ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА ДОО
статья
Самообразование сегодня является одной из важных форм в системе непрерывного повышения квалификации педагогов ДОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.19 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА ДОО
Маликова Л.И.
Научный руководитель: И.Г. Боронилова,
г.Уфа
Развитие личности педагогов ДО связано неразрывно с их стремлением самостоятельно обогащать свои знания. Кроме того, самообразование сегодня является одной из важных форм в системе непрерывного повышения квалификации педагогов ДОО.
Одно из условий повышения качества работы ДОО – это дифференцированное оказание помощи педагогу, основой которой является диагностика его профессионального уровня.
В итоге эффективность определяется самообразованием педагога, то есть его самостоятельной работой. Непрерывная работа педагогов над совершенствованием собственного развития является важной в силу специфики их педагогической деятельности, которая направлена на воспитание и развитие детей. Педагогу не может обойтись без глубоких знаний психологических и педагогических основ воспитания и обучения, без всесторонней компетентности и информированности в выдвигаемых профессиональной деятельностью и жизнью вопросах. Лишь путём творческих поисков и самообразования педагог может прийти к своему мастерству. Поэтому стремление постоянно самосовершенствоваться, должно быть потребностью всех педагогов ДОО.
Самообразование является самостоятельным приобретением знаний из разных источников с учетом склонностей и интересов каждого отдельного человека. Как процесс, сопровождающийся овладением знаний, оно связано тесно с самовоспитанием и является составной его частью. Самообразование помогает в адаптации в постоянно меняющейся политической и социальной среде.
Обществом предъявляются постоянно требования к системе образования. Меняются принципы, приоритетные методы и формы организации воспитания в ДОО. Разрабатываются новые технологии, программы, в которых обновляются содержание, вариативность форм проведения познавательного занятия, режимных моментов.
Педагогу ДОО следует знакомиться своевременно с новациями, пополнять свой профессиональный потенциал, совершенствовать свое мастерство, применять новые технологии образования на практике. Воспитателю необходимо в течение учебного года заниматься углубленно проблемами, решение которых вызывает некоторые затруднения или которые являются предметом особого его интереса.
Самообразование – это познавательная деятельность человека, которая управляется человеком, осуществляется на добровольной основе и необходима для совершенствования осознанного какого-либо качества индивида.
Способность педагога к самообразованию не формируется одновременно при получении диплома об окончании педагогического вуза, а развивается в течение работы с различной информацией, самоанализа и анализа деятельности. Но это не обозначает, что самообразованием следует заниматься только педагогам со стажем. Потребность в самообразовании возникает на любом этапе профессионального роста педагогов, так как это условие удовлетворения потребности самоутверждения. К примеру, Р. Фуллер в классификации представляет три стадии в профессиональном становлении педагога, сопровождающиеся процессом самообразования [2, с. 38]:
- «выживание» (первый год работы, отмечающийся профессиональными личными трудностями);
- «адаптация» (от двух до пяти лет работы, характеризующийся особым вниманием воспитателей к профессиональной деятельности своей);
- «зрелость» (от шести до восьми лет работы, характеризующийся желанием самостоятельно провести педагогическое исследование и стремлением переосмыслить собственный опыт).
Способность к самообразованию - один из показателей профессиональной компетентности педагога ДОО. Современному воспитателю необходимо обладать следующими качествами [3, с. 41]:
- гармонично развитый, внутренне богатый, стремящийся к духовному, общекультурному, профессиональному и физическому совершенству;
- умение отбирать более эффективные средства, технологии и приемы воспитания и обучения для реализации поставленной задачи;
- умение организовать деятельность рефлексивную;
- обладание высоким уровнем профессиональной компетентности, многогранностью интересов;
- педагогу постоянно следует совершенствовать свои умения и знания, заниматься самообразованием.
Современной системой образования требуется постоянное совершенствование знаний педагога. Знания получать можно различными способами.
Сегодня педагогам ДОО предлагается большой выбор услуг повышения квалификации: очное, очно-заочное и заочное обучение в учебном заведении, курсы повышения квалификации, семинары и т.д.
Инновационными направлениями методической работы по самообразованию являются:
- маркетинговое: изучение спроса педагогов;
- социально-адаптивное: выстраивание траектории в личном профессиональном успехе;
- информационное: создание единой организационной, информационной, коммуникативной, методической учебно-воспитательной среды в ДОО;
- психолого-педагогическое: поддержка педагогов психологическая;
- научно-экспериментальное: вовлечение воспитателей в исследовательскую работу ДОО;
- управленческое: повышение уровня компетентности педагогического коллектива.
Основные критерии самообразования педагогов ДОО - эффективность педагогической профессиональной деятельности (повышение воспитанности дошкольников, качества образовательного процесса), творческий рост педагога, внедрение педагогической новых технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОО.
Условиями формирования мотивации профессионального самосовершенствования педагогов ДОО являются:
-мотив успеха;
-мотив преодоления профессионального затруднения;
-мотив, который направлен на улучшение материального благополучия,
- мотивы профессионального признания,
- карьерный мотив и др.
