Основы финансовой грамотности "Музей денег"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста об истории возникновения денег, их предназначении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_finansovoy_gramotnosti.docx29.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект проведения НОД по формированию основ финансовой грамотности

в старшей группе.

Тема: «Музей денег».

Слайд 1

Цель: формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста об истории возникновения денег, их предназначении.

Задачи:

Образовательные:

• расширить знания детей о возникновении денег, развивать воображение детей, учить их думать, развивать творческие способности;

• развивать речь детей, расширять кругозор;

• закрепить понятия «бартер», «монеты», «купюры» «копейка», «рубль»;

Развивающие:

• развивать экономическое, логическое и нестандартное мышление, кругозор;

Воспитательные:

• воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к деньгам.

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных экономических представлений

Задачи.

Образовательные:

закрепить знания детей о денежных знаках (монетах, купюрах), их номинале; продолжать знакомить детей с основами экономической культуры,

  • Расширять активный словарь детей, знакомя с экономическими терминами.
  • Формировать умения выражать свои мысли и анализировать.
  • Формировать навыки сотрудничества, умения договариваться друг с другом.
  • Опытным путём знакомить с различными свойствами металла и бумаги.
  • формировать умения в познавательно-исследовательской деятельности (делать выводы);

Развивающие:
- развивать познавательный интерес к основам финансовой грамотности;
- развивать смекалку, память, воображение, связную речь, мелкую моторику; - способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания.

- Развивать способность видеть, наблюдать и размышлять над увиденным; Активизировать словарь детей - деньги, рубль, монета, купюра

Воспитательные: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

воспитывать стремление прийти на помощь, умение договариваться.

Материал и оборудование: ноутбук, слайдовая презентация, мольберт, столы, тарелочки с водой, стаканчики для монет, листы бумаги, монеты, фольга, карандаши простые,

Ход занятия: Дети заходят в группу.

Воспитатель: Ребята, проходите.

Посмотрите, сколько пришло гостей.

Давайте с ними поздороваемся. Здравствуйте!

Меня зовут Ольга Викторовна.

Я вам предлагаю встать в круг. (Дети встают). А вы хотите поиграть?

Дети: Да!

Воспитатель: Замечательно. Тогда я предлагаю поздороваться ладошками. Кладём ладошку на ладошку. Это нужно для нашего хорошего настроения. А чтобы день был удачным, и чтобы все наши мечты осуществились, повторяйте волшебные слова:

«Мы ребята просто класс, Всё получится у нас!»

Воспитатель: Ребята! Вы , что такое музей?

(Ответы детей: музей – это такое место, где хранятся разные вещи)

Я хочу обратить ваше внимание на афишу, которая представлена здесь.

В ней говорится, о том, что в нашем городе, совсем недавно открылся музей.

Сегодня я хочу вам предложить посетить этот музей.

Я думаю, что это будет ваше первое посещение такого музея.

Вам хочется узнать в какой музей мы отправимся?

Для того , чтобы посетить музей нам нужны билеты.

Вот такие билеты я вам приготовила. раздаю детям билеты).

А я по совместительству буду вашим экскурсоводом ( надеваю бейджик)

Ну, что приготовились?

Торопимся, идем к музею под музыку.

Вот собрали мы друзей

И отправимся в музей.

Нам в музее интересно,

Что увидим неизвестно!

Станем всё мы изучать

Будем всё запоминать.

Стоп! Смотрите прямо-

Что же перед нами?

Останавливаемся перед зданием музея.

……………………………………………………………………….

В-ль: Как называется музей? Кто догадался?

(на экране картинка музея, дети называют)

Дети: Музей денег.

В-ль: Как бы вы узнали, что это музей денег, если бы не могли читать?

(Ответы детей)

(На музее приклеены монеты и купюры).

Вы когда - ни будь посещали музей денег?

Это очень необычное место, и здесь нас ждут интересные встречи.

Вспоминаем правила поведения в музее. Как нужно вести себя в музее?

( ответы детей)

Для того , чтобы пройти в музей, нужно предьявить билеты .

( опускаем в коробочку билеты)

Проходите, пожалуйста, ребята!

