Финансовая грамотность Тема: «Музей денег»
план-конспект занятия (старшая группа)

Конспект ООД. Тема: «Музей денег» (для детей старшей группы)

Цель: расширять представление детей о свойствах и функциях денег; систематизировать знания детей об истории возникновения денежной единицы в России.

Задачи:

Развивающие: Развивать способность видеть, наблюдать и размышлять над увиденным; Активизировать словарь детей - деньги, рубль, монета, купюра, чеканить. Обучающие: Дать представление детям о музеях, как хранителях памяти прошлого и настоящего, а именно музее денег. Познакомить с историей развития денег. Воспитательные: Воспитывать начало разумного поведения в жизненных ситуациях. Воспитывать основы финансовой грамотности.

Материал и оборудование: ноутбук, проектор, карандаши цветные, листы А-3, клей карандаш, салфетки.

Ход образовательной деятельности:

 Воспитатель: Доброе утро ребята! Собрались все дети в круг Я твой друг, и ты мои друг. Крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Чтобы у нас весь день было хорошее настроение. Воспитатель: Ребята, нам оставили сообщение, давайте мы его просмотрим (прослушаем), неожиданный звонок по телефону воспитателя, разговор на громкой связи или записать на флешку и показать как будто видеообращение (Запись голоса любого сотрудника). «Здравствуйте, вам звонят из музея! У нас ЧП, пропали экспонаты игрушечных монет, срочно нужна ваша помощь!» Воспитатель: «Здравствуйте, хорошо, мы вам постараемся помочь». Воспитатель: Ребята, как мы сможем помочь работникам музея? Дети: Будем искать. Воспитатель: Мы можем найти их или сделать своими руками. Дети: Сделаем своими руками. Воспитатель: Хорошо. Но для того, чтобы помочь сотрудникам музея, нам надо составить план, вспомнить все о монетах и узнать что-то новое. Наш план будет называться мнемотаблицей. (Дети сами наклеивают знаки действий по плану). Торопимся, идем к музею под музыку. Все в музей идем сегодняГород свой узнать хотим. Вдоль по улицам пройдем И в окошко поглядим. Стоп! Смотрите прямо- Что же перед нами? (показывая картинки музея, дети называют) Останавливаемся перед музеем. Воспитатель: Как называется музей? Кто догадался? Дети: Музей денег. Воспитатель: Как бы вы узнали, что это музей денег, если бы не могли читать? Дети: На музее приклеены монеты и купюры. Воспитатель: Ребята давайте вспомним правила поведения в музее. Встречает нас Рублик. Рассматриваем, по плану, экспонаты (можно на слайдах). Беседуем о деньгах, как они менялись со временем. Рассматриваем товарообмен. Составляем реку времени (мех, перья, ракушки, слитки, монеты, купюры, банковские карточки), приклеиваем на реку времени. Физминутка Взяли в руки топоры, Положили золото, Нарубили мы рубли, Вот как было здорово. Предлагаю детям пройти к компьютеру, рассмотреть старые монеты и их ребро. Воспитатель: Что дальше у нас по плану? (Рассматриваем современные монеты через лупу). Воспитатель: Форма, размер, звук монет, цвет (Исследовательская деятельность) Выяснить от чего произошло название рублей (Рубить, рубили слитки серебра и золота. Копейки-всадник с копьем.) Задание каждому ребенку: собрать все монеты по 10 коп, по 50, по 1руб, по 2 руб., по 5 руб., выстроить башню из них. Воспитатель: Молодцы! Скажите, ребята, а зачем людям нужны деньги? (ответы детей) Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру «Что можно (нельзя) купить за деньги» (на столе лежат разные картинки), дети выбирают, показывают и объясняют почему выбрали эту картинку. Сначала, например, что можно купить, потом чего нельзя купить. Дети берут по одной картинке, например: солнце, его купить за деньги нельзя, улыбку бабушки купить за деньги нельзя, а велосипед купить можно за деньги. Воспитатель: Ребята, теперь вы много знаете о деньгах и что дальше по плану мы должны сделать? (смотрим на мнемотаблицу, там обозначение монетного двора). (ответы детей) Воспитатель: Мы идем в монетный двор, делать монеты. Рассаживаемся за столы, по симпатии, дети спрашивают друг друга, не против ли он, если я сяду с тобой. Пальчиковая гимнастика «Как мы маме помогали» Раз, два, три, четыре, Ребенок сжимает и разжимает кулачки. Мы посуду маме мыли: Потереть одной ладошкой о другую. Чайник, чашку, ковшик, ложку Ребенок загибает пальчики, начиная с И большую поварешку. большого. Мы посуду маме мыли, Потереть одной ладошкой о другую. Только чашку мы разбили, Ребенок загибает пальчики, начиная с мизинца. Носик чайника отбился, Ложку мы чуть-чуть сломали. Ребенок сжимает и разжимает кулачки. Вот как маме помогали! Дети делают монеты, чеканят печатями, выставляют на выставку в музей. Рефлексия (итог). Воспитатель: Интересно ли мы сегодня провели время с гостями? Правильно ли мы сделали, что помогли музею? Вам было трудно? У нас все получилось? Вы молодцы, я вами горжусь! Как приятно помогать другим! Выходим из музея. Прощаемся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тема: «Музей денег» 16.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД. Тема: «Юные финансисты» (для детей старшей группы)

Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста первичные элементарные экономические представления; обобщение знаний о потребностях человека.

Задачи:

Образовательные: Повторить понятие «потребности человека»; Закреплять названия основных потребностей и что к ним относится; Уточнить от чего зависят потребности человека; Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь; Подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет.

Развивающие: Способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи; Способствовать формированию коммуникативных компетентностей, социальных компетентностей.

Воспитательные: Способствовать воспитанию нравственных качеств; Воспитывать социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

Материал и оборудование: картинки (вода, одежда, еда, жилье), монеты, за ламинированные смайлики (любым цветом на выбор), игрушка Незнайка,

Ход образовательной деятельности:

Идет Незнайка считает монеты. Воспитатель: Незнайка, куда ты идешь? Незнайка: У меня есть 5 золотых монет, вот в магазин и я иду, хочу купить на них шахматы. Уж очень мне эта игра понравилась. Воспитатель: Что ты Незнайка, разве можно на игрушки сразу тратить все деньги? Сейчас мы с ребятами тебе Буратино поможем. Садись. Воспитатель: Мы можем начинать, но сначала Станем рядышком, по кругу, Скажем «Здравствуйте!» друг другу. Нам здороваться ни лень: Всем «Привет!» и «Добрый день!», Если каждый улыбнётся - Утро доброе начнётся. - ДОБРОЕ УТРО!!! Воспитатель: Незнайка, сегодня ты с нами много интересного узнаешь о деньгах и для чего они нам нужны. Воспитатель: Ребята, я хочу вам предложить сыграть в игру, которая называется «Брейн-ринг». Игра состоит из 4-х раундов за каждый раунд команда, давшая правильный ответ, получает монетку. Вы разделитесь на две команды, команда «Барбарики» и команда «Фиксики», а я буду ведущей нашей игры. Команде «Барбарики» я даю желтые смайлики. Команде «Фиксики», - красные для того, чтобы ребёнок, знающий правильный ответ, поднимал смайлик. 1-раунд «Деньги». Воспитатель: Ребята ВНИМАНИЕ! Послушайте мою загадку: Это - средство обращения, Это - средство накопления. Средство стоимости также, Также средство платежа. Воспитатель: Как вы думаете, что это? Дети: Деньги, монеты. Воспитатель: Совершенно верно. А для чего нужны людям деньги? Дети: Купить мороженое, оплатить за свет, оплатить за телефон и т.д. Воспитатель: Вы правы. Деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно! Воспитатель: Обе команды дали правильные ответы и получают по монетке. 2-раунд «Потребности». Воспитатель: Что такое потребности? (ответы детей) Воспитатель: Значение слова потребность, происходит от слова, требуется. Потребности - это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь. Перед вами картинки для каждой команды, вы должны среди них определить и выбрать жизненно важные потребности человека (вода, одежда, еда, жилье). Воспитатель: Без чего человек не может жить? Дети: Без воды, еды, телевизора и т.д. Воспитатель: Человек нуждается в пище, если он не будет питаться, то погибнет. Человеку нужна вода. Без воды он может прожить не более двух суток. А кому ещё нужна вода для существования? (Животным, растениям). Человек не может прожить без воздуха. Давайте, проведём эксперимент, сколько времени мы с вами сможем без воздуха (Зажимают нос). Воспитатель: Чтоб нам лучше дышалось, давайте потренируем наше дыхание. Дыхательная гимнастика «Вырасти большим» Исходное положение - встать прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки - вдох; опустить руки вниз, опуститься на всю ступню - выдох, произнося: «У-х-х-х!». Повторить 2-3раз. Воспитатель: Давайте дальше будем играть, какие же ещё потребности у человека? (ответы детей) Воспитатель: Ребята, у человека есть еще потребность в одежде. Для чего существует одежда? Дети: Одежда защищает человека от холода, от жары. Воспитатель: А какая бывает одежда? Дети: Осенняя, зимняя, летняя, демисезонная. Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, животные испытывают потребность в одежде? А что их защищает от холода, от жары? (Шерсть, шкура, мех) (ответы детей) Воспитатель: Ещё человек нуждается в жилье, в доме человек может укрыться от непогоды, от посторонних людей. Дом - это семейный очаг, где собирается вся семья вместе. Воспитатель: Назовите такие предметы, которые человек хочет иметь, но без которых он может обойтись, они ему не обязательно нужны? (ответы детей) Воспитатель: Обе команды дали правильные ответы и получают по монетке. 