ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА ДОО
статья

Маликова Лениза Ильгизаровна

Самообразование сегодня является одной из важных форм в системе непрерывного повышения квалификации педагогов ДОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx22.19 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА ДОО

Маликова Л.И.

Научный руководитель: И.Г. Боронилова,

 г.Уфа

Развитие личности педагогов ДО связано неразрывно с их стремлением самостоятельно обогащать свои знания. Кроме того, самообразование сегодня является одной из важных форм в системе непрерывного повышения квалификации педагогов ДОО.

Одно из условий повышения качества работы ДОО – это дифференцированное оказание помощи педагогу, основой которой является диагностика его профессионального уровня.

В итоге эффективность определяется самообразованием педагога, то есть его самостоятельной работой. Непрерывная работа педагогов над совершенствованием собственного развития является важной в силу специфики их педагогической деятельности, которая направлена на воспитание и развитие детей. Педагогу не может обойтись без глубоких знаний психологических и педагогических основ воспитания и обучения, без всесторонней компетентности и информированности в выдвигаемых профессиональной деятельностью и жизнью вопросах. Лишь путём творческих поисков и самообразования педагог может прийти к своему мастерству. Поэтому стремление постоянно самосовершенствоваться, должно быть  потребностью всех педагогов ДОО.

Самообразование является самостоятельным приобретением знаний из разных источников с учетом склонностей и интересов каждого отдельного человека. Как процесс, сопровождающийся овладением знаний, оно связано тесно с самовоспитанием и является составной его частью. Самообразование помогает в адаптации в постоянно меняющейся политической и социальной среде.

Обществом предъявляются постоянно требования к системе образования. Меняются принципы, приоритетные методы и формы организации воспитания в ДОО. Разрабатываются новые технологии, программы, в которых обновляются содержание, вариативность форм проведения познавательного занятия, режимных моментов.

Педагогу ДОО следует знакомиться своевременно с новациями, пополнять свой профессиональный потенциал, совершенствовать свое мастерство, применять новые технологии образования на практике. Воспитателю необходимо в течение учебного года  заниматься углубленно проблемами, решение которых вызывает некоторые затруднения или которые являются предметом особого его интереса.

Самообразование – это познавательная деятельность человека, которая управляется человеком, осуществляется на добровольной основе и необходима для совершенствования осознанного какого-либо качества индивида.

Способность педагога к самообразованию не формируется одновременно при получении диплома об окончании педагогического вуза, а развивается в течение работы с различной информацией, самоанализа и анализа деятельности. Но это не обозначает, что самообразованием следует заниматься только педагогам со стажем. Потребность в самообразовании возникает на любом этапе профессионального роста педагогов, так как это условие удовлетворения потребности самоутверждения. К примеру, Р. Фуллер в классификации представляет три стадии в профессиональном становлении педагога, сопровождающиеся процессом самообразования [2, с. 38]:

  • «выживание» (первый год работы, отмечающийся профессиональными личными трудностями);
  • «адаптация» (от двух до пяти лет работы, характеризующийся особым вниманием воспитателей к профессиональной деятельности своей);
  • «зрелость» (от шести до восьми лет работы, характеризующийся желанием самостоятельно провести педагогическое исследование и стремлением переосмыслить собственный опыт).

Способность к самообразованию - один из показателей профессиональной компетентности педагога ДОО. Современному воспитателю необходимо обладать следующими качествами [3, с. 41]:

- гармонично развитый, внутренне богатый, стремящийся к духовному, общекультурному, профессиональному и физическому совершенству;

- умение отбирать более эффективные средства, технологии и приемы воспитания и обучения для реализации поставленной задачи;

- умение  организовать деятельность рефлексивную;

- обладание высоким уровнем профессиональной компетентности, многогранностью интересов;

- педагогу постоянно следует совершенствовать свои умения и знания, заниматься самообразованием.

Современной системой образования требуется постоянное совершенствование знаний педагога. Знания получать можно различными способами.

Сегодня педагогам ДОО предлагается большой выбор услуг повышения квалификации: очное, очно-заочное и заочное обучение в учебном заведении, курсы повышения квалификации, семинары  и т.д.  

Инновационными направлениями методической работы по самообразованию являются:

  • маркетинговое: изучение спроса педагогов;
  • социально-адаптивное: выстраивание траектории в личном профессиональном успехе;  
  • информационное: создание единой организационной, информационной, коммуникативной, методической учебно-воспитательной среды в ДОО;  
  • психолого-педагогическое:  поддержка педагогов психологическая;
  • научно-экспериментальное: вовлечение воспитателей в исследовательскую работу ДОО;
  • управленческое: повышение уровня компетентности педагогического коллектива.

Основные критерии самообразования педагогов ДОО - эффективность педагогической профессиональной деятельности (повышение воспитанности дошкольников, качества образовательного процесса), творческий рост педагога, внедрение педагогической новых технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОО.

Условиями формирования мотивации профессионального самосовершенствования педагогов ДОО являются:

-мотив успеха;

-мотив преодоления профессионального затруднения;

-мотив, который направлен на улучшение материального благополучия,

- мотивы профессионального признания,

- карьерный мотив и др.

