Методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений «Организация самообразования педагогов дошкольного учреждения»
консультация (старшая группа)
Методические рекомендации
для воспитателей дошкольных учреждений
«Организация самообразования педагогов
дошкольного учреждения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_metodicheskie_rekomendatsii_k_samoobrazovaniyu.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
для старших воспитателей дошкольных учреждений
«Организация самообразования педагогов
дошкольного учреждения»
Методическая работа в дошкольном учреждении – это целостная, основанная, на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога и коллектива в целом.
Одним из условий повышения качества работы дошкольного учреждения является дифференцированное оказание помощи педагогам на основе диагностики их профессионального уровня. Задача старшего воспитателя – оказать помощь конкретному воспитателю в решении тех проблем, которые вызывают у него затруднение или являются предметом его интересов. Однако эффективность работы в конечном итоге определяется самостоятельной работой педагога, его самообразованием. Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству.
* * *
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течение учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.
Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:
- Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
- Изучение учебной и научно-методической литературы;
- Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
- Изучение новых программ и педагогических технологий;
- Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
- Повышение общекультурного уровня.
Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.
Для молодых специалистов:
- Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;
- Формирование основ педагогического мастерства;
- Развитие умений и конструктивных способностей.
Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:
- Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
- Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.
Для опытных, творчески-работающих воспитателей:
- Развитие способностей к проектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
- Проявление творческого потенциала педагога;
- Пропаганда своих достижений;
- Развитие исследовательской деятельности.
Для педагогов без специального образования:
- Овладение методикой работы с детьми;
- Адаптация к педагогической деятельности.
Тематикой самообразования также может быть:
- одна из годовых задач ДОУ;
- проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
- пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.
Успешность педагога в профессиональном самообразовании напрямую зависит от поддержки и помощи старшего воспитателя. Методическое сопровождение необходимо воспитателю:
- в определении темы, целей и задач;
- в планировании работы по самообразованию;
- в ходе реализации плана;
- в изучении и анализе результативности своей работы.
Алгоритм работы над темой самообразования
- Подбор темы
- Определение целей и задач
- Дата начала работы над темой
- Подбор видов деятельности в рамках работы над методической темой
- Подбор источников самообразования
- Результаты самообразования и их трансляция на уровне детского сада, района, округа, города.
Этапы и содержание работы по самообразованию
Этапы | Содержание деятельности | |
педагога | старшего воспитателя | |
Аналитический | Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач. | Педагогическая диагностика и всесторонний анализ деятельности педагога. |
Планово-прогностический | Планирование работы по самообразованию: • составление плана или программы самообразования • определение форм методических мероприятий, • определение этапности реализации программы, • выбор форм отчётных материалов • | Консультирование и методические рекомендации по разработке темы: |
Образовательно-теоретический | Теоретическое изучение проблемы: • знакомство с предметом, • изучение научно-популярной и методической литературы; • изучение педагогического опыта; • изучение видеоматериалов; • анализ и самооценка результатов. | Создание условий для работы воспитателя по самообразованию: |
Внедренческий | Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике): • изготовление пособий и атрибутов; • организация и проведение практической работы с детьми; • организация и проведение работы с родителями; • организация и проведение практической работы с педагогами. | Оценка работы педагога по самообразованию при посещении занятий и других форм воспитательно-образовательного процесса, изучение практических материалов. |
Результативно-аналитический | Подведение итогов самообразования: • оформление педагогического опыта по теме; • выступление по итогам работы на методическом мероприятии; • отчёт- презентация; • тематическое портфолио; • тематическая выставка; • мастер-класс. | Привлечение к проведению индивидуальной или групповой консультации; выступлению на заседании совета педагогов; проведению открытого просмотра. |
Современный педагог, должен обладать способностью, приобретать и использовать профессиональные знания, а так же передовой опыт в практической деятельности. Перепроектирование собственной педагогической деятельности не может осуществляться без планирования работы по самообразованию. Варианты индивидуального планирования приведены ниже.
Образец №1
План работы по самообразованию
Воспитатель_______________________группы №_____ГОУ д\с №_________
Тема:______________________________________________________________
Цель, задачи:_______________________________________________________
Литература:
- _____________________________________________________________
- _____________________________________________________________
- _____________________________________________________________
Раздел плана | Сроки | Форма работы | Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Выводы: |
|
|
|
Образец №2
Программа деятельности по самообразованию педагога ГОУ д/с №___
на _______________________ учебный год
Педагог___________________________________________________________
Тема: _____________________________________________________________
Цель: _____________________________________________________________
Задачи: ___________________________________________________________
__________________________________________________________________
Месяц | Изучение методической литературой | Методические мероприятия | Изготовление пособий, атрибутов | Работа с детьми | Работа с родителями |
Октябрь | |||||
Ноябрь | |||||
Апрель | |||||
Май |
Педагог _________________ Старший воспитатель _______________
Вариант №3
Карта самообразования педагога.
Фамилия, имя, отчество педагога _____________________________________
По каким разделам программы хотел (а) бы повысить квалификацию
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Тема самообразования_______________________________________________
Когда, где и по какой теме самообразования Вы работали ранее?
Место | Название темы | Форма представления результата работы над темой |
*Доклад *Защита исследовательской работы *Брошюра *Листовка * Буклет *Проведение семинара *Обучения коллег новым методикам *Практикум *Лекция *Открытый урок * другое |
Самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов. Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом, как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.
Старший воспитатель как координатор работы по самообразованию педагогов в ДОУ составляет каталоги, рекомендации в помощь занимающимся самообразованием, изучает влияние самообразования на изменения в учебно-воспитательном процессе. В методическом кабинете фиксируется тема, над которой работает педагог, форма и срок отчета. Для всестороннего формирования профессиональной компетенции педагогов ДОУ удобен перспективный план самообразования.
Перспективный план самообразования
Воспитатель ______________________________________________________
Учебный год | Содержание обучения, тема самообразования | Форма представления результата |
2008 – 2009 | ||
2009 – 2010 | ||
2010 – 2011 | ||
Дата заполнения «____» ___________________ 200 ____ год
Темы самообразования педагогов ГОУ д/с № ______
(200 -200 учебный год)
№ п/п | Педагог (Ф.И.О.) | Тема самообразования | Форма отчета | Срок отчёта | Примечание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации на тему: «Организация воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении в условиях реализации ФГТ»
План Инновационные формы и методы работы в ДОУ.Концепция воспитательно – образовательной системы.Пути реализации интегрированного подхода.Взаимоотношения детей.Взаимоотношения с окружающей ...
Методические рекомендации на тему "Организация воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении в условиях ФГТ".
Данные методические рекомендации отражают методические приемы, используемые при проведении режимных моментов в старшей группе детского сада, а также дан список используемой литературы....
Участие в методической работе дошкольной образовательной организации
Методическая работа представлена участием в педагогических советах образовательной организации,семинарах, тематических контролях...
консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений "Организация проектной деятельности с детьми и с родителями дошкольного учреждения"
Основные требования к использованию метода проектов...
Современный методический кабинет дошкольной образовательной организации
Современный методический кабинет дошкольной образовательной организации...
Методические рекомендации для педагогов "Организация методической работы по самообразованию педагогов дошкольного учреждения"
Одним из направлений методической работы учреждения является организация повышения квалификации педагогов.В современном ДОУ практикуются разнообразные формы работы с педагогами, способствующие повышен...
Курсовая работа "Изучение и обобщение передового педагогического опыта как направление методической работы дошкольной образовательной организации"
Курсовая работа Изучение и обобщение передового педагогического опыта как направление методической работы дошкольной образовательной организации...