Детско-взрослый педагогический проект Правознайка
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Необходимость усиления внимания к ребенку, как к личности, субъекту социально- правовых отношений, наделенному определенными правами. Изменения в российском обществе (социальные, политические, экономические) предполагают переоценку роли ребенка в нем. А так же возникла необходимость понимания роли взрослого в жизни ребенка: его власть не безгранична. Ребенок должен знать свои права, гарантированные законами страны, в которой он живет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_prekta_pravoznayka.doc169.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 3 «ОДУВАНЧИК»  г. ДЕМИДОВА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

(МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 3 «ОДУВАНЧИК»  г. ДЕМИДОВА)

Совместный проект для родителей и детей старшего дошкольного возраста

« Правознайка»

Воспитатель Терентьева Наталья Анатольевна

2019

Тема проекта: «Правознайка»

Срок реализации проекта: январь – май 2019 года

Направленность проекта: информационно - познавательный

Состав участников проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители

Актуальность:

Возникла необходимость усиления внимания к ребенку, как к личности, субъекту социально- правовых отношений, наделенному определенными правами. Изменения в российском обществе (социальные, политические, экономические) предполагают переоценку роли ребенка в нем.

А так же возникла необходимость понимания роли взрослого в жизни ребенка: его власть не безгранична. Ребенок должен знать свои права, гарантированные законами страны, в которой он живет

Цель: Способствовать формированию основ правового сознания  у родителей и детей старшего дошкольного возраста посредством разнообразных форм работы.

Задачи:

  1. Создать условия для ознакомления детей и родителей с  содержанием основных правовых документов, регулирующими права и обязанности детей и родителей.
  2. Разработать и провести ряд мероприятий с родителями и детьми по формированию правового сознания и нравственных представлений.
  3. Сформировать и закрепить знания участников проекта о правах и обязанностях детей и родителей с помощью разнообразных форм работы.
  4. Разработать диагностический материал по теме и проследить уровень освоения темы детьми, а также проследить динамику сформированности основных понятий у родителей с помощью диаграмм.

Формы организации работы с детьми

Формы организации работы с родителями

                           

 Этапы реализации проекта:

      Тема

Формы работы

Цель

Сроки

Участники

1этап Ознакомительный

«Знакомимся с правовой документацией»

Анкетирование родителей: « Ваша семья» (Приложение №1), « Что я думаю о  наказаниях детей в семье?» (Приложение№2)

В уголке для родителей:

Папка- передвижка: «Конвенция о правах ребенка» (Приложение№3); « Взрослым о правах ребенка» (Приложение №4);

Разработка  памяток для родителей и ознакомление с ними: «Защита прав и достоинств ребенка в семье» (Приложение №5);

« Права детей в соответствии с конвенцией о правах ребенка» (приложение №6)

Оформление информационного буклета: «Дети имеют право…» (Приложение №7)

Для детей:

Оформление уголка в группе: « Ты имеешь право» (Приложение №8)

Ознакомительная беседа: « Каждый ребенок имеет право» (Приложение №9)

Чтение художественной литературы по теме:

-сказки: «Маугли», «Лягушка- путешественница»,

«Гуси-лебеди», «Айболит», «Дюймовочка», «Бременские музыканты».(Приложение № 10)

Сюжетно- ролевые игры: «Семья», «Доктор» (Приложение №11)

Мониторинг эффективности на начало работы над проектом

 Цель: Познакомить родителей с содержанием основных документов, ,регулирующими права ребенка

Дать детям элементарные знания и представления об их  правах и о том, что они могут быть нарушены

январь

Родители, воспитатели, дети старшего дошкольного возраста

2 этап

Основной

Работа с родителями :

Семинар- практикум: «Права ребенка»; в рамках семинара- работа с карточками по теме. (Приложение №12)

Работа с детьми:

НОД «Я – человек. У меня есть права» (Приложение №13)

Развивающие игры по правовому воспитанию по картотеке. (Приложение №14)

НОД «Генеало-гическое древо» (Приложение № 15)

