Семинар для педагогов ДОО "Технологический подход во внедрении технологии отдельного МАО в образовательном процессе".
учебно-методический материал

Лискина Эльвира Юрьевна

Методические рекомендации педагогам ДОО методов активного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskiy_podhod_mao.docx28.02 КБ
Файл mao_liskina_.pptx2.78 МБ
Файл katolog_mao_v_obrazovatelnom_protsesse.docx29.85 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар для педагогов.

Подготовила: Лискина Э.Ю.

Тема:

«Технологический подход во внедрении технологии отдельного МАО

в образовательном процессе.

Сравнительный анализ этапов построения технологии отдельного МАО».

  1. Технологический подход во внедрении технологии отдельного МАО в образовательном процессе.

1 слайд

Методы обучения – способы работы педагога, с помощью которых достигается усвоение обучающимися  знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей.

Активные методы обучения — это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. («Деловая игра», «Мозговой штурм», «Кластер», «Синквейн», «Дискуссия», «Кейс» и др.)

Технология АМО – упорядоченная совокупность (система) АМО, обеспечивающая активность и разнообразие мыслительной, практической деятельности обучающихся на протяжении всего образовательного мероприятия.

К  активным методам, относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. По структуре, в соответствии с технологией, весь образовательный процесс делится на логически связанные фазы и этапы.

2 слайд

Для каждого этапа  используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

Фаза 1. Начало образовательного процесса МАО помогают эффективно и динамично на занятии  задать нужный ритм, обеспечить настрой и хорошую атмосферу.

Этапы:

  • инициация (начало НОД, знакомство);
  • вхождение или погружение в тему (сообщение целей НОД);
  • формирование ожиданий детей (планирование эффектов НОД).

К активным методам начала образовательного мероприятия относятся:

- АМ приветствия и знакомства. («Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», «Измерим друг друга», «Летающие имена»);

-АМ целеполаганий, выяснения ожиданий и опасений. («Список покупок», «Дерево ожиданий», «Лицензия на приобретение знаний», «Разноцветные листы» позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения).

3 слайд

Фаза 2. Работа над темой

Этапы:

  • интерактивная лекция (передача и объяснение информации);
  • проработка содержания темы (групповая работа обучающихся).

В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы, как «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм» позволят вам сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом. При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов! Для работы над темой урока можно использовать методы «Ульи», «Визитные карточки», «Экспертиза», «Карта группового сознания». Для проведения дискуссии и принятия решений – методы «Cветофор», «Приоритеты», «На линии огня». Для представления материала самостоятельной работы обучающихся – «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Ярмарка».

5 слайд

Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия

Этапы:

  • эмоциональная разрядка (релаксация);
  • подведение итогов (рефлексия, оценка урока).

Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие активные методы как: "Цветное настроение", «Узелок на память», «лестница успеха», «Инсерт»», «Метод визуализации».
Каждая фаза – это полноценный раздел образовательного процесса. Объем и содержание раздела определяется темой и целями НОД.

Таким образом, технологический подход во внедрении технологии  методов активного обучения  в образовательном процессе помогает педагогу создать среду в совестной и самостоятельной деятельности, включить обучающихся в образовательный процесс, активизировать их познавательную и творческую деятельность при решении поставленных задач.

  1. Сравнительный анализ этапов построения технологии отдельного МАО.

6 слайд          

МАО «Мозговой штурм». «Брейнсторминг»

Способ продуцирования новых идей для решения практических проблем. Его цель – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем. Суть «Мозгового штурма» состоит  в том, чтобы выдвигать любую идею, предложить максимум идей, не обсуждать, не критиковать.

Можно предложить детям создать детский сад будущего, построить Город детства, помочь животным и многое другое.

Перед ними четко ставится задача. Они думают и свободно, без дискуссии, предлагают любые решения.

