Педагогические технологии формирования ключевых компетентностей детей в поисковой деятельности.
статья

Мотина Оксана Николаевна

Компетентностный подход в образовании ориентирует образовательное учреждение на формирование у выпускника ключевых компетентностей, которые позволят ребенку успешно адаптироваться в условиях современной экономики, смены технологий, динамического развития социальных отношений.

Компетенция – результат образования, выражающийся в готовности субъекта эффективно сорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели.

Компетентность – результат образования, выражающийся в овладении детьми определенным набором социально востребованных способов деятельности; в опыте присвоения деятельности.

В процессе обучения формируются ключевые компетентности детей – персональные «ресурсные пакеты», позволяющие им оказываться адекватными типичным ситуациям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогические технологии формирования  ключевых компетентностей детей в поисковой деятельности.

Э.Х. Беляева

О.Н. Мотина

А.А. Мясникова

(АНО ДО «Планета Детства «Лада» д/с № 99 «Капелька» г.Тольятти)

Современные социально-экономические преобразования в нашем обществе поставили на первый план проблемы развития образовательных систем. Осмысление причин и поиск путей преодоления кризиса привело к формированию новой образовательной парадигмы, ориентированной на личность.

Традиционная система образования, призванная передать ребенку лишь определенную сумму знаний, умений, навыков оказывается не состоятельной в сложившейся ситуации. Современный социальный заказ общества на выпускника образовательного учреждения касается в первую очередь новых универсальных способностей и поведенческих моделей личности, а не требований к конкретным знаниям.

Компетентностный подход в образовании ориентирует образовательное учреждение на формирование у выпускника ключевых компетентностей, которые позволят ребенку успешно адаптироваться в условиях современной экономики, смены технологий, динамического развития социальных отношений.

Активное внедрение в образовательную практику компетентностно-ориентированного подхода делает вопрос средств формирования компетентностей актуальным. Актуальным же на дошкольном уровне этот вопрос делает адаптация и внедрение компетентностно-ориентированного подхода в дошкольную образовательную практику, что влечёт за собой отбор специфических средств, предназначенных для дошкольников.

Компетенция – результат образования, выражающийся в готовности субъекта эффективно сорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели.

Компетентность – результат образования, выражающийся в овладении детьми определенным набором социально востребованных способов деятельности; в опыте присвоения деятельности.

В процессе обучения формируются ключевые компетентности детей – персональные «ресурсные пакеты», позволяющие им оказываться адекватными типичным ситуациям.

Значимым для нас является понятие «ключевые компетентности» - это личные ресурсы человека, которые помогают ему оказаться адекватным сложившимся условиям. Необходимо формировать ключевые компетентности человека. В дошкольном возрасте возможно сформироваться три ключевые компетентности, которые выделили исследователи лаборатории кафедры «Дошкольная педагогика и психология» ТГУ (О.В.Дыбина, Л.А.Пенькова, С.Е.Анфисова и др.): технологическая; информационная; социально – коммуникативная.

Педагогическая (или образовательная) технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенных на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам.

Для управления учебным процессом и получения гарантированного достижения поставленных целей необходимо использовать критерии технологичности: концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость, результативность.

Формирование ключевых компетентностей предполагает смену используемых технологий, форм, методов обучения. Адекватные компетентностно-ориентированному подходу педагогические технологии должны обеспечивать создание условий, вынуждающих детей к собственному целеполаганию, самоорганизации, групповой деятельности в ситуации недостатка или избытка ресурсов. Главная задача воспитателя состоит в оптимизации образовательной среды, в центре которой стоит познавательная деятельность ребенка.

Рассмотрим характеристику некоторых педагогических технологий, способствующих формированию ключевых компетентностей детей в поисковой деятельности.

1. Педагогическая технология метода проектов.

Авторы: Джон Дьюи и Уильям Килпатрик.

Цель технологии – направить учебно-познавательную деятельность воспитанников на четко заданный результат, который достигается путем решения теоретической или практически значимой проблемы. Задачи, которые решает данная технология, - развивать в комплексе исследовательские, рефлексивные и самооценочные умения и навыки, познавательный интерес, формировать самостоятельную (или субъективную) позицию путем создания проблемных ситуаций в образовательном процессе.

Одной из особенностей метода проектов можно выделить – самостоятельный поиск и отбор информации, что влияет на формирование технологической, информационной и коммуникативной компетентности участников проекта. В соответствии с доминирующей деятельностью участников, проекты делятся на практико-ориентированные, исследовательские, информационные, творческие, ролевые.

Этапы технологии: ценностно-ориентированный, конструктивный, практический, заключительный, презентационный и оценочно-рефлексивный.

При реализации технологии метода проектов в учебно-воспитательный процесс широко включаются методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности воспитанников, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.

Проблемно-поисковые методы: проблемные вопросы, тематические беседы, исследование (исследовательский проект), поэтапное выполнение действий.

Творческие методы: презентация.

Информационные методы: составление модели источников информации; сбор информации для составления буклетов, организационных материалов.

2. Педагогическая технология, основанная на ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

Авторы: Г.С.Альтшуллер, Н.Н.Хоменко, Т.А. Сидорчук.

Направление технологии ориентированно на становление основ творческой деятельности и обучение ее способам.

Задачи многоплановы, среди них:

- обучение классифицированию объектов окружающего мира по разным основаниям;

- освоение приемами фантазирования;

- формирование чувствительности к противоречиям;

- представление об основном назначении объекта и его ресурса и др.

