Кружковая деятельность "Волшебные пальчики"
календарно-тематическое планирование по рисованию (младшая группа) на тему
Детям до трех лет еще трудно справляться с кисточкой для рисования. И мир красок и художественного творчества им могут открыть их собственные ладошки! Это увлекательное занятие дарит ребенку многогранные тактильные ощущения, развивает мелкую моторику рук. Второе преимущество таких красок - творческая свобода. Рисуя руками, а иногда и всем телом, маленький "мастер" тренирует свою фантазию, учится абстрактно мыслить, осваивает разницу цветов и форм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volsh._palchiki_dlya_pedsoveta.docx | 754.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Детям до трех лет еще трудно справляться с кисточкой для рисования. И мир красок и художественного творчества им могут открыть их собственные ладошки! Это увлекательное занятие дарит ребенку многогранные тактильные ощущения, развивает мелкую моторику рук. Второе преимущество таких красок - творческая свобода. Рисуя руками, а иногда и всем телом, маленький "мастер" тренирует свою фантазию, учится абстрактно мыслить, осваивает разницу цветов и форм.
В этом возрасте отмечается стремление к свободному рисованию, манипулированию с красками, т.е. малыша интересует не столько сюжет рисунка, сколько сам процесс изменения окружающего с помощью цвета. На занятиях дети вместе со взрослым смешивают цвета в разных сочетаниях, наблюдают, обсуждают, как меняется их «характер», «настроение». Все это развивает в душе ребенка «особые переживания, наполненные фантазией». Способы рисования — нетрадиционные, что способствует не только развитию воображения, но и приобщению к миру искусства. В этом возрасте тактильные ощущения играют в развитии ребенка большую роль. Важно не упустить эту возрастную особенность и не загубить в ребенке способность к цветовому восприятию. Самый легкий способ вдохновить ребёнка на ручное искусство - превратить этот процесс в увлекательную игру. Например, фиолетовый отпечаток ладошки можно превратить в забавного осьминога. Посадить водоросли можно, обмакнув в краску четыре пальца и проведя волнистые линии. А сомкнутая ладонь даст отпечаток силуэта рыбки. Останется только дорисовать ей плавники и хвостик.
Такие занятия по изобразительной деятельности способствуют развитию у детей:
- мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
- сенсорного восприятия;
- глазомера;
- логического мышления;
- воображения;
- волевых качеств: усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца;
- художественных способностей и эстетического вкуса.
Из всего сказанного следует, что изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрывает и обогащает его творческие способности.
Цель:
Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира. Развивать усидчивость у ребенка, фантазию и абстрактное мышление, координацию движений рук и мелкую моторику, воспитывать аккуратность и внимание.
Задачи:
Познакомить детей с материалами и инструментами для рисования, с техникой рисования пальчиками;
Закрепить умения располагать изображение на определённом месте
Учить, правильно называть цвет.
Создать положительный эмоциональный настрой в группе
Воспитывать самостоятельность, уверенность, аккуратность в работе.
Учить детей радоваться результату своего труда.
Развивать инициативу, закрепить знания цветов;
Приучать в конце занятия убирать все на место, приводить все в порядок;
Воспитывать трудолюбие, уважение к труду и труду своих товарищей.
Организационно-методическая работа:
Материально-техническая база:
- Бумага для рисования;
- Гуашь (на каждого ребенка);
- Кисточки;
- Подставки для кисточек;
- Салфетки (на каждого ребенка);
- Иллюстрации;
- Рисунок-образец;
- Игрушки (мышка, мишка, лисичка, зайчик, белочка, утка, утенок, собака, щенок, кошка, котенок, поросенок, паук, божья коровка).
Работа с родителями:
- Познакомить родителей с планом работы кружка;
- Организовать выставки.
Обмен опытом с коллегами:
- Выставки;
- Мастер-класс для педагогов;
- Обмен опытом с коллегами: выступление на педсовете с опытом кружковой работы.
