Доклад «Реализация педагогической технологии «Рефлексивный круг»»
материал
Доклад «Реализация педагогической технологии «Рефлексивный круг»»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 25.08 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №14 г. Шебекино Белгородской области»
Доклад
«Реализация педагогической технологии «Рефлексивный круг»»
Подготовила:
старший воспитатель
МАДОУ «Детский сад
общеразвивающего вида №14
г. Шебекино Белгородской области»
Трунова О.А.
2019 г.
Сегодня огромное внимание уделяется модернизации образования в целом и дошкольного образования в том числе. Впервые пересмотрен подход к образованию ребенка-дошкольника с точки зрения целостности процесса обучения и воспитания, в котором учитываются личностные характеристики каждого ребенка: особенности его поведения, восприятия окружающего мира, темп личностного развития. В свете последних требований к обновлению дошкольного образования педагогическим сообществом активно разрабатываются инновационные технологии, методики и подходы к развитию ребенка. Однако, имеются давно известные образовательные технологии, использование которых актуально сегодня как никогда. Одной из таких технологий является технология Н. Гришаевой «Рефлексивный круг»
«Рефлексивный круг» - направлен на сплочение детского коллектива, формирование умения слушать и понимать друг друга, развития умения выражать свои чувства и переживания публично, умения анализировать и делать выводы.
Существуют определенные правила проведения Рефлексивного круга:
• Рефлексивный круг проводится каждый день в удобное время (лучше с утра и вечером).
• Круг начинается с речёвки (приветствия).
• Время проведения: - младшая группа 5-10 минут - подготовительная группа до 20 минут
• Необходимо соблюдать атрибутику и традиционность проведения РК: - приглушенный электрический свет - спокойная музыка - свеча (электрическая), мягкий предмет (мяч), которые дети предают по кругу - место проведения РК (ковер, подушки для мебели, круг на полу)
• Нельзя оценивать высказывания детей
Правила проведения РК для детей
-Правило поднятой руки.
- Говорить по одному или тому, у кого в руках предмет.
- Отвечать на тот вопрос, который задан.
-Не повторять.
-Если не хочешь, можешь не говорить.
Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети через два-три месяца привыкают обсуждать свои проблемы в кругу и сами без присутствия воспитателя пользуются этой технологией для обсуждения своих проблем.
Если ребенок, по какой-то причине не хочет сесть вместе со всеми в круг, ему можно предложить спокойную игру или дежурство по сервировке стола к завтраку. Один из эффективных приемов для непоседы - посадить его к себе на колени. Около ребенка, требующего особого внимания, садиться взрослый.
Темы «Рефлексивных кругов» могут быть самыми разнообразными. Например, по ситуации месяца «Мальчики и девочки» могут быть следующие темы: «Чем я отличаюсь от мальчиков (девочек)»; «Мои добрые поступки по отношению к девочкам (мальчикам)».
Темы «Кругов» могут определятся индивидуально в группе с воспитателем по обстоятельствам, например если в группе произошло ЧП, то «Рефлексивный круг» может проводится сразу после происшествия. Например, произошла ссора между детьми, или нарушены правила поведения в группе. Необходимо немедленное реагирование со стороны взрослых. В группе появляются свои правила, которые дети соблюдают и стул для размышления для тех воспитанников, которые нарушают правила поведения. Совместно с родителями можно изготовить «коврик примирения», на котором дети решают конфликты и мирятся.
Вопросы, задаваемые во время «ежедневного рефлексивного круга», можно поделить на несколько тем. Например: «Чем мы сегодня будем заниматься?», «Что интересного произошло у нас в группе вчера?», «Как вы думаете, кого мы можем назвать справедливым? А кого добрым, заботливым?», «Почему не удаётся соблюдать правила в группе?», «Что делать, если хочется подраться?» и т. д.
Перед проведением «Кругов» ставится цель, например:
«Круги рефлексии» на тему «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Мои добрые поступки» направлены на формирование у детей представления о добре и зле; нормах и правилах поведения и общения друг с другом; воспитание таких качеств личности, как щедрость, честность, справедливость; чувство взаимопомощи. С этой целью можно в группе оформить сундучок «Мои поступки», в которую дети в течение дня складывали карточки своих хороших и плохих поступков, в конце дня подсчитывается количество тех или иных поступков и делаются выводы о том, как провели день в детском саду.