Викторина: «Права и сказки» (Приложение №16)

Цель: Формировать понимание взаимозависимости между правами детей и обязанностями родителей

Цель: Закреплять знания детей о своих правах;

способствовать формированию у них чувства собственного достоинства

1-3 неделя

февраля

3 этап

Заключительный

Итоговое мероприятие: КВН «Мы знаем свои права» (совместно с родителями) (Приложение № 17)

Выставка «Генеалогическое древо» (Приложение №18)

Размещение в уголке для родителей доклада из опыта работы Терентьевой Н.А. « Профилактическая работа в дошкольной  образовательной организации с семьями воспитанников по формированию правовой культуры»

 ( Приложение № 19)

 Мониторинг эффективности на заключительном этапе работы над проектом

Цель: Содействовать развитию детско- родительских отношений в сфере правового воспитания

4 неделя февраля

Мониторинг эффективности работы над проектом                                                            

 Методы диагностики и критерии оценки:

  • Беседа с использованием           проблемных ситуаций
  • Наблюдения
  • анализ продуктивной       деятельности    

     

 

  Уровни усвоения:

Низкий- не знает свои права, частично называет обязанности;

     - поведение неустойчивое, ситуативное;

     - знает правила поведения, но не следует им;

     - слабо ориентируется в эмоциональном состоянии окружающих;

     - испытывает трудности в общении;

     - наблюдаются частично негативные проявления в поведении

Средний - поведение и общение положительно направлено;

      - имеет представление о правах и обязанностях;

      - знает правила поведения, но требуется направление взрослых;

      - проявляет сочувствие к окружающим;

      - воздерживается от повторения негативных поступков

Высокий- поведение и общение устойчиво положительное;

      - знает права и обязанности в соответствии с возрастом;

      - владеет разными формами культурного общения;

      - понимает эмоциональное состояние окружающих, выражает готовность помочь.

Диагностика уровня правовой культуры родителей

Методы: анкетирование и опрос

ЦЕЛЬ: выявить знания родителей об основных документах, обеспечивающих защиту прав ребенка; представления о правовых нормах в процессе воспитания ребенка.

Ожидаемые результаты:

1.Создание условий для ознакомления детей и родителей с  содержанием основных правовых документов: оформление наглядного и практического материала:  папка- передвижка: «Конвенция о правах ребенка», « Взрослым о правах ребенка», разработка  памяток для родителей и ознакомление с ними: «Защита прав и достоинств ребенка в семье»,« Права детей в соответствии с конвенцией о правах ребенка», Оформление информационного буклета: «Дети имеют право…», оформление уголка в группе: « Ты имеешь право», «Генеалогическое дерево» и другие.

2. Разработка и проведение мероприятий в соответствии  с планом реализации проекта

3. Определение динамики формирования основ правового сознания у  старших дошкольников.

4.Разрабока опросников о позиции родителей в воспитании ребенка  для определения линии работы с родителями по правовому воспитанию.

Анализ реализации проекта

Анализ работы над проектом показал, что дошкольники начали понимать, что в любой трудной ситуации они могут найти поддержку через  телефоны доверия и службы помощи детям. В игровой форме  проведена викторина, творческие занятия, развивающие игры, совместные мероприятия детей и родителей, позволяющие детям осознать значимость каждого человека в обществе. Дети могут назвать свои основные права: право на жизнь, право на дом и семью, право на имя, право на охрану здоровья, право на образование и развитие способностей и прочие. С целью ознакомления родителей с правами ребенка и обязанностями взрослых по отношению к ним мною проводились  анкетирования. Использовался наглядный материал (папки – передвижки, буклеты,  памятки и др.), а также были проведено практическое занятие - семинар «Права ребенка». Итоговым мероприятием над проектом проведен КВН «Мы знаем свои права» (совместно с родителями).  

Результаты диагностики сформированности основ правового сознания у  старших дошкольников (период проекта)

Анализ: проведена диагностика с группой дошкольников (20 человек) на начало и конец реализации проекта. Результат свидетельствует о том, что дети владеют формами культурного общения в соответствии с возрастом, ориентируются в своих правах и обязанностях, воздерживаются от негативных поступков.  