Этапы процесса решения «Мозгового штурма»

1 этап: Постановка задачи. Создание банка идей, возможных решений проблемы. Поиск ответов на вопросы и задачи тренировочного характера, подготовленные заранее педагогом.

Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые предложения. Критика и комментирование не допускаются.

2 этап: Выдвижение идей. Коллективное обсуждение идей и предложений. «Штурм» поставленной проблемы. На этом этапе главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить.

3 этап: Обсуждение идей. Выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов.

4 этап: Принятие решений. Сообщение результатов «Мозгового штурма», публичная защита лучших идей.

Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес детей. Общим требованием, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма является возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед детьми как учебная задача.

 Например, найти решение проблемы  как в сказке, с помощью сказочной вещи, например, волшебной палочки: «Если бы я был волшебником, то…», «Если бы у меня был цветик - семицветик, то…»; с помощью сказочного персонажа:  золотой рыбки,  доброй феи и т. п. Великолепным стимулом активности является погружение детей в ситуацию, когда им надо кого-то спасти, кому-то помочь, кому-то посоветовать. Только этот "кто-то" должен быть "хорошим человеком". "Давайте поможем птенчику, Красной Шапочке, Аленушке..."

Данный метод активизирует детское мышление, развивает творчество, дает возможность каждому ребенку реализовать себя, не боясь оценки окружающих. В результате этого,  дети становятся более свободными и раскрепощёнными и в повседневной жизни, и  на занятиях.

Достоинства метода мозгового штурма:

  • Метод весьма прост, доступен и детям и взрослым, эффективен, даже если дети не очень компетентны. Не требуется предварительное обучение участников;
  • Это коллективный метод решения задач, поэтому срабатывает системный эффект - увеличивается сила решений от объединения усилий многих людей (эффект "коллективного" ума) и возможности развивать идеи друг друга;
  • Мозговой штурм можно использовать ежедневно для развития фантазии и воображения и для раскрепощения  детей;
  • Можно показать, что у одной и той же задачи есть много разных решений и каждое правильно, но только для своих конкретных условий;
  • Можно научить детей не бояться высказывать свои мысли, снять страх перед критикой и страх ошибиться;
  • Можно научить слушать товарищей, уважать и свое и чужое мнение, сдружить группу;
  • Можно поднять статус робкого ребенка, сделать его более смелым и раскованным, если обращать общее внимание на его решения, пусть и слабые;
  • Можно научить детей позитивной критике;
  • Метод почти не требует от педагога предварительной подготовки к занятиям.

7 слайд

МАО «Эвристическая беседа», «Эмпатия»

Относится к методам психологической активизации творческого мышления, для  решения изобретательских задач.

В основе - приемы использования аналогий и ассоциаций. Более доступны детям методы личной,  прямой  и фантастической  аналогии.

Этапы процесса решения «Эвристической беседы»

1 этап: Интеллектуальная разминка  с творческими заданиями.  Лучше проводить разминку по  кругу, получается быстро и  динамично.

2 этап:  Ввод  в проблемную ситуацию.

3 этап: Постановка проблемы.  Проблема должна быть насущной, жизненно важной для дошкольников, соответствовать их возрастным особенностям. Дети, в результате предварительно созданной педагогом определенной среды или ситуации, должны  понять, что возникла проблема, которую необходимо решить.

4 этап: Генерации идей. Детям предлагается предложить самые разнообразные, даже фантастические,  идеи  (аналогии, сравнения, фантастические образы)  для решения проблемы. Самое главное, в это время поддерживать доброжелательную атмосферу в группе.

5 этап – Отбор идей. Педагогу важно на данном этапе найти в каждой идее рациональное зерно и вывести решение проблемы.

В завершении этап  рефлексии.

  Личная аналогия предлагает представить себя тем объектом, с которым связана проблема, и попытаться рассуждать о "своих" ощущениях и путях решения проблемы, как своей собственной. Например, представь, что ты ковер в группе, штора на окне, сломанная кукла или сломанное деревце, муравей, чей муравейник разорили ребята,  и т. п.  или,  «Как бы ты поступил, если бы был птенцом, выпавшим из гнезда?». 