Список детей
- Аверин Кирилл
- Баранова Света
- Баталов Саша
- Заев Илья
- Зырянова Эвелина
- Карымов Ринат
- Минеева Виктория
- Мичурин Илья
- Носков Степан
- Шумилина Кристина
Перспективный план кружковой работы
месяц | тема | содержание |
сентябрь |
| Цель: учить детей самостоятельно прикладывать со сжатыми пальцами ладонь – солнце и рисовать кончиками пальцев – лучики; закреплять представление о цвете (жёлтый). |
| Цель: учить детей рисовать кончиками пальцев сверху вниз, обмакивая их в краску поочередно; радоваться рисунку. | |
| Цель: продолжать учить детей закрашивать по контуру методом тычка, используя трафарет, радоваться полученному результату, закреплять представление о цвете (синий). | |
| Цель: заинтересовать детей сплошным закрашиванием плоскости листа бумаги, побуждать к своевременному насыщению ворса кисти гуашью, закреплять представление о цвете. | |
октябрь |
| Цель: продолжать учить детей правильно держать кисть в руках, самостоятельно выбирать нужные краски; отрабатывать технику закрашивания – слева направо, начиная с верхней части листа. |
| Цель: продолжать учить детей рисовать разными средствами изобразительности (дерево – «пальцеграфия», листья – тампонирование и т. д.); развивать творческое воображение. | |
| Цель: продолжать учить детей закрашивать предмет (вазу) по контуру методом тычка, используя трафарет; продолжать учить рисовать руками, прикладывая их к листу бумаги; закреплять представление о цвете (красный, жёлтый, зелёный, синий). | |
| Цель: продолжать учить детей закрашивать по контуру методом тычка (облачко); продолжать учить рисовать кистью, примакивая её к листу бумаги (дождик). | |
ноябрь |
| Цель: продолжать учить детей рисовать по сырой бумаге, учить рисовать круги и закрашивать их по контуру; продолжать учить детей правильно держать кисть в руке и набирать краску, отрабатывать технику закрашивания. |
| Цель: продолжать учить детей рисовать руками, учить рисовать голову печатанием крышки от флакона, баночки (диаметр 3-4 см), набирая гуашь крышкой; глаза рисовать кончиком кисти; находить сходство с птицей, радоваться полученному результату; прививать интерес к рисованию. Предварительная работа: рассматривание птиц, прилетевших на участок, а также картинок с их изображением (ворона черная, есть глаза и клюв). | |
| Цель: см. Занятие № 2. Предварительная работа: рассматривание птиц, прилетевших на участок, а также картинок с их изображением (воробей коричневый, есть глаза и клюв). | |
| Цель: см. Занятие № 2. Предварительная работа: рассматривание птиц, прилетевших на участок, а также картинок с их изображением (снегирь синий, животик красный, есть глаза и клюв). | |
декабрь |
| Цель: закрепить умение рисовать пальчиками, учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки); учить рисовать ёлочку, воспитывать аккуратность. |
| Цель: совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | |
| Цель: упражнять детей в техники печатания, закрепить умение украшать предмет несложной формы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность, воспитывать аккуратность. | |
| Цель: упражнять детей в печати по трафарету, закрепить умение рисовать пальчиками, развивать чувство композиции. | |
январь |
| Цель: продолжать учить рисовать круги (большой и маленький) и закрашивать их по контуру; продолжать правильно держать кисть в руке и набирать гуашь; отрабатывать технику закрашивания. Предварительная работа: рассматривание снеговика, постройка его из снега на улице. |
| Цель: отрабатывать технику закрашивания, продолжать учить детей рисовать круги, учить создавать мазками цветы, радоваться полученному результату. Предварительная работа: рассматривание цветов и их частей – стебель и листья, лепестки. | |
| Цель: продолжать учить детей самостоятельно создавать фон для работы на листе бумаги, смоченной водой, отрабатывать технику закрашивания слева на право, начиная с верхней части листа; развивать творческое воображение, продолжать учить детей правильно держать кисть в руке и набирать краску; закреплять представление о цвете (синий, белый). Предварительная работа: рассматривание морозных узоров на стекле. | |
