«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ» Муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Врачовская начальная школа – детский сад» (Московская область, Луховицкий район, п. Врачово-Горки)
материал по окружающему миру
Предварительный просмотр:
«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ»
Муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Врачовская начальная школа – детский сад»
(Московская область, Луховицкий район, п. Врачово-Горки)
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Тип населенного пункта, в котором находится учреждение...............................................................................................................3
2. Общая характеристика экологического состояния района ………………..4
2.1. Характеристика непосредственного окружения МКОУ ………………….6
2.2. Состояние здоровья населения ……………………………………………...7
3. Характеристика здания МКОУ………………………………………………..7
3.1 Характеристика территории учреждения……………………………………7
4. Экологический климат коллектива МКОУ…………………………………...8
4.1. Психологический климат в коллективе педагогов…………………………9
4.2. Экология здоровья детей…………………………………………………..10
4.3. Взаимодействие с семьями воспитанников……………………………….11
5. Возможности МКОУ по улучшению экологических условий по воспитанию и образованию дошкольников……………………………………11
6. Список использованных источников………………………………………...14
Общее количество детей, посещающих детский сад в 2019 г. — 38 человек.
Общее количество персонала — 18 человек.
Количество разновозрастных групп — 3, из них 1 группа раннего возраста (ясельная группа «Неваляшки» дети до 3-х лет) и 2 садовских разновозрастных группы (группа «Капелька» - дети с 3-х до 5 лет и группа «Весёлые звоночки» - дети с 5 до 7 лет).
Кадровый состав: директор, старший воспитатель, воспитатели — 5 человек, помощники воспитателей - 3 человека, музыкальный работник — 1 человек, инструктор по физкультуре – 1 человек, психолог – 1 человек, медицинская сестра – 1 человек.
В детском саду отсутствует ставка эколога. С педагогическим коллективом проводятся семинары по экологическому образованию, а занятия по экологии проводят сами воспитатели.
1. Тип населенного пункта, в котором находится учреждение
МКОУ «Врачовкая начальная школа – детский сад» находится в поселке Врачово-Горки городского округа Луховицы Московской области.
Находящийся на юго-востоке Московской области, посёлок стоит за сто девятнадцать километров от Москвы.
Районный административный центр - город Луховицы, находится в 13 км к западу от посёлка Врачово-Горки.
Поселок Врачово-Горки относится к сельскому поселению Фруктовское.
Ближайший крупнейший населенный пункт – рабочий поселок Белоомут (8 км на северо-восток). Рядом находятся: деревни Буково (2 км на северо-восток), Перевицкий Торжок (2 км на северо-восток), Врачово (4 км на юго-запад), п. Фруктовая (2 км на восток).
Рядом с посёлком расположены дачные участки «Яблонька», «Воздух», «Воздух-2», «Железнодорожник», «Ока-2», «Ока», «Заря», «Вишенка», «Солчино», «Луч», «Озерицы», «Озерицы-1», «Русь», «Ивняги», «Поляна», «Буково». Окружающая местность посёлка Врачово-Горки считается, по сути, дачным районом. Здесь построено приблизительно 16 дачных хозяйств.
По состоянию на 2010 год в посёлке зарегистрировано 782 жителя (387 мужчин, 395 женщин).
Высота над уровнем моря 151 м.
Координаты: 54°54΄45˝С.Ш. 39°13΄10˝В.Д.
К поселку Врачово-Горки можно подъехать по Новорязанской дороге, расположенной в пяти километрах. К посёлку Врачово-Горки подходит Рязанская линия московской железной дороги. До ближней ж/д станции Фруктовая примерно три километра.
2. Общая характеристика экологического состояния района
Поселок Врачово-Горки расположен в Луховицком районе. Луховицкий район расположен на юго-востоке Московской области и граничит на востоке с Рязанской областью, на севере, западе и юге – с Егорьевским, Коломенским, Озерским, Зарайским районами.
Площадь района – 134052га, протяженность с севера на юг и с запада на восток – около 50км. Северная, мещерская, и южная часть района резко отличаются по природным условиям.
Северная его половина находится в пределах юго-запада Мещерской низменности, а южная — на северо-восточной окраине Среднерусской возвышенности. Максимальные отметки рельефа — немногим более 200м, находятся на западе района, а минимальные — около 100м — в пойме р. Оки, на востоке. Общий уклон поверхности — на восток и юго-восток.
