Выступление "В воспитании кроется тайна усовершенствования человеческой природы"
консультация

Приоритетная задача Российской Федерации – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей.

Сегодня актуальными становятся вопросы: какова же главная цель воспитания, какого человека мы хотим воспитать и что есть воспитание по существу?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичная лекция

«В воспитании кроется тайна усовершенствования человеческой природы»

И. Кант

Приоритетная задача Российской Федерации – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей.

Сегодня актуальными становятся вопросы: какова же главная цель воспитания, какого человека мы хотим воспитать и что есть воспитание по существу?

На протяжении всей истории человечества существовали различные подходы к воспитанию. Существует много точек зрения и концепций воспитания. Они разнообразны и разноплановы. Но все их можно объединить в два основных направления. Первое — видит суть и назначение воспитания в формировании личности, управлении ее развитием согласно потребностям общества. И второе направление - обращено к личности воспитанника, к созданию условий для развития его внутренних потенциальных возможностей, и на этой основе — к социализации и самоактуализации.

Любая воспитательная цель имеет две стороны:

- цель воспитателя — подарить ребенку всю прелесть и глубину окружающего мира, ориентировать его в системе ценностных отношений к нему;

- цель воспитанника — продуктивное присвоение этих ценностей, самореализация своих потенциальных возможностей.

Имея в виду основные ценности сегодняшнего дня, принято считать, что цель современного воспитательного процесса - «человек свободный», «человек культурный», «человек мыслящий».

Маленькие дети любят жизнь. Они радуются всему — солнышку, зеленой травке, паучку, красивой кукле, больной лохматой собаке, улыбке мамы, интересной книжке... Радуются, когда играют, рисуют, читают, помогают, моют посуду, уступают место в транспорте... Взрослые понимают: чтобы ребенок хорошо развивался, он должен жить в атмосфере радости, жизнелюбия, восторга и удивления мирозданием, в «пространстве любви» (когда их любят, когда они «много чего в жизни любят»). Мы, взрослые, облечены прекрасной миссией: подарить ребенку чудесный мир - природы, вещей, людей, культурных и нравственных ценностей, его самого в этом мире. Мир чудесный, радостный, но и противоречивый - бывающий трудным, непонятным и порой жестоким. В нашу миссию входит научить его жизни. Вот почему одна из задач воспитания — создать условия, в которых бы дети жили и развивались, оптимистичным видением и принятием окружающего мира и себя самого в этом мире. И лишь на фоне оптимизма и любви к жизни растущего человека можно научить и приучить преодолевать жизненные трудности, препятствия, лишения.

В практике моей воспитательной работы сложилось пять точек опоры: они и цель воспитания, и средство, и содержание воспитания, и процесс (происходит на протяжении всей жизни, всей истории воспитания ребенка), и результат воспитания (качество и уровень воспитанности). Эти пять точек опоры таковы: природа, культура, дело, окружающие люди, «Я сам (а)» как наивысшая ценность.

Воспитание — это творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников по созданию оптимальных условий, организации освоения социально-культурных ценностей общества и, как следствие, развитие их индивидуальности, самоактуализация личности.

Уже сегодня можно сформулировать целый ряд прогрессивных идей, на которых должен быть построен современный процесс воспитания.

1.        Ребенок (дети) в современной гуманистической парадигме воспитания рассматривается как наивысшая ценность. Он обладает большими потенциальными возможностями саморазвития, условия для которого создаются в процессе воспитания. Суть воспитания — развитие отношений воспитанника к окружающему миру: Родине, обществу, людям, живой и неживой природе, материальным и духовным ценностям, к себе самому... То есть формирование жизненной позиции — своего места в системе ценностных отношений к миру.

