ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_formy_organizatsii_samoobrazovaniya_pedagogov_do.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Маликова Л.И.,
Аннотация. В статье приведены формы организации самообразования педагога ДО. Автором дано определение понятия «самообразование», определены стадии профессионального становления педагога ДО, обозначены основные направления работы и формы организации самообразования педагогов дошкольного образования.
Ключевые слова: самообразование, исследовательская компетентность, медиаобразованность, коадаптивное мастерство, коадаптация, формы организации самообразования.
Проблема самообразования педагогов ДО не является новой. Актуальность ее сохраняется уже на протяжении долгих лет, что обусловлено спецификой профессии педагога и изменениями, происходящими в обществе.
Глобальные информатизация, компьютеризация, принципы интегративности, непрерывности, вариативности современной системы дошкольного образования в России, осведомленность общественности о разнообразных методах и формах обучения и воспитания детей предъявляют высокие требования к воспитателям ДОО.
Л.П. Вишневская отмечает, что к основным требованиям, предъявляемым к педагогу ДО, относятся исследовательская компетентность, медиаобразованность, коадаптивное мастерство. Из этого следует, что современный педагог ДО должен владеть опытом и знаниями в области педагогических исследований, изучать педагогические факты, явления, вести самостоятельно научный поиск с целью овладения новыми знаниями о структуре, закономерностях, технологиях, содержании воспитания и обучения. Помимо этого, педагогу ДО необходимо обладать высоким уровнем адаптационных умений, которые основаны на коадаптационных знаниях. Под коадаптацией мы понимаем способность к соотнесению различных суждений, идей, теорий, понятий; выявление взаимозависимостей и взаимосвязей существующих технологий, систем. Медиаобразованность педагога ДО – овладение совокупностью систематизированных медиаумений, знаний, необходимых для реализации медиаобразования детей дошкольного возраста в педагогическом процессе [1, с.156].
Большая роль в реализации указанных характеристик педагога ДО принадлежит самому главному навыку, который присущ каждому высококвалифицированному педагогу – навыку самообразования.
По мнению И.А. Копыловой, самообразование – это специально организованная, самодеятельная, систематическая познавательная деятельность, которая направлена на достижение определенных общественно или (и) личностно значимых образовательных целей (удовлетворение профессиональных и общекультурных запросов, познавательных интересов, повышение профессиональной квалификации) [3, с.51].
Современные требования к педагогической деятельности создают необходимость постоянного обогащения и обновления своего профессионального потенциала. Требуется непрерывный процесс самообразования для того, чтобы быть профессионалом. Для этого необходимо выделить усилия и время. Самым ценным является внутренний капитал педагога. В этом заключается смысл личностной ориентации – то, что вложено в умения, способности и знания человека, оказывается дороже вложения в «недвижимость». Развивающийся специалист сможет приобрести и внешний капитал.
Профессиональное самовоспитание и самосовершенствование педагога ДО является невозможным, в принципе, если он сам не видит пробелы в собственных общепедагогических знаниях, недостаточность собственного педагогического инструментария. Начиная работу по самообразованию, профессиональному самосовершенствованию и самовоспитанию, педагог должен провести самоанализ собственной работы за определенный период, получить объективную оценку собственной деятельности от коллег и рекомендации по улучшению деятельности. Опыт педагогов, которые добились заметных успехов в своей профессиональной деятельности посредством систематической работы над собой, говорит о том, что работа по самосовершенствованию должна начинаться с углубленного анализа собственного практики, установления причин неудач и успехов. Проводя анализ процесса и результатов собственной деятельности, педагог совершает рефлексию, без которой невозможно понимание закономерностей в процессе воспитания и образования, невозможно поступательное движение к педагогическому мастерству. Ведущий компонент профессионального самовоспитания и самосовершенствования педагога ДО – самообразование, которое представляет собой целенаправленную, определенным образом осуществляемую познавательную деятельность педагога по овладению специальными и методологическими знаниями, общечеловеческим опытом, профессиональными навыками и умениями, которые необходимы для совершенствования педагогического процесса. Основой роста воспитателя как специалиста является его самообразование.
С.В. Юдакова считает, что педагог на самом деле способен образовывать и воспитывать лишь до тех пор, пока он сам работает над собственным образованием и воспитание [6, с.49]. Если он не читает, не учится, не следит за достижениями науки в своей сфере деятельности и не внедряет полученные знания в практику, он не просто отстает, а тянет назад, затрудняет решение задач, которые поставлены перед ДОО и тем самым создает сопротивление по отношению к общему движению педагогического коллектива.
Г.Б. Сабирова отмечает: «Учиться надо всегда. Все крупнейшие ученые не только учили до конца жизни, но также сами учились. Перестанешь учиться – сам не сможешь научить. Ибо знания все усложняются и растут» [4, с.39].
Актуальность проблемы непрерывного самообразования педагогов ДО обозначена самой жизнью.
С.П. Иванова считает, что в реальной практической деятельности, однако, при многочисленных обязанностях, которые отнимают большое количество времени у воспитателей, могут возникать ситуации, когда они не выходят за рамки непосредственных ежедневных дел [2, с.134]. В таком случае отношение воспитателя к своей профессии представляет собой отношение к отдельным ее сторонам. Оценка себя и профессии, соответственно, носит ситуативный, фрагментарный характер, который связан с возникающей проблемой (организация коллектива, установление дисциплины и т.д.). Такая непосредственность профессионального бытия в конце концов противоречит логике педагогической деятельности, что побуждает воспитателя оценивать себя критически в профессии.