Мещерская часть района представляет собой заболоченную равнину, занятую поймой Оки и плоскими междуречьями со слабо врезанными речными долинами. Преобладающие почвы — подзолистые, дерново-подзолистые, болотно-торфянистые, местами песчаные, образовавшиеся на древних аллювиальных отложениях. В пойме Оки расположено большое количество озер наиболее крупные из них: Осетриное, Сосновое, Ситное, Большое, Гнетко, Борковское) и густая сеть осушительных каналов и канав (Дровацкий, канал р. Шья и др.). Много таких каналов имеется и на лесных междуречьях Мещеры (канал Жилинского и др.). На месте отработанных торфяных и песчаных карьеров образовались искусственные озера (Голубые озера Луховицкой Мещеры, озера урочища Чертов угол и др.). Наиболее крупные реки — Цва и Шья.
Территорию района в юго-восточном направлении пересекает р. Ока (самая крупная река региона), являющаяся ниже с поселком Фруктовая границей Мещеры и южной части района.
Здесь, в южной части района, рядом с поселком Фруктовая, в 2-х километрах, находится поселок Врачово-Горки.
Южная половина района имеет слабоволнистый равнинный рельеф с уклоном к Оке. Территория расчленена долинами небольших рек и балками. Преобладающие почвы — светло-серые и серые лесные тяжелого и средне - суглинистого механического состава.
Основные реки и их длина в пределах района: Ока — 64 км, Осетр — 15, Вобля — 43, Меча — 54, Матырка — 15, Черная — 17, Ройка — 18, Пилис — 16 км. Общая протяженность русел рек южной части района и Луховицкой Мещеры — около 250 км (в т. ч. и Оки в пределах района).
Климат района умеренно—континентальный, с теплым летом и умеренно - холодной зимой со среднегодовой температурой +4,2 С.Высота снежного покрова в лесу — 35—65 см, на открытых местах — 23—35 см. Почва промерзает на глубину 0,5—0,6 м, а в отдельные зимы — до 1—2 м.
Атмосферных осадков выпадает в среднем за год 500—550 мм, причем основная их масса (около 70%)— в теплое время года. Засух почти не наблюдается.
Московская область, в том числе и Луховицкий район – регион с высокой нагрузкой на атмосферный воздух характеризуется значительными выбросами в воздушный бассейн от передвижных источников. По городу и району проходит трасса федерального значения Москва-Урал, а также дороги местного значения, поэтому подавляющая часть загрязнения определяется деятельностью и выбросами автотранспорта, включая транзитные транспортные потоки.
В этой связи для улучшения состояния атмосферного воздуха необходимо:
- строительство автотранспортных развязок и объездных дорог, минуя жилые массивы;
- повышения качества технического обслуживания автотранспорта, улучшать покрытие дорог;
- обеспечение эффективного контроля за выхлопными газами автотранспорта.
Здоровье население зависит в первую очередь от загрязненного атмосферного воздуха.
2.1. Характеристика непосредственного окружения МКОУ
Посёлок Врачово-Горки, в котором расположено МКОУ «Врачовская начальная школа-детский сад», характеризуется благоприятной экологической обстановкой. Никаких предприятий с вредными выбросами в округе нет.
Вблизи МКОУ находятся жилые дома, клуб, спортплощадка, детская площадка, где произрастают разнообразные виды деревьев и кустарников, представляющие интерес с точки зрения экологического образования и улучшения состояния здоровья детей.
В 500 метрах от сада находится парк с небольшим прудом, в 100 метрах лиственный лес. В 500 метрах расположен неработающий глиняный карьер, представляющий интерес для изучения строения земли и жизнедеятельности человека.
Транспортная дорога, проходящая рядом с детским садом, является второстепенной, эта дорога ведет в дачный поселок. По периметру расположения дороги проходит полоса зелёных насаждений, предохраняющих территорию детского сада от проникновения выхлопных газов проезжающего мимо транспорта.
2.2. Состояние здоровья населения
Несмотря на то, что поселок расположен рядом с лиственным лесом, и в самом поселке множество деревьев, для поселка характерен высокий уровень распространенности заболеваний сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, аллергических и онкологических заболеваний.
