Долгосрочный проект «Скоро в школу мы пойдем» (подготовительная группа)
проект по обучению грамоте (подготовительная группа)
Жизнь ребенка, поступающего в школу, перестраивается полностью! В школе ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией. Как помочь ребенку адаптироваться к новой жизненной ситуации? Учитель и родители заинтересованы в том, чтобы быстрее и легче дети вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень тревожности уступил место положительным эмоциям
связанным со школой. Современному учителю необходимо стать мудрее и ближе к ребенку, чтобы обучение стало ценным и позитивным и способствовало бы личностному развитию ребенка, а так же установлению положительного эмоционального контакта между будущим учеником и его первым учителем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dolgosrochnyy_proekt_skoro_v_shkolu.docx | 53.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Долгосрочный проект «Скоро в школу мы пойдем» (подготовительная группа)
Паспорт проекта.
Тема: | «Скоро в школу мы пойдем» |
Участники проекта: | Дети подготовительной группы, воспитатели подготовительной группы, родители, учитель - логопед, |
Вид проекта: | Долгосрочный. |
Тип проекта: | Познавательно - творческий |
Сроки реализации проекта: | Сентябрь 2022г. – май 2023г. |
Разработчики: | Камзолова Екатерина Васильевна |
База реализации проекта: | МБДОУ «Детский сад № 35 «Василёк» |
Формы организации деятельности: |
|
Цель: | Формирование «внутренней позиции школьника» у детей подготовительной группы с привлечением участников образовательного процесса для реализации ФГОС. |
Задачи: | формирование положительной учебной мотивации;
-воспитывать культуру общения и культуры поведения в общественных местах; -развивать основные психические процессы, необходимые для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т.д.); -развитие творчески активной личности, развитию навыков общения, работы в коллективе; -систематизировать знание детей о здоровом образе жизни, как условии успешного обучения в школе. -воспитывать положительные качества в детях, умение слушать взрослых и других детей.
|
Предполагаемый результат: |
|
Актуальность.
Жизнь ребенка, поступающего в школу, перестраивается полностью! В школе ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией. Как помочь ребенку адаптироваться к новой жизненной ситуации? Учитель и родители заинтересованы в том, чтобы быстрее и легче дети вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень тревожности уступил место положительным эмоциям
связанным со школой. Современному учителю необходимо стать мудрее и ближе к ребенку, чтобы обучение стало ценным и позитивным и способствовало бы личностному развитию ребенка, а так же установлению положительного эмоционального контакта между будущим учеником и его первым учителем.
Разные дети по-разному переживают этот период жизни. Для кого-то привыкание к ежедневным длительным занятиям проходит гладко.
Такой ребенок спокойно и без капризов ходил в детский сад, и теперь будет хорошо и увлеченно учиться в школе. Ежедневные
длительные занятия утомляют, снижается устойчивость к стрессам и растет напряженность. Может нарушиться сон, расстроиться
аппетит. Следствием может стать потеря веса и скачки температуры. Поэтому надо хорошо понимать готов ли ребенок пойти в школу. Быть готовым к школе – это не значит уметь писать и читать, необходимо быть психологически готовым к школе!
Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. Родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы:
«Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др. Не секрет, что в современной школе увеличилось количество неуспевающих учеников среди младших школьников. Причин тому –
несколько, а одна их них – недостаточный уровень сформированности мотивационной готовности к школьному обучению детей 6 – 7 лет. Мотивационная готовность проявляется в стремлении ребёнка к учению, в познавательном интересе к окружающему, в развитии интеллектуального потенциала. Не возникая у детей спонтанно, она формируется постепенно и, самое главное, требует грамотного руководства взрослых – родителей и педагогов. Следует заметить, что в настоящее время первоклассники развиты хуже, чем их
сверстники в середине прошлого века, потому что психологическая готовность не формируется на занятиях по школьному типу. Большую роль в подготовке детей к школе играют родители, но не все из них знают, как правильно готовить ребёнка к будущей школьной жизни. Основная причина ошибок родителей при подготовке детей к школе — недостаточный уровень образовательной культуры семьи.
Большинство педагогов и родителей уделяют внимание интеллектуальной готовности ребёнка к школе. Однако высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе; у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Это объясняется и тем, что наши дети все меньше и меньше играют в традиционные игры (сюжетно-ролевые, развивающие, игры с правилами, дидактические, реже занимаются конструированием, лепкой, рисованием, аппликацией. Все виды детской деятельности вытесняются компьютерными играми. Родители стремятся начать систематическое обучение своего ребенка как можно раньше, причем помимо детского сада его могут водить в спортивные секции, музыкальную школу, изостудию и т. д. Им невдомек, что такое обучение, сводящееся, как правило, к выработке навыков и умений в той или иной области, не способствует психическому развитию ребенка.
Психологическая готовность к школе – это психологические предпосылки к овладению учебной деятельностью, которые формируются внутри ведущей деятельности, то есть в игре. Становление готовности к школе обусловлено, прежде всего, формированием ребенка в качестве субъекта доступных видов детской деятельности: игры, познания, общения, предметно–трудовой, художественной
деятельности. Полноценная готовность ребенка к обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель
достижений его личностного развития в дошкольный период, а с другой – как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности.