Условиями профессионального роста педагогов ДОО являются:
- самообразовательная работа над докладом по теме;
- чтение педагогической, предметной и методической литературы;
- обзор информации в Интернете по выбранной теме;
- посещение конференций, семинаров, ООД коллег;
- совещания, дискуссии, обмен с коллегами опытом;
- прохождение систематическое курсов повышения квалификации;
- проведение открытого занятия для анализа со стороны коллег;
- изучение информационных компьютерных технологий;
- общение с коллегами в ДОО в Интернете, на работе;
- участие в Интернете в конкурсах;
- помещение собственной разработки на сайте в Интернете [2, с. 40].
Овладение новой информацией помогает воспитателю решить новые задачи, или справиться со старыми с большим успехом.
Процесс самообразования предусматривает углубление и расширение профессиональных методических умений и знаний, развитие уровня профессиональной подготовки.
Невозможно самообразование без умения четкой формулировки цели, конкретизации проблемы и фокусирования своего внимания на главной, значимой детали, творческого переосмысливания процесса обучения и приобретаемых знаний. Особое место в процессе самообразовании принадлежит способности педагога к поиску нового и рефлексивному осмыслению.
Существуют следующие формы самообразования педагогов:
- индивидуальная, которая предполагает самостоятельную работу над повышением методического и профессионального уровня;
- коллективная, которая направлена на активное участие в методической работе ДОО педагогов.
Формами организации самообразования являются:
1. Курсы повышения квалификации.
2. Второе высшее образование или вторая специальность.
3. Дистанционные конференции, олимпиады, семинары, конкурсы.
4. Индивидуальная работа, включающая:
- научная исследовательская работа по конкретной проблеме;
- изучение литературы (научной, методической), посещение библиотек;
- участие в научно-методическом объединении, педагогическом совете;
- изучение необходимой информации в сети Интернет;
- посещение занятий других педагогов, обмен опытом;
- теоретическая разработка и практическая апробация занятия, ООД, мероприятия.
5. Сетевое педагогическое сообщество, представляющее собой интернет-ресурс, который создан для общения педагогов всех регионов страны, которые обмениваются опытом и информацией.
Результативность самообразования:
- пополнение и конкретизация имеющихся знаний, самоанализ;
- развитие потребности в пополнении профессиональных знаний, гибкости мышления, умения моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс;
- развитие творческого потенциала;
- повышение профессионального образовательного уровня;
- проведение научно-практической и исследовательской деятельности;
- повышение качества воспитательно-образовательного процесса в ДОО.
Таким образом, самообразование является многокомпонентной профессионально и личностно значимой самостоятельной познавательной деятельностью педагога, которая включает в себя предметное, общеобразовательное, методическое и психолого-педагогическое самообразование. Целью самообразования педагогов дошкольного образования являются расширение психологических и общепедагогических знаний для совершенствования и обогащения методов воспитания и обучения, углубление знаний по различным методикам, владение достижениями передовой педагогической практики и науки, повышение общекультурного уровня воспитателя. Самообразование дает положительный результат в случае, если оно ведется планомерно, систематически и целенаправлено. Таким образом, самообразование будет способствовать повышению профессионального мастерства и развитию творческой активности педагогов ДОО.
Использованная литература
- Боронилова И.Г. Передовой педагогический опыт. – Уфа: Восточный университет, 2008. – 108 с.
- Копылова, И.А. Самообразование педагога как условие профессионального роста / И.А. Копылова. - СПб.: Свое издательство, 2015. - 239 с.
- Лукина, Л.И. Организационные аспекты работы с педагогическими кадрами ДОУ. / Л.И. Лукина. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ. URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 06.04.2017)
- Федеральный государственный образовательный стандарт о дошкольном образовательном учреждении от 17 октября 2013 г. № 1155. URL: http://www.firo.ru/ (дата обращения: 06.04.2017)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/29/picture-357113-1385698663.jpg)
Обобщение опыта по теме "Организация самообразования педагогов"
Как показала практика, далеко не все педагоги способны самостоятельно проявлять инициативу с целью переосмысления и перестройки своей деятельности. Они нуждаются в помощи по вопросу формулирования тем...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/20/picture-441113-1579519243.jpg)
"Организация самообразования педагогов"
В тексте консультации представлена важность организации самообразования педагогов в ДОУ. Дано определение данному понятию. Определены основные направления самообразования. Также приведены этапы и соде...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/14/picture-699833-1447497503.jpg)
Технология организации самообразования педагогов.
Учитель живет до тех пор, пока он учится,как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.К.Д.УшинскийСамообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общест...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/09/picture-1215336-1586383863.jpg)
Организация самообразования педагогов в условиях реализации профессионального стандарта педагога
Организация методической работы по самообразованию педагогов, перечень испоьзуемых методик для определения потребности в самообразовании, алгоритм деятельности педагога по организации самообразования....
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/16/picture-1198618-1610777644.jpg)
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье приведены формы организации самообразования педагога ДО. Автором дано определение понятия «самообразование», определены стадии профессионального становления педагога ДО, обозначены основные н...
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/27/picture-1372689-1687851690.jpg)
Памятка по организации самообразования педагога
Алгоритм работы над темой самообразования.Подбор темыОпределение целей и задач, дата начала работы над темойПодбор источников самообразованияПодбор видов деятельности в рамках работы...
Методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений «Организация самообразования педагогов дошкольного учреждения»
Методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений«Организация самообразования педагогов дошкольного учреждения»...
- Мне нравится (1)