Вывод: за период проекта повысился уровень элементарных правовых знаний у дошкольников, их общая культура общения и поведения.

 Уровень правовой культуры родителей  (по результатам опроса и анкетирования)

                     

Анализ: работа над проектом показала значительное повышение представлений родителей о правовых нормах в процессе воспитания ребенка. Обогатились знания родителей о правовых документах, определяющих права взрослых и детей. Изменилась позиция родителей в отношении ребенка - 80% родителей считают, что должны быть благодарны ребенку за его доверие и любовь.

Вывод: наблюдается повышение правовой и педагогической культуры

Считаю, что разработанный мной проект является эффективным и актуальным на современном этапе жизни в обществе. Проведенные опросы родителей  подтверждают, что данную тему необходимо продолжать разрабатывать и использовать в своей практике.

Перспективы в работе над проектом

  1. Разработать перспективный план по взаимодействию с семьями группы риска и дневник наблюдений за этими семьями.
  2. Разработать совместный проект по правовому воспитанию для реализации задач по тесному взаимодействию с окружающим  социумом (школа, библиотека, музей, органы опеки и попечительства, комиссия по делам несовершеннолетних и др.)
  3. Продолжать работу по развитию предметно-развивающей среды для формирования основ правового сознания у старших дошкольников и их родителей (законных представителей)
  4. Организация совместных праздников и досугов  

Трудности в работе над проектом

  1. Трудности в общении с семьями с низким педагогическим потенциалом, с неблагоприятной воспитательной обстановкой в семье.
  2. Недостаточно методической и художественной литературы по теме проекта

                 

         

Используемая литература:

«Декларация прав ребенка» М. 2009г.

«Закон РФ «Об образовании» М.2009г.

 «Конвенция о правах ребенка» М. 2007г

«Конституция РФ» С-П.2009г.

«Об основных гарантиях прав ребѐнка в Российской Федерации» М.2010г.

«Семейный Кодекс Российской Федерации» М 2009г.

 О. И. Давыдова. СМ. Вялова « Беседы об ответственности и правах ребенка» Москва 2008

С. Козлова« Мы имеем право Москва 2010

Н. Н. Копытова « Правовое образование в ДОУ» Москва 2007

 Т. А. Харитончик « Правовое воспитание» Волгоград 2008

 СВ. Чиркова « Родительские собрания в детском саду» Средняя группа, старшая группа Москва 2009 Т. А. Шорыгина « Беседы о правах ребенка» Москва 2007

Журнал « Ребенок в детском саду» № 4—7 2005г

Интернет-ресурс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-взрослый познавательно-исследовательский проект для детей младшего дошкольного возраста «Зачем кошке хвост?»

Детско-взрослый познавательно-исследовательский проект для детей младшего дошкольного возраста....

Детско – взрослый познавательно-исследовательский проект С детьми старшего дошкольного возраста «Волшебница Соль» по методу Савинкова

Проблемная ситуация:Каждый день мы употребляем в пищу соль и не знаем откуда она появилась? Приносит она пользу или вред?Однажды утром дети старшей группы, съев утром кашу, обратились к воспитателю с ...

Детско – взрослый познавательно- исследовательский проект «Сладкий, кислый соленый»

Цель проекта: Узнать, изменится ли вкус продуктов, если их посолить или подсластить Задачи педагога: Формировать представление детей о вкусах продуктов.Создать условия для исследовательской деяте...

Детско–взрослый информационно-творческий проект «Зимующие птахи»

С явлениями окружающего мира, в частности живой природы, ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт детей 3-4 лет не может служить материалом для самостоятель...

Детско-взрослый, творческо-патриотический проект"Музей одной картины "

Проект побуждающий детей к ознакомлению творчества художников и созданию панно по репродукции картины...

Проект детско-взрослый на тему: « Проект программы социального партнерства ДОО с семьями воспитанников»

Цель: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя интересов друг друга, и ...