Статья «Формирование ключевых компетентностей детей дошкольного возраста средствами экологического воспитания»
статья (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
«Формирование ключевых компетентностей детей дошкольного возраста средствами экологического воспитания»
Изменения социально – экономической политики нашего общества выдвинули на первый план проблему модернизации системы образования Российской Федерации, определив необходимостью сформулировать портрет выпускника каждого уровня образования. Социальный заказ современного общества предъявляет требования к личности выпускника, обладающей ключевыми компетентностями, реализующей их в поведении при решении реальных жизненных задач. Таким образом, идея компетентностно – ориентированного образования является ответом системы образования на заказ, исходящий из потребностей и задач общества. Реализация компетентностного подхода в образовательной деятельности ориентирует меня на формирование у выпускника ключевых компетентностей, которые позволяют каждому ребенку успешно адаптироваться в изменяющемся обществе, своевременно и адекватно реагировать на происходящие в нём изменения, динамично и продуктивно развивать социальные отношения.
Я рассматриваю процесс развития ключевых компетентностей дошкольников как целостную систему в контексте образовательных отношений, складывающихся между дошкольной образовательной организацией, воспитанниками и их семьями. В этой связи я ежедневно нахожусь в состоянии поиска адекватных педагогических технологий и условий, обеспечивающих целенаправленные системные воздействия на данный процесс. В своей работе я опираюсь на определении компетентностей, предложенное А. В. Хуторским, который считает, что образовательная компетентность предполагает не просто усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер. Определим ключевые компетентности, которые необходимо развивать у ребенка дошкольного возраста:
- Социальная;
- Коммуникативная;
- Информационная;
- Здоровье сберегающая;
- Когнитивная;
- Эмоциональная.
На мой взгляд, наиболее полное развитие вышеназванных компетентностей происходит в экологическом образовании. В период дошкольного детства происходит интенсивное развитие интеллектуальной и эмоционально – волевой сфер ребенка, формируются основы адекватного и правильного отношения к предметам и явлениям окружающей действительности. Главнейшим фактором воздействия на ребенка является систематическая, направленная воспитательно – образовательная деятельность, где особое место занимает процесс ознакомления с природой, формирование знаний о взаимосвязях в природе. Я уверена, что познание объективного мира невозможно без познания экологических связей, которые существуют в нем реально и объективно. Изучение данных связей играет важную роль в развитии логического мышления, памяти и других высших психических функций дошкольника, что в свою очередь приводит к развитию ключевых компетентностей. Осознанность, осмысленность знаний и действий, насыщенность их конкретным содержанием, умение объяснять факты и явления, указывать на взаимосвязи и отношения, обосновывать предположения и делать выводы в процессе экологического воспитания позволяет успешно формировать и развивать в реальных жизненных ситуациях ключевые компетентности дошкольников.
Содержание экологического воспитания усваивается детьми в разнообразной деятельности. Каждая из форм организации данного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности дошкольников: игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей; занятие позволяет мне сформировать у детей знания о природе с учетом их возрастных особенностей. Таким образом, моя деятельность основывается на взаимосвязи реального опыта ребенка, обогащаемого при взаимодействии с объектами природы родного края и процесса организованной образовательной деятельности, что в свою очередь приводит к формированию и развитию ключевых компетентностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Культурно-образовательный парк "Чемчуук саас туоната" как условие формирования ключевых компетенций детей дошкольного возраста
1. Общие сведения о проектеОбщая информация об образовательном учрежденииНазвание (по Уставу)Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития...
Доклад на тему "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экологического воспитания"
В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитания. В докладе рассматриваются формы и методы экологического воспитания дошкольников, благодаря которому повышается уровень их...
Статья по теме «Формирование этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста средствами этнической культуры юкагиров Республики Саха (Якутия)».
Статья по теме «Формирование этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста средствами этнической культуры юкагиров Республики Саха (Якутия)»....
Статья по теме «Формирование этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста средствами этнической культуры юкагиров Республики Саха (Якутия)».
Статья по теме «Формирование этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста средствами этнической культуры юкагиров Республики Саха (Якутия)»....
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экологического воспитания с использованием моделирования
Встатье раскрывается опыт работы по развитию познавательной активности в экологическом воспитании средствами моделирования, включающий в себя обследование детей, этапность работы и результаты....
Статья "Формирование личности детей дошкольного возраста средствами физкультурного воспитания"
Статья "Формирование личности детей дошкольного возраста средствами физкультурного воспитания" ...
Дополнительная образовательная программа «Формирование и развитие ключевых компетентностей детей дошкольного возраста методами ОТСМ -ТРИЗ - РТВ»
Цель программы: создание педагогических условий для усвоения детьми моделей организации умственной деятельности в процессе познания, освоение способов познания и отражение их в речи.Концептуальная нап...