воспитателей, и учителей. Однако не все родители в условиях оторванности от дошкольного учреждения могут обеспечить полную, всестороннюю подготовку своего ребенка к школьному обучению, усвоению школьной программы.
Проект «Скоро в школу» разработан и подготовлен к совместной деятельности родителей и детей подготовительной к школе группы. Данный проект будет полезен в работе воспитателям подготовительных групп, а также родителям, с целью повышения родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки детей. Представленный материал предполагает использование разнообразных форм и методов работы: создание предметно – развивающей среды, педагогическое просвещение родителей. Проведение целенаправленной работы в детском саду по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы, способствует повышению социальной и познавательной активности, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.
Этапы реализации проекта.
I Этап. (Сентябрь 2020г.)
Подготовительный
Цель: создание организационно – педагогических условий, обеспечивающих реализацию идеи проекта.
II Этап (Октябрь 2020г – апрель 2021г.)
Основной
Цель: осуществление образовательной деятельности по реализации проекта.
III Этап (Май 2020г.)
Итоговый
Цель: подведение итогов реализации проекта.
I Этап. (Сентябрь 2020г.) Подготовительный Цель: создание организационно – педагогических условий, обеспечивающих реализацию идеи проекта. - Проведения мониторинга состояния речевого развития, мотивации к школьному обучению. - Подбор методического материала для составления перспективных планов работы с детьми и родителями; - подбор методик, справочной литературы по подготовке детей к школе; - подготовка необходимого материала для познавательной и продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед и т.д.); - анкетирование родителей. - Консультация для родителей «Совместная деятельность семьи и педагогов ДОУ по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению» |
II Этап (Октябрь 2020г. – январь 2021г.) Основной Цель: осуществление образовательной деятельности по реализации проекта. - определение уровня психологической готовности детей к школе; - укрепление материально- технической базы в ДОО и построение соответствующей развивающей среды; -беседы с детьми; - индивидуальные консультации-практикумы для родителей; развивающая работа с детьми, испытывающими временные трудности в развитии основных познавательных процессов; - развивающая работа, направленная на личностное развитие ребёнка (мотивационная готовность к школе, развитие умения взаимодействия со сверстниками и взрослыми в новой социальной ситуации); - встреча с учителями начальных классов; - родительские собрания; - изготовление памяток, рекомендаций для родителей и педагогов; |
III Этап (Май 2021г.) Итоговый Цель: подведение итогов реализации проекта. Завершающий этап включает в себя сбор и обработку диагностических результатов, и соотнесение поставленных задач, прогнозируемых результатов с полученными результатами. Включает в себя реализацию следующих направлений деятельности: - оценка эффективности реализации проекта; - определение проблем, препятствующих достижению ожидаемого результата; - Проводя работу по проекту «Скоро в школу мы пойдем» в период с 2019-2020 годы можно сделать следующие выводы: - Проект «Скоро в школу мы пойдем» хорошо сочетается с программой обучения и воспитания детей в МБДОУ; - данный проект помогает научиться работать в команде, вырабатывая алгоритм действий достижения поставленной цели; - взаимодействие с семьёй позволило добиться хороших результатов в подготовке детей к обучению в школе. |
Сроки выполнения | Название мероприятий | ||
Сентябрь Октябрь | -Словесные и дидактические игры школьной тематики. - Игра - путешествие «Путь от дома до школы» - Беседа о школе. - Чтение и рассказывание стихотворений о школе. - «Что такое школа» Автор: Л.А. Арсенова M. Зощенко «Пора вставать!» - Рассматривание картин, отражающих школьную жизнь и составление рассказов. - Слушание детских песен "Буквы и слова" Слова: Ольга Безымянная Музыка: Игорь Римденок «Дважды два - четыре» Слова: М. Пляцковский Музыка: В. Шаинский Пополнение картотеки игр по физминутках, пальчиковым играм. Цель: учить детей распознавать эмоции по мимике и интонации; изображать эти эмоции, используя жесты, движения, голос. Способствовать обогащению эмоциональной сферы детей. - Экскурсия в школу (презентация) Работа с родителями: Практикум для родителей «Каким я представляю своего ребёнка в школе» - Памятка для родителей будущих первоклассников «Что должен знать и уметь ребенок 6-7 лет» Консультация «Леворукий ребёнок» | ||
Ноябрь | - Лото «Школьные принадлежности. Дидактические игры «Собери портфель», «Расшифруй слова» - Беседа о правилах поведения в школе - НОД «Школьные принадлежности» - Чтение стихотворений про 1 класс «Слово о моей учительнице» - Чтение А. Линдгрен «Пеппи – длинный чулок», «Принцесса не желавшая играть в куклы». Виктор Голявкин « Карусель в голове» - Аппликация «Закладка для книг» - Слушание песни «Первый раз в первый класс» Слова и музыка Сергея Ярушина -Сюжетно-ролевая игра «Школа» Работа с родителями: - Памятка родителям будущих первоклассников - «Особенности психологии старших дошкольников» Игры на развитие коммуникации: социально-личностного развития. Учитель - логопед « Что надо знать родителям дошкольника о навыке письма». | ||