2. Содержанием воспитания, его основой является обеспечение воспитаннику активной позиции в организуемой педагогом воспитывающей деятельности: двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструировании, музыкальной, чтении художественной литературы. Все эти виды деятельности пронизывает деятельность игровая, облегчающая процесс передачи социально ценных отношений: делает его эмоциональным, допускает избирательность, имеет высокие нравственные принципы и правила, чаще всего возникает непроизвольно в детской среде. Смысл, основная идея образования (воспитания) — не «человек образованный», впитавший в себя «последнее слово современной науки», а «человек культуры», сопрягающий в своем мышлении и деятельности различные культуры, формы деятельности и нравственные ценности...

3. Вся система обучения и воспитания в современном дошкольном образовательном учреждении ориентирована на личностный подход — «последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самостоятельному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия».

4. Продуктивное обучение и воспитание строится в режиме диалогового общения педагога и воспитанника. М.М. Бахтин писал: «Истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими истину, в процессе их диалогического общения». Вот почему в практику воспитания входят: «диалог культур», диалоговое общение «воспитатель - воспитанник», диалоговые формы отношений в организованной детской среде и т.д.

В реальной практике воспитания закономерности реализуются через систему принципов воспитания, которые представляют собой исходные, общие руководящие положения, определяющие сущность его, основные требования, содержание и методику. Принципы воспитания как бы позволяют перекинуть мостик из педагогической теории в практику. Их совокупность определяется общей целью и характером воспитания.

Так, в своей практической деятельности опираюсь на следующие принципы:

Принцип целенаправленной ориентированности на ценностные отношения. Если суть воспитания — формирование отношений к окружающему миру, то, стало быть, в процессе воспитания главная задача — представить перед развивающимся человеком всю палитру красок окружающего мира, показать так и в таком ракурсе, чтобы очаровать, пленить явлениями ИСТИНЫ, ДОБРА И КРАСОТЫ и сформировать негативное отношение к ЛОЖНОМУ, ЗЛОМУ, БЕЗОБРАЗНОМУ. В организованной жизнедеятельности детей в воспитательном процессе происходит общение с высоким искусством (музыкой, поэзией, художественной прозой, архитектурой...), с прекрасной природой (причем не только любование ею, но и активная помощь ей), с красивыми и добрыми людьми (разными: историческими личностями, литературными героями, современниками разного ранга).

Разными педагогическими приемами корректирую собственное поведение воспитанников: замечанием, выражением восторга, одобрения, восхищения, сожаления; возмущения, негодования, улыбки, жеста и т.д. Оцениваю и собственное отношение к происходящему: выражением и оценкой собственной позиции, извинением, если причинила неудобство или обиду другому человеку, объяснением взглядов и поступков... Все это помогает взрослеющему человеку оценивать окружающий мир и его соприкосновение с ним самим, анализировать все происходящее, вырабатывать критерии оценок и с их меркой подниматься в собственном саморазвитии, во вхождении в культуру.

Принцип восприятия и принятия воспитанника таким, каков он есть с целью стимулирования его дальнейшего позитивного развития. Изначально в любой момент своей жизни каждый человек (и наш воспитанник тоже!) имеет определенную систему отношений к окружающему миру, сложившуюся в его предыдущем опыте. В процессе воспитания нам надо формировать определенное ценностное отношение к событиям, предметам, явлениям окружающего мира — отношение, которое поначалу «не вписывается» в систему ценностей воспитанника.

Принцип воспитания в коллективе предполагает заботу о том, чтобы каждый воспитанник занимал достойное, удовлетворяющее его место среди сверстников. Учет этого принципа воспитания предполагает совместное изучение с педагогом-психологом места каждого воспитанника в системе межличностных отношений, учет этого в организации коллективной жизнедеятельности,  индивидуальный подход в организации коллективной творческой деятельности.

Принцип учета возрастных, половых и индивидуальных особенностей в организации воспитательного процесса. Как подметил Ж.-Ж. Руссо: «Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем быть взрослыми. Если мы хотим нарушить этот порядок, мы произведем скороспелые плоды, которые не будут иметь ни зрелости, ни вкуса и не замедлят испортиться: у нас получатся юные доктора и старые дети. У детей своя собственная манера видеть, думать и чувствовать, и нет ничего безрассуднее, как желать заменить ее вашей».

