Детско-взрослый педагогический проект Правознайка
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Необходимость усиления внимания к ребенку, как к личности, субъекту социально- правовых отношений, наделенному определенными правами. Изменения в российском обществе (социальные, политические, экономические) предполагают переоценку роли ребенка в нем. А так же возникла необходимость понимания роли взрослого в жизни ребенка: его власть не безгранична. Ребенок должен знать свои права, гарантированные законами страны, в которой он живет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_prekta_pravoznayka.doc | 169.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 3 «ОДУВАНЧИК» г. ДЕМИДОВА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
(МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 3 «ОДУВАНЧИК» г. ДЕМИДОВА)
Совместный проект для родителей и детей старшего дошкольного возраста
« Правознайка»
Воспитатель Терентьева Наталья Анатольевна
2019
Тема проекта: «Правознайка»
Срок реализации проекта: январь – май 2019 года
Направленность проекта: информационно - познавательный
Состав участников проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители
Актуальность:
Возникла необходимость усиления внимания к ребенку, как к личности, субъекту социально- правовых отношений, наделенному определенными правами. Изменения в российском обществе (социальные, политические, экономические) предполагают переоценку роли ребенка в нем.
А так же возникла необходимость понимания роли взрослого в жизни ребенка: его власть не безгранична. Ребенок должен знать свои права, гарантированные законами страны, в которой он живет
Цель: Способствовать формированию основ правового сознания у родителей и детей старшего дошкольного возраста посредством разнообразных форм работы.
Задачи:
- Создать условия для ознакомления детей и родителей с содержанием основных правовых документов, регулирующими права и обязанности детей и родителей.
- Разработать и провести ряд мероприятий с родителями и детьми по формированию правового сознания и нравственных представлений.
- Сформировать и закрепить знания участников проекта о правах и обязанностях детей и родителей с помощью разнообразных форм работы.
- Разработать диагностический материал по теме и проследить уровень освоения темы детьми, а также проследить динамику сформированности основных понятий у родителей с помощью диаграмм.
Формы организации работы с детьми
Формы организации работы с родителями
Этапы реализации проекта:
Тема | Формы работы | Цель | Сроки | Участники |
1этап Ознакомительный «Знакомимся с правовой документацией» | Анкетирование родителей: « Ваша семья» (Приложение №1), « Что я думаю о наказаниях детей в семье?» (Приложение№2) В уголке для родителей: Папка- передвижка: «Конвенция о правах ребенка» (Приложение№3); « Взрослым о правах ребенка» (Приложение №4); Разработка памяток для родителей и ознакомление с ними: «Защита прав и достоинств ребенка в семье» (Приложение №5); « Права детей в соответствии с конвенцией о правах ребенка» (приложение №6) Оформление информационного буклета: «Дети имеют право…» (Приложение №7) Для детей: Оформление уголка в группе: « Ты имеешь право» (Приложение №8) Ознакомительная беседа: « Каждый ребенок имеет право» (Приложение №9) Чтение художественной литературы по теме: -сказки: «Маугли», «Лягушка- путешественница», «Гуси-лебеди», «Айболит», «Дюймовочка», «Бременские музыканты».(Приложение № 10) Сюжетно- ролевые игры: «Семья», «Доктор» (Приложение №11) Мониторинг эффективности на начало работы над проектом | Цель: Познакомить родителей с содержанием основных документов, ,регулирующими права ребенка Дать детям элементарные знания и представления об их правах и о том, что они могут быть нарушены | январь | Родители, воспитатели, дети старшего дошкольного возраста |
2 этап Основной | Работа с родителями : Семинар- практикум: «Права ребенка»; в рамках семинара- работа с карточками по теме. (Приложение №12) Работа с детьми: НОД «Я – человек. У меня есть права» (Приложение №13) Развивающие игры по правовому воспитанию по картотеке. (Приложение №14) НОД «Генеало-гическое древо» (Приложение № 15) Викторина: «Права и сказки» (Приложение №16) | Цель: Формировать понимание взаимозависимости между правами детей и обязанностями родителей Цель: Закреплять знания детей о своих правах; способствовать формированию у них чувства собственного достоинства | 1-3 неделя февраля | |