Учебная деятельность – сложна для дошкольника и автоматически переход на неё без предварительной подготовки ребёнка просто не возможен. Но подготовка нужна не только ребёнку, а его родителям, особенно тем, у кого первый ребёнок идёт в школу. Как настроить ребёнка на учёбу? Как выбрать начальное образование (какую образовательную программу) из множества предлагаемых, ориентируясь на особенности и способности Вашего ребёнка? Как снизить уровень тревожности у себя и ребёнка? Какую «правильную» обувь и рюкзак подобрать первокласснику, для сохранения здоровья?
Проект «Скоро в школу» разработан и подготовлен к совместной деятельности родителей и детей подготовительной к школе группы. Данный проект будет полезен в работе воспитателям подготовительных групп, а также родителям, с целью повышения родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки детей. Представленный материал предполагает использование разнообразных форм и методов работы: создание предметно – развивающей среды, педагогическое просвещение родителей. Проведение целенаправленной работы в детском саду по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы,
способствует повышению социальной и познавательной активности, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.
Этапы реализации проекта.
I Этап. (Сентябрь 2022г.)
Подготовительный
Цель: создание организационно – педагогических условий, обеспечивающих реализацию идеи проекта. II Этап (Октябрь 2022г – апрель 2023г.)
Основной
Цель: осуществление образовательной деятельности по реализации проекта. III Этап (Май 2023г.)
Итоговый
Цель: подведение итогов реализации проекта.
I Этап. (Сентябрь 2022г.)
Подготовительный
Цель: создание организационно – педагогических условий, обеспечивающих реализацию идеи проекта.
- Проведения мониторинга состояния речевого развития, мотивации к школьному обучению.
- Подбор методического материала для составления перспективных планов работы с детьми и родителями;
- подбор методик, справочной литературы по подготовке детей к школе;
- подготовка необходимого материала для познавательной и продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед и т.д.);
- анкетирование родителей.
- Консультация для родителей «Совместная деятельность семьи и педагогов ДОУ по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению»
II Этап (Октябрь 2022г. – январь 2023г.) Основной Цель: осуществление образовательной деятельности по реализации проекта.
-беседы с детьми;
развивающая работа с детьми, испытывающими временные трудности в развитии основных познавательных процессов;
III Этап (Май 2023г.) Итоговый Цель: подведение итогов реализации проекта. Завершающий этап включает в себя сбор и обработку диагностических результатов, и соотнесение поставленных задач, прогнозируемых результатов с полученными результатами. Включает в себя реализацию следующих направлений деятельности:
| |||
Сроки выполнения | Название мероприятий |
Сентябрь Октябрь | -Словесные и дидактические игры школьной тематики. «Домино «Первоклассник», «Дроби»
"Буквы и слова" Слова: Ольга Безымянная Музыка: Игорь Римденок «Дважды два - четыре» Слова: М. Пляцковский Музыка: В. Шаинский Пополнение картотеки игр по развитию эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста. Цель: учить детей распознавать эмоции по мимике и интонации; изображать эти эмоции используя жесты, движения, голос. Способствовать обогащению эмоциональной сферы детей.
Практикум для родителей «Каким я представляю своего ребёнка в школе»
|
Ноябрь | -Создание выставки предметов и иллюстраций «Школьные принадлежности»
«Расшифруй слова»
|
-Сюжетно-ролевая игра «Школа» Работа с родителями:
Игры на развитие коммуникации: социально-личностного развития. Учитель - логопед « Что надо знать родителям дошкольника о навыке письма».
| ||
Декабрь |
Работа с родителями:
| |
Январь |
«Филиппок» Виктор Голявкин « Моя работа»
|
Дополнительная адаптированная коррекционно-развивающая программа психолого-педагогической направленности эмоционального развития детей «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Работа с родителями: - Консультация ««Критерии готовности ребенка к школьному обучению" | ||
Февраль |
Интегрированная деятельность «В поисках улыбки» Цель: выявление уровня сформированности интеллектуальной и эмоционально- волевой сферы готовности ребенка к школе.
Подготовлены рекомендации и памятки по развитию и воспитанию | |
Март |
«Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации стандартов образования» Работа с родителями: Консультация для родителей Что значит «Быть готовым к школе»? |
-Шесть правил адаптации ребенка к школе. | ||
Апрель |
-- Работа в тетради по ФЭМП
Консультация для родителей будущего первоклассника "Психологическая готовность к школьному обучению"
| |
Май |
|
Список литературы:
- Абашина В.В., Шайбакова С.Г. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом // Детский сад от А до Я. – 2008. – №5. – с. 139–141.
- Александрова Т.И. Взаимодействие ДОУ с другими социальными институтами // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2003. – № 4. – с. 29–32.