Часто этот метод называют "методом эмпатии". «Покажи походку человека, идущего по горячему песку, у которого болит нога», и т. п.

  Прямая аналогия - поиск решений осуществляется среди аналогичных сходных задач.  Например, на поиске сходства:  «Чем похожи топор и молоток, самолет и птица».

 У дошкольников развиваются способности к фантазии и образному мышлению, возникающие при этом эмоции активизируются. 

 Можно выделить основные признаки эвристической беседы:

  • каждый вопрос представляет логический шаг поиска;
  • все вопросы взаимосвязаны;
  • поиск протекает при частично самостоятельной деятельности детей под руководством педагога: педагог направляет пути поиска, а дети решают частичные задачи, то есть шаги целостной задачи;
  • успех  поиска  обеспечивается  наличием  запаса  исходных представлений.

Основными структурными элементами эвристической беседы являются вопрос и ответ, причем ведущим элементом является вопрос. Вопрос вместе с ответом составляет шаг.

Движение в эвристической беседе к последующему шагу возможно, если завершен процесс предыдущего шага, то есть каждый новый вопрос возможен в том случае, если поступил ответ на предыдущий вопрос. Если на вопрос  педагога  следует  ошибочный  ответ,  то  педагог  с  помощью дополнительных вопросов вскрывает в ответах ребенка ошибку, подводит к самостоятельному  отыскиванию  верного  ответа  и  только  потом  ставит следующий вопрос беседы.

На основе анализа структуры эвристической беседы выделяют две ее формы:

1 форма «жесткая» вопросно-ответная форма эвристической беседы, основными компонентами являются вопрос педагога и ответ ребенка;

2  форма  «свободная»  форма  эвристической  беседы,  имеющая несколько  иную  структуру:  на  один  вопрос  педагога  следует  «цепочка» логически связанных между собой ответов детей.

Дидактическими  условиями,  обеспечивающими  эффективность  эвристической  беседы,  являются:

  • наличие  достаточного  объема представлений о характере предмета беседы у всех детей (эти представления должны включать характерные и существенные признаки);
  • логика беседы, обеспечивающая  последовательное  движение  мысли  детей;  
  • разнообразие приемов,  обеспечивающих  активность  всех  детей,  участников  беседы;
  • результат беседы (заключительное суждение) должен достигаться усилиями самих детей.

8 слайд

МАО «Решение проблемной ситуации»

Проблемная ситуация — это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Развитию мыслительной деятельности у ребенка способствуют проблемные ситуации.

Проблемная ситуация — это задача, которую необходимо решить, основным звеном проблемной ситуации является противоречие. 

Этапы процесса решения проблемных ситуаций:

1 этап: Анализ (актуализация) имеющихся знаний с помощью наводящих вопросов:

 − «Что нам надо вспомнить для решения вопроса?»,

 − «Что мы можем использовать, из известного нам, для решения проблемы?»

2 этап: Процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т. е. выдвижение гипотез, поиск ключа, идеи решения. Ребенок ищет решения «во внешних условиях», в различных источниках знаний.

3 этап: Доказательство и проверка гипотезы, реализация идей найденного решения. Это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью.

 Разберем этапы процесса решения проблемной ситуации на примере.

Ситуация: при чтении сказки или рассказа, дети узнают, что герой заблудился в лесу. Он знает, что найти его смогут только на следующий день. Но ночь ему придется провести в лесу. Ночи очень холодные, можно простыть и заболеть.

Постановка проблемы: как можно помочь герою не замерзнуть ночью?