Опыт и желание самосовершенствования является необходимой предпосылкой самообразования, предполагающее сознательную работу по развитию личностных качеств, являющихся профессионально значимыми: адаптирование собственных индивидуальных неповторимых особенностей к требованиям педагогической деятельности; непрерывное развитие социальных и нравственных личностных свойств; повышение профессиональной компетентности.
Способность к самообразованию у педагога не формируется в результате получения диплома об окончании педагогического высшего учебного заведения, а развивается при работе с источником информации, самоанализе и анализе деятельности. Но это не говорит о том, что самообразованием могут и должны заниматься лишь педагоги со стажем. Потребность в самообразовании может возникать на любом этапе во время профессионального роста педагога, так как это является одним из условий удовлетворения потребности в утверждении себя в роли воспитателя, занять в обществе достойное место с помощью профессии.
Классификацией Р. Фуллера представлено три стадии профессионального становления педагога, в каждой из которых присутствует процесс самообразования:
- выживание (первый год работы) - сопровождается профессиональными личными затруднениями;
- адаптация (2-5 лет работы) – особое внимание педагога к собственной профессиональной деятельности;
- зрелость (6-8 лет работы) – стремление переосмыслить собственный опыт и желание педагогического самостоятельного исследования [5, с.176].
Среди форм организации самообразования выделяют следующие:
- Курсовая подготовка в институте повышения квалификации. Педагогу ДО дается возможность получить квалифицированную помощь от преподавателя и обменяться опытом с коллегами. Однако данная форма самообразования является эпизодичной и проводится во время учебного года, что может привести к некоторым неудобствам, связанным с изменениями в режиме работы ДОО.
- Получение второй специальности либо второго высшего образования. У педагогов ДО появляется возможность выстроить индивидуальную траекторию образования.
- Участие в конкурсах, олимпиадах, семинарах, конференциях, прохождение дистанционных курсов повышения квалификации. Педагоги ДО при такой форме самообразования имеют возможность самостоятельно определить интересующую их тему, выбрать удобное время. Однако, некоторые большинство дистанционных курсов проводится на платной основе.
- Индивидуальная работа педагогов ДО по самообразованию:
- научно-исследовательская работа по изучению определенной проблемы;
- изучение учебной и научно-методической литературы, посещение библиотеки;
- участие в научно-методическом объединении, в педагогическом совете;
- посещение занятий коллег, обмен опытом и мнениями в вопросах содержания воспитания и обучения, организации занятий, методов работы с детьми дошкольного возраста;
- теоретическая разработка и практическая апробация различных форм занятий и материалов к ним.
- Сетевые сообщества педагогов являются новой формой организации самообразования воспитателей. Сетевое педагогическое сообщество представляет собой интернет-ресурс, который создан для общения единомышленников, педагогов разных регионов страны, которые желают рассказать о себе, поделиться опытом, узнать необходимую информацию. Сетевое сообщество дает педагогам ДО возможность пользоваться открытыми, бесплатными и свободными электронными ресурсами; самостоятельно создавать сетевое учебное содержание; осваивать информационные концепции, навыки и знаний. Данная форма самообразования позволяет педагогам в свободное, удобное для них время обменяться опытом с коллегами, получить адресную и персональную методическую помощь, получить консультацию
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что самообразование педагогов ДО является необходимым условием их профессиональной деятельности. Общество доверяет педагогам ДО своих детей и поэтому предъявляет к ним самые высокие требования. Чтобы воспитывать и обучать других, необходимо знать больше, чем остальные. Педагог дошкольного образования должен знать методику воспитания и обучения детей, владеть современными технологиями, а также иметь знания в разных сферах жизни общества.
Литература:
- Вишневская, Л.П. Самообразование как психолого-педагогическая проблема / Л.П. Вишневская, Г.В. Вишневская / Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского.- 2016.- № 16- с.156–158.
- Иванова, С.П. Современное образование и психологическая культура педагога: моногр. / С.П. Иванова. - М.: Псковский государственный педагогический институт им. С.М. Кирова, 2014. - 564 c.
- Копылова, И.А. Самообразование педагога как условие профессионального роста [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). – СПб.: Свое издательство, 2015. – С. 51-54.
- Сабирова, Г.Б. Значение самообразования / Г.Б. Сабирова // Специалист. – 2014. – № 9. – с.39-41.
- Стародубцев, В.А. Самообразование педагога / Вячеслав Алексеевич Стародубцев, Антонина Александровна Киселева // Народное образование. – 2012. – № 6. – с. 176-179.
- Юдакова, С.В. Профессионально-педагогическое самообразование: учеб. пособие / С.В. Юдакова. – Владимир: ВГПУ, 2015. - 131с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для воспитателей на тему: «Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования»
Памятка для воспитателей на тему:«Формы организации образовательного процессав дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования»...
Выступление на республиканской научно - практической конференции на тему "Организация взаимодействия педагога дошкольного образования с родителями в условиях инклюзивного образования"
На сегодняшний день остро встал вопрос об альтернативных вариантах обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. У детей могут быть разные отклонения, влияющие на пр...
Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования
Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования...
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА ДОО
Самообразование сегодня является одной из важных форм в системе непрерывного повышения квалификации педагогов ДОО....
план по самообразованию педагога дошкольного образования
: систематизация деятельности педагога, определение и реализация «точек роста» в профессии «на рабочем месте»; мотивирование на непрерывное профессиональное совершенствование....
Памятка для воспитателей на тему: «Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования»
Памятка для воспитателей на тему: «Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования»...
Консультация для педагогов в формате деловой игры по теме: «Формы организации работы по экологическому образованию в дошкольном учреждении по ФГОС»
Недалеко то время, когда сегодняшние мальчишки и девчонки станут взрослыми людьми, и на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу всей Земли. ...
- Мне нравится (1)