| Цель: учить детей закрашивать по контуру тычком, закреплять представление о цвете (серый); учить находить сходство с игрушкой и радоваться полученному результату. | |
февраль |
| Цель: продолжать учить закрашивать по контуру тычком, закреплять представление о цвете (коричневый); учить находить сходство с игрушкой и радоваться полученному результату. |
| Цель: продолжать учить закрашивать по контуру тычком, закреплять представление о цвете (оранжевый); учить находить сходство с игрушкой и радоваться полученному результату. | |
| Цель: продолжать учить детей закрашивать по контуру тычком, закреплять представление о цвете (белый); учить находить сходство с игрушкой и радоваться полученному результату, воспитывать аккуратность. | |
| Цель: продолжать учить закрашивать по контуру тычком, закреплять представление о цвете (оранжевый); учить находить сходство с игрушкой и радоваться полученному результату. | |
март |
| Цель: продолжать учить закрашивать по контуру методом тычка, закрепить названия домашних птиц и их детенышей, место обитания (водоем); учить находить сходство с игрушкой, радоваться полученному результату. Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение сказок и разучивание стихов по теме. |
| Цель: продолжать учить закрашивать по контуру методом тычка, закрепить названия домашних птиц и их детенышей, место обитания (водоем); учить находить сходство с игрушкой, радоваться полученному результату. | |
| Цель: продолжать учить детей закрашивать по контуру методом тычка, закрепить названия домашних животных и их детенышей, учить находить сходство с игрушкой, радоваться полученному результату. | |
| Цель: продолжать учить детей закрашивать по контуру методом тычка, закрепить названия домашних животных и их детенышей, учить находить сходство с игрушкой, радоваться полученному результату, воспитывать аккуратность. | |
| Цель: продолжать учить закрашивать по контуру методом тычка, закрепить названия домашних животных и их детенышей, место обитания; учить находить сходство с игрушкой, радоваться полученному результату. | |
апрель |
| Цель: учить детей закрашивать по контуру в одном направлении сверху вниз; украшать путем примакивания ворса кисти (промокнули – убрали) ; закрепить знания цветов (желтый, красный) ; развивать чувство ритма и воображения. Предварительная работа: дать детям представление о том, что весной просыпаются насекомые – бабочки, муравьи, жуки, пауки и др., одни насекомые летают, другие ползают; чтение стихов о насекомых; рассматривание картинок по данной теме, в том числе изображение бабочки (туловище, глаза, лапки, усики, красивые крылышки). |
| Цель: продолжать учить детей рисовать и закрашивать круг, учить находить сходство между нарисованным пауком и игрушкой пауком, испытывать радость от рисунка; развивать воображение. Предварительная работа: рассматривание паука (лапки, туловище, глаза, усики, паучок не летает, а ползает, у него нет крыльев, паук плетет паутину) . | |
| Цель: продолжать учить рисовать круг, закрашивать его в одном направлении по контуру; учить находить сходство между нарисованной божьей коровкой и игрушкой божьей коровкой, учить рисовать пятнышки кончиком кисти, испытывать радость от рисунка; развивать воображение. Предварительная работа: рассматривание божьей коровки (лапки, туловище, глаза, усики; божья коровка летает, но её крыльев не видно). | |
| Цель: продолжать учить рисовать круг, закрашивать его в одном направлении по контуру; учить находить сходство между нарисованной стрекозой и игрушкой стрекозой, учить рисовать пятнышки кончиком кисти, испытывать радость от рисунка; развивать воображение. Предварительная работа: рассматривание стрекозы (туловище, глаза, лапки, красивые крылышки). | |
май |
| Цель: познакомить детей с морем (в море вода солёная, на дне растут водоросли, в воде плавают различные рыбы, большие и маленькие); продолжать учить рисовать вертикальные линии (водоросли) снизу вверх, украшать их точками путем примакивания ворса кисти; учить рисовать волнистые линии снизу вверх; закрепить знание цветов (море синее, растения зелёные) ; воспитывать любовь к живой природе; развивать воображение и интерес к рисованию. Предварительная работа: рассматривание морских растений. |