Этапы технологии: ознакомление с методом, организация системы игр и творческих заданий по освоению метода, продуктивная деятельность детей, рефлексия, оценка уровня творческих работ.

3. Педагогическая технология интенсивного развития интеллектуальных способностей.

Авторы: В.В.Воскобович, Т.Г.Харько, Т.И.Балацкая.

В основу технологии положена идея направленности интеллектуально-игровой деятельности дошкольников на результат, который получается при решении проблемных и творческих задач.

Следовательно, цель технологии – развитие интеллектуальных способностей детей. Данная цель достигается с помощью комплекса задач:

- формирование познавательных интересов;

- развитие наблюдательности;

- исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности;

- развитие творческого мышления, эмоциональной сферы;

- формирование базисных представлений об окружающем и коммуникативных способностей.

Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры» совершенствует память, воображение, внимание, восприятие, логическое мышление, речь. Внедрение технологии в педагогический процесс позволяет перейти от привычных занятий к игровой деятельности; осуществляет интеллектуально-творческое развитие детей, психологическую, специальную подготовку их к школе.

Особенностями технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей являются: связь образного восприятия (через образ и сказочный сюжет) с логическим (через символ и алгоритм решения).

Многие игры сопровождаются сказочным сюжетом, в который органично вплетены логические задания на сравнение, анализ, классификацию, обобщение, понимания математического содержания. Использование сказки немаловажно и для нравственного воспитания дошкольника, формирования у него волевых усилий, эмпатии. Ребенок становится действующим лицом событий, «проживает» сложные, таинственные и веселые сказочные приключения, преодолевает вместе с главным героем препятствия и приводит его к успеху. Все сказки имеют единое сказочное пространство и сказочных героев.

Система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий к каждой игре. Это дает возможность использовать одну игру для решения разных задач образовательной деятельности в течение длительного времени.

Этапы технологии:

На первом этапе дошкольник при помощи обследовательских действий знакомится с цветом (формой), усваивает некоторые представления.

На втором этапе – с помощью образа запоминает понятия, символы.

На третьем этапе – знакомится с закономерностями (принципами) взаимодействия (увеличение-сложение-трансформация), планирует свои действия.

Постоянное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Таким образом, реализуется принцип потенциального развития ребенка.

Методы и приемы: проблемные вопросы, ситуации, эксперименты, создание моделей словоформ, прием продолжения сказки и др..

Таким образом, можно сделать вывод, что педагогические технологии – явление многогранное, и широко используются сегодня в практике работы образовательных учреждений; что позволяет сформировать ключевые компетентности у детей в поисковой деятельности.

Рассмотрев характеристику некоторых педагогических технологий, способствующих формированию ключевых компетентностей детей в поисковой деятельности, мы пришли к выводу, что формирование ключевых компетентностей предполагает смену используемых технологий, форм, методов обучения. Адекватные компетентностно-ориентированному подходу педагогические технологии должны обеспечивать создание условий, вынуждающих детей к собственному целеполаганию, самоорганизации, групповой деятельности в ситуации недостатка или избытка ресурсов. Главная задача воспитателя состоит в оптимизации образовательной среды, в центре которой стоит познавательная деятельность ребенка.

Список литературы

1. Дыбина, О.В. Формирование ключевых компетентностей у детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие/ О.В.Дыбина, С.Е.Анфисова, И.В.Груздова, А.Ю.Кузина. – Тольятти: ТГУ, 2009, - 114 с.

2. Дыбина, О.В. Ключевые компетенции как результат образования / О.В.Дыбина, Л.А. Пенькова.

3. Дыбина, О.В. Организация поисково-познавательной деятельности – один из путей развития активности ребёнка / О.В.Дыбина, В.В.Щетинина. – Тольятти, ТГУ.

4. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход»: учеб. пособие / Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. – М ., 2005.

5. Иванов, Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методического пособие. / Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. – М.: АПКиППРО, 2005. – 101 с.

6. Иванов, Д.А. Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования: Материал для опытно – экспериментальной работы школ / Авт. коллектив Д.А. Иванов, Л.Ф. Иванова, В.К. Загвоздик, А.Г.Каспржак, А.А. Космодамианский, А.В. Мартыненко, К.Г. Митрофанов, Е.Н. Поливанова, А.В. Половникова, О.В. Соколова, В.В. Шаповал, Б.И.Хасан. – М., 2003.

7. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов: Доклад А. В. Хуторский на Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО ""  23 апреля 2002 года – Цент «Эйдос».

8. Шишов, С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования // Стандарты и мониторинг в образовании, 1999. № 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая технология развития речи дошкольников через театрализованную деятельность

Данный материал освещает цели, задачи, основные направления и технологии в работе по развитию речи дошкольников через театрализованную деятельность....

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОЗИТИВНЫХ УСТАНОВОК К РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ»

Педагогическая технология«Формирование у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам трудовой деятельности в ходе реализации проектов»...

Методическая разработка "Педагогическая диагностика этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста".

Целью педагогической диагностики детей является выявление теоритических знаний и практических умений воспитанников,связанных  с отражением представлений о народной культуре....

«Проектная деятельность как педагогическая технология патриотического воспитания детей дошкольного возраста

laquo;Проектная деятельность как педагогическая технология патриотического воспитания детей дошкольного возраста...

2021г. Проектная деятельность как инновационная педагогическая технология патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

                    Актуальность проекта:- утрата связи с традиционными духовно-нравственными ценностями;- превалирование материальных ценносте...