Анализ (актуализация) имеющихся знаний: с помощью наводящих вопросов. Дети перечисляют варианты:

− Найти избушку (не нашел)

− Зажечь костер (нет спичек)

− Надеть все теплые вещи (их мало и все равно холодно)

− Сделать шалаш (нет топора)

− Накрыться ветками

− Лечь в теплые камни (камней в лесу нет)

 − Бегать, прыгать, быстро шагать (всю ночь не сможешь двигаться, устанешь)

 − Улечься в ямку, углубление, свернуться калачиком и др.

Какие варианты подойдут для нашего героя? (дети отбирают варианты)

Решение проблемы:

 — поиск ответа во внешних условиях. Можно использовать вариант «домашнее задание»

 — спрашивают у взрослых, узнают из книг, узнают у друзей. Очень важно усвоить и неукоснительно соблюдать: дети не принимают новые знания, если они им не понятны и не вписываются в их систему знаний, в сформированную картину мира. А мы не должны стремиться переубедить и навязать им новые знания. Мы должны внимательно выслушать все возражения, предложения и предположения детей, поощрять их за самостоятельность суждений, активность в обсуждении.

Таким образом, приучать детей не бояться говорить, допускать ошибки. Не читать нравоучения, не указывать на промахи, ведь это порождает робость. А боязнь допустить ошибку, сковывает инициативу ребенка в постановке и решении интеллектуальных проблем. Важно, чтобы ребенок почувствовал «вкус» к получению новых неожиданных сведений.

Доказательство и проверка гипотезы, реализация идей найденного решения. Что мы можем сделать, чтобы убедиться в этом?

− Надеть теплую кофту

 − Накрыться «ветками»

 − Лечь в коробку (проверить защищает ли она от холода)

 − Свернуться калачиком

 − Попрыгать.

 Рефлексия.

 − Какую задачу мы с вами решали? (как не замерзнуть ночью)

 − Как мы решили проблему? (придумали разные способы).

− Какой совет можно дать герою? (не ходить одному; брать с собой компас; серьезно готовиться к походу в лес: брать все необходимые вещи спички, фонарь, продукты, теплую одежду и т. д.).

Проблемные ситуации подбираются таким образом, чтобы они были понятны и знакомы детям, связаны с программой и временем года. «Как полить цветы без лейки?», «Во что собрать грибы в лесу, если нет корзины», «Надо расчистить дорогу от снега, а лопаты нет», «Нужно слепить снеговика, а снега мало», «Как построить гараж для машинки», «Как играть в песок без совка» и другие.

 Сказочные ситуации нужно брать из знакомых для ребят сказок: «Как козлятам не пустить волка в дом?», «Как Маше не заблудиться в лесу?» В самом начале работы по решению творческих задач возникает необходимость проведения предварительной работы, «введение детей в проблему» с целью выявления закрепления и обогащения имеющихся у детей представлений о той или иной ситуации. От этого в большой степени зависит «успешность» решения проблемы.

9 слайд

Сравнительный анализ этапов построения технологии отдельного МАО.

 «Мозговой штурм»

«Решение проблемной ситуации»

Фаза 1. Начало образовательного мероприятия

Этапы: 

1.Инициация (приветствие, знакомство)

2.Вхождение или погружение в тему (определение целей занятия)

3.Определение ожиданий, (планирование личностного смысла занятия и формирование безопасной образовательной среды)

Постановка задачи. Создание банка идей, возможных решений проблемы. Поиск ответов на вопросы и задачи тренировочного характера, подготовленные заранее педагогом.

Анализ (актуализация) имеющихся знаний с помощью наводящих вопросов.

Фаза 2. Работа над темой

Этапы:

1.Закрепление изученного материала (повторение пройденного)

2.Интерактивная лекция (передача и объяснение педагогом новой информации)

3.Проработка содержания темы (групповая работа обучающихся над темой занятия)

Выдвижение идей. Коллективное обсуждение идей и предложений. «Штурм» поставленной проблемы.

 Обсуждение идей. Выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов.

Процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т. е. выдвижение гипотез, поиск ключа, идеи решения.

Фаза3. Завершение образовательного мероприятия

1.Эмоциональная разрядка (разминка)

2.Подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка занятия)

Принятие решений. Сообщение результатов «Мозгового штурма», публичная защита лучших идей.

Доказательство и проверка гипотезы, реализация идей найденного решения.

Идея, ключ:

Предложить максимум идей, не обсуждать, не критиковать.

Решить, проблемную ситуацию с противоречием  во внешних условиях. Может быть  долгосрочным.

Таким образом,  сравнительный анализ этапов построения отдельных МАО показал, что построение имеет оду и ту же структуру, но несет разный характер по своему содержанию и имеет разные цели и пути их решения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар для педагогов: « Технологический подход во внедрении технологии отдельного метода активного обучения в образовательном процессе. Сравнительный анализ этапов построения технологии отдельного м етода а ктивного о бучения» Подготовила: Лискина Э.Ю. МБДОУ « Излучинский ДСКВ «Сказка» 2019год

Слайд 2

Методы обучения – способы работы педагога, с помощью которых достигается усвоение обучающимися знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей. Активные методы обучения — это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. Технология АМО – упорядоченная совокупность (система) МАО, обеспечивающая активность и разнообразие мыслительной, практической деятельности обучающихся на протяжении всего образовательного мероприятия.

Слайд 3

«Технологический подход во внедрении технологии отдельного МАО в образовательном процессе.

Слайд 4

Фазы и этапы процесса решения МАО в образовательном процессе. Фаза 1 . Начало образовательного процесса Этапы: инициация (начало НОД, знакомство); вхождение или погружение в тему (сообщение целей НОД); формирование ожиданий детей (планирование эффектов НОД).

Слайд 5

Фаза 2. Работа над темой Этапы: интерактивная лекция (передача и объяснение информации); проработка содержания темы (групповая работа обучающихся).

Слайд 6

Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия Этапы: эмоциональная разрядка (релаксация); подведение итогов (рефлексия, оценка урока).

Слайд 7

МАО «Мозговой штурм». « Брейнсторминг »

Слайд 8

МАО «Эвристическая беседа», « Эмпатия »

Слайд 9

МАО «Решение проблемной ситуации»

Слайд 10

Сравнительный анализ этапов построения технологии отдельного МАО. «Мозговой штурм» «Решение проблемной ситуации» Фаза 1. Начало образовательного мероприятия Постановка задачи. Создание банка идей, возможных решений проблемы. Поиск ответов на вопросы и задачи тренировочного характера, подготовленные заранее педагогом. Анализ (актуализация) имеющихся знаний с помощью наводящих вопросов. Фаза 2. Работа над темой Выдвижение идей. Коллективное обсуждение идей и предложений. «Штурм» поставленной проблемы. Обсуждение идей. Выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т. е. выдвижение гипотез, поиск ключа, идеи решения Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия Принятие решений. Сообщение результатов «Мозгового штурма», публичная защита лучших идей. Доказательство и проверка гипотезы, реализация идей найденного решения. Идея: Предложить максимум идей, не обсуждать, не критиковать Решить, проблемную ситуацию с противоречием во внешних условиях. Может быть долгосрочным.



Предварительный просмотр:

Картотека методов активного обучения в образовательном процессе.

АМ начала образовательного мероприятия

  1. «Подари подарок другу».
  2. «Поздоровайся локтями».
  3. «Поздоровайся глазами».
  4. «Добро в ладошке».
  5. «Индейское имя».
  6. «Галерея портретов».
  7. «Расскажи о себе».
  8. «Круг дружбы».
  9. «Познакомься с игрушкой».
  10. «Любознательная Людмила».
  11. «Представление» («Визитная карточка»).
  12. «Поздоровайся ладошками».
  13. «Фруктовая корзина».
  14. «Мой цветок».
  15. «Поздоровайся частями тела».
  16. «Летающие имена».
  17. «Комплименты».
  18. «Измерим друг друга».
  19. «Улыбка».

АМ «Поздоровайся локтями»  

      Педагог  просит детей встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:  

• Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;  

• Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;    

• Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.    Примечание: Эта смешная игра позволяет весело начать занятие, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между детьми.  

                                                 АМ«Добро в ладошках»  

     Дети соединяют ладоши (как в игре «Колечко-колечко»), «собрав» в них своё добро и «передают» его соседу.

АМ"Здороваемся глазами"

Цель: приветствие, создание положительного настроя на работу
- Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

АМ «Что у меня на сердце»

Подготовка: детям раздаются вырезанные из бумаги сердечки.

- Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное, а опасения – тяжёлое. Давайте определим с вами, когда и почему на занятии может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это связано. Для этого на одной стороне сердечка нарисуйте причины, отчего у вас на сердце, сейчас тяжело, и причины, отчего у вас на сердце легко.

В конце занятия мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно на уроке.

АМ "Лицензия на приобретение знаний"

Выполняя это упражнение, участники группы могут сформулировать для себя, чему они хотели бы научиться и что побуждает их к этому. Они также имеют возможность осознать как желательные, так и нежелательные последствия своего обучения. Кроме того, они могут понять, какие знания им нужны, а для какого вида обучения время еще не пришло. Это упражнение поможет участникам подойти к обучению более осмысленно и ответственно, научиться учитывать и продуктивно использовать свое внутреннее сопротивление, которое неизбежно возникает при освоении нового.

- Подумайте, пожалуйста, чему вам хочется научиться, а затем о том, к чему вы уже готовы, а к чему - нет. А теперь составьте себе "Лицензию на приобретение знаний".

Вопросы для анализа:

- Соответствует ли мое желание учиться моему возрасту?

Укажите также, что ограничивает возможности вашего обучения. Нарисуйте, чему вы пока не разрешаете себе учиться. Дайте обоснование, снова ответив себе на приведенный выше вопрос.

И в заключение определите и отметьте, какая "инстанция" выдала вам эту лицензию. Быть может, ваш собственный внутренний голос привел вас к такому решению? Или это ожидания вашей семьи? Или что-либо другое?

АМ выяснение целей, ожиданий и опасений

  1. «Фруктовый сад».
  2. «Что у меня на сердце».
  3. Поляна снежинок».
  4. «Солнышко и туча».
  5. «Лицензия на приобретение знаний»
  6. «Мишка боится, что …».
  7. «Воздушные шарики».
  8. «Голуби».
  9. «Дерево ожиданий».
  10. «Разноцветные листы».
  11. «Список покупок».

                                 АМ «Что у меня на сердце»

Подготовка: детям раздаются вырезанные из бумаги сердечки.

- Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное, а опасения – тяжёлое. Давайте определим с вами, когда и почему на занятии может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это связано. Для этого на одной стороне сердечка нарисуйте причины, отчего у вас на сердце, сейчас тяжело, и причины, отчего у вас на сердце легко.

В конце занятия мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно на уроке

АМ «ВОЗДУШНЫЕ ШАРИКИ»

     Для выяснения образовательных целей детей, их ожиданий и опасений можно использовать, например, на перовом занятии в начале учебного года следующий метод:  

АМ «Фруктовый сад»

     Педагогу результаты применения метода позволят лучше понять каждого ребенка и группу в целом, полученные материалы педагог сможет использовать при подготовке и проведении занятия для обеспечения личностно-ориентированного подхода к детям. Перед началом выяснения ожиданий и опасений педагог объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения.

        Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Детям раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны. Педагог предлагает детям попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Свои ожидания детям предлагается нарисовать на яблоках, а опасения – на лимонах. В завершении метода педагог подводит итоги выяснения ожиданий и опасений. Приветствуется, когда педагог также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения.

АМ закрепления изученного материала и организации самостоятельной работы над темой

       При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы детям было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал.

                                        АМ «Автобусная остановка»

       Материал распределяется по автобусным остановкам. На каждой остановке предлагается отдельное задание для индивидуального или группового выполнения.