Нас встречает Первый экспонат нашего музея - старинный сундучок.

Послушайте звуки и отгадайте, что здесь?

(трясу сундучок, даю детям).

(Следуют предположения детей, воспитатель предлагает открыть сундучок, дети видят там ракушки.)

Воспитатель. Скажите, пожалуйста, вы можете объяснить, почему в музее денег, оказались ракушки?

Дети. Предлагают варианты ответов

Воспитатель. Мне тоже интересно - почему в сундуке лежат ракушки?

Мы с вами пройдем в информационный зал музея все и узнаем.

Хотите узнать, как появились первые деньги?

( проходим в зал №1) Присаживайтесь.

Внимание на экран

Просмотр презентации «История денег».

Слайд 3

Мы оказались в древнем мире. Было время, когда человечество, еще не знало, что такое деньги.

Человек тогда еще жил в пещерах, вооружен был дубиной и тратил все свое время на добывание пищи. Деньги такому человеку были совершенно не нужны.

Слайд 4

Но прошло много лет, и эти первобытные люди стали жить иначе. Они уже научились делать себе из камня топоры, ножи, глиняные горшки, копья, стрелы. Пищу добывали охотой и рыбной ловлей.

Слайд 5

Но бывало такое, что какое – ни будь племя жило, например, в той местности, где можно было добывать соль. Другому племени соль тоже была нужна. У кого – то получалось лучше изготавливать горшки из глины, или орудия труда..

Тогда племена научились договариваться друг с другом. И научились обмениваться.

Слайд6

Они меняли рыбу на зерно, шкуры на овощи, или другие товары. Деньгами древнему человеку служили: мех животных, зерна, соль, орехи, ракушки…они обменивали то, чего у них в избытке на то, что им необходимо

Слайд 7

А больше всего любили первобытные люди меняться на украшения – раковины, кусочки янтаря и прочие красивые вещи. И у кого больше было навешано разных украшений, тот считался красивее и богаче.

Слайд 8

Затем появились металлические деньги – но это были не такие деньги которые есть сейчас. А кольца, брусочки, бусинки

Слайд 9

Затем появились деньги, похожие на современные.

Слайд 10

После металлических появились бумажные деньги.

Воспитатель. Ребята, что вы узнали из истории денег?

И ракушки в сундучке оказались неслучайно

Дети. Древние люди использовали вместо денег ракушки. Ракушка-это древняя денежка.

Воспитатель. Совершенно верно. В старину ракушки использовали как средство обмена. У древних людей вместо денег были ракушки, косточки, перышки, камушки и многое другое.

Посмотрите на эти экспонаты. Вот они перед вами.

Воспитатель. Вот мы и узнали с вами историю появления денег.

Давайте пройдем к следующему экспонату нашего музея.

Ребята, скажите, что это?

Кошелек.

Для чего он служит?

Дети: В нем хранят деньги.

Правильно , в нем хранят деньги.

Воспитатель: Ребята, скажите , что такое деньги?

Дети: Деньги – это такой предмет, за который можно все купить.

В-ль: Молодцы!

Скажите, ребята, а зачем людям нужны деньги?

Деньги нужны, чтобы расплачиваться за покупки. На них можно что-нибудь купить.

(предполагаемые ответы детей).

Ребята, все вы видели, как выглядят деньги.?Вспомните, из чего они сделаны?

Ответы детей:

Воспитатель: Слайд. На экране появляются купюры

Деньги, которые сделаны из бумаги, называются купюры.

Купюры бывают достоинством 10, 50, 100, 200, 500, 1000, 2000 и 5000 рублей

Посмотрите, все эти купюры разного цвета, чтобы не перепутать. На купюрах изображены города России.

Слайд. На экране появляются монеты.

А еще, деньги бывают металлические. Называются они монеты.

Монеты бывают достоинством 1копейка, 5копеек, 10копеек, 50копеек, 1рубль, 2 рубля, 5рублей и 10рублей.

А как вы думаете, какие деньги удобнее бумажные или металлические?

Мнения разделились, поэтому, я предлагаю, это проверить.