3. Характеристика здания МКОУ
Образовательное учреждение построено в 1982 году. Здание двухэтажное, панельное. Территория учреждения 0,59 га.
Оформление учреждения соответствует требованиям.
Помещения учреждения: игровые и спальные комнаты, раздевалки, моечные, спортивный зал (72 кв.м), музыкальный зал (96 кв.м), экологическая комната, комната русского быта, комната ПДД, комната отдыха сотрудников, методический кабинет, библиотека, медицинский кабинет (состоит из трех блоков: изолятора, процедурной и кабинета медицинской сестры), прачечная, столовая, кухня.
Все помещения соответствуют санитарно-гигиеническим правилам и требованиям и обеспечивают условия для различных видов деятельности: игровой, умственной, двигательной.
3.1 Характеристика территории учреждения
Большая часть территории засажена зелеными насаждениями - площадь озеленения – 65%.
Территория учреждения сформирована в соответствии с картосхемой, где есть спортивная площадка, игровые площадки для каждой группы с отдельным входом. Все площадки оборудованы верандами для прогулок в ненастную погоду, а также игровым оборудованием, выполненным из экологически чистого материала, в основном из дерева.
Игровые площадки разделены между собой живой изгородью из кустарников. На каждом участке имеются клумбы, где вместе с детьми педагоги высаживают семена цветов и ухаживают за ними, что обеспечивает формирование трудолюбия, чувство ответственного отношения к миру природы; песочницы. Размеры участков позволяют проводить подвижные игры.
По периметру здания разбиты цветники, с задней стороны здания высажены деревья и кустарники. Подходы к зданию и игровым площадкам имеют асфальтное покрытие.
Растущие на территории детского сада деревья создают благоприятный микроклимат для прогулки детей в летний период года. В МКОУ имеется поливочный шланг, что позволяет использовать его для полива растений. При сухой и жаркой погоде проводится полив территории 2 раза в день.
Ежегодно, весной, на игровых площадках проводится полная смена песка. Вновь завозимый песок соответствует гигиеническим нормативам по паразитическим, микробиологическим, санитарно-химическим, радиологическим показателям. В отсутствии детей песочницы закрываются плотной пленкой.
Вся территория детского сада огорожена сеткой «рабицей» высотой 1,5 метра.
4. Экологический климат коллектива МКОУ
Одним из главных условий полноценного развития личности ребенка является его эмоциональное благополучие, которое в условиях детского сада во многом зависит от способности воспитателя создать в группе благоприятный социально-психологический климат. Замечено, что в группах даже самых маленьких детей, где педагоги уделяют особое внимание налаживанию положительных взаимоотношений между детьми и созданию благоприятной эмоциональной атмосферы, малыши жизнерадостны, мало ссорятся, умеют играть рядом.
В дошкольном учреждении мы работаем для детей. Создаём условия для их полноценного, гармоничного развития. Не последнюю роль в развитии детей играет психологический комфорт ребёнка в группе. Большая ответственность за это лежит на воспитателях, которые работают в группах.
У нас в учреждении благоприятный для личностного и позитивного развития детей психологический климат. Это проявляется в хорошем настроении детей в течение всего дня, доброжелательности по отношению к сверстникам и взрослым, способности детей занять себя интересным делом, отсутствия давления и манипулирования детьми со стороны взрослых.
У воспитателей с детьми установлены доверительные отношения, они эмоционально их поддерживают, организовывают сотрудничество (совместную деятельность взрослого и ребенка), а при возникновении конфликтных ситуаций применяют позитивные способы их разрешения.
4.1. Психологический климат в коллективе педагогов
В свою очередь не меньшее значение имеет и психологический комфорт самого педагога в коллективе, т. к. прочно установившийся контакт между людьми обеспечивает в процессе общения атмосферу принятия и доверия, в которой можно обсуждать и решать проблемы.
Психологический климат – это межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.
В одном климате растение может расцвести, в другом зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате педагогического коллектива ДОУ: в одних условиях педагоги чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других – коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал.
