Использование игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича для всестороннего развития дошкольников.
статья

Васютина Оксана Николаевна

В статье рассскрываются особенности развивающих игр В.В.Воскобовича, способы реализации данной технологии в условиях реализации ФГОС ДО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича для всестороннего развития дошкольников.

Авторы: Малиновская Е.А., Васютина О.Н.

Дошкольное детство – это важнейший этап в становлении человека, период для развития многих психических процессов. Именно в этом возрасте происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие отдельных участков коры головного мозга, установление связей между ними. Все это создает благоприятные условия для начала формирования у ребенка внимания, памяти, мыслительных операций, речи, воображения. Полноценное развитие интеллектуальных способностей важно для детей дошкольного возраста, так как им предстоит учиться в школе. Всестороннее развитие повышает обучаемость детей в школе и играет большую роль в образованности взрослого человека. На сегодняшний день вопрос полноценного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста остается актуальным. Такие дети легче учатся, уверенны в собственных силах, легче адаптируются в новой обстановке, быстрее запоминают материал.

Наше дошкольное учреждение стало участником региональной инновационной площадки по проблеме «Апробация игровой технологии интеллектуально- творческого развития детей раннего и дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» 

В.В. Воскобовича в дошкольных образовательных организациях Белгородской области» нами была определена технология В.В. Воскобовича, основанную на игровой деятельности.

Игровая деятельность может осуществить всестороннее развитие детей, в процессе которой у ребёнка формируется воображение и приобретается опыт общения со сверстниками, символическая функция сознания, дети познают правила поведения в обществе и постигают нравственные ценности. В условиях реализации ФГОС ДО развивающие игры стали очень востребованы так как как они являются главным звеном в обучении, развитии и воспитания каждого ребенка.

В чем особенность игр В.В.Воскобовича?

1.Конструктивность элементов.   Игры включают отдельные элементы, которые являются средствами конструирования. К примеру, в  «Геоконте» - динамичная «резинка»  как средство конструирования, в «Квадрате Воскобовича» - жесткость и гибкость одновременно.

            2.Широкий возрастной диапазон участников игр. Одна и та же игра привлекательна для детей и трех, и семи лет, и  даже учеников средней школы. Это возможно потому, что в ней есть упражнения в одно-два действия для малышей и сложные многоступенчатые задачи для старших детей.

            3.Многофункциональность. С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. В отличие от других дидактических разработок, материал изложен так просто, что им могут воспользоваться родители, педагоги и воспитатели без дополнительного обучения.

           4.Сказочная «огранка».  Интерес детей к сказкам - это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения.

Внедрение технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» происходит в несколько этапов.

На первом этапе дети знакомятся с персонажами сказок, жителями «Фиолетового леса». Для каждого ребенка подбираются игровые задания, опираясь на индивидуальные особенности, способности и интересы. В процессе игры ребенок становится действующим лицом сказочных приключений и событий, преодолевает вместе с главным героем препятствия, приходит к долгожданной победе.

Технология решает следующие задачи:

 1. Развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.

   2. Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.

3. Развитие воображения, креативности мышления (умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).

4. Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал. _

5. Формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических, речевых умений.

6. Построение педагогического процесса, способствующего интеллектульно-творческому развитию детей в игре.

Суть данной технологии в игре, которая заставляет ребенка нестандартно мыслить, не понимая того что он обучается.

Единое сказочное пространство (Фиолетовый Лес, Коврограф «Ларчик») и сквозные персонажи (Ворон Метр, Малыш Гео, Незримка Всюсь, Радужные гномы) – характерная особенность всех сказок и игр данной технологии.

Особенно большой интерес дети проявляют к коврографу «Ларчик», используют его оборудование во всех видах деятельности.

Сказочные персонажи «Лопушок», «Гусеница Фифа», «Гномы», «Шуты – акробаты», «Зверята – цифрята», помогают детям развивать внимание, память, мышление, воображение, знакомят с цифрами, с составом числа. На коврографе дети учатся решать задачи, составлять равенство и неравенство, решать арифметические примеры, проводить графические диктанты, закреплять геометрические фигуры и понятия, выполнять сложные глазомерные действия. Ориентироваться в пространстве и на плоскости помогали животные «Лев» - левый верхний угол, «Лань»- левый нижний угол, «Пони» - правый нижний угол, и птица «Павлин» - правый верхний угол.

