Досуговая деятельность Волшебные пальчики
материал (младшая группа)
Развиваем мелкую моторику рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Протокол № ____ от Утверждено «____»_______________20 ____г. «____»_______________20 ____г.
Программа досуговой деятельности
«Волшебные пальчики»
Первая группа раннего возраста «А»
Воспитатель I категории
Утегулова Айжан Миндекановна
2020 – 2021 учебный год
Пояснительная записка
Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Данная программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить общение со взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики, воображения, познавательных процессов - служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.
Цель – развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в упражнениях, пальчиковых играх, штриховках и разных видах продуктивной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
• формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук)
• формировать практические умения и навыки;
• обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.
Развивающие:
• развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
• совершенствовать движения рук;
• развивать познавательные психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
• развивать речь детей.
Воспитательные:
• воспитывать в детях аккуратность, усидчивость;
• воспитывать внимательность к выполнению заданий;
• воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
• воспитывать и развивать художественный вкус.
Принципы организации образовательного процесса
В основу программы положены принципы:
• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным способностям);
• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К. Д. Ушинский);
• индивидуальный подход, построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание.
• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
• «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ)
• комплексно – тематическое построение образовательного процесса;
• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника
Ожидаемые результаты:
К концу года занятий в кружке дети должны знать: •
• некоторые виды бумаги;
• свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);
• несколько разных техник рисования;
• основные формы штриховки (вертикальная, горизонтальная);
• основные правила склеивания;
• понятие «конструктор»; «мозаика»;
• некоторые приемы лепки (шарик, колбаска и. т. п.);
• несколько пальчиковых игр в комплексе со стишками.
Должны уметь:
• правильно держать кисть, карандаш;
• пользоваться клеем, клеенкой и салфеткой;
• работать с трафаретами;
• заштриховывать предметы двумя способами;
• застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки.
Содержательный раздел
Разделы программы
• пальчиковая гимнастика
• работа с сыпучими материалами («Сухой бассейн», рисование на подносах, выкладывание мозаики)
• работа с бумагой (аппликация, конструирование)
• работа со шнурками, нитками
• рисование
• моделирование (счетные палочки, спички, трубочки)
• лепка, изготовление поделок из различных материалов
В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с различными пальчиковыми играми, которые сочетают в себе музыкальное сопровождение, сопровожение художественным словом, гимнастику с предметами. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
В разделе «Работа с сыпучими материалами» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение. Повторение этих упражнений способствует развитию внимания, мышления, тактильной памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.
В разделе «Работа с бумагой» представлены такие виды художественного труда, как аппликация, конструирование из бумаги. Дети знакомятся с различными видами и свойствами бумаги, развивают мелкую моторику, воображение, а также тренируют произвольное внимание и пространственные представления.
Раздел «Работа со шнурками, нитками» направлен на развитие мелкой моторики рук, совершенствование знаний, умений, навыков детей, расширение их представлений о декоративно-прикладном искусстве, развитие психических познавательных процессов, таких как воображение, восприятие, память, внимание, развитие цветовых ощущений, развитие личностных качеств – усидчивости, терпения, старательности, аккуратности, трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца.
В разделе «Рисование» дети знакомятся с различными техниками рисования, с особенностями изобразительных материалов, основами композиции. Занятия рисованием развивают эстетическое восприятие, творческие способности, совершенствуют сложнокоординированные движения руки.
В разделе «Моделирование» подобраны задания для формирования тонких движений рук, развития мускульной и тактильной памяти, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений. Занятие моделированием развивает внимание, память, пространственное мышление.
В разделе «Лепка, изготовление поделок из различных материалов» используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре. Раздел включает в себя разные виды лепки (пластилин, соленое тесто, налеп, а также изготовление поделок из пластилина, природного и бросового материала.