Декабрь | - НОД по обучению грамоте «Волшебный цветок». - Чтение «Три звонка» Автор: Агния Барто - Знакомство с пословицами и поговорками об учении. - Вечер загадок «Скоро в школу». - Дидактические игры «Читаем по буквам», «Кубики для всех», «Забавные истории» - Чтение стихотворений о школьных принадлежностях О. Дриз «Когда человеку шесть» - Беседа о прочитанном Ю. Вийра «Дедушкины валенки». - Конструирование «Здание школы» - Слушание песни «Первоклашка» Слова: Юрий Энтин. Музыка: Владимир Шаинский. Работа с родителями: - Консультация «Готов ли ребенок к школе?» | ||
Январь | - Беседа «Как построить свой день». Составление режима дня - Чтение и беседа по произведениям Н. Носов «Незнайка учится» Л.Толстой «Филиппок» Виктор Голявкин « Моя работа» - Слушание песни «Наташка - первоклашка» Слова: Константин Ибряев Музыка: Юрий Чичков - Консультация «Режим дня будущего первоклассника» - Просмотр мультфильмов на школьную тему. Работа с родителями: - Консультация ««Критерии готовности ребенка к школьному обучению" | ||
Февраль | - Дидактические игры «Сложи узор», «Читаем предложения», «Числовые домики» - Составление рассказа по картине «В школу» - Беседы: «Мы будущие первоклассники», «Что получится, то и получится» - «Папа, мама, я - спортивная семья» Интегрированная деятельность «В поисках улыбки» Цель: выявление уровня сформированности интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы готовности ребенка к школе. - Час загадок и ребусов о школе. Работа с родителями: - Консультация «Готовим руку к письму» | ||
Март | - Дидактические игры «Расшифруй слова», «Цепочка слов». - Беседа «Каким ты представляешь себя в школе» - Чтение рассказов К. Драгунская «Когда я была маленькая» М. Зощенко. «Не надо врать» - Рисование «Портрет мамочки» «Цветы для бабушки» - Слушание и пение музыкальных произведений о маме. Аудизапись «Нам в первый класс» слова: Яков Серпин Музыка: Томас Корганов - « Игры для развития речи». Сюжетно-ролевая игра «Школа». Работа с родителями: Консультация для родителей Что значит «Быть готовым к школе»? -Шесть правил адаптации ребенка к школе. | ||
Апрель | - Дидактические игры лото «Считаем и читаем», « Составляем предложение» - Заучивание стихотворения «Что ждет меня в школе?» Автор: В. Моруга - Слушание аудиозаписи ««Здравствуй первый класс!» Слова: Владимир Степанов Музыка: Станислав Стемпневский -- Работа в тетради по ФЭМП - Вечер (скороговорки и пословицы о цифрах) Работа с родителями: Консультация для родителей будущего первоклассника «Кризис 7 лет и как с ним справиться» - Родителям на заметку «Комната первоклассника» | ||
Май | - Дидактические игры «Готов ли ты к школе». - Чтение рассказа Автор: В.Кодрян «В школу» - Заучивание стихотворений: Агния Барто «Маленькая школьница» Сергей Махотин «Вот папа дает!» - Аппликация «Моя школьная форма» - Рисование «Школьный ранец» - Слушание и пение «На урок» музыка и слова В. Топильницкого Работа с родителями: - Родительское собрание. «Ребенок на пороге школы. Идём в школу с радостью». - Оформление фото стенда , презентации о проделанной работе по проекту. - Итоговое мероприятие «Выпускной утренник». |
Используемые для реализации проекта пособия и художественная литература.
1. В.Бардин «Подготовка ребёнка к школе».
2. Т.Н. Доронова « Из ДОУ - в школу».
3. Т.Б. Анисимова «Подготовка ребёнка к школе».
4. Москва «Просвещение» «учебная литература» 1996г. «Дети, в школу собирайтесь».
5. С.В. Чиркова «Родительские собрания в детском саду».
6. С. Соловейчик «Педагогика для всех».
Художественная литература:
1. Н. Некрасов « Школьник».
2. Л. Толстой « Филиппок».
3. И. Лысцов « Как тетрадка родилась».
4. А. Барков, Р. Сурьянинов « Откуда книга пришла».
5. С. Маршак « Вчера и сегодня».
6. М.А. Панфилова «Школа».
7. А.Барто «Первоклассница»
8. Л.Толстой «Рассказы из «Азбуки».
9. Б. Заходер «Заболела эта книжка».
10. Л.Барбас «Кому нужна пятёрка».
11. Материалы Интернета (познавательная информация) и др.
Иллюстративный и печатно-наглядный материал:
1. Подбор предметных картинок «Школьные принадлежности».
2. Подбор иллюстративного материала по теме «Школа. Прошлое и будущее».
3. Фотоматериалы на тему «Наши выпускники», «Хроники семейного альбома».
4. Картины художников:
5. Б. Кустодиев. Школа в Московской Руси. 1912.
6. Ф. Решетников. Опять двойка. 1951.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Долгосрочный проект «Скоро в школу мы пойдем»
Жизнь ребенка, поступающего в школу, перестраивается полностью! В школе ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружен...
Долгосрочный проект «Скоро в школу мы пойдем»
Долгосрочный проект...
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «СКОРО В ШКОЛУ МЫ ПОЙДЕМ» для детей 6-7 лет
Цели, задачи, ожидаемые результаты и продуктыСтратегическая цель: создание благоприятных условий для информационной подготовки родителей к новым жизненным и социальным переменам в связи с поступлением...
Долгосрочный проект «Скоро в школу мы пойдем» (подготовительная группа)
Долгосрочный проект...
Долгосрочный проект «Скоро в школу мы пойдем» (подготовительная группа)
Долгосрочный проект «Скоро в школу мы ...
1. Долгосрочный проект «Скоро в школу мы пойдем» (подготовительная группа)
Формирование «внутренней позиции школьника» у детей подготовительной группы с привлечением участников образовательного процесса для реализации ФГОС....
Долгосрочный проект «Скоро в школу мы пойдем» (подготовительная группа)
Жизнь ребенка, поступающего в школу, перестраивается полностью! В школе ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружен...