Экологический проект "Альпийская горка"
методическая разработка (средняя группа)

Дедок Вера Николаевна

Экологический проект"Альпийская горка"

Экологическая тропинка в ДОУ состоит из четырнадцати видовых точек, которые достаточно сложно содержать и поддерживать в рабочем состоянии силами педагогического коллектива. Было решено каждому педагогу взять шефство над одной видовой точкой. Мною была выбрана видовая точка «Альпийская горка», так как на её базе можно наработать достаточно большой и богатый методический материал,дляпоследующей работы с  дошкольниками, отрабатывать с детьми практические навыки по уходу за растениями, а также по сбору, обработке и хранению растений, изготовлению из них различных учебных пособий, игр, игрушек, которые впоследствии пополнят методическую базу учреждения и будут полезны другим педагогам в работе с детьми.

На предварительном этапе решила восстановить уголок лекарственных   трав, который размещен на видовой точке «Альпийская горка» - это косогор, с южной стороны от здания детского сада, выложенный камнем-дикарем, между которых растут растения. Некоторые растения, изначально занесенные в «Путеводитель по Экологической тропинке», давно вымерзли, так как корневая система не предназначена для зимовки между камней, либо высохли, так как между каменным рельефом недостаточно земли, чтобы сохранять влагу длительное время, либо нуждались в пересадке и омоложении. Только после удаления камня, качественной перекопки земли, растения были посажены вновь, производился полив растений с удобрениями, гумусом. Для привлечения интереса воспитанников непосредственно к самой видовой точке, постаралась сделать несколько ярких акцентов: раскрасила некоторые камушки в разные цвета, несколько камней стали божьими коровками, поставила декоративную бабочку и птичку, оформила мельницу, которая возвышается на горке, посадила несколько однолетников, для привлечения насекомых. Был разработан план реализации проекта и Приложений (конспекты бесед, наблюдений, экскурсий, игр, экспериментально-опытной деятельности и пр.), а также изготовлены атрибуты, приобретены корзинки для высушенных лекарственных трав, баночки для фитобара, рамки для гербария, таблички для оформления клумбы с растениями, предметы рукоделия (цветные нити, кусочки ткани, ленты, тесьма, сентипон и пр.) для изготовления кукол-оберегов, смонтированы презентации для детей и родителей.Экологическая тропинка в ДОУ состоит из четырнадцати видовых точек, которые достаточно сложно содержать и поддерживать в рабочем состоянии силами педагогического коллектива. Было решено каждому педагогу взять шефство над одной видовой точкой. Мною была выбрана видовая точка «Альпийская горка», так как на её базе можно наработать достаточно большой и богатый методический материал,дляпоследующей работы с  дошкольниками, отрабатывать с детьми практические навыки по уходу за растениями, а также по сбору, обработке и хранению растений, изготовлению из них различных учебных пособий, игр, игрушек, которые впоследствии пополнят методическую базу учреждения и будут полезны другим педагогам в работе с детьми.

На предварительном этапе решила восстановить уголок лекарственных   трав, который размещен на видовой точке «Альпийская горка» - это косогор, с южной стороны от здания детского сада, выложенный камнем-дикарем, между которых растут растения. Некоторые растения, изначально занесенные в «Путеводитель по Экологической тропинке», давно вымерзли, так как корневая система не предназначена для зимовки между камней, либо высохли, так как между каменным рельефом недостаточно земли, чтобы сохранять влагу длительное время, либо нуждались в пересадке и омоложении. Только после удаления камня, качественной перекопки земли, растения были посажены вновь, производился полив растений с удобрениями, гумусом. Для привлечения интереса воспитанников непосредственно к самой видовой точке, постаралась сделать несколько ярких акцентов: раскрасила некоторые камушки в разные цвета, несколько камней стали божьими коровками, поставила декоративную бабочку и птичку, оформила мельницу, которая возвышается на горке, посадила несколько однолетников, для привлечения насекомых. Был разработан план реализации проекта и Приложений (конспекты бесед, наблюдений, экскурсий, игр, экспериментально-опытной деятельности и пр.), а также изготовлены атрибуты, приобретены корзинки для высушенных лекарственных трав, баночки для фитобара, рамки для гербария, таблички для оформления клумбы с растениями, предметы рукоделия (цветные нити, кусочки ткани, ленты, тесьма, сентипон и пр.) для изготовления кукол-оберегов, смонтированы презентации для детей и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_i_prilozheniya.docx129.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5

_____________________города Хвалынска Саратовской области______________________

412780, Саратовская область, город Хвалынск, улица Росреспублики дом 203 А

Телефон: 8(84595)22780, e-mail: det.sad.5.2013@yandex.ru 

П Р О Е К Т

по экологическому воспитанию дошкольников

среднего дошкольного возраста

«Знакомство дошкольников с содержанием видовой точки

«Альпийская горка»  по маршруту Экологической тропинки в ДОУ»  

Вид: экспериментально – опытный, творческий, познавательный

Подготовил:

Воспитатель МДОУ детского сада № 5

Дедок Вера Николаевна

I квалификационная категория

г. Хвалынск, 2018 год

Введение

Проблема: В современном обществе достаточно остро встала проблема экологического воспитания, и не только детей и подростков, но и некоторых взрослых, не усвоивших правила поведения в живой природе в свое время. Задача педагогов – воспитать поколение людей, способных не только знать и любить живую природу, но и ценить каждое растение на своем пути, все живое.

Любовь к природе не приходит сама, детям необходимо не только рассказывать, прочитать, побеседовать с ними, показать объекты в живой природе. Результат достигается только тогда, когда у детей задействованы все органы чувств: зрение, обоняние, тактильные чувства.

Экологическая тропинка в ДОУ состоит из четырнадцати видовых точек, которые достаточно сложно содержать и поддерживать в рабочем состоянии силами педагогического коллектива. Было решено каждому педагогу взять шефство над одной видовой точкой. Мною была выбрана видовая точка «Альпийская горка», так как на её базе можно наработать достаточно большой и богатый методический материал, для последующей работы с  дошкольниками, отрабатывать с детьми практические навыки по уходу за растениями, а также по сбору, обработке и хранению растений, изготовлению из них различных учебных пособий, игр, игрушек, которые впоследствии пополнят методическую базу учреждения и будут полезны другим педагогам в работе с детьми.  

На предварительном этапе решила восстановить уголок лекарственных   трав, который размещен на видовой точке «Альпийская горка» - это косогор, с южной стороны от здания детского сада, выложенный камнем-дикарем, между которых растут растения. Некоторые растения, изначально занесенные в «Путеводитель по Экологической тропинке», давно вымерзли, так как корневая система не предназначена для зимовки между камней, либо высохли, так как между каменным рельефом недостаточно земли, чтобы сохранять влагу длительное время, либо нуждались в пересадке и омоложении. Только после удаления камня, качественной перекопки земли, растения были посажены вновь, производился полив растений с удобрениями, гумусом. Для привлечения интереса воспитанников непосредственно к самой видовой точке, постаралась сделать несколько ярких акцентов: раскрасила некоторые камушки в разные цвета, несколько камней стали божьими коровками, поставила декоративную бабочку и птичку, оформила мельницу, которая возвышается на горке, посадила несколько однолетников, для привлечения насекомых. Был разработан план реализации проекта и Приложений (конспекты бесед, наблюдений, экскурсий, игр, экспериментально-опытной деятельности и пр.), а также изготовлены атрибуты, приобретены корзинки для высушенных лекарственных трав, баночки для фитобара, рамки для гербария, таблички для оформления клумбы с растениями, предметы рукоделия (цветные нити, кусочки ткани, ленты, тесьма, сентипон и пр.) для изготовления кукол-оберегов, смонтированы презентации для детей и родителей.