                                   Активные методы релаксации

       Если вы чувствуете, что дети устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации! Иногда достаточно 5 – 10 минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию.      
                                     А
М «Земля, воздух, огонь и вода»

     Педагог просит детей по его команде изобразить одно из состояний- воздух, землю, огонь и воду.  

  Воздух. Дети начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев. Дети делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок.

Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода.      

  Земля. Теперь дети должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Педагог вместе с детьми начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте.  

   Огонь. Дети активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Педагог предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.  

  Вода. Дети просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.  

Активные методы презентации учебного материала

  1. «Инфо-угадай-ка».
  2. «Написание синквейна».
  3. «Написание эссе».
  4. «Лекция со стопами».
  5. «Ковер идей».
  6. «Мозговой штурм».
  7. «Составление кластера».
  8. «Пометки на полях» (или «Инсерт»).
  9. «Маркировочная таблица».
  10. «Золотой ключик».
  11. «Ажурная пила».

Метод «Инфо-угадайка»
Цели : представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания воспитанников. 
Группы: все участники. 
Материал: подготовленный лист ватмана, цветные маркеры. 
Проведение: 

Педагог называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист ватмана, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, педагог вписывает (рисует) в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем педагог раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, педагог вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее. 
Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются. 
В конце презентации педагог задает вопрос, действительно ли им были затронуты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких-то не упомянутых аспектов темы. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, педагог дает ответы на них. 
Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за аргументацией педагога и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы. Отчетливое разделение общего потока информации способствует лучшему восприятию. "Белые пятна" стимулируют - многие участники начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные разделы темы.

АМ «Мозговой штурм»

«Мозговой штурм» – метод продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения задач.

«Учебный мозговой штурм» обычно проводится в группах численностью 5-7 человек.

Первый этап - создание банка идей, возможных решений проблемы.

Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые  предложения. Критика и комментирование не допускаются. Регламент – до 15 минут.

Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить.

Третий этап – выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведен на следующем уроке.

Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес школьников. Общим требованием, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма является возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед детьми как учебная задача.

АМ «СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА»

            Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.

Кластер - это графическая организация материала, показывающая

смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. 

Цель: структурирование учебного материала.

Участники: все учащиеся.

Материалы: плакат, схемы.

Проведение:

Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.

Знакомство с составлением кластера проводится в следующей последовательности:

1. Объясняются правила составления кластера.

2. Приводится несколько вариантов составления кластеров.

3. Задается тема для составления кластера.

4. Фиксируется время на данный вид работы.

5. Творческая работа в группах. Составление кластера на заданную тему.

6. Выступления групп. Заслушиваются варианты составления кластеров.

Для работы над темой НОД:

«Ульи»

«Визитные карточки»

«Экспертиза»

«Карта группового сознания»

«Парный выход»

Для проведения дискуссии и принятия решений:

«Cветофор»

«Приоритеты»

«На линии огня»

Для представления материала самостоятельной работы обучающихся: 

«Инфо-карусель»

«Автобусная остановка»

«Ярмарка»

«Экспресс-портрет»

АМ «АВТОБУСНАЯ ОСТАНОВКА»

АМ представления материала самостоятельной работы обучающихся

Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.
Группы: 5-7 человек.
Численность: весь класс.
Время: 20-25 мин.
Материал: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчата), фломастеры.

Проведение:
Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой).
Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.

Примечание: Желательно организовать автобусные остановки (прикрепить листы с вопросами) в разных углах учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу. Вопросы изучаемой темы можно стилизовать под названия автобусных остановок.

АМ «НА ЛИНИИ ОГНЯ»

АМ проведения дискуссии и принятия решения

Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в группах.
Численность: весь класс.
Время: 15-20 мин.
Проведение:

Участники делятся на две группы. Одна группа отвечает за аргументы «за», другая за аргументы «против». Группы начинают дискуссию по предлагаемому вопросу или тезису. Каждая группа пытается убедить друг друга в своей правоте.

