НОД Финансовая грамотность "Поход в музей денег"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Насырова Эльвира Ахнафовна

Финансовая грамотность в подготовительной группе Поход в музей денег

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл luchshee_meropriyatie.docx36.68 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Поход в «Музей денег» по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Ознакомление с социальным миром» ,

составлен в соответствии с ООП ДО МАДОУ «Берёзка» в рамках реализации программы «Экономическое  воспитание   дошкольников: формирование предпосылок  финансовой грамотности», а также в соответствии с ФГОС ДО. Данный конспект предназначен для реализации в подготовительной группе, длительность занятия -25 минут, форма организации- фронтальная.

Цели и задачи НОД, а также методы и приемы, используемые входе НОД, составлены и подобраны в соответствии с возрастными особенностями группы, а также общей характеристикой группы: дети данной группы ( группа №7 «Дельфин» с 6 до 7 лет) отличаются повышенным интересом к играм : дидактическим, интерактивным, сюжетно-ролевым. Благодаря этому они легко включаются в совместную деятельность, построенную на игровых технологиях, эмоциональном общении. Дети знают основные понятия «деньги» «потребность» «желания». В повседневных играх «Магазин» «Путешествия» «Банк» всегда используют деньги как атрибут игры. Такие понятия, «покупать» «продавать» они используют в своем речевом словаре свободно. Дети имеют представление  о деньгах, их значении в жизни людей.

Были запланированы и проведены активные занятия по теме «Зачем нужны деньги», «»Профессии моих родителей», «Тратим разумно», что позволило запланировать данное занятие с целью расширения представлений дошкольников об истории денег.

 В процессе НОД будут обобщены знания детей об истории денег, углублены представления о прошлом, настоящем и будущем денег. Дети познакомятся с понятиями наличные и безналичные деньги. В ходе образовательной деятельности будет продолжена работа по развитию исследовательских способностей детей.

Учитывая необходимость речевого развития дошкольников в процессе различных видов деятельности, особый акцент в конспекте сделан на словарную работу: обогащение словаря (наличные и безналичные деньги) и активизацию словаря (монета, купюра, зарплата, пластиковые карты)

 В целом на протяжении НОД будет прослеживаться воспитательная ценность конспекта - ценностное отношение к труду других людей и его результатам ,установление дружеских взаимоотношений между детьми,.

Тема: «Поход в «Музей денег»

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей денег.

Образовательные задачи:

  1. Познакомить с историей развития денег,   с видами денег (наличные и безналичные, монеты и купюры, пластиковые карты) определять функции денег;
  2. Обогатить знания детей об истории денег, углублять представления детей о прошлом, настоящем и будущем денег;
  3. Закрепить знания детей о трудовых действиях людей разных профессий;
  4. Уточнить знания детей о том, что можно и что нельзя купить за деньги;

Развивающие задачи:

  1. Развивать внимание, логическое мышление
  2. Развивать связную речь: учить высказывать  предположения и делать простейшие выводы.
  3. Развивать познавательный интерес

Воспитательные задачи:

     1.Воспитывать ценностное отношение к труду других людей и его результатам.

     2. Учить вырабатывать своё мнение, аргументировано его выражать и уважать мнение товарищей.

    3.Учить применять полученные знания в игре.

Словарная работа:

Обогащение словаря: наличные и безналичные деньги

Активизация словаря:  монета, купюра, заработная плата, пластиковые карты, бесценность

Предварительная работа: создание мини-музея денег в группе, чтение сказки «Приключение монетки», беседы «Если взрослые перестанут трудиться», «Профессии моих родителей», «Тратим разумно», отгадывание загадок о профессиях, заучивание речёвки «Вот собрались мы в музей», рассматривание иллюстраций Монеты и купюры, работа с лентой времени, игры с лэпбуком «Финансовая грамотность», сюжетно-ролевые игры «Банк», «Магазин», просмотр мультфильма-Три кота «Поход в магазин»

Оборудование:  Сенсорная  панель (передвижная), интерактивная игра «Что можно купить за деньги», видео «От ракушек до монет», маркер «музей денег», сундучок с ракушками и камнями, монеты, купюры, пластиковые карты, мяч, музыкальное сопровождение, ленты времени на каждого ребёнка с картинками древность, старина, настоящее, лента времени демонстрационная.