3-раунд «Хочу и надо». Воспитатель: Ребята, прежде чем что-нибудь купить, надо рассчитать бюджет. А давайте с вами вспомним, что такое бюджет? (ответы детей) Воспитатель: Бюджет - это подсчет доходов и расходов. Доход - это деньги или материальные ценности, полученные в результате работы. Расход - это деньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей. Воспитатель: А теперь давайте, подумаем, почему иногда, когда вы вечером просите у мамы что-нибудь купить, мама вам не покупает? (ответы детей) Воспитатель: Да, все верно, если каждый день что-то покупать, нужно очень много денег, а родители столько не зарабатывают. В каждой семье родители обычно подсчитывают свой семейный бюджет. Давайте мы с вами попробуем помочь родителям распределить семейный бюджет поиграем в игру «Хочу и надо». Игра «Хочу и надо» Материал: схема потребностей, монеты, цветная бумага, клей-карандаш, салфетки. Воспитатель: Ребята, перед вами схема потребностей и пять монет. Ваша задача распределить ваш бюджет по потребностям, не забывая выделять важные потребности. На поле каждой потребности изображены кружочки, которые обозначают, сколько монет нужно потратить, чтобы удовлетворить данную потребность. Выполнения задания детьми, объяснение своего выбора. Сначала нужно оплатить квартплату - 2 монеты, купить одежду - 1 монета, на продукты - 1 монета. Воспитатель: Когда уплачены все жизненно важные потребности, можно и купить то, что вы хотите или отложить на следующую покупку. Воспитатель: Обе команды дали правильные ответы и получают по золотой монетке. Физминутка 1, 2, 3, 4, 5 - будем вместе мы скакать. (Дети прыгают на месте) Прыгаем на правой - 1, 2, 3. (подпрыгивают на правой ноге) Прыгаем на левой - 1, 2, 3. (подпрыгивают на левой ноге) А теперь подняли ручки. Все мы тянемся до тучки. (поднимают руки вверх, тянутся) Чтобы тучку нам достать нужно выше нам скакать. (стараются подпрыгивать повыше). 4-раунд «Домик, в котором живут деньги» Воспитатель: Ребята, вы все знаете из мультфильма, что Буратино на Поле чудес в «Стране Дураков» закопал в землю пять золотых монет и ждал, когда из них вырастет дерево с целой кучей денег. Хочу спросить у вас: - «Вырастут ли деньги? - Где они могут «расти»? - Куда Буратино надо было положит деньги? (ответы детей) Воспитатель: У каждой монеты - есть дом, в котором они живут. Давайте и мы с вами сделаем кошелечек из бумаги для нашего друга Незнайки, что бы он мог спрятать в него свои монеты. Изготовление, детьми кошелечка используя схему. Воспитатель: Молодцы ребята. Красивые кошелечки у вас получились. Воспитатель: Подошло время подвести итог нашей игры. Ребята посчитайте, сколько у каждой команды золотых монет. Дети приносят золотые монетки, сообщая, сколько заработала каждая команда. Воспитатель: Вот и пришло время прощаться с нашим другом Незнайки. Давайте, ребята, попробуем для Незнайки сформулировать правила обращения с деньгами, чтобы он никогда и не подумал отнести их как герой Буратино из мультфильма в «Страну Дураков». 1. Экономно распоряжаться деньгами. 2. Потраченные средства уже не вернешь. 3. В первую очередь удовлетворяй жизненно важные потребности. 4. Невозможно иметь все, что хочешь. 5. Деньги можно накопить или потратить. Накопление должно быть привычкой. Простейшее и интереснейшее занятие - завести копилку и откладывать туда деньги «на потом». Можно вместе с родителями своими руками изготовить копилки. 6. Бережно относиться к деньгам. Незнайка: Спасибо, ребята! Я понял, что такое деньги и как нужно с ними обращаться. Теперь ни кто не обманут меня, и я смогу купить своему любимому другу Знайке книги. Воспитатель: Поиграли мы для вас. Вам понравилось у нас? Приходите в гости к нам - Мы споём и спляшем вам. А сейчас уже пора - Ждут нас игры и дела. Благодарю всех участников этой игры за активное участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по финансовой грамотности Тема: «Азбука денег»

Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.Развивать память, внимание, речь, стимулировать актив...

Конспект по финансовой грамотности Тема: «Музей денег» Воспитатели МБДОУ «Детский сад №16 г.Красноармейска Саратовской обл.» Бушмакина Е.Н.; Юдина А.Г.

Цель: продолжать работу с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности. Расширять представление детей о свойствах и функциях денег; систематизировать знания детей ...

Конспект по фомированию основ финансовой грамотности. Тема «Путешествие в страну денег»

Тема «Путешествие в страну денег»Цель: формировать финансовую грамотность, навыков сбережения и трат для создания максимальных возможностей в своей жизни.Задачи:Дать детям представле...

Конспект по формированию финансовой грамотности Тема: «Азбука денег»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.Развивать память, внимание, речь, стимулировать...