3 этап Заключительный | Итоговое мероприятие: КВН «Мы знаем свои права» (совместно с родителями) (Приложение № 17) Выставка «Генеалогическое древо» (Приложение №18) Размещение в уголке для родителей доклада из опыта работы Терентьевой Н.А. « Профилактическая работа в дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников по формированию правовой культуры» ( Приложение № 19) Мониторинг эффективности на заключительном этапе работы над проектом | Цель: Содействовать развитию детско- родительских отношений в сфере правового воспитания | 4 неделя февраля |
Мониторинг эффективности работы над проектом
Методы диагностики и критерии оценки:
- Беседа с использованием проблемных ситуаций
- Наблюдения
- анализ продуктивной деятельности
Уровни усвоения:
Низкий- не знает свои права, частично называет обязанности;
- поведение неустойчивое, ситуативное;
- знает правила поведения, но не следует им;
- слабо ориентируется в эмоциональном состоянии окружающих;
- испытывает трудности в общении;
- наблюдаются частично негативные проявления в поведении
Средний - поведение и общение положительно направлено;
- имеет представление о правах и обязанностях;
- знает правила поведения, но требуется направление взрослых;
- проявляет сочувствие к окружающим;
- воздерживается от повторения негативных поступков
Высокий- поведение и общение устойчиво положительное;
- знает права и обязанности в соответствии с возрастом;
- владеет разными формами культурного общения;
- понимает эмоциональное состояние окружающих, выражает готовность помочь.
Диагностика уровня правовой культуры родителей
Методы: анкетирование и опрос
ЦЕЛЬ: выявить знания родителей об основных документах, обеспечивающих защиту прав ребенка; представления о правовых нормах в процессе воспитания ребенка.
Ожидаемые результаты:
1.Создание условий для ознакомления детей и родителей с содержанием основных правовых документов: оформление наглядного и практического материала: папка- передвижка: «Конвенция о правах ребенка», « Взрослым о правах ребенка», разработка памяток для родителей и ознакомление с ними: «Защита прав и достоинств ребенка в семье»,« Права детей в соответствии с конвенцией о правах ребенка», Оформление информационного буклета: «Дети имеют право…», оформление уголка в группе: « Ты имеешь право», «Генеалогическое дерево» и другие.
2. Разработка и проведение мероприятий в соответствии с планом реализации проекта
3. Определение динамики формирования основ правового сознания у старших дошкольников.
4.Разрабока опросников о позиции родителей в воспитании ребенка для определения линии работы с родителями по правовому воспитанию.
Анализ реализации проекта
Анализ работы над проектом показал, что дошкольники начали понимать, что в любой трудной ситуации они могут найти поддержку через телефоны доверия и службы помощи детям. В игровой форме проведена викторина, творческие занятия, развивающие игры, совместные мероприятия детей и родителей, позволяющие детям осознать значимость каждого человека в обществе. Дети могут назвать свои основные права: право на жизнь, право на дом и семью, право на имя, право на охрану здоровья, право на образование и развитие способностей и прочие. С целью ознакомления родителей с правами ребенка и обязанностями взрослых по отношению к ним мною проводились анкетирования. Использовался наглядный материал (папки – передвижки, буклеты, памятки и др.), а также были проведено практическое занятие - семинар «Права ребенка». Итоговым мероприятием над проектом проведен КВН «Мы знаем свои права» (совместно с родителями).
Результаты диагностики сформированности основ правового сознания у старших дошкольников (период проекта)
Анализ: проведена диагностика с группой дошкольников (20 человек) на начало и конец реализации проекта. Результат свидетельствует о том, что дети владеют формами культурного общения в соответствии с возрастом, ориентируются в своих правах и обязанностях, воздерживаются от негативных поступков.