| Цель: продолжать знакомить с морем (см. Занятие № 1). Предварительная работа: рассматривание морского дна, рыбок (туловище, чешуя, голова, хвост, плавники, глаза, рот). | |
| Цель: продолжать знакомить с морем (бывает тихое и спокойное, иногда поднимаются волны (море волнуется) ; учить рисовать волнистые линии в разных направлениях; развивать творчество и воображение. | |
Коллективная работа. | Цель: вспомнить, что есть в аквариуме (водоросли, золотые рыбки, закрепить знания цветов (растения зеленые, рыбки желтые, золотые, продолжать отрабатывать технику рисования руками, добавлять недостающие детали (голова, глаз, хвост, плавники) ; продолжать учить детей рисовать вертикальные и волнистые линии снизу вверх, воспитывать любовь к живой природе, развивать воображение. Предварительная работа: рассматривание аквариума (водоросли, рыбки). |
Диагностическая карта по обучению детей в кружке
«Весёлые пальчики» в младшей группе №9
на 2009-2010 учебный год
Ф.И ребенка | Знает основные цвета | Умеет наносить отпечатки пальчиками | Владеет техникой закрашивания | Развито чувство композиции | Умеет рисовать круги (большой, маленький), закрашивать их по контуру | Владеет техникой печатания, приёмом - тычок | Умеет аккуратно пользоваться кистью, касками | Итого | |
1 | Аверин Кирилл | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 14 |
2 | Баранова Света | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 14 |
3 | Баталов Саша | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 17 |
4 | Заев Илья | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 14 |
5 | Зырянова Эвелина | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 19 |
6 | Карымов Ринат | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 20 |
7 | Минеева Виктория | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 13 |
8 | Мичурин Илья | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 18 |
9 | Носков Степан | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 16 |
10 | Шумилина Кристина | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 21 |
3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием.
2 балла – ребенок выполняет задание с помощью педагога
1 балл – ребенок не справляется с заданием.
Результаты:
Низкий уровень от 7 до 12 баллов
Средний уровень от 13 до 15 баллов
Высокий уровень от 15 до 21 баллов
Уровень развития | Количество детей | % |
Высокий уровень | 6 | 60 % |
Средний уровень | 4 | 40 % |
Низкий уровень |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно-тематическое планирование кружковой работы «Пальчики помогают говорить» в подготовительной к школе группе «Ракушка»
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук через организацию совместной деятельности для совершенствования речевых навыков, творческой фантазии, эстетического восприятия.Задачи: ·...
Кружковая работа «Пальчики - ладошки».
Рисование пальчиками прекрасно развивать мелкую моторику, которая оказывает огромное влияние на речь и память ребёнка. Позволяет раскрыть творческий потенциал ребёнка, постоянно повышать интерес к худ...
Кружковая деятельность "Пальчик, ручка,язычок" Март
Развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности ....
"Кружковая деятельность "Пальчик,ручка,язычок"
Учить определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения, речь. Развивать умение детей сгибать пальчики поочередно.....
Кружковая работа ПАЛЬЧИК,РУЧКА,ЯЗЫЧОК
развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей раннего возраста в играх, упражнениях. ...
Кружковая работа"«Пальчик, ручка, язычок»
Данная программа предназначена для работы с детьми раннего возраста по правильному развитию мелкой моторики и является своевременной поддержкой в формировании последовательной координации движений пал...
Рабочая программа кружковой работы " Пальчик , ручка, язычок"
Содержание данной рабочей программы развития мелкой моторики у детей раннего возраста построена в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка....