Рабочая программа реализации кружковой деятельности «Волшебные пальчики» по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста в разновозрастной группе компенсирующей направленности
методическая разработка по конструированию, ручному труду
Рабочая программа «Волшебные пальчики» представляет педагогическую модель реализации содержания кружковой деятельности по развитию мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями опорно-двигательного аппарата; со сложным дефектом, имеющих сочетание двух и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на основе образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития и учетом конкретных условий образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhkovoy_raboty.docx | 47.03 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 188»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
реализации кружковой деятельности
«Волшебные пальчики»
по развитию мелкой моторики у детей
дошкольного возраста в разновозрастной группе компенсирующей направленности
Составили воспитатели:
Максимова Наталья Васильевна
Харитоненко Светлана Сергеевна
Воронеж
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка | 3 |
Актуальность | 3 |
Цели и задачи программы | 4 |
Организация работы кружка | 4 |
Формы и методы реализации программы | 4 |
Направленность кружковой работы | 5 |
Формы сотрудничества с родителями | 7 |
Планируемые результаты овладения программным материалом | 7 |
Тематический план работы кружка | 8 |
Список литературы | 11 |
Пояснительная записка
Рабочая программа «Волшебные пальчики» представляет педагогическую модель реализации содержания кружковой деятельности по развитию мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями опорно-двигательного аппарата; со сложным дефектом, имеющих сочетание двух и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на основе образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития и учетом конкретных условий образования. Программа составлена на основе Адаптированной образовательной программы МБДОУ «ЦРР-детский сад № 188».
В основу создания программы положен личностно-ориентированный подход, который ставит в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка здесь является целью образовательной системы, а не средством достижения какой- либо цели.
Актуальность
Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Кроме того большинство детей, начинающих школьное обучение, испытывают значительные трудности в овладении техникой письма. Как указывают врачи, физиологи, психологи, причины этого кроются в том, что слабые мышцы пальцев и кисти рук быстро устают. Утомляет также и однообразная работа: палочка, крючок, верхнее соединение, нижнее соединение.
У детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями опорно-двигательного аппарата; со сложным дефектом, имеющих сочетание двух и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) указанные возрастные особенности осложняются легкой формой нарушения движений. Изменение (повышение или понижение) мышечного тонуса обуславливает слабость и утомляемость мышц кистей рук. Недостаточность деятельности нервной системы делает движения неловкими, препятствует их согласованности и плавности. В связи с этим ребенок не может длительное время правильно удерживать карандаш или ручку. По мере нарастания утомления, движения кисти руки становятся все более неточными: размашистыми или слишком мелкими. Нередко утомление сочетается с трудностями зрительно-двигательной координации.
Данная программа предназначена для правильного развития мелкой моторики детей с ОВЗ дошкольного возраста и своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук и навыков ручной умелости.
Цель программы: формирование у детей дошкольного возраста с ОВЗ умений и навыков в продуктивных видах деятельности с использованием различных материалов и инструментов через укрепление мелкой моторики и развитие координации движений пальцев рук.
Задачи программы:
Обучающие:
- Научить детей владеть графическими навыками письма.
- Формирование навыков исполнительского мастерства.
- Формирование умения воплощать свои идеи в художественный образ.
Развивающие:
- Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
- Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
- Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
Воспитательные:
- Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость.
- Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
- Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.
Организация работы кружка
Система планирования рабочей программы кружка построена с учётом принципов системности и последовательности, индивидуальных особенностей детей с ОВЗ в формировании знаний, умений, навыков; принципа связи всех видов искусств, изменений в природе. Программа помогает детям развивать внимание, творческое мышление, мелкую моторику рук, что способствует формированию гармонично развитой личности. Большое внимание направлено на взаимосвязь эстетического и художественного восприятия с творческой деятельностью детей.
Формы и режим занятий
Программа «Волшебные пальчики» рассчитана на 2 года для дошкольников от 5-ти лет. Для успешного освоения программы занятия проводятся по подгруппам.
Занятия проводятся один раз в неделю, с октября по май, во второй половине дня. Продолжительность занятий 20 минут.
Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:
- Художественно-эстетическое развитие
- Социально-коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Физическое развитие
Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, умения, навыки.
Наглядные: показ способов действия с инструментами и материалами.
Словесные: анализ выполненных работ; объяснение способов действия с инструментами и материалами; использование художественного слова (стихи, загадки, пословицы).
Практические: обучение способам традиционного и нетрадиционного изображения предметов; индивидуальный подход к детям с учетом особенностей их психики, эмоционального и интеллектуального развития;
Игровые: сюрпризные моменты, игровые ситуации; пальчиковые игры, динамические упражнения, элементы массажа.
Неотъемлемым элементом каждого занятия являются пальчиковые игры и физкультминутки. Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки играет положительную роль в обучении детей. Это позволяет:
– регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на развитии речи детей;
– совершенствовать внимание и память – психические процессы тесно связаны с речью;
– облегчить усвоение навыков письма будущим школьникам;
– вызывать у детей интерес и яркий эмоциональный настрой.