Вывод: за период проекта повысился уровень элементарных правовых знаний у дошкольников, их общая культура общения и поведения.
Уровень правовой культуры родителей (по результатам опроса и анкетирования)
Анализ: работа над проектом показала значительное повышение представлений родителей о правовых нормах в процессе воспитания ребенка. Обогатились знания родителей о правовых документах, определяющих права взрослых и детей. Изменилась позиция родителей в отношении ребенка - 80% родителей считают, что должны быть благодарны ребенку за его доверие и любовь.
Вывод: наблюдается повышение правовой и педагогической культуры
Считаю, что разработанный мной проект является эффективным и актуальным на современном этапе жизни в обществе. Проведенные опросы родителей подтверждают, что данную тему необходимо продолжать разрабатывать и использовать в своей практике.
Перспективы в работе над проектом
- Разработать перспективный план по взаимодействию с семьями группы риска и дневник наблюдений за этими семьями.
- Разработать совместный проект по правовому воспитанию для реализации задач по тесному взаимодействию с окружающим социумом (школа, библиотека, музей, органы опеки и попечительства, комиссия по делам несовершеннолетних и др.)
- Продолжать работу по развитию предметно-развивающей среды для формирования основ правового сознания у старших дошкольников и их родителей (законных представителей)
- Организация совместных праздников и досугов
Трудности в работе над проектом
- Трудности в общении с семьями с низким педагогическим потенциалом, с неблагоприятной воспитательной обстановкой в семье.
- Недостаточно методической и художественной литературы по теме проекта
Используемая литература:
«Декларация прав ребенка» М. 2009г.
«Закон РФ «Об образовании» М.2009г.
«Конвенция о правах ребенка» М. 2007г
«Конституция РФ» С-П.2009г.
«Об основных гарантиях прав ребѐнка в Российской Федерации» М.2010г.
«Семейный Кодекс Российской Федерации» М 2009г.
О. И. Давыдова. СМ. Вялова « Беседы об ответственности и правах ребенка» Москва 2008
С. Козлова« Мы имеем право Москва 2010
Н. Н. Копытова « Правовое образование в ДОУ» Москва 2007
Т. А. Харитончик « Правовое воспитание» Волгоград 2008
СВ. Чиркова « Родительские собрания в детском саду» Средняя группа, старшая группа Москва 2009 Т. А. Шорыгина « Беседы о правах ребенка» Москва 2007
Журнал « Ребенок в детском саду» № 4—7 2005г
Интернет-ресурс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детско-взрослый познавательно-исследовательский проект для детей младшего дошкольного возраста «Зачем кошке хвост?»
Детско-взрослый познавательно-исследовательский проект для детей младшего дошкольного возраста....
Детско – взрослый познавательно-исследовательский проект С детьми старшего дошкольного возраста «Волшебница Соль» по методу Савинкова
Проблемная ситуация:Каждый день мы употребляем в пищу соль и не знаем откуда она появилась? Приносит она пользу или вред?Однажды утром дети старшей группы, съев утром кашу, обратились к воспитателю с ...
Детско-взрослый познавательно- исследовательский проект для детей дошкольного возраста «Зачем кошке хвост?»
Проект для детей...
Детско – взрослый познавательно- исследовательский проект «Сладкий, кислый соленый»
Цель проекта: Узнать, изменится ли вкус продуктов, если их посолить или подсластить Задачи педагога: Формировать представление детей о вкусах продуктов.Создать условия для исследовательской деяте...
Детско–взрослый информационно-творческий проект «Зимующие птахи»
С явлениями окружающего мира, в частности живой природы, ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт детей 3-4 лет не может служить материалом для самостоятель...
Детско-взрослый, творческо-патриотический проект"Музей одной картины "
Проект побуждающий детей к ознакомлению творчества художников и созданию панно по репродукции картины...
Проект детско-взрослый на тему: « Проект программы социального партнерства ДОО с семьями воспитанников»
Цель: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя интересов друг друга, и ...