В игровой и занимательной форме проводится подготовка детей к обучению грамоте, формируются первоначальные навыки чтения.

На втором этапе дети осваивают основные игровые приемы, приобретают навыки дизайна, а затем выполняют задания, требующие интеллектуального напряжения, волевых усилий и концентрации.

Благодаря игре «Геоконт», дети погружаются в мир геометрии, знакомятся с основными понятиями: «прямая», «горизонтальная, вертикальная, наклонная линия».

Освоив эти понятия, дети переходят к конструированию простых геометрических фигур: большой и маленький квадрат, узкий или широкий прямоугольник и дети учились давать характеристику геометрическим фигурам. В начале задания выполняются по готовым схемам и только тогда, когда дети стали воображать и придумывать фигуры сами, их подводят  к выполнению заданий по собственному замыслу.

На третьем этапе появляется соревновательный момент: у детей развивается умение действовать согласованно, соблюдать очерёдность действий, проявлять выдержку и готовность к сотрудничеству: «Домино», «Геоконт», «Игровизор», «Ларчик», «Копилка цифр», «Волшебная восьмёрка».

Развивающий эффект технологии заключается в новом способе приобретения детьми знаний, позволяющем ребенку самостоятельно, под руководством педагога, который в этом увлекательном процессе становится партнером ребенка, и с помощью определенных правил в игровой интегрированной деятельности в форме дружеской поддержки передает ему свой опыт. Это не просто игры – это сказки, интриги, приключения, забавные персонажи, которые побуждают ребёнка к мышлению, развитию и творчеству.

Система работы с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича это один из эффективных способов интеллектуально-творческого, коммуникативного и личностного развития ребёнка.

Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей раннего и дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича предусматривает скоординированную поддержку развития воображения и других творческих способностей ребенка, использование всей многообразной «палитры» детских деятельностей, куда входят и игра, и изобразительное творчество, и конструирование, и восприятие сказок, и учение, и общение, и многое другое. Это предполагается осуществлять в рамках всех направлений образовательной работы с дошкольниками, от физкультурно-оздоровительного до художественно-эстетического. Такой подход является залогом обеспечения полноценного психического развития ребенка.

Список литературы:

1. Воскобович В.В. Сказочные лабиринты игры. -  СПб.,2000. 5. Столяр А.А. Давайте поиграем. - М., 1991.  

2. Воскобович В.В., Харько Г.Г., Балацкая Т.И. Технология интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры».- СПб.: Гириконт, 2000.

3. Развивающие игры Воскобовича. Сборник методических материалов / под ред. Воскобовича В.В., Вакуленко Л.С. – М.: ТЦ Сфера, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с использованием игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича «В гостях у сказки» (вторая младшая)

Конспект занятия с использованием игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича«В гостях у сказки»(вторая младшая)...

Конспект ООД по ознакомлению детей с правилами дорожного движения в разновозрастной группе 3- 6 лет с использованием игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича.

Формировать у детей знания о безопасном поведении на улицах и проезжей части.Продолжить знакомство с элементами дороги; закрепить знания о правила поведения на проезжей части; чув...

сказка по Правилам дорожного движения с Вороном Метром. ( с использованием игровой технологии «сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича)

Правила дорожного движения с Вороном Метром.( с использованием игровой технологии «сказочные лабиринты игры» В.В.ВоскобовичаЖил-был Медвежонок-Мишик в фиолетовом лесу,Он прилежный, умный м...

«Путешествие в Чудо- город» с использованием игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича»

Развитие познавательных способностей и математических представлений детей на основе развивающих игр В.В Воскобовича....

Совет педагогов «Современные подходы к использованию игровой технологии «Сказочные лабиринты игры В.В. Воскобовича» в интеллектуально-творческом развитии детей дошкольного возраста.

Технология развивающих игр В.В. Воскобовича предполагает активное включение ребенка в воспитательно-образовательный процесс с помощью погружения в сказку.  Методика рассчитана на формировани...

Сборник культурных практик для организации образовательного процесса в ДОУ «Использование игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича в интеллектуально – творческом развитии детей дошкольного возраста»

Материал сборника носит практико-ориентированный характер, его применение поможет в освоении и реализации данной технологии. Представленные культурные практики могут быть использованы в работе педагог...