- Андреева Н.А. Организация совместной работы педагогов и родителей по подготовке детей дошкольного возраста к школе // Детский сад от А до Я – 2007. – № 5. – с. 139–142.
- АндрющенкоТ.Ю., Шашлова Г.М. Кризис развития ребенка семи лет: Психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа психолога: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд. Центр “Академия”, 2003. – 96с.
- Аншукова Е.Ю. Организация работы по преемственности между дошкольным учреждением и общеобразовательной школой // Начальная школа. – 2004. – № 10.
- Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др.-М.: Большая Российская Энциклопедия. – 2002. – с. 528.
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе.4-е изд.; перераб. и дополн. – СПб.: Питер, 2004. – с. 208.
- Домбровская Е.Н. Социализация младших школьников в процессе фольклорно-танцевальных занятий // Начальная школа. – 2008. – № 10. – с. 65–69.
- Каирова А.И., Петрова Ф.Н. Педагогическая энциклопедия / Гл. ред. А.И. Каирова, Ф.Н. Петрова. – М.: “Советская энциклопедия”, 1964.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. -Ярославль: Академия развития, 1997. – с. 240.
- Ковинько Л.В. Воспитание младшего школьника: Пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений, учителей нач. классов и родителей / Сост. Л.В. Ковинько.-4-е изд., стереотип.-М.: Изд. центр “Академия”, 2000. – с. 288.
- Кон И.С. Ребенок и общество: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. – М.: Изд.центр “Академия”, 2003. – с. 336.
- Кудрявцева Е.А. Преемственность в работе детского сада и школы как взаимосвязь в диалоге двух образовательных структур // Детский сад от А до Я. – 2008. – № 5. – с. 57–63.
- Лагутина Н.Ф. Детский сад как открытая развивающаяся система // Детский сад от А до Я. – 2008. – № 5. – с. 100–106.
- Лебедева Г.А., Могильникова И.В., Чепурин А.В. Семейное воспитание: методические рекомендации / Соликамский Государственный Педагогический Институт / Сост. Г.А. Лебедева, И.В. Могильникова, А.В. Чепурин.-Соликамск, СГПИ, 2004.
- Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / Авт.сост. Л.В. Мардахаев.-М.: Изд.центр “Академия”, 2002.
- Мудрик А.В. Социализация человека: Учеб.пособие для студ.высш. учеб.заведений.-М.: Изд.центр “Академия”, 2004.
- Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ.вузов.-3-е изд., стереотип. –М.: Изд.центр “Академия”, 1998. – с. 456.
- Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ.пед.вузов: В 3кн.-3-е изд. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999.-Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – с. 632.
- Парамонова Л., Арушанова А. Дошкольное учреждение и начальная школа: проблема преемственности // Дошкольное воспитание.- 1998.-№4.
- Платохина Н.А. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными институтами в процессе развития у детей ценностного отношения к родному краю // Детский сад А до Я. – 2008. – № 5. – с. 44–56.
- Ратниченко С.А. Семейное воспитание как фактор эмоционального развития дошкольника // Детский сад от А до Я. – 2007. – № 1. – с. 150–158.-Психология семьи.
- Семина О. Учимся взаимодействовать с родителями // Дошкольное образование. – 2003. – № 4. – с. 33–36.
- Соколова Т.П. Сотрудничество детского сада и школы как одно из условий обеспечения преемственности дошкольного и начального школьного образования // Детский сад от А до Я. – 2007. – № 5. – с. 129–139.
- Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ.-М.: АРКТИ, 2004.
- Трубайчук Л.В. Дошкольное образовательное учреждение как открытая система // Детский сад от А до Я. – 2008. – № 5. – с. 6–12.
- Фомина В.П. Особенности организации образовательного процесса (из опыта работы) [текст] / В.П. Фомина // Образование в современной школе. – 2007. – № 2. – с.13–20.
- Ясницкая В.Р. Социальное воспитание в классе: Теория и методика: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / Под ред. А.В. Мудрика.-М.: Изд.центр “Академия”, 2004. – с.352.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Долгосрочный проект «Скоро в школу мы пойдем»
Жизнь ребенка, поступающего в школу, перестраивается полностью! В школе ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружен...
Проект «Скоро в школу я пойду» подготовительная группа «Гномики»
Актуальность: Поступление в школу – качественно новый этап в развитии дошкольника, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразованиями, которые Л.С. Выгодский назвал к...
Долгосрочный проект «Скоро в школу мы пойдем»
Жизнь ребенка, поступающего в школу, перестраивается полностью! В школе ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружен...
Долгосрочный проект «Скоро в школу мы пойдем» (подготовительная группа)
Долгосрочный проект...
Долгосрочный проект «Скоро в школу мы пойдем» (подготовительная группа)
Долгосрочный проект «Скоро в школу мы ...
1. Долгосрочный проект «Скоро в школу мы пойдем» (подготовительная группа)
Формирование «внутренней позиции школьника» у детей подготовительной группы с привлечением участников образовательного процесса для реализации ФГОС....
Долгосрочный проект «Скоро в школу мы пойдем» (подготовительная группа)
Долгосрочный проект...