Я рассматриваю цель воспитания как создание в процессе воспитания условий для разностороннего, гармоничного развития личности дошкольника, т.е. «способного строить жизнь, достойную человека... основанную на ДОБРЕ, ИСТИНЕ, КРАСОТЕ».

Разностороннее развитие предполагает включение дошкольника в многообразные виды деятельности: игровую, двигательную, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, изобразительную, конструирование, музыкальную, чтение (восприятие) художественной литературы.

Гармоничное развитие предполагает гармоничное сочетание в организуемой педагогической деятельности общечеловеческих, социальных, национальных и личностных ценностей, гармонию в развитии и стимулировании здорового образа жизни (триединство «интеллект + тело + душа»). Это, наконец, гармония всех воспитательных воздействий на личность. В этом сложность, ибо процесс воспитания — процесс многофакторный, поэтому гармонизация среды обитания ребенка, придание ей воспитывающего характера — важнейшее условие, предмет особой заботы каждого воспитателя, педагогического коллектива в целом.

Кроме этого гармоничное развитие личности ребенка не может осуществляться изолированно от семьи. Для привлечения родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей дошкольного возраста необходимо сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи. Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания освещались в работах В. А. Сухомлинского, который считал, что «сколько-нибудь успешная воспитательная работа совершенно немыслима без системы педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей, которая является важной составной частью общей культуры».

В работе с родителями использую разные формы работы. Результатом работы с родителями является заинтересованность родителей в получении знаний о закономерностях возрастного развития детей дошкольного возраста. Родители активно принимают участие в совместных праздниках и мероприятиях.

Наше дошкольное образовательное учреждения является пилотной площадкой по реализации проекта «Повышение родительской ответственности в условиях работы родительских клубов «Наш ребенок» на территории Калининградской области в 2015-2016 учебном году.

Закон «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования, взаимосвязанной с обучением, но осуществляемой и как самостоятельная деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Выбор стратегических задач воспитания - это есть отбор содержания воспитательной работы педагогом. Это выбор тех областей культуры, которые, по его мнению, могут наилучшим образом отвечать поставленной цели.

Итак, в основу разнообразных форм воспитательной работы с детьми положены различные виды воспитывающей деятельность.

Особое место в жизни и деятельности дошкольника занимает игровая деятельность. Игра облегчает процесс передачи социально ценных отношений: делает эмоциональным, допускает избирательность, чаще всего непроизвольно возникает в детской среде, имеет высокие нравственные принципы и правила, позволяет включиться в общение, выступает в качестве модели жизненных коллизий, дает возможность научиться «проигрывать» сложные жизненные ситуации, с которыми в будущем придется столкнуться... По утверждению С.А. Шмакова, «игра — это еще и сотворение собственного мира; это сфера сотрудничества, содружества и сотворчества детей. В игре... воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности».

Общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Коммуникативная деятельность реализуется через такие формы как беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация, составление и отгадывание загадок.

Систематическая, двигательная деятельность детей играет важную роль в  физическом и психическом развитии ребенка, поэтому расширение и обогащение  двигательного опыта детей дошкольного возраста - одна из основных задач, стоящая перед коллективом ДОУ. Поскольку ребенок познает мир через движение, то ни одна образовательная дисциплина не обладает таким потенциалом для реализации широкого комплекса педагогических задач, как двигательная  деятельность. В группе создана картотека подвижных и малоподвижных игр, картотека игр для развития мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования. Оснащен физкультурный уголок, оформлен паспорт физкультурного оборудования согласно требованиям ФГОС ДО. Совместно с инструктором по физической культуре  регулярно проводим спортивные праздники и развлечения. Мероприятия проходят не только среди детей группы, но и с активным участием родителей. За время работы провели такие мероприятия как: «Зов Джунглей!», «В поисках сокровищ», «Мама и малыш», «Олимпийские игры», «А ну-ка папы!» и др.