………………………………………………………………………………………………

Пройдите , пожалуйста в исследовательский зал музея, где мы с вами все сами узнаем

( проходим в зал № 2)

Проходите, пожалуйста к столам.

Дети подходят к столам, у каждого в тарелочке лежит бумага и монета

Как вы думаете, для чего у нас лежит бумага?

Правильно, бумага будет символизировать купюру.

#1042;озьмите лист бумаги, помните его, попробуйте разорвать.

Получилось?

А с монетой можно сделать эти действия: порвать, помять?

Какой вывод? ( ответы детей)

#1056;ебята, на одну ладонь положите монету, а на другую купюру.

Что тяжелее, что легче? ( ответы детей)

Подуем на бумагу, что происходит, почему бумага слетает с ладони?

Правильно, потому, что бумага легче.

#1047;атем, берем бумажный лист и кладем его в воду. Что произойдет с бумагой, если она полежит в воде? ( ответы детей)

Правильно, бумага намокает, а мокрая бумага разваливается, разрывается.

А теперь опустим в стакан монету.

Что происходит, монета намокла? Какой вывод можно сделать?

Какие вы молодцы, как легко справились с заданиями.

Что удобнее? ( ответы детей).

Хорошо, удобнее оказались монеты.

Но один существенный недостаток у таких денег это то, что они тяжелые и когда этих денег много, то они занимают много места. Чтобы купить много покупок, нужно возить с собой мешок монет.( приготовить мешочки с деньгами).

(Даю детям для сравнения два мешочка: в одном купюра в другом монеты.)

Купюра легче, но как мы с вами выяснили, купюра может намокнуть, порваться.

В наше время люди придумали использовать вместо денег банковскую карту (показывает) Она легкая и не занимает много места. И деньги можно совсем не использовать. С такой карточкой можно ехать в другой город или полететь в другую страну без денег.

Ребята! Вы не хотели бы поучаствовать и изготовить монеты для игр?.

Предлагаю вам посетить мастерскую «Монетный двор»

У меня есть кусочки металла, давайте попробуем. Проходите к столам, присаживайтесь.

Это будет очень интересно.

( дети выполняют задание)

А еще есть один способ изготовить монеты для игр с помощью бумаги и карандаша

( ребята выполняют работу)

( дети с помощью фольги, палочек, бумаги, карандаша простого и монет изготавливают монетки для игр)

Какие вы молодцы, как хорошо у вас получилось. Вы можете взять к себе в группу свои монеты, и в группе попробовать сделать монеты.

Ребята, скажите, а за деньги можно все, все купить? Как вы думаете?

Я предлагаю вам поиграть в интересную игру:

Игра «Что можно, и что нельзя купить за деньги?»

(на экране появляются картинки дети выбирают, и объясняют почему выбрали эту картинку.)

Воспитатель: Ребята, почему вы считаете, что нельзя купить любовь близких, улыбку, дружбу?

То, что нельзя купить за деньги- это самое дорогое, самое большое богатство человека, которое мы должны беречь.

Понравилось вам в музее? Спасибо, вам за то, что посетили наш музей.

А в память о нашей экскурсии, я хочу вам подарить вот такие шоколадные монетки.

Ребята, вам пора возвращаться в детский сад!

Уходим под музыку:

Вот в музее побывали

Много нового узнали

А теперь детвора

В детский сад идти пора!

Дети уходят в группу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по обучению основам финансовой грамотности для детей 6-7 лет. Тема: «История возникновения денег».

В материале представлен конспект НОД по обучению детей 6-7 лет основам финансовой грамотности в ДОУ....

Конспект ООД по обучению основам финансовой грамотности «История возникновения денег» для детей 6-7 лет.

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности....

Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности «Знакомство с основами финансовой грамотности»

Цель: формирование основ финансовой культуры дошкольников через основные экономические понятия в процессе игровой деятельности.Образовательные задачи: дать представление о составляющих семей...

Мастер класс на тему «Финансовая грамотность в игровой деятельности детей дошкольного возраста» через реализацию программы «Основы финансовой грамотности»

Мастер класс на тему «Финансовая грамотность в игровой деятельности детей дошкольного возраста» через реализацию программы «Основы финансовой грамотности»...