Знакомство с основными правилами проведения АМ «На линии огня»:

1. Объясняются правила проведения.

2. Приводится несколько вариантов проведения.

3. Задается тема для проведения дискуссии.

4. Фиксируется время на данный вид работы.

5. Творческая работа в группах. Составление аргументов «за» (1 группа) и «против» (2 группа) на заданную тему.

                                      АМ подведения итогов занятия

      Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие активные методы как: «Мудрый совет», «Письмо самому себе»,  «Итоговый круг», «Комплименты». Эти методы помогут вам эффективно, грамотно и интересно подвести итоги занятия и завершить работу.
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ РЕЛАКСАЦИИ

Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации! Иногда достаточно 5 – 10 минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы позволят вам это сделать, не выходя из класса.

Активные методы релаксации:

  1. «Четыре стихии».
  2. «Постройся по росту».
  3. «Пантомима».
  4. «Земля, воздух, огонь и вода»
  5. «Домик, мышки, землетрясение».
  6. «Обезьяна, слон. Пальма».
  7. «Переполох на заднем дворе».
  8. «Тряпичная кукла и солдат».
  9. «Энергия - 1».
  10. «Роботы».
  11. «Красная Шапочка и Серый Волк».
  12. «Шест».

АМ «ЧЕТЫРЕ СТИХИИ»

Цель: расслабление, восстановление энергии в классе.

Численность: весь класс.

Время: 5-10 минут.

Проведение:

- "Четыре стихии"- это земля, вода, воздух, огонь.

Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола.

Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения.

Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх, глубоко вдыхаете.

Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах. Понятно? А сейчас потренируемся. Тот, кто ошибется, может исправить ошибку.

Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие активные методы:

  1. «Ресторан».
  2. «Ромашка».
  3. «Мудрый совет».
  4. «Итоговый круг».
  5. «Комплименты».
  6. «Письмо самому себе».
  7. «ХИМС».
  8. «Чемодан наших успехов, достижений».
  9. «Солнышко и туча».
  10. «Все у меня в руках!»
  11. «Что я почти забыл?»
  12. «Аплодисменты по кругу».

АМ «РОМАШКА»

Этот метод помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока.

Цель: позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке.

Время: 5-8 минут.
Численность: все ученики.
Материал: лист большого формата, ромашка с отрывными лепестками.

Проведение:

     Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне.

Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке.

АМ «АПЛОДИСМЕНТЫ ПО КРУГУ»

Цель: снять напряжение и усталость; поблагодарить всех участников за работу.

Время: 6-8 минут.
Численность: все участники.

Проведение:

Все участники сидят по кругу. Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру и т.д. Таким образом. Начинают хлопать все участники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и педагогов «Внедрение Су-Джок терапии в образовательный процесс ДОУ»

Су-Джок терапия - метод точечного воздействия на кисть и стопу.Оздоровительный эффект предлагаемого метода основан на том, что на телечеловека имеются системы соответствия - участки тела, куда проецир...

«Инновационный подход к внедрению регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс ДОУ»

Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования, что позволяет достичь определенных целей в познании и понимании детьми общечеловеческих цен...

«Инновационный подход к внедрению регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс ДОУ» Малая Родина. У каждого человека она своя,

Дл         - изучение становление исследуемой проблемы в психолого-педагогической литературе;          - выявление противоречия в теории и практике по...

Из опыта работы «Инновационный подход к внедрению регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс ДОУ»

В методической разработке отражена система работы в ДОУ по внедрению регионального компонента через программу "Наш дом - Южный Урал" (Е. Бабунова)...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Внедрение технологии «Эколята - дошколята» в образовательный процесс»

Целью данного проекта является - формирование у ребенка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, ее животному и растительному миру, развитие внутренней потребност...