Длительность физкультпаузы в одном занятии составляет 3-5 минут. В каждой физкультпаузе содержится большое количество разнообразных пальцевых движений, и они по смыслу сочетаются с произносимыми стихами.
Направленность кружковой работы
Работа кружка включает в себя следующие разделы:
- пальчиковая гимнастика
- рисуночные задания, графические диктанты
- работа с сыпучими материалами («Сухой бассейн», рисование на подносах, выкладывание мозаики)
- работа с бумагой (оригами, аппликация, конструирование)
- работа со шнурками, рукоделие, шитье
- рисование
- моделирование (счетные палочки, спички, трубочки)
- лепка, изготовление поделок из различных материалов
В разделе «Пальчиковая гимнастика»дети знакомятся с различными пальчиковыми играми, которые сочетают в себе музыкальное сопровождение, сопровождение художественным словом, гимнастику с учебными предметами.Также проводятся комплексы пальчиковой гимнастики с учебными предметами, направленные на закрепление умения правильно держать карандаш, линейку, кисточку, ножницы, на закрепление правильного расположения руки во время письма, задания на удержание позы кистей рук. Упражнение по удержанию позы могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
В разделе «Рисуночные задания, графические диктанты» задания помогут улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать ручку и карандаш, что очень важно в процессе деятельности. Выполнение детьми рисуночных заданий тренирует произвольное внимание, развивает память, логическое мышление.
В разделе «Работа с сыпучими материалами»дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение. Повторение этих упражнений способствует развитию внимания, мышления, тактильной памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.
В разделе «Работа с бумагой»представлены такие виды художественного труда, как аппликация, оригами, конструирование из бумаги. Дети знакомятся с различными видами и свойствами бумаги, развивают мелкую моторику, воображение, а также тренируют произвольное внимание и пространственные представления.
Раздел «Работа со шнурками, рукоделие» направлен на развитие мелкой моторики рук, совершенствование знаний, умений, навыков детей, расширение их представлений о декоративно-прикладном искусстве, развитие психических познавательных процессов, таких как воображение, восприятие, память, внимание, развитие цветовых ощущений, развитие личностных качеств – усидчивости, терпения, старательности, аккуратности, трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца.
В разделе «Рисование» дети знакомятся с различными техниками рисования, с особенностями изобразительных материалов, основами композиции. Занятия рисованием развивают эстетическое восприятие, творческие способности, совершенствуют сложнокоординированные движения руки.
В разделе «Моделирование» подобраны задания для формирования тонких движений рук, развития мускульной и тактильной памяти, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений. Занятие моделированием развивает внимание, память, пространственное мышление.
В разделе «Лепка, изготовление поделок из различных материалов»используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре. Раздел включает в себя разные виды лепки (пластилин, соленое тесто, налеп), а также изготовление поделок из пластилина, природного и бросового материала
Формы сотрудничества с родителями
1. Индивидуальная или групповая консультационная поддержка.
2. Мастер-классы.
3. Пополнение информационных центров новыми рекомендациями.
4. Разработка анкет, обработка полученных результатов.
Планируемые результаты овладения программным материалом
В результате обучения по данной программе дети:
- Овладеют различными приемами работы с бумагой, красками, природным материалом.
- Воспринимают устные инструкции, создают изделия из различных материалов, используя различные техники.
- Будут самостоятельно создавать композиции.
- Будут применять разные техники в рисовании, аппликации, лепке.
- Приобретут навыки работы в коллективе.
Тематический план работы кружка
1 год обучения
Основные задачи:
- Познакомить детей с:
- некоторые виды бумаги;
- свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);
- несколько разных способов нанесения краски;
- основные формы штриховки (вертикальная, горизонтальная);
- основные правила склеивания;
- некоторые приемы лепки (шарик, колбаска и т.п.);
- несколько пальчиковых игр в комплексе со стишками.
- Развивать практические навыки:
- правильно держать кисть, карандаш;
- пользоваться клеем, клеенкой и салфеткой;
- работать с трафаретами;
- заштриховывать предметы двумя способами.
Срок реализации | Тема занятия | Содержание деятельности |
Октябрь |
| – Рисование прямых линий – Работа с пальчиковыми красками – Работа с крупами с художественным словом – Лепка с природным материалом (желуди) – Рисование пальчиками |
Ноябрь |
| – Работа с пластилином – Работа с пластилином – Развитие мелкой моторики –Работа с пальчиковыми красками |
Декабрь |
| – Рисование пальчиками на подносе с песком - Развитие мелкой моторики – Налеп из цветного пластилина – Нанизывание крупных бусин |
Январь |
| – Аппликация (салфетки, вата, фольга) – Рисование (гуашь), гимнастика с кистью |
Февраль |
| – Аппликация с элементами рисования – (Трафареты, цв. карандаши), гимнастика с карандашом – Д/и (горох, фасоль, пшено, бусины) |
Март |
| – Обрывная аппликация – Шнуровка – Перебирание круп (фасоль, рис, гречка) – Рисуночные задания (фломастеры) |
Апрель |
| – Рисование пальчиками на подносе с пшеном – Рисование восковыми мелками и акварелью – Лепка из соленого теста – Рисуночные задания |
2 год обучения
Основные задачи:
- Познакомить детей с:
- свойствами бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);
- нетрадиционными способами рисования;
- основные формы штриховки (вертикальная, горизонтальная);
- основные правила склеивания;
- некоторые приемы лепки (шарик, колбаска и т.п.);
- различными способами шнуровки;
- несколько пальчиковых игр в комплексе со стишками.
- Развивать практические навыки:
- применять простейшие приемы складывания бумаги (пополам, вчетверо, гармошкой);
- пользоваться клеем, клеенкой и салфеткой;
- работать с трафаретами;
- заштриховывать предметы двумя способами.
- изготавливать детали по шаблону;
- изготавливать поделку, сочетая несколько приемов лепки;
- пользоваться ножницами, вырезать простейшие детали по контуру;
- виды некоторых русских народных промыслов (Хохлома, городецкая роспись, дымка и др.)
- задумывать самостоятельно сюжет небольшой композиции, рисунка;
- уметь анализировать свою работу.
Срок реализации | Тема занятия | Содержание деятельности |
Октябрь |
| – Аппликация из ниток – Лепка с семечками – Знакомство с плоскостным моделированием – Выкладывание рисунков на плоскости из фасоли, работа в «сухом бассейне» |
Ноябрь |
| – Выкладывание фигурок из спичек – Обрывная аппликация – Баранки, крендельки из соленого теста – Знакомство со штриховкой |
Декабрь |
| – Рисование (трафареты, пипетки) – Аппликация с манной крупой – Рисуночные задания – Знакомство с дымковской игрушкой, рисование «Птичка» |
Январь |
| – Знакомство с техникой оригами – Мозаика из риса на пластилиновой основе – Рисуночные задания – Рисование с элементами аппликации |
февраль |
| – Раскрашивание фломастерами, графич. диктант – Аппликация из мятой бумаги с элементами лепки – Мозаика на пластилиновой основе – Поделка из сахара- рафинада и природного материала |
Март |
| – Рисование(трафареты, печати) – Лепка (пластилин, картон, зубочистки) – Рисуночные задания – Лепка фигурок дымковской игрушки из соленого теста |
Апрель |
| – Аппликация из ткани – Изготовление бус из макарон – Шнуровка разными способами – Мозаика на пластилиновой основе |
Список используемой литературы
- Александрова Э.И. Развивающие прописи. – Харьков – Москва: «Инфолайн», 2003.
- Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: «Фким», 2000.
- Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО «Дроф»”, 2000.
- Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: «Астрель», 2001.
- Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: «Просвещение», 2001.
- Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: «Академия Холдинг», 2002.
- Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: «Родничок», 2001.
- Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки. //прописи. «РОСМЭН – ПРЕСС», 2004.
- Лукашина М.М. Готовим руку к письму. - М.: «Карапуз», 2008.
- Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: «Академия развития», 2008.
- Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: «Астрель», 2006.
- Шульгина В.П. Методическая копилка для учителей начальных классов.// Школа радости. – Ростов – на – Дону: «Феникс», 2002.
- Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь».– СПб.: 2005.
- Подумай, нарисуй и раскрась. // Альбом. «Радуга», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию мелкой моторики рук по теме «Осень» в группе компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом.
У детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей пальцев рук. Отставание в развитии тон...
Виды деятельности, направленные на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста:
Одно из важных условий проведения игр и занятий - хорошее настроение у Вас и у детей. Занятия должны проходить в спокойной обстановке, в игровой форме. Лучше заниматься в утренние часы или когда...
Перспективный план работы кружка «Ловкие пальчики» по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Все более актуальной становится проблема вовремя не сформированного графического навыка у ребенка. Дети в период освоения грамоты не редко встречаются с трудностям...
ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 3 до 5 лет) 2года обучения:
Пояснительная записка:актуальность,цели и задачи программы,расписание образовательной деятельности и режим работы кружка,ожидаемые результаты, формы подведения итогов,учебно - тематическое планировани...
ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 5 до 7 лет) 2 года обучения:
Содержание. 1.Пояснительная записка2.Учебно-тематическое планирование3. Перспективный план занятий кружка «Умелые пальчики» в старшей группе4. Перспективный план занятий кружка «...
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СРЕДСТВАМИ МНЕМОТЕХНИКИ
Речевое развитие ребенка – одно из основных условий становления личности в дошкольные годы. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. В логопедичес...
Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции тяжелых нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР)
Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7...
- Мне нравится (1)