Эколого-психологический климат в коллективе нашего учреждения благоприятный, у нас в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и взаимопонимания. Все члены коллектива проявляют в работе творчество, работая без контроля и неся ответственность за дело (психологический тренинг «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе», проводил педагог-психолог).
4.2. Экология здоровья детей
Заболеваемость детей за прошедший учебный год.
В 2018-2019 учебном году в МКОУ «Врачовская начальная школа – детский сад» воспитывалось 34 ребенка – дошкольника.
Пропущено одним ребенком по болезни 11 дней; пропущено по болезни всеми детьми 390 дней; всего зарегистрировано 58 заболеваний.
Дизентерии, ангины, пневмонии – нет; грипп и ОРВИ – 45; травм – нет; других заболеваний – 13 (ветряная оспа).
Часто болеющих детей – 2, ни разу не болели – 4 ребенка.
Нарушений осанки и сколиоза не выявлено; сердечно-сосудистые заболевания – 1 ребенок; хроническое заболевание верхних дыхательных путей – 1 ребенок.
По группам здоровья:
I группа – 23 ребенка.
II группа – 11 детей
В учреждении проводится большая профилактическая работа по оздоровлению детей. Медсестра проводит тесты на выявление заболеваний. По месяцам проводится профилактическая работа по профилактики ОРВИ (экстракт элэутерокока, сироп шиповника, оксалиновая мазь, поливитамины, оздоровительные напитки, кварцевание всех помещений по графику, два раза в год санация полости рта всем детям).
Осмотр детским педиатром – один раз в квартал. Один раз в год осмотр всех детей врачами узких специальностей. Проводится ингаляция верхних дыхательных путей травами по предписанию врача. В помещениях проводится увлажнение воздуха. Закаливание и профилактические прививки по возрасту.
Медицинское обслуживание осуществляется детской поликлиникой Луховицкой центральной больницы, фельдшером участка, штатной медицинской сестрой и Фруктовской врачебной амбулаторией.
Медицинский кабинет оборудован и в нем имеются: ингаляторы для ингаляции верхних дыхательных путей, зуботехническая установка для санации полости рта детям, кварцевые лампы, увлажнители воздуха.
4.3. Взаимодействие с семьями воспитанников
В психолого-педагогической поддержке нуждаются не только воспитанники и обучающиеся, но и их родители. Успешность работы во многом зависит от того, насколько родители понимают состояние ребенка, принимают его таким, какой он есть и стремятся помочь.
Учитывая трудности в организации взаимодействия с родителями обучающихся и воспитанников, одной из важнейших задач в этом году мы поставили привлечение родителей к активному сотрудничеству, так как только в процессе совместной деятельности учреждения и семьи удается максимально помочь ребенку.
Во взаимодействии с родителями используются разнообразные формы работы: общие родительские собрания, групповые и классные родительские собрания, «Дни открытых дверей», проведение детских праздников и досугов, анкетирование, беседы и консультации специалистов, тематические выставки, выставки детских работ, открытые занятия и уроки.
5. Возможности МКОУ по улучшению экологических условий
Коллектив учреждения старается, чтобы не только дети, но и взрослые были экологически грамотными, поэтому все работники детского сада ежемесячно информируются об использовании и экономии воды и электроэнергии.
В МКОУ все водопроводные краны, санузлы работают исправно, в случае поломки сразу же осуществляется ремонт.
В МКОУ используются лампы накаливания, лампы дневного света, лампы для уличного освещения ДРЛ, электроплита. Коллектив следит за экономией электроэнергии в течение всего дня.
В учреждении существует централизованное отопление. Температурный режим удерживается путем кратковременного и долговременного, сквозного проветривания (во время отсутствия детей).
Отходы в МКОУ делятся на: пищевые; упаковочные (банки, коробки, веревки); строительные (обрезки досок, плитка); хозяйственные (лампы накаливания, сантехника); за день выбрасывается до 20 кг отходов. Мусор из баков вывозят 1 раз в неделю, по пятницам. Мусор сортируем.
Санитарно-гигиеническая обработка помещений учреждения осуществляется с использованием кальцинированной соды и дезинфицирующим средством «Прогресс». В группах и других помещениях имеются памятки по использованию данного средства.
Также используются стиральные и моющие порошки, туалетное мыло для мытья рук; средства для чистки сантехники (раковин, унитазов). Дезинфекция помещения, борьба с грызунами и тараканами производится районной СЭС на договорной основе.
