Формирование ключевых компетентностей детей в контексте преемственности в образовании
материал (младшая группа)
Формирование ключевых компетентностей детей в контексте преемственности в образовании
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_klyuchevyh_kompetentnostey_detey_v_kontekste.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки
Доклад на региональной диссеминационной площадке-форуме по обмену педагогическими наработками:
«Формирование ключевых компетентностей детей в контексте преемственности в образовании»
Выступила слушатель группы ДО 11 – 19
Негодяева Татьяна Михайловна
Президент Ассоциации социальных педагогов
и педагогов-психологов Подмосковья
Белоус Елена Николаевна
Коломна, 2017 г.
Одним из основных приоритетов современного этапа модернизации российского образования является повышение качества образования, приведения его в соответствии с мировыми стандартами. Ведущим направлением модернизации системы образования в России является компетентностный подход.
Компетентностный подход, обеспечивающий создание условий для полноценного проживания ребёнком периода дошкольного детства и удовлетворения потребностей детей, педагогов, родителей рассматривается в контексте организации мониторинга качества образования.
В современных условиях модернизации образования принципиальное значение приобретает реализация компетентностного подхода обеспечивающего повышение эффективности дошкольного, образовательного учреждения качества. Процесс формирование начальных ключевых компетентностей у детей дошкольного возраста раскрывает сущность качества образования, - как и сознательное применение определённых правил и норм поведения в обществе, в котором отражается отношение к взрослым и сверстникам.
Дошкольный период, как указывают известные психологи (М.Б.Калашникова, А.Н.Леонтьев и другие, педагоги М.В.Крулехт, И.А.Рыбалова и другие), является наиболее благодатный для формирования начал ключевых компетентностей, как у детей раннего, так и дошкольного возраста.
Ребёнок должен уметь ставить перед собой задачи, искать способы их решения, достигать результата, пользоваться разными источниками информации, вплоть до Интернета, грамотно не только говорить, но и завязывать контакты с окружающими, да ещё и заботиться о своём здоровье.
Важными показателями компетентности ребёнка являются произвольность – умение управлять своим поведением в соответствии с представлениями, правилами, нормами, умение выстраивать отношения сотрудничества в процессе обучения и воспитания, компетентность в сфере социально – трудовой деятельности; навыки самоорганизации, умение работать в коллективе. Частью компетентности является компетентность ребёнка в бытовой сфере.
Л.В.Трубайчук, формулирует понятие компетентность следующим образом: « Это приобретаемые ребёнком данного возраста компетенции, необходимые для вхождения растущей личности в общество, ценные для его последующей жизни - умения и навыки коллективного поведения и коллективной деятельности, умения принимать общие цели, осуществлять познавательную деятельность, к согласованию её с другими людьми на основе общечеловеческих ценностей, благодаря чему формируется социальный опыт и социальная зрелость."
Права ребёнка определяются и формируются на основе выделенных и закреплённых видов компетенций, сообразных социальным ожиданиям и культуре, сообразных реальным возрастным и индивидуальным возможностям конкретного ребёнка.
Компетенции являются гарантом обеспечения активного участия ребёнка в образовательном процессе. Ребёнок занимает позицию полноправного субъекта деятельности, в процессе планирования и реализации учебного проекта он выступает в роли активного участника, а не исполнителя указаний воспитателя. Ребёнок реализует свои интересы, потребности в исследовании, общении, игре и других видах деятельности в основном на основе самостоятельности принятия решения об участии или не участии в общем проекте.
Особое значение при организации работы с детьми в условиях компетентностного подхода имеет то, что дети могут сделать выбор - работать одному в подгруппе ( команде ), то есть в партнёрстве с другими детьми или взрослыми, могут самостоятельно выбрать, кто из взрослых станет для них партнёром, но может быть, в равной степени и воспитатель, и помощник воспитателя, логопед или другой специалист ДОУ и родители.
Игровая деятельность, как особый вид деятельности дошкольников.
Интересны выводы А.В.Запорожца и его сотрудников Д.В.Менджерицкой и А.П.Усовой о значении игры в становлении личности ребёнка, развитии его взаимоотношений со взрослыми, в возникновении и совершенствовании новых движений, являющихся прологом к сознательным физическим упражнениям.
Особое значение имеют исследования В.В.Давыдова и Е.Е.Кравцовой, касающиеся развития в игре одного из базовых новообразований дошкольного возраста - воображение. Е.Е.Кравцовой были предложены новые подходы к изучению воображения, сформулирована логика и способы его развития в дошкольном возрасте, позволяющие уйти от шаблонности игры, оставляя место творчеству и развитию.