Условиями профессионального роста педагогов ДОО являются:

  • самообразовательная работа над докладом по теме;
  • чтение педагогической, предметной и методической литературы;
  • обзор информации в Интернете по выбранной теме;
  • посещение конференций, семинаров, ООД коллег;
  • совещания, дискуссии, обмен с коллегами опытом;
  • прохождение систематическое курсов повышения квалификации;
  • проведение открытого занятия для анализа со стороны коллег;
  • изучение информационных компьютерных технологий;
  • общение с коллегами в ДОО в Интернете, на работе;
  • участие в Интернете в конкурсах;
  • помещение собственной разработки на сайте в Интернете [2, с. 40].

Овладение новой информацией помогает воспитателю решить новые задачи, или справиться со старыми с большим успехом.

 Процесс самообразования предусматривает углубление и  расширение профессиональных методических умений и знаний, развитие уровня профессиональной  подготовки.

Невозможно самообразование без умения четкой формулировки цели, конкретизации проблемы и фокусирования своего внимания на главной, значимой детали, творческого переосмысливания процесса обучения и приобретаемых знаний. Особое место в процессе самообразовании принадлежит способности педагога к поиску нового и рефлексивному осмыслению.

Существуют следующие формы самообразования педагогов:

  • индивидуальная, которая предполагает самостоятельную работу над повышением методического и профессионального уровня;
  • коллективная, которая направлена на активное участие в методической работе ДОО педагогов.

Формами организации самообразования являются:

1. Курсы повышения квалификации.

2. Второе высшее образование или вторая специальность.

3. Дистанционные конференции, олимпиады, семинары, конкурсы.

4. Индивидуальная работа, включающая:

  • научная исследовательская работа по конкретной проблеме;
  • изучение литературы (научной, методической), посещение библиотек;
  • участие в научно-методическом объединении, педагогическом совете;
  • изучение необходимой информации в сети Интернет;
  • посещение занятий других педагогов, обмен опытом;
  • теоретическая разработка и практическая апробация занятия, ООД, мероприятия.

5. Сетевое педагогическое сообщество, представляющее собой  интернет-ресурс, который создан для общения педагогов всех регионов страны, которые обмениваются опытом и информацией.

Результативность самообразования:

- пополнение и конкретизация имеющихся знаний, самоанализ;

- развитие потребности в пополнении профессиональных знаний, гибкости мышления, умения моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс;

- развитие творческого потенциала;

- повышение профессионального образовательного уровня;

- проведение научно-практической и исследовательской деятельности;

- повышение качества воспитательно-образовательного процесса в ДОО.

Таким образом, самообразование является многокомпонентной профессионально и личностно значимой самостоятельной познавательной деятельностью педагога, которая включает в себя предметное, общеобразовательное, методическое и психолого-педагогическое самообразование. Целью самообразования педагогов дошкольного образования являются расширение психологических и общепедагогических знаний для совершенствования и обогащения методов воспитания и обучения, углубление знаний по различным методикам, владение достижениями передовой педагогической практики и науки, повышение общекультурного уровня воспитателя. Самообразование дает положительный результат в случае, если оно ведется планомерно, систематически и целенаправлено. Таким образом, самообразование будет способствовать повышению профессионального мастерства и развитию творческой активности педагогов ДОО.

Использованная литература

  1. Боронилова И.Г. Передовой педагогический опыт. – Уфа: Восточный университет, 2008. – 108 с.
  2. Копылова, И.А. Самообразование педагога как условие профессионального роста / И.А. Копылова. - СПб.: Свое издательство, 2015. - 239 с.
  3. Лукина, Л.И. Организационные аспекты работы с педагогическими кадрами ДОУ. / Л.И. Лукина. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
  4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ. URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 06.04.2017)
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт о дошкольном образовательном учреждении от 17 октября 2013 г. № 1155. URL: http://www.firo.ru/ (дата обращения: 06.04.2017)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей"

Консультация включает в себя ознакомление воспитателей с информационно-аналитическими, досуговыми, познавательными, наглядно-информационными формами работы с родителями, а также содержит комментарии а...

Обобщение опыта по теме "Организация самообразования педагогов"

Как показала практика, далеко не все педагоги способны самостоятельно проявлять инициативу с целью переосмысления и перестройки своей деятельности. Они нуждаются в помощи по вопросу формулирования тем...

"Организация самообразования педагогов"

В тексте консультации представлена важность организации самообразования педагогов в ДОУ. Дано определение данному понятию. Определены основные направления самообразования. Также приведены этапы и соде...

Технология организации самообразования педагогов.

Учитель живет до тех пор, пока он учится,как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.К.Д.УшинскийСамообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общест...

Организация самообразования педагогов в условиях реализации профессионального стандарта педагога

Организация методической работы по самообразованию педагогов, перечень испоьзуемых методик для определения потребности в самообразовании, алгоритм деятельности педагога по организации самообразования....

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье приведены формы организации самообразования педагога ДО. Автором дано определение понятия «самообразование», определены стадии профессионального становления педагога ДО, обозначены основные н...

Памятка по организации самообразования педагога

Алгоритм  работы над  темой самообразования.Подбор темыОпределение целей  и задач, дата начала работы над темойПодбор источников самообразованияПодбор видов деятельности в рамках работы...