Растительный покров на территории достаточно разнообразен и может неплохо использоваться в целях экологического образования. Планируем расширить цветники; посадить лекарственные растения, злаковые культуры.
Для проведения занятий с детьми и организации методической работы, было бы хорошо ввести в штат ставку эколога. Продолжаем пополнять пособиями экологический кабинет.
Стараемся регулярно проводить семинары по экологическому образованию среди педагогического состава.
Планируем посвятить родительскому собранию экологический вопрос, чтобы привлечь внимание родителей к оздоровлению детей. Заинтересовать их в проведении работ по благоустройству территории детского сада.
Список использованных источников:
1. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. - Москва: ТЦ Сфера, 2011.
2. Белая Ю.К. Педагогический совет и деловые игры в ДОО. - Сфера, 2017
3. Букина В.О., Головина М.Ф., Журавлева Л.И. Пространство детского сада: познание, экология. – Москва: ТЦ Сфера, 2016.
3. Масленникова О., Филиппенко А. Экологические проекты в детском саду.- Учитель, 2018.
4. Миронов А. Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО. Деятельностный и экологический подходы, виды, формы и методы деятельности. Учитель, 2018.
5. Мир природы и ребенок (методика экологического воспитания дошкольников)/под ред. Л.М. Маневцевой, П.Г. Саморуковой.- СПб.: «Детство-пресс», 2000.
6. Михайлюк О.С., Шалыто А.Ю. «Экспресс-методика измерения социально-психологического климата в трудовом коллективе», 2000.
7. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. -Москва. Просвещение.2002.
8. Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог». Для работы с детьми 3-7 лет. - Мозаика-Синтез, 2016.
9. Посылкина Р.Ю. Сказка в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста. М., 2002 г.
10. Рахманова Н.П., Дыбина О.В., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. - Сфера, 2019 .
11. Рыжова Л.В. Методика проведения занятий познавательного цикла с детьми старшего дошкольного возраста. 6-7 лет. Конспекты занятий. Детство-Пресс, 2017.
12. СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
13. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. М.: Мозаика-Синтез.2009.
14. Фисенко М.А. Природа вокруг нас. М.,2009.
15. Шишкина В.А., Дедулевич М.Н. Прогулки в природу.- М.: Просвещение, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете на тему «Современные подходы к организации социально – личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях школы – детского сада»
Нами рассмотрены новые подходы к организации социально – личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, выявлены современные проблемы социально-личностного развития детей, раскр...
Опыт продуктивного взаимодействия с учреждениями социума по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Уникальную возможность для формирования у детей лучших нравственных качеств дает общение с людьми старшего поколения, поэтому мы очень ценим нашу дружбу с Центром социального обслужи...
Формирование предпосылок экологического сознания детей дошкольного и младшего школьного возраста: интеграция подходов
Закладывание основ экологического сознания и поведения в природе начинается в дошкольном детстве, главная задача педагогов помочь воспитанникам осознать последствия своего отношения к природе....
Образовательная программа По хореографии Для детей дошкольного и младшего школьного возраста В помощь начинающим хореографам, музыкальным руководителям , детских садов, студий бальных танцев.
Программа рассчитана на руководителей школ, кружков, ансамблей бального танца, старших групп детского сада. Ставлю перед собой задачу изложить в программе основные виды бальных танцев, методы их п...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя-дефектолога муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа - детский сад компенсирующего вида для детей с нару
Тема самообразования: «Новые образовательные технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»Срок выполнения: межаттестационный период с 30 декабря 2011 года по 30 декаб...
Конспект непосредственно образовательной деятельности . Образовательная область «Физическое развитие» по программе Н.Н. Ефименко «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» «Путешествие в подводный мир» с ис
Создание оптимальных двигательно-игровых условий для эффективного освоения детьми базовой двигательной программы (от лежаче-горизонтированных положений к прямостоянию)....
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ «ДЕТСКИЙ САД – ШКОЛА»
В данной статье указывается о проблеме приобщения детей к здоровому образу жизни, а так же раскрыта работа по вопросу приобщения детей дошкольного и младшего школьно возраста к здоровому образу жизни....