Как известно, навык нужен во всём, а формируется он благодаря постоянному приложению усилий в заданном направлении. Это напрямую относится к играм на внимание и саморегуляцию.
Для таких игр нужно специально выделять время. Научиться создавать различные модификации.
Примеры игр.
Игра - саморегуляции.
1."Как научиться сидеть спокойно".
2."Слышу- вижу - понимаю.
Игра на развитие внимания.
1."Хлопки".
2."Небо - вода - земля".
3."Актёры и режиссёр"
Пластические игры на развитие внимания и саморегуляции.
Они развивают выразительность пластики, фантазию, а кроме того, прекрасно концентрируют внимание детей. Ценность пластических игр заключается также в том, что они дают детям возможность организованно и под музыку какое-то время подвигаться. Ребёнок создаёт пластический образ
( животного, насекомого, птицы или явления природы). В этом образе ему нужно научиться выражать характерные признаки ( тяжёлый, как слон, лёгкий, как облачко, струящийся ручеёк).
1."Купание в море".
2."Облакоши танцуют".
3."Забавные движения облакош"
Игры - настройки на положительные образы.
Для детей сказочный образ, который они приняли и прожили эмоционально, является кирпичиком, из которого строится здание души. Дети всегда изображают полюбившихся персонажей. Они изображают в играх фей и волшебников, которые добры, спокойны, всегда готовы прийти на помощь.
1."Фея Тишины".
2."Фея Облаков".
3."Волшебник Звёздного Неба".
4."Волшебник Океанского Дна".
Коммуникационные игры.
Игры - модель человеческих отношений, в которые дети в лёгкой, занимательной форме усваивают нравственные ценности. Коммуникационные игры - это школа доброжелательности, гармонизации характеров, школа уважения к личности другого. С помощью коммуникационных игр дети и взрослые устанавливают необходимый контакт для дальнейшего сотворчества.
1."Дружный круг".
2."Салки за руки".
3."Страна Дружбы".
4."Ветер танцует".
5."Клоун".
Эстафеты - коммуникации.
Эстафеты прекрасно развивают внимание детей, саморегуляцию и моторную память. В момент игр педагог может акцентировать внимание детей не только на том, чтобы придти первым, но и быть внимательным друг к другу, не грубить, не толкаться.
Учитывая современные приоритеты государственной политики в области образования, в настоящее время реальная практика оценки качества дошкольного образования должна быть, ориентирована, прежде всего, на реализацию компетентностного подхода, актуализирующего результативность дошкольного образования, определяемую уровнем и динамикой развития ребёнка
Литература:
1. О.М.Бобиенко «Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций».
2.Л.А.Нефедова, Н.М.Ухова «Развитие ключевых
компетенции в проектном обучении».
3.Научно – методический журнал «Методист».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект "ВНЕДРЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ТРИЗ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ"
Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Адаптирован...
«Формирование ключевых компетентностей у детей дошкольного возраста в игровой деятельности» тема: «Организация сюжетно - ролевой игры в средней группе на тему пожарные».
Здесь представлен материал, который поможет спланировать игровую деятельность у дошкольников....
Педагогические технологии формирования ключевых компетентностей детей в поисковой деятельности.
Компетентностный подход в образовании ориентирует образовательное учреждение на формирование у выпускника ключевых компетентностей, которые позволят ребенку успешно адаптироваться в условиях современн...
Статья «Формирование ключевых компетентностей детей дошкольного возраста средствами экологического воспитания»
Статья к проекту по экологии...
Сообщение на Всероссийской научно-практической конференции «Преемственность в формировании коммуникативно-речевой компетентности детей в контексте реализации ФГОС».
В сообщении раскрывается значение коммуникативного развития детей дошкольного возраста, рассматриваются направления работы различных видов деятельности для успешного развития коммуникативных навыков, ...
Региональном семинар «Эффективные практики по формированию ключевых компетентностей дошкольников в преемственной образовательной среде «Детский сад - начальная школа» Квест-игра «Радуга здоровья»
Квест игра «Радуга здоровья» Цель: формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью и потребность к здоровому образу жизни.Задачи:Обучающие: -закрепить знания дете...
Дополнительная образовательная программа «Формирование и развитие ключевых компетентностей детей дошкольного возраста методами ОТСМ -ТРИЗ - РТВ»
Цель программы: создание педагогических условий для усвоения детьми моделей организации умственной деятельности в процессе познания, освоение способов познания и отражение их в речи.Концептуальная нап...