«Рефлексивный круг» на тему «Я люблю свою семью за …» цель - воспитание в детях любви, ласкового и чуткого отношения к самым близким людям; чувства семейной сплоченности. Детям задается вопрос «Что такое семья?», как правило, дети не дают сразу определение, а начинают перечислять членов семьи. Подведя итог на вопрос «За что вы любите свою семью?», дети отвечают, что они любят родителей за то, что они их балуют, покупают им все, что они хотят, кормят их, гуляют с ними. После этого задается вопрос «Как думаете, почему родители вам всё это делают?» дети приходят к выводу, потому что они их любят. На повторный вопрос «За что вы любите свою семью» дети будут отвечать: за их заботу, любовь, за то, что они подарили им жизнь.
Также в начале «Круга» педагог может назначить старшего помощника и предложить детям вспомнить, какое время года, какое число, какой день недели. Помощник выкладывает на кавролинографе картинку со временем года, из цифр составляют дату, из букв день недели
Можно предложить детям составить план наступившего дня. Помощник выкладывает его с помощью пиктограмм, обозначающих и уточняющих отдельные режимные моменты (экскурсия в парк, показ театрализованного представления, поздравление с днем рождения и т.д.). Составление такого графического плана очень важно для детей. Дети заранее знают, какие события произойдут в группе, учатся планировать свою деятельность и точно знают, что в конце пребывания в детском саду появиться пиктограмма «ДОМ».
В «Кругу» можно организовать поздравление именинника. Он также проходит при зажженной именинной свечке (обязательно в закрытом подсвечнике). К этому кругу нужно готовиться заранее. Повесить на стенд фото ребенка – изменника, предложить родителям со своими детьми подготовить для изменника подарок своими руками. В день Дня рождения педагог и дети садятся в круг и дарят свои подарки и говорят добрые слова имениннику. Проводиться игра-хоровод «Каравай». Все вместе рассматривают подарки, читают стихи, показывают театрализованные сценки, готовят коллективный коллаж-поздравление имениннику, принимает участие в фотосессии.
В рамках использования данной технологии можно изготовить в группе шкатулку «Моё настроение» куда дети складывают рисунки (или смайлики) со своим эмоциональным настроением. Цель данной шкатулки совершенствовать умение детей понимать собственное настроение, умение передавать свои эмоции через изобразительную деятельность, контролировать свои эмоции.
К работе «Круга» можно привлекать специалистов детского сада: музыканта, психолога и т.д. Во время «общего круга» дети информируются о том, что будет проходить в детском саду в течение недели (например Утренник, праздник и т.д.)
Использование описанных мероприятий поможет установить партнерские отношения с воспитанниками, а также создать доброжелательную атмосферу в группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование педагогической технологии: "Рефлексивный круг" как средство социализации младших дошкольников"
Реализация образовательной области "Социально - коммуникативное развитие" в различных видах деятельности, как сквозных механизмах развития ребенка"...
Использование педагогической технологии «Рефлексивный круг» как средство социализации младших дошкольников.
Социально-коммуникативное развитие является главным аспектом в воспитании дошкольников. Актуальность этой образовательной области возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального ...
Педагогическая технология - "Рефлексивный круг"
Рефлексивный круг проводится в детском саду, для споачения детского коллектива....
Доклад. Технология «рефлексивный круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста
Доклад. Технология «рефлексивный круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста...
Доброжелательная педагогическая технология "Рефлексивный круг" автора Гришаевой Н. П.
Рефлексивный круг - это технология, направленная на сплочение детского коллектива, формирование умения слушать и понимать друг друга, развития умения выражать свои чувства и переживания, умения анализ...
Педагогическая технология "Рефлексивный круг"
Педагогическая технология...
Перспективно - тематическое планирование по «Технологии эффективной социализации дошкольников Н.П. Гришаева» (Технология Рефлексивный круг) для старшего возраста.
Рефлексивный круг общения - одна из форм работы, которая помогает сформировать у ребёнка потребность и умение быть внутренне свободным....