Благодаря познавательно-исследовательской деятельности реализуется творческий потенциал ребенка, его потребность в новых знаниях, формируются предпосылки учебных качеств, развиваются такие личностные качества, как: самостоятельность, инициативность, креативность, целеустремленность. Большое значение имеет то, что ребенок получает новые знания не в готовом виде, как догму, а имеет  возможность самому пройти весь путь к ним. Информация, полученная таким путем более осознанна, лучше запоминается и эффективнее применяется в жизни.

В качестве примера приведу проектно-исследовательскую деятельность по теме  «Самая полезная вода». В ходе исследования были изучены свойства воды, ее роль в жизни человека и проведен эксперимент по выявлению самой полезной питьевой воды. Эксперимент – важнейший из методов исследования и не отделим от исследовательского поведения. Важно понимать, что объектов исследования в данной работе может быть великое множество (очищенная и неочищенная вода, разные виды минеральной воды, воды, отличной по химическому составу), но здесь я учитывала возраст детей,  уровень знаний и их активный словарный запас. Поэтому остановилась на наиболее приемлемом варианте. Объектом исследования стали три вида воды: сырая, кипяченая и минеральная. Подспорьем в ходе работы становится материал, освоенный на занятиях по художественной литературе, вспоминали сказки, где встречались описания чудесных свойств «живой» и «мертвой» воды. В ходе данного исследования большое внимание отводилось значению воды  для человека, и соответственно, необходимости беречь ее. Выявлено, что самая полезная питьевая вода – сырая.

В результате познавательно-исследовательской  деятельности дети научились ставить цель исследования, выдвигать гипотезы, доказывать или опровергать их, делать выводы. Развивается и речь детей, в процессе работы они учатся формулировать свою мысль, давать развернутый ответ на вопрос, обогащается активный и пассивный словарный запас.

Разработаны и реализованы проекты:  «Скоро в школу»,  «Военные странички семейного альбома», «Мамочка моя», «Мой город в котором я живу».

Изобразительная деятельность - важнейшее средство художественно-эстетического развития, а так же специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией у детей воспитывается интерес к художественно-творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интереснее придумать его и как можно лучше выполнить. Восприятие и понимание произведений искусства, доступных детям: графики, живописи, скульптуры, архитектуры, произведений народного декоративного творчества - обогащают их представления, позволяют найти разнообразные выразительные решения.

Начиная со второй младшей группы, веду кружок «Волшебный фонарик». Дошкольники с большим удовольствием выполняют поделки из разного материала. Особый интерес вызывает у детей рисование с использованием нетрадиционных методов.

В процессе работы дети, используя бумагу разной фактуры и разные способы работы с ней, изготавливают сюжетные и декоративные композиции, учатся творить. Работа с бумагой способствует развитию образного мышления детей, развивает эстетический вкус и художественно-творческие способности дошкольников, т.е. умение передавать форму и строение предмета, цвет и сочетание цветов, пропорциональность частей композиции, использовать разные способы работы с бумагой для решения замысла.

Ребенок через продуктивную деятельность часто передает то, что не может выразить словами: свое отношение к окружающим и окружающему миру. Поэтому взрослый должен внимательно всматриваться в то, что изобразил ребенок, и попытаться понять, что его интересует, пугает, огорчает, радует.

Дети рисуют, лепят не только для того, чтобы их работу увидели и оценили другие, а также для подарка взрослым и сверстникам. Так дошкольники привыкают заботиться о других детях, близких людях, у ребят воспитывается особое чувство ответственности, появляется стремление выполнить работу как можно лучше.

В средней и старшей группах широко используется лепка из соленого теста. Соленое тесто - экологически чистый материал, эластичный и приятный в работе. Лепка из соленого теста очень оригинальный и увлекательный вид творчества, но самое главное - это большое удовольствие и радость для детей!

В конструировании происходит развитие восприятия и образного мышления, воображения и фантазии ребенка. Ребенок осваивает пространство, учится воспринимать такие свойства предметов как цвет, форма, величина; решать познавательные и творческие задачи, строить наглядные модели, выражать свои эмоции через художественные символы. В 2015 году прошла курсы повышения квалификации «Развитие технического творчества в образовательных организациях в условиях ФГОС».