Так как дети всегда  с искренним желанием откликаются на все новое и неизвестное, потому что по натуре своей они – маленькие исследователи, особое внимание, при разработке плана реализации проекта уделила практическим занятиям с детьми, таким как:

  1. Посадка лекарственных трав на участке альпийской горки, уход за ними.
  2. Изготовление табличек с информацией  о каждом растении.
  3. Составление гербария лекарственных трав, оформление выставки.
  4. Изучение лекарственных свойств, запахов, вкуса. Создание фитобара.
  5. Изготовление кукол – оберегов.

Предполагаемый результат: По окончании проекта дети, предположительно,  должны безошибочно находить на территории детского сада видовую точку «Альпийская горка»; находить в окружении знакомые лекарственные травы, называть их; знать принципиальное отличие простых растений и лекарственных растений (способность исцелять); овладеть умениями различать несколько лекарственных трав (мята, мелисса, ромашка, полынь, календула и земляника) по характерным признакам, запаху; знать последовательность составления гербария; возможно, определять травы по запаху и вкусу (при заваривании); узнавать народную игрушку куклу-оберег «Кубышку-травницу», принцип её изготовления.

Цель проекта: Познакомить детей с видовой точкой «Альпийская горка» на Экологической тропинке ДОУ,  лекарственными растениями произрастающими на ней, их свойствами.

Задачи:  

1. Познакомить с  понятием - «Альпийская горка» на примере каменистой поверхности гор, растительным миром,  населяющим Альпийские горы.

2. Познакомить воспитанников с некоторыми лекарственными травами, правилами сбора, переработки и хранения.

3. Расширять знания о целебных свойствах лекарственных растений, их строением и отличительными признаками. Учить дошкольников находить лекарственные растения в окружающей природе, называть их, самостоятельно заготавливать, перерабатывать и хранить.

4. Воспитывать интерес и бережное отношение к родной природе, любовь к родному краю.

5. Обогащать чувственный опыт детей посредством органов чувств (зрительный орган – внешний вид; орган обоняния – запах и вкус; орган осязания (кожа) – структуру поверхности стебля, листьев и пр.).

        

Вид проекта:  экспериментально – опытный, творческий, познавательный

Срок реализации проекта: краткосрочный (июнь -  август 2018 года)

Участники проекта:  воспитанники средней группы, воспитатель, родители воспитанников.

Этапы проекта:

I  ЭТАП – подготовительный  (Июнь 2018 года)

п/п

Дата

Изучение литературы, сайтов

1

с  05.06.2018 г.    по    25.06.2018 г.

https://ru.wikipedia.org/wiki/

https://yandex.ru/images/search?text

http://vsemagi.ru/articles/znaharstvo-kto-takie-znahari

https://zagovory-privoroty.ru/magiya/znahari-znaharki

https://ru.wikipedia.org/wiki

http://fb.ru/article/85566/alpyi-gde-nahodyatsya-eti-krasiveyshie-goryi

https://yandex.ru/images/search?text

http://www.yandex.ru/clck/jsredir?bu=b8t2&from

http://www.neolove.ru/articles/housewife/Needlework/gerbarij_vybor_rastenij_sushka_oformlenie_gerbarij_v_shkolu_dets.html

http://sadovodi.su/kak-delat-gerbarij-iz-rastenij-tsvetov-i-listev/

https://www.syl.ru/article/152990/new

II  ЭТАП  - основной (практический) (Июль – Август 2018 года)

№ п/п

Дата

Форма работы с детьми, родителями

Содержание

мероприятия

Примечание

1

16.07.18

Экскурсия по участку

детского сада

(Приложение №1)

Наблюдение за травянистым покровом на участке детского сада. Учить различать растения по внешнему виду. Познакомить с правилами безопасного поведения с растениями!!!

Детям трудно различить растения по внешнему виду.

Внимательно слушали правила безопасного поведения с растениями.

2

20.07

Беседа на тему: «Знахари. Лекари». (Приложение №2) 

Познакомить детей с понятием «знахарь» и «лекарь». С помощью педагога учить сравнивать медицинские услуги в разные исторические эпохи.

Детям трудно представить эпоху без больниц, без медицинских работников, уколов и таблеток.

3

23.07.18

Рассматривание «Альпийской горки» (Приложение №3) 

Познакомить детей с понятием «Альпийская горка».

Трудности в запоминании названий растений, только  путем многократного повторения за педагогом

4

27.07.18

Знакомство с лекарственными растениями. (Приложение №4) 

Познакомить детей с внешним видом, строением, названием растений. Дать понятия: стебель, листья, цветок, семена. Объяснить смысл понятий  «лекарственные», «целебные».

Детям легче ориентироваться и запоминать названия лекарственных растений с опорой на рисунок (фото) из справочника лекарственных растений.

5

01.08.18

Знакомство с фито – растениями (меллиса, мята, полынь – имеющими сильный специфический запах).

(Приложение №5)

Познакомить с общими признаками и свойствами (внешний вид, запах, вкус).

Детям понравился запах мелиссы и мяты. Появился интерес к травам. Проявляется в постоянно задаваемых вопросах про лекарственные растения и в желании чаще посещать Альпийскую горку.

6

06.08.18

Дидактическая игра «Угадай по запаху». (Приложение №6)

Дидактическая игра на развитие органов чувств, в основу положен принцип ассоциативного восприятия

Вариант 1 - (чеснок, апельсин, мелисса)

Вариант 2 - (лимон, полынь, мята)

Каждый «запах» помещен в отдельный контейнер, что дает возможность не смешивать между собой запахи, нет обзора для остальных детей и возможности для подсказки. Большой интерес к игре.

7

07.08.18

Экскурсия за пределы детского сада. Сбор лекарственных растений (пижма, тысячелистник).

(Приложение №7)

Познакомить детей с другими лекарственными травами. Учить находить в окружении по внешнему виду. Познакомить с правилами сбора, обработки и хранения лекарственных трав.

Проявляют большой интерес при сборе лекарственных трав (срезание ножницами, вязание в пучки (венички), сушка в подвешенном состоянии). Делятся с родителями полученными знаниями.

Изготовление гербария (экспериментально – опытная деятельность) (Приложение №8)

Познакомить детей с несколькими вариантами высушивания травы с целью выявить лучший способ, при котором наиболее четко будет просматриваться строение растения (ствол, листья, соцветие).

1 способ: положить на солнышко без груза.

2 способ: положить под груз (между страниц книги).

Проявляют большой интерес в течении нескольких дней. Ежедневно внимательно наблюдают и сравнивают результаты сушки обоими способами, анализируют, делают выводы, пытаются дать некоторые объяснения.  

8

08.08.18

9

13.08.18

Подведение итогов экспериментально – опытной деятельности. Оформление гербария.

(Приложение №9)

Сравнить результат сушки растений воздушным путем и между грузом. Оформление в рамку растений, высушенные между книгами.

Дети пришли к выводу, что при высушивании вторым способом растение ровное, сохраняется его первоначальный внешний вид. Очень понравились растения, оформленные в рамки. С удовольствием показывали вечером родителям результаты своего труда.

10

15.08.18

Изготовление народной игрушки куклы-оберега  «Кубышки-Травницы» (мастер – класс для родителей воспитанников)

(Приложение №10)

Познакомить детей  и родителей  с назначением куклы – оберега «Кубышки – травницы», научить делать куклу в условиях группы.

Детям понравилась совместная деятельность с родителями. После изготовления кукол постоянно мяли ей и принюхивались, хвалились между собой куклами, давали понюхать друг другу, называли траву, которая была в основании куклы (мята, мелисса).

III   ЭТАП   - заключительный (Август 2018 года)

№ п/п

Дата

Содержание

работы

1

15.08.18

Оформить в группе выставку детских рисунков. Повести для родителей воспитанников экскурсию по итогам реализации проекта. Оформить Благодарственные письма от воспитателей группы за помощь в реализации проекта, активное участие в мероприятиях.

2

16.08.18

Мониторинг знаний воспитанников по итогам реализации проекта.

Составление  диаграммы по результатам усвоения нового материала. (Приложение №11)  Анкетирование родителей. (Приложение №12) 

3

20.08.18

Подведение итогов проекта.

Составление письменного отчета.  

Подготовка итоговой презентации о реализации проекта.

4

24.08.18

Оформить совместно с родителями воспитанников часть выставки в рамках регионального этапа конкурса «Эколята-дошколята» в фоей учреждения по видовой точке «Альпийская горка».

Оценка результатов:  Подводя итоги проекта «Знакомство дошкольников с видовой точкой «Альпийская горка» по маршруту Экологической тропинки в ДОУ» можно сказать, что цель достигнута и задачи проекта выполнены.

В подготовительном этапе с успехом удалось восстановить видовую точку «Альпийская горка». Дети принимали непосредственное участие в уходе за растениями –  подсаживали и поливали растения, следили за их ростом. Совместно были изготовлены таблички.

Самым объемным и значимым для воспитанников, конечно же, стал основной этап (практический), в ходе которого они приобрели новые знания (о целебных свойствах лекарственных растений) и практические навыки и умения (посадка и полив растений, сбор сырья, его обработка и последующая сушка, изготовление гербария и пр.).  В ходе проведения мероприятий было выявлено, что с наибольшим интересом проходили мероприятия в форме экскурсий по участку детского сада и за его пределами; наблюдений; дидактических игр, когда дети непосредственно работали с растениями. Пик интереса возник после знакомства детей со свойствами сильнопахнущих растений (мята, мелисса), потому что запах им был приятен, практически сразу запоминался, дети чаще рассказывали об этих мероприятиях родителям, а соответственно, больше запоминали. Активная фаза родительской помощи также возникла в практической части реализации проекта, когда дети стали приглашать родителей в группу и показывать результаты своего труда (сушеные венички из лекарственных трав, гербарий). Поэтому, когда пришло время провести мастер-класс по изготовлению куклы, многие родители не смогли отказать ни детям, ни  воспитателю. В ходе работы стало понятно, что презентации не давали таких знаний, как работа в живой природе, видимо потому, что картинки не передают тех ощущений, запахов, которые дети могут получить непосредственно от контакта с живыми растениями, кроме презентации про лекарей и знахарей. Они с большим интересом слушали про эпоху, когда не было медицины, как социального института, задавали вопросы, позже делились друг с другом впечатлениями. Относительно легко прошла экспериментально-опытная деятельность, с первого дня, когда в первом варианте растение начало вянуть и пошли необратимые процессы, дети уже понимали, что красивого экземпляра растения «на память» не получится и очень переживали, считали, что потерпели поражение, пока на следующий день не провели сравнение с экземпляром «под грузом». Все сомнения сразу отпали. Многие родители позже сообщили, что дома дети с удовольствием закладывают в книги листочки и цветочки «на память». Кроме всего, дети вносили разнообразие в сюжетно – ролевые игры, особенно на участке детского сада. Одни дети брали на себя роль «Лекаря» или «Знахаря», собирали разную траву и лечили других детей – заболевших, прикладывая им траву к «больному» месту. В речи дошкольников появились такие существительные, как: травница, знахарь, меллиса, мята, гербарий, сушка; прилагательные: сушеный, мятный, душистый, больной, лекарственный, альпийская, ядовитый; глаголы: лечить, собирать, сушить и пр.

В заключительном этапе важно было отследить  степень усвоения нового материала, его ценность для детей, родителей и педагогов. По итогам первичной диагностики, перед началом проекта, выбором темы, было выявлено, что только 11% детей (2 человека) владеют незначительной информацией о лекарственных травах, совсем не владеют знаниями о назначении видовой точки «Альпийская горка» по маршруту Экологической тропинки в ДОУ.

По результатам итоговой диагностики было выявлено:

Усвоение воспитанниками материала в теоретической части проекта (беседы, презентации) составило: высокий уровень - 17% (три человека),  средний - 44% (8 человек), низкий - 39% (7 человек).

Усвоение воспитанниками материала в практической части (работа на участке, экскурсии, экспериментально – опытная деятельность) составило: высокий  уровень - 33% (шесть человек),  средний - 39% (7 человек), низкий - 28% (5 человек).

Удовлетворенность родителей результатами проекта (оценка темы проекта, объема итоговых знаний детей, качества мероприятий) выявлены в результате анкетирования: высокая оценка - 83% (15 человек),  средняя оценка - 17% (3 человека), низкая оценка - 0% (0 человек).

Учитывая, что этот материал не является обязательным к обучению и достаточно сложный для восприятия дошкольников среднего возраста, то данный результат считаю  удовлетворительным, а главным достижением – интерес воспитанников и родителей воспитанников к выбранной теме. Педагогическая ценность проекта для учреждения, включая методическое обеспечение (конспекты, гербарий, фитобар, контейнеры с сушеной травой, куклы и др.), на мой взгляд заключается в том, что теперь любой заинтересованный педагог может воспользоваться плодами нашего совместного труда, познакомить воспитанников других возрастных групп с лекарственными растениями. По ходу проекта, по просьбе коллег, для воспитанников двух групп (детей среднего и старшего дошкольного возраста) были проведены экскурсии по видовой точке «Альпийская горка», где они получили новые знания и опыт.

Буду рада, если видовая точка «Альпийская горка» будет востребована педагогами и с каждым годом на ней будет увеличиваться количество лекарственных растений, а следовательно и прибавляться методических разработок по данной теме.

П Р И Л О Ж Е Н И Я

(конспекты бесед, наблюдений, экскурсий, игр, мастер-классов,

экспериментально-опытной деятельности и пр.)

Приложение №1

к проекту по экологическому воспитанию дошкольников

«Знакомство дошкольников с видовой точкой «Альпийская горка»

по маршруту Экологической тропинки в ДОУ»

«Знакомство с правилами

безопасного взаимодействия с растениями»

Форма работы: Экскурсия по участку детского сада.

Цель: Познакомить детей с разнообразием растительного мира, правилами безопасного взаимодействия с растениями.

Задачи: 

1. Познакомить детей с травянистым покровом на участке детского сада, разнообразием растительного мира, правилами безопасного взаимодействия с растениями.

2. Учить различать растения по внешнему виду.

3. Воспитывать интерес к растительному миру, желание любоваться им, беречь его.

Ход экскурсии: Ребята! Сегодня мы с вами пойдем на прогулку по участку нашего детского сада, вы уже знаете, что он очень большой и красивый.

Воспитатель: Внимательно посмотрите вокруг и ответьте, что же есть на нашем участке? (предполагаемые ответы детей) Я расскажу вам о растениях, которые растут на нашем участке, ведь у каждой травинки есть свое название, как у каждого человека есть свое собственное имя.  

- Какие растения, травы вы знаете? (предполагаемые ответы детей) Много трав мы увидели? Трава одинаковая или разная (по высоте, по цвету, по строению, по внешнему виду и др.)? (предполагаемые ответы детей) В природе очень много растений, но среди них есть ядовитые, их нельзя даже трогать, тем более употреблять в пищу, потому что можно получить ожог или отравиться и погибнуть.   Это не значит, что от них нужно избавляться, уничтожать их, потому что их ядовитые свойства растений все равно являются лекарственными и их яд используют в медицине, смешивая с другими препаратами. Когда вы бываете на природе с родителями, гуляете по лесу, вы можете увидеть красивое растение, возможно даже душистое, с цветущим соцветием, но и оно может оказаться ядовитым и опасным. Поэтому нужно быть осторожными и внимательны и выполнять правила. Ну, а если вы все таки нарушили правила, то обязательно сообщите об этом взрослому, возможно, что необходимо срочно обратиться к врачу.

Запомните правила, о которых  вы должны помнить всегда если находитесь на природе!!!

1. Нельзя трогать руками незнакомые растения!

2. Нельзя срывать и есть незнакомые ягоды!

3. Нельзя рвать и подносить к лицу незнакомые цветы!

4. Всегда спрашивайте у взрослого о растениях, которые вы увидели!

Приложение №2

к проекту по экологическому воспитанию дошкольников

«Знакомство дошкольников с видовой точкой «Альпийская горка»

по маршруту Экологической тропинки в ДОУ»

«Знахари. Лекари»

Форма работы: Беседа. Презентация.

Цель: Познакомить детей с понятиями «знахарь», «лекарь».

Задачи: 

1. Обогащать словарный запас детей.

2. Учить сравнивать медицинские услуги в разные исторические эпохи (старая Русь и современная Россия).

3. Воспитывать интерес к свойствам лекарственных растений.

Ход беседы:

Воспитатель: Ребята, давно, когда нас с вами не было, а ваши прабабушки и прадедушки были маленькими, особенно в селах и деревнях, не было больниц, аптек, и врачей. Как вы думаете,  кто же тогда лечил больных? (предполагаемые ответы детей)

-  Я вам подскажу, их лечили знахари и лекари, как вы думаете, кто это? (предполагаемые ответы детей)

Воспитатель: Знахари (от слова знать) и лекари (от слова лечить) – это люди, которые имели медицинские способности и могли заменить врача, они могли определить заболевание, т.е. поставить диагноз и   лечили травами, разными снадобьями, отварами, мазями, приготовленными из природных продуктов.

Весной, летом и осенью знахари и лекари собирали лечебные травы, сушили их, т.е заготавливали лекарство, и весь год, когда к ним приходили за помощью,  они назначали лечение, давали порошок из лекарственных трав (сборы), для заваривания, или мази для натирания. Такие лекарственные травы снимали боли, излечивали болезни, заживляли раны и др. Для лечения разных болезней нужно было знать свойства многих трав и растений, знать сколько какой травы нужно, чтобы помочь человеку, а не навредить ему. В домах у знахарей и лекарей на стенах и под потолком висели венички с лекарственными травами, а в печке томились настои трав, сейчас такого не встретишь.

 Воспитатель: - Ребята, как вы думаете,  какая разница между знахарем (лекарем) и современным доктором?  (предполагаемые ответы детей)

- Какая разница между современным лечением и лечением в давние времена?  (предполагаемые ответы детей)

- Как вы думаете, какое лечение более быстрое, а какое медленное (лекарствами или травами)? Почему вы так думаете? (предполагаемые ответы детей)

Приложение №3

к проекту по экологическому воспитанию дошкольников

«Знакомство дошкольников с видовой точкой «Альпийская горка»

по маршруту Экологической тропинки в ДОУ»

«Альпийская горка».

Форма работы: Беседа.

Предварительная работа: Презентация.

Цель: Познакомить с понятием «альпийская горка», как объектом, украшающим участок детского сада.

Задачи:

1. Познакомить с объектом ландшафтного дизайна – альпийская горка.

2. Расширять словарный запас, мышление, связную речь.

3.  Воспитывать интерес к объектам живой природы.

Ход беседы:

Воспитатель: Мы с вами сегодня рассматривали на участке нашу горку с растениями, кто помнит, как она называется? (предполагаемые ответы детей) А чем эта горка отличается от остальных горок на участке нашего детского сада? (предполагаемые ответы детей) Эта горка отличается тем, что на ней очень много камней разного размера, большие и маленькие, а между камнями растут растения. Могут растения расти на камнях, почему? (предполагаемые ответы детей)  Сейчас я расскажу вам про каменистые горы, которые расположены не в нашей стране – России, а в Европе и называются - Альпы. Альпийские горы очень длинные и проходят через восемь европейских стран, таких как: Франция, Италия,  Германия, Швейцария, Австрия, Словения, Монако и Лихтенштейн.  Посмотрите какие они каменистые, но не смотря на камни, на горах растут растения, деревья. А вот наша альпийская горка, посмотрите, похожа она на настоящие Альпы? (предполагаемые ответы детей)  Альпийская горка хоть и каменистая, но камни  не мешают расти нашим растениям. Как вы думаете тяжело им расти среди камней или легко? (предполагаемые ответы детей)  Чтобы растениям на нашей горке жилось хорошо, что нам нужно делать? Поливать растения, удобрять, рыхлить, обрезать сухие листья и старые стебли и черенки. А как можно украсить нашу горку? Можно покрасить камушки в разные цвета, сделать таблички-указатели для каждого растения, раскрасить некоторые камушки в виде божьих коровок и др. А можно воткнуть красивую  вертушку, которая будет весело крутиться и шуметь своими разноцветными лопастями? (предполагаемые ответы детей)  А я думаю, что вертушку ставить нельзя, потому что шум вертушки будет отпугивать насекомых, которые захотят прилететь и опылить цветы и соцветия на наших растениях, или поползать в земле и тем самым порыхлить землю и обогатить корневую систему кислородом. Вы согласны о мной? (предполагаемые ответы детей)  Я предлагаю все лето ухаживать за растениями на нашей альпийской горке, наблюдать за ними, изучать их, согласны? (предполагаемые ответы детей)  

Приложение №4

к проекту по экологическому воспитанию дошкольников

«Знакомство дошкольников с видовой точкой «Альпийская горка»

по маршруту Экологической тропинки в ДОУ»

«Знакомство с лекарственными растениями».

Форма работы: Наблюдения в живой природе.

Цель:         Познакомить детей с лечебными свойствами некоторых лекарственных растений.

Задачи: 

1. Познакомить детей с внешним видом, строением, некоторых лекарственных растений: корень, стебель, листья, соцветия.

2. Расширять знания детей о лекарственных растениях; развивать связную речь, мышление.

3. Воспитывать интерес к окружающему миру, желание изучать его.

Ход наблюдения:

Воспитатель: Сегодня мы внимательно рассмотрим растения на нашей горке, я расскажу вам о каждом из них, но отдельно остановлюсь на тех, которые обладают лекарственными свойствами. Для начала давайте вспомним, какие растения называются лекарственными?  (предполагаемые ответы детей) Лекарственными считаются те растения, которые используются для лечения людей. Эти растения обладают полезными свойствами, которые помогают людям выздоравливать. А какие  лекарственные растения знаете вы, может вам рассказывали родители или бабушки? (предполагаемые ответы детей) Какие растения на нашей горке вы знаете, сможете дать им названия и рассказать о них? (предполагаемые ответы детей) Сейчас я вам расскажу об этих растениях и даже немного поэкспериментируем, для эксперимента мне нужны только мои пальчики и мокрый платок, чтобы их вытирать.

Воспитатель: Первое растение с которым я вас познакомлю - Полынь. Давайте внимательно рассмотрим её: у неё есть стебель, достаточно толстый, не хрупкий, много побегов листьев, листочки резные, посмотрите какие красивые, как ажурные, и заканчивается растение соцветием – метелочкой, здесь вызревают семена. Цвет полыни – светло-зеленый. Настой полыни давали небольшими порциями людям, у которых нет аппетита, после принятия настойки в желудке начинают происходить процессы, которые вызывают аппетит. Отвар из полыни – заживляет раны, выгоняет микробы из организма.

Воспитатель: Второе растение - Земляника, у земляники нет длинного стебелька, но есть листья, цветы, ягоды. Листочки очень узнаваемые, они состоят из трех листовых пластинок, немного опушенные, потрогайте их, погладьте. Цветет земляника весной, цветочки белые с пятью лепестками и желтой серединкой. После цветения образуется завязь из которой потом вырастает сладкая и душистая ягода, которую мы все так любим. Как вы думаете, если земляника лекарственное растение, её ягоды тоже имеют лекарственные свойства? Конечно. И даже варенье из земляники очень полезное.   Отвар из Земляники – используют при ангине (полоскание рта), при боле в животе.

Воспитатель: Третье растение – Календула. У календулы есть стебель, листья и цветы. Стебли очень хрупкие, поэтому нужно быть очень аккуратными, когда обрабатываете растение, иначе его легко можно сломать. Листочки вытянутые, остроконечные. Цветы ярко оранжевого цвета, лепестки расположены в несколько рядов, имеется серединка. Цветок издает очень сильный и сладкий запах. После цветения в розетке образуется семенная коробка, семечки календулы похожи на маленьких червячков. Отвар из Календулы – заживляет раны, убивает микробы, оказывает противовоспалительное действие.

Воспитатель: Четвертое растение – Меллиса. Её высота иногда достигает одного метра. У нее также есть стебель, листья и мелкие цветочки белого цвета, собранные в метелку. Цвет тускло зеленый, не яркий, листья немного опушенные, края листьев – зубчатые. Посмотрите на стебель, он не круглый, а многогранный. Отвар из меллисы –  успокаивает, снимает раздражение и усталость.

Воспитатель: Пятое растение – Ромашка. У ромашки есть стебель, но листочки так плотно растут, что кустик кажется пушистым кустиком, если раздвинуть листочки, то можно увидеть тонкие стебельки на которых держится растение.  Листочки мелкие, округлой формы и мелкие цветочки. Цветет ромашка долго, почти все лето, одни цветочки отцветаю, следом распускаются следующие. Отвар из Ромашки – снимает воспаление, успокаивает.

Воспитатель: Шестое растение – Мята. Посмотрите на остальные растения, похожа мята на какое-нибудь растение на горке? (предполагаемые ответы детей)   Она похожа вот на это растение – меллису, потому что они родственники, но все таки у них есть и внешние различия, и различия в лекарственных свойствах. Её стебель похож на стебель меллисы, а вот листочки более круглые и без зазубрин, и мелкие цветочки, но  фиолетового цвета, также собраны в метелку.  Отвар из Мяты – успокаивает, снимает боль.

Подумайте и ответьте - что есть у каждого растения? (стебель, листья, цветы и семена) Если мы с вами срежем эти растения, высушим их, то у нас на память о лете останутся сушеные венички лекарственных трав, как у знахарей и лекарей, но будем ли мы их заваривать, делать отвары и мази, а потом лечиться ими? Конечно нет, потому что все это ушло далеко в историю, и в случае, если мы заболеем, то доктор назначит витамины, таблетки или уколы.

А как вы думаете, если я не доктор, не знахарь и не лекарь, а обычный воспитатель и работаю не в больнице, не в аптеке, а в детском саду, то откуда я могу знать лекарственные свойства растений?  (предполагаемые ответы детей)   А для этого, ребята, есть специальный Справочник лекарственных растений. (показывает детям справочник, листает его, указывает на иллюстрации) Здесь собрана информация о всех лекарственных растениях нашей страны. В сборнике можно узнать, в какое время их нужно начинать срезать на сушку, какие части растения используются в медицине и для чего.

Вам было интересно? Мы будем ещё приходить к нашей горке и узнавать новое о лекарственных растениях?

Приложение №5

к проекту по экологическому воспитанию дошкольников

«Знакомство дошкольников с видовой точкой «Альпийская горка»

по маршруту Экологической тропинки в ДОУ»

«Знакомство с фито - растениями

(меллиса, мята, полынь)».

Форма работы: Наблюдения в живой природе.

Цель: Расширять знания детей о свойствах  растений с сильным запахом.

Задачи:

1. Обогащать чувственный опыт детей.

2. Развивать диалогическую речь, умение описывать растение.

3. Воспитывать интерес к живой природе.

Ход наблюдения:

Воспитатель: Вот мы снова у нашей альпийской горки. Вспоминайте, какие растения здесь растут, вы запомнили? (предполагаемые ответы детей) Вы запомнили названия растений,  умеете отличать растения по внешнему виду, поэтому сегодня мы будем знакомиться с запахами этих растений - экспериментировать. Как вы думаете – растения пахнут? Зачем им запах?   (предполагаемые ответы детей) растения имеют запах, чтобы привлекать к себе насекомых, которые опыляют их. Чтобы запахи не смешивались, у меня есть целлофановые пакеты, которыми я буду каждый раз срывать небольшой кусочек листа и растирать его между пальцев.

Воспитатель: Начнем наш эксперимент с растения – меллисы. Если оторвать небольшую часть листочка и потереть её между пальцев, то вы почувствуете нежный, но сильный запах, похожий на запах лимона. Нравится вам запах меллисы? (воспитатель снова описывает внешний вид растения) Отвар из меллисы – успокаивает, снимает раздражение и усталость. (воспитатель меняет мешочек на руке)

Воспитатель: Продолжим с полынью (воспитатель снова описывает внешний вид растения) Хотите узнать запах полыни? Сейчас я сорву небольшую часть листочка и разотру её между пальцев, понюхайте, какой запах – приятный или нет? (предполагаемые ответы детей) Мы не будем пробовать на вкус, думаю вы мне поверите, что у полыни очень горький сок. Настой полыни давали небольшими порциями людям, у которых нет аппетита, после принятия настойки в желудке начинают происходить процессы, которые вызывают аппетит. Отвар из полыни – заживляет раны, выгоняет микробы из организма. (воспитатель меняет мешочек на руке)

Воспитатель:  А сейчас очередь – мяты. (воспитатель снова описывает внешний вид растения) Если оторвать небольшую часть листочка мяты и потереть его между пальцев, то вы почувствуете сильный запах, сладковатый и приятный. Нравится вам запах мяты?  Отвар из мяты – успокаивает, снимает боль.

Вам нравятся такие опыты по изучению запахов? А вы сможете самостоятельно узнавать запахи растений? (предполагаемые ответы детей) Конечно же нет, если вы не знаете растения, вспоминайте правила…

1. Нельзя трогать руками незнакомые растения!

2. Нельзя срывать и есть незнакомые ягоды!

3. Нельзя рвать и подносить к лицу незнакомые цветы!

4. Всегда спрашивайте у взрослого о растениях, которые вы увидели!

   

Приложение №6

к проекту по экологическому воспитанию дошкольников

«Знакомство дошкольников с видовой точкой «Альпийская горка»

по маршруту Экологической тропинки в ДОУ»

«Дидактическая игра

«Угадай по запаху»

Форма работы: Дидактическая игра.

Цель: Развивать чувственный опыт детей.

Игровые правила: С закрытыми глазами назвать правильно растение, угадав его по запаху: трава, овощ  или фрукт.

Предварительная работа. Перед игрой познакомить детей со всеми запахами.

Ход игры:

Вариант 1: Дети сидят на стульчиках, перед ними на столе стоят три непрозрачных закрытых контейнера с чесноком, апельсином, мелиссой. Из числа детей приглашается ребенок, ему завязываются глаза шарфом и предлагается по запаху угадать что спрятано в контейнере. Если ребенок угадал, повязка снимается и ребенку дают посмотреть, что в контейнере. Если ребенок не смог угадать и назвать содержимое контейнера, вызывается другой ребенок.

Вариант 2: Дети сидят на стульчиках, перед ними на столе стоят три непрозрачных закрытых контейнера с лимоном, полынью, мятой. Из числа детей приглашается ребенок, ему завязываются глаза шарфом и предлагается по запаху угадать что спрятано в контейнере. Если ребенок угадал, повязка снимается и ребенку дают посмотреть, что в контейнере. Если ребенок не смог угадать и назвать содержимое контейнера, вызывается другой ребенок.

Приложение №7

к проекту по экологическому воспитанию дошкольников

«Знакомство дошкольников с видовой точкой «Альпийская горка»

по маршруту Экологической тропинки в ДОУ»

«Экскурсия вокруг детского сада.

Сбор лекарственных растений (пижма, тысячелистник)».

Форма работы: Экскурсия.

Цель: Познакомить детей со способами  сбора лекарственного сырья.

Задачи:

1. Учить детей срезать ножницами часть растения, вязать венички из трав.

2. Познакомить с воздушным способом сушки.

3. Воспитывать желание работать сообща.

Ход экскурсии: Сегодня мы с вами пойдем на экскурсию. Мы погуляем вокруг детского сада и посмотрим сколько трав там растет и есть ли среди них лекарственные. Я научу вас заготавливать лекарственную траву, вязать из неё венички и сушить её. (Воспитатель накануне обходит территорию и определяет место, где будет производиться сбор трав, и каких. Готовит заранее рабочий инвентарь – ножницы, корзинки, клубок крепкой нити, лупа).

Воспитатель: Вот сколько трав мы сегодня увидели и у каждой есть свое название, как у нас имена и фамилии, и у каждой свои особенные  лекарственные свойства: пустырник, цикорий, подорожник мелкий, подорожник крупный, лопух, репейник. Остановившись рядом с пижмой и тысячелистником, спрашиваю детей: - Посмотрите внимательно вокруг себя, есть ли ещё какая-то трава, которую я пропустила и не познакомила вас с ней? (предполагаемые ответы детей) Правильно, про эти растения я вам ещё не рассказывала. (Поочередно подходит к каждому из растений)

Растение  - Пижма. Посмотрите какое растение высокое, почти как вы. Расскажите, какая пижма, что есть у неё? (Помогаю детям: пижма высокая, стебель прямой, тонкий, твердый, листочки резные, ажурные, на ощупь тоже твердые и немного колючие, вверху имеется соцветие в виде зонтика, на тоненьких ножках располагаются желтые глазки без лепестков, имеет очень сильный запах. Приятный или неприятный? Запах специфический, поэтому кому-то нравится, а кому-то нет) Для лечебных целей используются  в основном сушеные соцветия пижмы. Пижма уничтожает вредоносные микроорганизмы, останавливает воспалительные процессы, устранение спазмы (снимает боли), растение советуют применять при изгнании из организма паразитов и при многих других заболеваниях.

Растение – Тысячелистник. Посмотрите внимательно на него, подумайте и скажите, почему у него такое название? (Воспитатель внимательно слушает ответы детей, помогает, посмотрите на его листочки, подумайте – тысяча… листник… Конечно, его листочки длинные и такие резные, что кажется, что каждый из них состоит из тысячи маленьких листочков. Тысячелистник похож на пижму, посмотрите внимательно, подумайте, что у них общего? Стебель тонкий, твердый, растение высокое, почти такое же как и пижма, соцветие – зонтиком, как у пижмы. Но у пижмы желтые кружочки, а у тысячелистника белые маленькие-маленькие цветочки, посмотрите через лупу на соцветие, какие маленькие лепесточки (дети смотрят через лупу), делятся впечатлениями. Растение имеет очень сильный специфический запах, так как в нем также очень много эфирных масел.)  Для лечебных целей используются  в основном сушеные соцветия тысячелистника, а также и стебель с листьями. Тысячелистник применяют в виде настоев от головных болей, это противовоспалительное и ранозаживляющее средство, при желудочных заболеваниях и пр.

Сейчас я покажу, как нужно срезать растение и вязать из него пучки для последующей сушки. (Воспитатель обращает внимание детей, что для лечения годятся только здоровые растения, если на растениях есть поражения, то их не нужно срезать. Затем  ножницами срезает растение высотой до 20 см от соцветия, собирает несколько растений в один пучок, и обматывает вокруг стеблей несколько раз, сделав узелок и петельку, чтобы повесить его на крючок или гвоздик. Далее эту работу выполняют дети под контролем воспитателей, пучки складывают в корзинки соцветиями наверх.) Вы большие молодцы, работали дружно и вместе, у вас все получилось, сейчас мы вернемся в группу, но пучки лекарственной травы не оставим в группе, так как от травы исходит очень сильный запах, который может нам помешать или даже навредить – может заболеть голова, поэтому мы оставим растения сушиться у нас на веранде под навесом в тени, чтобы их продувало ветерком. А вот когда растения высохнут, мы принесем их в наш уголок природы, для рассматривания.  

Возвращаются в детский сад.

 

 

Приложение №8

к проекту по экологическому воспитанию дошкольников

«Знакомство дошкольников с видовой точкой «Альпийская горка»

по маршруту Экологической тропинки в ДОУ»

«Изготовление гербария

(экспериментально – опытная деятельность).

Форма работы: Экспериментально – опытная деятельность.

Цель: Познакомить детей со способами  изготовления гербария.

Задачи:

1. Познакомить с понятием «гербарий».

2. Учить детей делать выводы, анализируя течение и результаты эксперимента.

3. Воспитывать желание работать сообща.

Ход экспериментально-опытной деятельности:

Гербарий – это коллекция засушенных растений. Детям задается вопрос, что нужно сделать, чтобы сохранить растение на память и любоваться им долгое время? Выслушиваются ответы детей и предлагается провести эксперимент (опыт), в результате которого и узнаем, как можно сушить растения и какие результаты их ожидают. Опыт проводим в первой половине дня.

1 способ. Воздушный. 

Воспитатель: Помните, как мы сушили растения в веничках, вспоминайте, они высохли? (да) Я предлагаю одну ветку растения просто положить на лист бумаги и несколько дней наблюдать за тем, что же произойдет? Высохнет наша веточка? Согласны? (да) Предлагаю одному из детей положить сушить ветку растения воздушным способом. Для быстроты эксперимента оставляем растение на подоконнике на солнечной стороне.

2 способ. Под грузом (между страницами).

Воспитатель: Я знаю ещё один способ. Можно положить ветку  растения между страниц книги и подождать несколько дней. Чтобы листы книги не испачкались соком растения, мы положим веточку между двух обычных листочков и заложим содержимое между страниц книги. Как вы думаете, что у нас получится, когда мы откроем книгу через несколько дней? (предполагаемые ответы детей) Вы хотите узнать, что же получится?  (да) Предлагаю одному из детей положить сушить ветку растения под груз, помогаю ему расправлять листочки и соцветие, чтобы получить красивый экземпляр гербария. Если ветка достаточно большая, то кладу сверху на книгу дополнительный груз, ещё несколько книг, такого же размера, как та книга, в которой лежит растение.

На следующий день, утром наблюдаем за тем, что произошло с растением, которое оставили на окне, описываем состояние веточки: стебель и листочки вялые, концы листьев крошатся, если их трогаешь пальчиками, растение потеряло форму, оно сильно сжалось, стало некрасивым, и стало трудно понять, что это за растение. Даю в руку одному из детей, прошу подержать, веточка сгибается, соцветие тянет вниз, листочки падают. Можно такое растение оставить на память и любоваться им? (нет)

Затем спрашиваю детей: как вы думаете, что же произошло с веткой, которая находится в книге? (было два ответа: засохла и не знаю) Снимаю груз с книги и открываю страничку, начинаем описывать растение, которое находилось в книге – веточка растения плоская, ровная, красивая, хорошо просматриваются все части растения - корень, стебель, листья, соцветие. Даю одному ребенку в руку – веточка держит форму. Можно такое растение оставить на память и любоваться им? (да)

Какое растение вам больше понравилось, первое или второе? (второе)  Почему? (оно красивое, ровное) Оформим растение в рамку, чтобы оставить в группе и любоваться им? (да) Прикладываю заранее высушенный экземпляр ветки такого же растения к листу картона, фиксирую клеем ПВА на небольшие крепления в районе корня, середины стебля и около соцветия, чтобы растения располагалось ровно по центру листа и помещаю в рамку под стекло. Внизу слева размещаю информацию о растении для других педагогов и родителей воспитанников. Оставляю в экспериментально – опытном уголке групповой, чтобы дети могли ещё некоторое время наблюдать, рассматривать, делиться впечатлениями, вспоминать.

Приложение №9

к проекту по экологическому воспитанию дошкольников

«Знакомство дошкольников с видовой точкой «Альпийская горка»

по маршруту Экологической тропинки в ДОУ»

Подведение итогов экспериментально – опытной деятельности.

Оформление гербария.

Форма работы: Ручной труд.

Цель: Учить детей самостоятельно делать гербарий.

Задачи:

1. Учить детей делать гербарий.

2. Развивать мелкую моторику рук, умение пользоваться клеем.

3. Воспитывать аккуратность.

Материалы: Лист белого картона (формат А4, белые полоски бумаги для крепления, клей-карандаш, клеенка, салфетки, ножницы, этикетка).

Ход ручного труда: Ребята, все растения, которые мы с вами закладывали сушиться между страничками книг высохли, настала  пора делать гербарий. (Воспитатель раздает каждому ребенку то растение, которое он положил сушить. Дети сидят полукругом, перед каждым ребенком сухой экземпляр растения, лист белого картона, картона, тонкие полоски бумаги, клей-карандаш, ножницы, клеенка, салфетка, этикета.)

Воспитатель: Возьмите свое засушенное растение и положите его в центр листа. Полюбуйтесь на него, красивое? (да) Теперь внимательно посмотрите, как нужно прикреплять к листу растение: нужно взять узкую полоску бумаги, положить на клеенку, намазать её клеем, приложить сверху на стебель эту полоску клеевой стороной вниз и сильно прижать пальчиками концы полоски на некоторое время. Таким образом нужно зафиксировать растение в нескольких местах, например – внизу, в середине и вверху. Старайтесь намазывать клеем аккуратно, излишки клея снимите салфеткой. У кого уже готово, нужно взять листочек-этикетку, на которой я написала название растения и автора гербария, т.е. ваше имя и фамилию, также перевернуть листочек буквами вниз, намазать обратную сторону клеем и приклеить в нижний левый угол. У кого гербарий готов, вы можете вынести его в приемную, где мы сделаем выставку для родителей, а потом вы возьмете свои гербарии домой.

Те гербарии, которые мы оформили в рамки, мы оставим в нашей группе.

 Приложение №10

к проекту по экологическому воспитанию дошкольников

«Знакомство дошкольников с видовой точкой «Альпийская горка»

по маршруту Экологической тропинки в ДОУ»

Изготовление народной игрушки куклы-оберега

 «Кубышка-травница»

(мастер – класс для родителей воспитанников).

Форма работы: Ручной труд. Презентация.

Цель: Познакомить родителей и детей с куклой-оберегом.

Задачи:

1. Учить родителей самостоятельно делать куклу.

2. Познакомить с историей куклы, её назначением.

3. Воспитывать интерес к народной русской культуре.

Материалы: кусок цветной ситцевой ткани 40х40 см. (туловище), 2 кусочка цветной ситцевой ткани 10х10 см. (груди), кусочек белой ситцевой ткани 20х20 см. (голова), треугольный кусочек цветной ткани (косыночка), кусочек яркой ситцевой ткани 5х8 см. (передничек), атласные ленты разной ширины, декоративные ленты с народным орнаментом,   игла крупная с большим ушком, нитки крепкие белого и красного цвета. Контейнер со сборами сушеных лекарственных трав (мяты, мелисы, шалфея и пр.). Синтепон.

Ход ручного труда: Добрый вечер, уважаемые родители и дети!

Воспитатель: Мы с детьми все лето изучали свойство лекарственных растений, учились собирать лекарственные травы, вязать их в пучки и сушить. Мы познакомились с историей врачевания на Руси, научились узнавать некоторые растения по внешнему виду, а некоторые из них по яркому запаху. Сегодня мы собрались с Вами для того, чтобы подвести итоги нашего проекта и изготовить народную куклу-оберег «Кубышку-травницу». Начнем с того, что я задам родителям несколько вопросов:

-  Какие народные куклы Вы знаете? (предполагаемые ответы родителей) 

- Есть ли в Вашем доме народные куклы? (предполагаемые ответы родителей)

- Рассказывали Вы детям о народных куклах, делали их для своих детей когда-нибудь? (предполагаемые ответы родителей)

Воспитатель предлагает просмотреть презентацию «Из истории народной куклы». Когда-то давно, не все люди могли сходить в магазин и купить своему ребенку красивую одежду, новую игрушку (мяч, куклу, а тем более машинку с пультом управления), а крестьяне, жившие в селах и деревнях, даже никогда не видели, какими бывают фабричные игрушки. Но это не значит, что крестьянские дети воспитывались без игрушек. Игрушки у них были, но их мастерили родители крестьянских детей. Игрушки эти были сделаны с большой любовью их дерева, ткани, глины и  наряжены лоскутками. Игрушки были заряжены энергией, потому что их делали с молитвою и добрым посылом (доброй энергией), чтобы их чадо выросло добрым, смелым, трудолюбивым, если это мальчик, и рукодельницей, умеющей содержать дом и вести хозяйство, если это девочка. Кукол было огромное множество, на все случаи жизни, куклы сопровождали девочек всю жизнь: на рождение готовилась кукла-пеленашка, на венчание куклы-неразлучники, после сбора урожая кукла-крупеничка и т.д. Наши детки уже знают, что врачей раньше не было, и скорая не приезжала по вызову. Если кто-то в доме заболевал, то обращались к знахарями лекарям, которые лечили целебными настоями, отварами и мазями. Для того, чтобы больной быстрее выздоровел и окреп у изголовья кровати ставили куклу кубышку-травницу, в основании которой были лекарственные травы с сильным запахом (большим содержанием эфирным масел). Когда больной ребенок брал в руки такую куклу и начинал с ней играть, кукла начинала издавать запах, больной вдыхал запахи лекарственных трав и выздоравливал.

Воспитатель: Сегодня я познакомлю Вас с куклой Кубышкой-травницей, как её изготовить и чем наполнить. Перед Вами на столах стоят подносы на которых  лежат заготовки для одной куклы. Сейчас мы с мамами будем кукол делать, а ребята будут наблюдать за работой мам и помогать, если помощь понадобится Вашим мамам? Согласны?

Воспитатель: Прежде, чем сесть за куклу для своего ребенка, отгоняем дурные мысли, посмотрели на своего малыша, поцеловали его в макушку, обняли крепко, вспомнили все чудесные моменты Вашей совместной жизни, первое слово, первые шаги и… начинаем!

  1. Берем белый лоскут ткани 20х20 см, кладем внутрь небольшое количество синтепона, формируем шар – это голова, нитью обвязываем в районе предполагаемой шеи. Оставшиеся внизу шара ткань расправляем, оттягиваем два угла (правый и левый) в стороны – это будут руки, формируем на концах «кулачки» и перевязываем их нитью. Два нижних угла расправляем вниз, и позже свяжем вместе с двумя цветными шариками (грудью). (Информация – Ткань мамы брали от старенькой детской одежды или своей, или мастерили из стареньких пеленок, от этого кукла была ещё роднее, а старенькая ткань поношенная, более мягкая, «послушная», из неё легко формируется шар)
  2. После головы мы изготовим нашей кукле грудь. Для этого берем два одинаковых лоскутка размером 10х10 см, формируем два шара, набив их синтепоном, и перевязываем основание шара нитью, оставляя концы ткани, а затем соединяем оба шарика вместе и связываем одной нитью. После чего сверху прикладываем голову куклы, соединяем с нижней частью лоскута, и снова соединяем нитью, получилась конструкция, когда вместе один белый шар и два цветных поменьше. (Информация – По народным поверьям, грудь у куклы должна быть большая, так как считалось, что женщина с большой грудью легко выкормит всех своих детей, детки вырастут здоровыми и сильными. И невесту себе женихи всегда выбирали крупную, чтобы она была выносливой, помощницей ему в хозяйстве, ловкую и умелую. Какая работа раньше была у женщин – кормить скотину, таскать навильники с сеном, поднимать в печь чугунки на ухватах, носить из поленницы дрова в печь и др.)  
  3. Теперь берем самый большой лоскут, загибаем 4 уголка к центру, чтобы получился равнобедренный восьмиугольник, берем иглу с нитью и набираем «на живульку» по краю лоскута. Немного стягиваем нити, чтобы получилось углубление, в которое насыпаем травяной сбор, после чего стягиваем нити практически до конца. В получившееся отверстие вставляем концы от первой «конструкции» и затягиваем туго, можно закрепить иглой для прочности, просунув иглу из конца в конец пару раз, проткнув сразу соединенные концы ткани. (Информация – При изготовлении народной куклы раньше никогда не пользовались ни иглой, ни шилом, ни ножницами, так как считалось, что острые предметы нарушат магическую ауру куклы, и кукла уже не будет оберегом, чтобы в полной мере защитить дитя от злого духа и нечисти. Нити обрывались руками, ткань рвалась руками. Нити брались исключительно красного цвета, так как красный цвет считался – красивым, цветом добра, радости и счастья.)
  4. Получилась заготовка куклы. Теперь нам нужно её оформить, украсить.