Методы и приемы:

Наглядные: 

  1. видео «От ракушек до монет»;
  2. интерактивная игра «Что можно купить за деньги»;
  3. музейные предметы (ракушки, купюры и монеты, пластиковые карты);
  4. иллюстрации монет, ракушек, пластиковых карт;

Словесные: 

  1. беседа «Что такое зарплата», «Какие были деньги в древности»
  2. вопросы;
  3.  речёвка «Вот собрались мы в музей»;

Игровые: 

  1. игра с мячом «За что люди получают деньги»;
  2. д/и «Что можно купить за деньги »;

Практические: 

  1. заполнение ленты  времени;

Методы повышения познавательной активности:

  1. метод вопросов;
  2. видео «От ракушек до монет»;
  3. интерактивная игра «Что можно купить за деньги»;

Методы повышения эмоциональной активности:

  1. приветствие «Улыбнись»;
  2. речёвка «Отправились в музей»;
  3. прощание «Знание ищи всегда»;
  4. музыкальное сопровождение;

Ход занятия.

Вводная часть.

Воспитатель привлекает внимание детей

Воспитатель: Доброе утро ребята!

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу.

Чтобы у нас весь день было хорошее настроение.

Воспитатель: Сегодня мы поиграем в игру, которую вы хорошо знаете «Заполни ленту времени» (выставляет ее на мольберт), а тема будет …., может вы уже догадались? Скажите,  как вы догадались?

Дети: На стрелочке нарисованы деньги, монетки, значит, тема игры будет «Деньги».

Воспитатель: Верно, тема игры «Деньги». Скажите, что такое деньги  и откуда деньги  берутся  у людей?

Дети: Деньги – это особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги. За деньги можно купить вещи, дома, квартиры, дачи, машины, корабли и продукты. Деньги получают за работу. Домой  приносят деньги мамы и папы.

Воспитатель: Эти деньги называются - зарплата, плата за работу.

Зарплата – это денежное вознаграждение работника за труд.

Воспитатель: Повтори, пожалуйста, Дима, Эсма

- За какой труд  люди получают  деньги, сейчас мы с вами вместе ответим, вставайте в круг (Игра с мячом «За что люди получают деньги»).

Правила игры: я называю профессию, а вы говорите, за что человек этой профессии  получает зарплату.

• Ветеринар - (лечит животных, осматривает их, выписывает лекарства, дает советы по уходу за животными)

• Охранник - (охраняет различные объекты, учреждения: магазины, школы, детские сады, оберегает нас)

• Парикмахер – (делает прически, стрижет волосы, подбирает для нас шампуни, краски, бальзамы для волос, дает советы по уходу за волосами)

• Повар – (готовит вкусные блюда, придумывает рецепты новых блюд, украшает блюда.)

• Пожарный – (тушит пожар, спасает здания, сооружения от пожара; рискуя своей жизнью, спасает людей во время пожара.)

Врач, Санитарка, Учитель, Воспитатель детского сада, Инженер, Полицейский, Продавец, Строитель, Шофер

Воспитатель: Вот мы и узнали, за что люди получают деньги

 (обращаю внимание на ленту времени).

Ребята, чтобы заполнить ленту времени, нам необходимо знать историю денег.

 Ребята, как же нам  узнать об истории денег?

Дети: Можно прочитать в книге, энциклопедии, узнать из телевизионной передачи, посмотреть в интернете, сходить в музей денег.

Воспитатель:  Очень хорошая идея, сходить в музей, отправляемся?

Основная часть

(Идем к музею)

Вот собрали мы друзей

И отправимся в музей.

Нам в музее интересно,

Что увидим неизвестно

Станем всё мы изучать

Будем всё запоминать

Воспитатель: Стоп! Вот музей денег. (Макет музея с надписью и денежными символами)

(Дети останавливаются у входа в музей)

Воспитатель: Как бы вы догадались, что это музей денег, если бы не могли читать?

Дети: На музее приклеены деньги, монеты и купюры, сразу видно, что это музей денег.

Воспитатель: Какие деньги называются монетами и купюрами?

Дети: Монетами называются металлические деньги, а купюрами называются бумажные деньги.

Воспитатель: Верно. Прошу в музей денег (Дети встают полукругом напротив выставки экспонатов)

Первый экспонат нашего музея старинный сундучок. Послушайте   звуки   и   отгадайте,   что   здесь?   (трясу сундучок, даю двум-трём детям потрясти). Следуют предположения детей, воспитатель предлагает открыть сундучок, дети видят там ракушки

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, вы можете объяснить, почему  в музее денег, оказались ракушки?

Дети: предлагают варианты ответов

Воспитатель:  Мне  тоже  интересно  -  почему здесь ракушки? В информационном  центре все и узнаем (предлагаю сесть на стульчики)

Внимание на экран.

Просмотр  видеоролика об истории денег.

Воспитатель:  Можем,  мы  сейчас  ответить  на  вопрос: «Почему  в  сундучке оказались ракушки?»

Дети: Древние люди использовали вместо денег ракушки. Ракушка-это древняя денежка.

Воспитатель:  Совершенно  верно.  В старину ракушки  использовали  как  средство  обмена.

Воспитатель: Ребята, что же вы еще узнали из истории денег?

 Дети: У древних людей вместо денег были ракушки, косточки, перышки, камушки и многое другое. Потом появились железные монеты, а потом деньги: монеты и купюры. Ими и сейчас пользуются люди.

Воспитатель: Вот мы и узнали с вами историю появления денег. Посмотрим, что в другом сундучке (дети достают пластиковые карты). Что это?

Дети: Это пластиковые карты, которые служат вместо денег, ими можно расплатиться в любом магазине, даже в интернет магазине.

Воспитатель: Если деньги лежат в кошельке они у нас в наличии и называются они «наличные деньги». Повторите.

Повтори Даша, Серёжа

Ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (показываю пластиковые карты).

Повтори Милана - наличные и безналичные деньги

Воспитатель: Ребята я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Что можно купить за деньги?»

Воспитатель: Правила игры: Рассмотрите предметы и назовите то, что можно купить за деньги

(6 слайдов и 6 детей в очерёдности выходят к сенсорной панели и называют предмет, который можно купить за деньги, отправляя его в корзину)

Ребенок: За деньги можно купить машину, ботинки, букет цветов…

Воспитатель: А почему остались картинки?

Дети: За деньги это нельзя купить (Дружбу, любовь, жизнь на земле, солнце, семью).

Воспитатель: Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Вот сколько стоит ваша дружба?

Дети: Нисколько.

Воспитатель: Совершенно верно, она бесценна.

Повтори Тамила - дружба бесценна

Воспитатель: Ребята, в музее мы многое узнали об истории денег

Нам пора возвращаться в группу, чтобы заполнить ленту времени.

Возвращаемся из музея (под музыку)

Воспитатель: Я думаю, что вам не составит труда заполнить ленту времени соответствующими карточками, в разделы: древность, старина и современность.

(Дети проходят за столы, заполняют ленту  времени, один ребенок у демонстрационной доски)

Ребенок: я поместил (а) карточку с камнями и  ракушками в раздел древности, в раздел старины  поместил (а) старинные монеты, в раздел современности: купюры и банковские карточки я поместил (а) в раздел современности.

(1-2 ребенка комментируют расставленные карточки по разделам ленты времени, на своих настольных пособиях)

Дети: Ракушки и камешки мы поместили в раздел - древность, монеты в раздел старины, монеты, купюры и банковские карты в раздел современность.

Воспитатель: Сравните, пожалуйста, все справились? Молодец Тимур, Хакат

Заключительная часть

(Дети возвращаются на ковёр)

Воспитатель: Что сегодня мы с вами делали, где были и что узнали, чтобы заполнить ленту времени.  Вам было трудно? У нас все получилось?

Вы молодцы, я вами горжусь!

А теперь мы улыбнемся,

Дружно за руки возьмемся.

 И друг другу на прощанье

Мы подарим пожелание –

Знания ищи всегда

Умным станешь ты тогда!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Музей денег"

ВВедение элементов экономического воспитания в образовательную деятельность с дошкольниками- это не дань моде, а прежде всего необходимость еще в детстве дать детям представление о рыночной экономике ...

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по финансовой грамотности "Музей денег"

Закрепление представлений о том, как выглядят современные деньги (монеты, купюры), о том, что они бывают разного достоинства, разной ценности. Как осуществлялся обмен продуктами, когда не было денег....

Финансовая грамотность Тема: «Музей денег»

Конспект ООД. Тема: «Музей денег» (для детей старшей группы)Цель: расширять представление детей о свойствах и функциях денег; систематизировать знания детей об истории возникновения денежн...

Конспект НОД по финансовой грамотности в старшей группе Тема: «Поход в «Мини-музей денег»

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей денег....

Конспект по финансовой грамотности Тема: «Музей денег» Воспитатели МБДОУ «Детский сад №16 г.Красноармейска Саратовской обл.» Бушмакина Е.Н.; Юдина А.Г.

Цель: продолжать работу с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности. Расширять представление детей о свойствах и функциях денег; систематизировать знания детей ...

Мини-музей денег "Путешествие в прошлое денег"

Новизна мини-музея заключается в самой постановке вопроса — знакомить с экономическими понятиями (миром денег) детей с дошкольного возраста не только на уровне муниципал...

Основы финансовой грамотности "Музей денег"

Формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста об истории возникновения денег, их предназначении....