Использование ЛЕГО-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом.

В процессе занятий ЛЕГО – конструированием происходит развитие познавательных процессов, дети учатся фантазировать, творчески мыслить, создавать различные конструкции по рисунку, схеме, условиям, по словесной инструкции и объединённые общей темой. Воспитанники учатся общаться, устраивать совместные игры, уважать свой и чужой труд.

Конструктор ЛЕГО помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат.

В практике воспитания все описанные выше виды деятельности взаимосвязаны, нередко сопутствуют друг другу, взаимодополняют одна другую. И лишь организуя воспитательный процесс в данной логике включения дошкольников в разнообразные виды деятельности, можно воздействовать на все сферы личности детей, стимулируя их полноценное развитие, обеспечивая условия для самоактуализации личности дошкольника в воспитательном процессе.

И в заключение хочу сказать о роли педагога в воспитании детей. Говорят: учитель — это не профессия, педагогика — это не наука, это образ жизни. И действительно так. Ни в одной другой профессии нет такого единения жизненной и профессиональной позиции человека. Любую работу можно делать по-разному. Можно просто добросовестно (или не очень) выполнять возложенные  на тебя функции. И честно получать положенную тебе зарплату. И при этом иметь массу преимуществ: спокойную нервную систему, уйму свободного времени – для себя и своей семьи, возможность полноценного собственного духовного развития. А можно работу свою делать по максимуму.

Но если мы говорим о воспитании подрастающего поколения, безусловно, воспитывать детей должен педагог - преданный своему делу профессионал, заинтересованный в успешности своих воспитанников, педагог, который влюблён в свою профессию, способен достигнуть многого, без любви к профессии, успех невозможен при любых изменениях в системе образования.  

И последнее: назначение и позиция воспитателя. Ее очень хорошо выразил учитель-новатор Е.Н. Ильин в пяти определяющих глаголах: «Любить, понимать, принимать, сострадать, помогать».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

м униципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда центр развития ребенка – детский сад № 14 «В воспитании кроется тайна усовершенствования человеческой природы» И. Кант

Слайд 6

Принципы воспитания: Принцип целенаправленной ориентированности на ценностные отношения. Принцип восприятия и принятия воспитанника таким, каков он есть с целью стимулирования его дальнейшего позитивного развития. Принцип воспитания в коллективе. Принцип учета возрастных, половых и индивидуальных особенностей в организации воспитательного процесса.

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тайны и загадки природы. Экологическая викторина

Викторина, состоящая из трех туров, посвящена загадочным животным....

«Воспитание нравственно-эстетических чувств к природе средствами художественной литературы» выступление на заседании педагогического совета

Важно установить формы взаимосвязей природы и художественных образов, рассмотреть способы воплощения природных явлений в детской литературе, создать оптимальные условия для развития у детей способност...

Конспект НОД «Два начала человеческой природы. Мальчики и девочки».

Конспект НОД. Возрастнвая группа средняя. Тема "Два начала человеческой природы Мальчики и девочки". Образовательная область "Познавательное развитие."...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ: «СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ В ДОУ» ТЕМА: «НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ: «СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ В ДОУ» ТЕМА: «НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКО...

Выступление на межмуниципальных экологических чтениях «Экология природы – экология культуры» «Реализация индивидуальных запросов воспитанников детского сада через участие в экологическом проекте «Экология природы – экология души»

 Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек» - это образовательное учреждение, в котором экологическ...

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшей группы Тема: «Тайны и сюрпризы природы»Во время

Во время совместной деятельности дети знакомятся с приметами весны,, с березой. ее особенностями....

Конспект квест-игры в старшей группе по экологическому воспитанию "Главная тайна природы"

В ходе квеста - игры дети закрепляют различные экологические понятия, правила поведения в природе, играя в игры, отгадывая загадки и выполняя задания, помогают лесным жителям....