Перспективный план
Месяц Тема Названия
Сентябрь «Кисть и карандаш»
«Наши пальчики»
«Сухой бассейн»
«Гусеница» рисование прямых линий
работа с пальчиковыми красками
работа с крупами с художественным словом
лепка с природным материалом (желуди)
Октябрь
«Мячики для котят»
«Дождик»
«Колбаски и шарики»
«Следы на песке»
«Веселые раскраски»
Рисование пальчиками
Аппликация с элементами рисования (вата, гуашь)
работа с пластилином
рисование пальчиками на песке
работа с раскрасками (раскрашивание пальчиками)
Ноябрь «Осень золотая»
«Бусы, колечки»
«Петушок пшено рассыпал»
«Проведи дорожку» рисование (гуашь, поролон, трафареты из картошки)
лепка из цветного пластилина
рисование пальчиками на подносе с пшеном
рисуночные задания (цветные карандаши)
Декабрь «Снег кружится»
«Елочка»
«Козлик»
«Новогодние бусы» аппликация (салфетки, вата, фольга)
рисование (гуашь, гимнастика с кистью
лепка с коктейльными трубочками
нанизывание крупных бусин
Январь «Снеговик»
«Игрушки»
«Накорми мышку»
«Колобок» аппликация с элементами рисования
гимнастика с карандашом
д/и (горох, фасоль, пшено, бусины)
знакомство с соленым тестом
Февраль «Облака»
«Домики»
«У мышки в кладовой»
«Пройди по лабиринту» обрывная аппликация
рисование пальчиками
перебирание круп (фасоль, рис, гречка)
рисуночные задания (фломастеры)
Март
«Цветы»
«Расписной коврик»
«Печем пирожки»
«Помогаем бабушке» аппликация с сухими листьями
рисование цветными мелками
лепка из соленого теста
сматывание клубочков из шерстяных ниток
Апрель
«Звенит капель»
«Ракета в космосе»
«Раскраски с заданиями»
«Палочки- выручалочки»
рисование с элементами аппликации (акварель, пипетки)
аппликация с элементами лепки
работа с цветными карандашами
выкладывание ритмичных узоров из счетных палочек
Май «Цыплята»
«Одуванчики цветут»
«Медведь проснулся»
«Волшебные камешки»
обрывная аппликация
рисование (гуашь)
лепка с шишками
раскрашивание речной гальки
Май
3- 4неделя Диагностика
3. Список литературы
• Безруких М. М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.
• Белая А. Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.
• Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: “Просвещение”, 2001. 93 с.
• Гаврина С. Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. –Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.
• Климанова Л. Ф. Уроки веселого карандаша. –Тула: “Родничок”, 2001.
• Крупенская Н. Б. Линии. Фигуры. Точки. //прописи. “РОСМЭН - ПРЕСС”, 2004.
• Нагибина Н. И. Природные дары для поделок и игры. –Ярославль: “Академия развития”, 2008. 190 с.
• Узорова О. В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006.
• Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. –Санкт –Петербург: 2005.40
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/03/picture-542290-1417619288.jpg)
Кружковая деятельность "Волшебные пальчики"
Детям до трех лет еще трудно справляться с кисточкой для рисования. И мир красок и художественного творчества им могут открыть их собственные ладошки! Это увлекательное занятие дарит ребенку многогран...
«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Волшебные пальчики»
Рабочая программа кружка для детей младшего дошкольного возраста "Волшебные пальчики"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/11/picture-591820-1423686156.jpg)
План работы кружка по конструктивной деятельности «Волшебные пальчики» воспитателя логопедической группы
План работы кружка по конструктивной деятельности «Волшебные пальчики». Материал будет полезен педагогам, работающим над развитием мелкой моторики дошкольниклов....
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/15/picture-1014625-1539569712.jpg)
Программа кружковой деятельности «Волшебные пальчики»
Программа кружковой деятельности «Волшебные пальчики»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/19/picture-773686-1616179020.jpg)
Рабочая программа реализации кружковой деятельности «Волшебные пальчики» по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста в разновозрастной группе компенсирующей направленности
Рабочая программа «Волшебные пальчики» представляет педагогическую модель реализации содержания кружковой деятельности по развитию мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здо...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/05/picture-1148707-1607158316.jpg)
Программа досуговой деятельности «Веселые пальчики»
Программа досуговой деятельности «Веселые пальчики»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/23/picture-1340418-1627060464.jpg)
Конспект культурно-досуговой деятельности «Волшебная пора, зимушка зима».
Конспект культурно-досуговой деятельности «Волшебная пора, зимушка зима». Развивать творческую инициативу детей, художественно-эстетический вкус и физическую активность....