Для этого повязываем кусочек красивой тесьмы вокруг головы куклы, фиксируем узелок сзади, или сшиваем концы тесьмы иглой. После этого повязать кукле на голову платочек. В руки куколке можно привязать узелочки, внутри которых может быть также лекарственная трава. Впереди повязываем куколке передничек, так как крестьянки с утра до позднего вечера работали и почти не снимали его.  Можно повесить на куколку бусы, украсить маленькой брошечкой – это её украсит, а ребенку будет интереснее с ней играть.  (Информация – Куклы – обереги всегда были без лиц. Считалось, что через глаза в куклу могут поселиться нечто злое, из обыденной жизни, и тогда она уже не сможет оберегать малыша. Иногда вместо лица у кукол-оберегов делали крест из красной ленты или декоративной тесьмы с узором – оберегом)

Вот такая кукла «Кубышка-травница» у нас получилась. Рассмотрите её внимательно, дайте в руки вашему малышу, ощутите запах травы. Пусть она станет оберегом не только для Вашего малыша, но и для всех членов Вашей семьи.

Мы желаем Вам здоровья, семейного благополучия, удачи во всех делах.

 

Приложение №11

к проекту по экологическому воспитанию дошкольников

«Знакомство дошкольников с видовой точкой «Альпийская горка»

по маршруту Экологической тропинки в ДОУ»

Диагностическая карта.

Форма работы: Тестирование (по наблюдениям, по результатам бесед, в практической деятельности).

Цель: Выявить уровень усвоения воспитанниками нового материала.

Задачи:

1. Выявить уровень практических умений дошкольников.

2. Выявить уровень усвоения теоретических знаний дошкольников.

3. Выявить степень заинтересованности дошкольников темой проекта.

4. Заполнить диагностическую карту на каждого воспитанника, принимавшего участие в проекте.

Ход тестирования: С начала проекта необходимо внимательно наблюдать за развитием практических умений каждого ребенка, его желанием получать новые знания, способностью воспроизводить полученные навыки в свободной деятельности и делиться ими.

п/п

Приобретенные

знания, навыки

Описание

Высокий

уровень

Средний уровень

Низкий уровень

ПРАКТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

1

Умение пользоваться орудиями труда, применять их по назначению (лопатка, ножницы, лейка).

Копать лунки для посадки растений, рыхлить землю, поливать растения, срезать растения на сушку, вязать веники из лекарственных трав.

2

Умение последовательно изготавливать гербарий.

Знать способы сушки растений, последовательность изготовления гербария.

3

Умение узнавать фито – растения по запаху, называть растения, описывать запах (сладкий-горький, сильный- слабый, приятный-неприятный и пр.)

Уметь растирать листочки между руками  и определять растение по запаху, описывать запахи, рассказывать о них.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ЗНАНИЯ  ДОШКОЛЬНИКОВ

1

Умение находить видовую точку «Альпийская горка» на участке детского сада.

Уметь проводить группу воспитанников к видовой точке «Альпийская горка» на участке ДОУ.

2

Уметь рассказать, почему горка называется альпийской?

Обладать знаниями о понятии «альпийская горка», главный принцип её устройства – каменистая поверхность.

3

Знать правила безопасного поведения с растениями, особенно незнакомыми.

Уметь рассказать как нужно обращаться с незнакомыми растениями.

4

Уметь рассказать про знахарей и лекарей, когда они жили и чем лечили.

Знать, чем занимались лекари и знахари в давние времена, чем и как лечили людей.

5

Знать строение растения, уметь показать на гербарии корень, стебель, листья и соцветие.

Опираясь на наглядный материал показать части растений.

6

Узнавать и назвать фито-растения (мята, меллиса, полынь).

Знать, что бывают растения с сильным, специфическим запахом, узнавать по запаху не менее двух-трех растений.

7

Знать правила дидактической игры «Угадай по запаху».

Уметь играть в игру, самостоятельно организовывать игру в свободной деятельности со сверстниками.

8

Знать куклу «Кубышка – травница»

Узнавать из обилия народных кукол-оберегов на стенде куклу «Кубышку – травницу», знать чем она наполнена и почему.

ОТЗЫВЫ  ДЕТЕЙ   О  ПРОДЕЛАННОЙ  РАБОТЕ

1

Степень заинтересованности дошкольников на занятиях, проводимых в рамках проекта

Активно участвовать в мероприятиях, организованных воспитателем.

2

Ответы дошкольников в конце каждого занятия  на вопрос: Вам понравилось?

Воспитатель оценивает - понравилась ребенку тема, выбрана ли доступная ему форма работы, степень усвоения нового материала.

 Приложение №12

к проекту по экологическому воспитанию дошкольников

«Знакомство дошкольников с видовой точкой «Альпийская горка»

по маршруту Экологической тропинки в ДОУ»

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Эта анкета разработана для того, чтобы выяснить значимость проведенного проекта для вас и ваших детей. Просим Вас откровенно ответить на все вопросы, чтобы мы могли выявить образовательную ценность проекта, его качество, объем полученных знаний вашими детьми по теме проекта, степень вашей заинтересованности в жизни группы. В графе напротив вопроса  необходимо написать свой ответ или проставить нужный балл.

п/п

Вопросы

Графа для ответов

1

Знали Вы, что в группе проходил проект по ознакомлению детей с лекарственными травами? (да, нет)

2

От кого Вы узнали о проекте? (от ребенка, от воспитателя, от другого родителя)

3

Рассказывали Вы когда-нибудь своему ребенку о лекарственных растениях? (да, нет)

4

Рассказывал Вам ребенок о лекарственных травах после начала проекта? (да, нет)

5

Интересовались Вы у воспитателя ходом проекта в течении лета? (да, нет)

6

Оказывали Вы помощь воспитателю в реализации проекта? (да, нет)

7

По чьей инициативе Вы оказывали помощь? (по собственной, по инициативе педагога)

8

Оказывали Вы помощь своему ребенку в реализации проекта? (да, нет)

9

По чьей инициативе Вы оказывали помощь? (по собственной, по инициативе ребенка)

10

Заметили Вы повышение интереса ребенка к лекарственным растениям  после начала проекта (да, нет)

11

Упоминал ли Ваш ребенок названия лекарственных растений и их свойства? (да, нет)

12

Изготавливал ли Ваш ребенок гербарий дома? (да, нет)

13

Изготавливал он гербарий самостоятельно или с вашей помощью? (самостоятельно, с Вашей помощью)

14

Считаете Вы необходимым давать детям дополнительные знания в условиях детского сада? (да, нет)

15

Считаете Вы интересной и нужной тему проекта: лекарственные растения? (да, нет)

5 б.

3 б.

0 б.

16

В беседах с ребенком как Вы оценили его знания о лекарственных травах после окончания проекта?

5 б.

3 б.

0 б.

17

Как Вы оцениваете качество проведенных мероприятий в рамках проекта? (наблюдения, презентации, гербарии, мастер-классы, экскурсии, беседы и пр.)

5 б.

3 б.

0 б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«На горке» Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой

-Познакомить с рассказом Н.Носова «На горке»-развивать умение понимать смысл художественного произведения; развивать воображение; умение домысливать текст, предугадывать ход событий;-учить...

Конспект по образовательной области " Коммуникация" Составление рассказа по картине " С горки"

Конспект по образовательной области "Коммуникация" Составление рассказа по картине " С горки" для средней группы...

Презентация "Ах, горка, горка, горка..."

Создали в саду команду, Из родителей отцов, Горку вдруг слепить нам надо, Для детишек молодцов....