Консультация для родителей «Проектная деятельность как форма организации взаимодействия ДОУ и семьи»
консультация (старшая группа) на тему

Доклад  содержит виды проектной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_kravchuk_e.v.docx24.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Жирновский детский сад «Ивушка» общеразвивающего вида, художественно-эстетического приоритетного направления развития воспитанников

                          Доклад  для родителей

«Проектная деятельность как форма организации            

                  взаимодействия ДОУ и семьи»

                                                                              Подготовила воспитатель:

                                                                                    Кравчук Е.В.

                                                         П. Жирнов 2016г.

Актуальность моего исследования обусловлена тем, что сейчас разрабатываются новые технологии, новые формы взаимодействия ДОУ с семьями. Одна из таких новых форм – проектная деятельность. Она и форма взаимодействия педагогов с родителями, и средство развития творческих способностей воспитателей. Участвуя в проектах, ребенок привыкает находить выход из трудной ситуации.  

         В настоящее время проектная деятельность органически входит в новые стандарты начального образования. Однако и дошкольные образовательные учреждения вводят метод проектов в детском саду.

   Основной целью проектного метода в д/у является развитие свободной творческой  личности  ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания.

        Работа проводилась в три этапа, представляющие собой констатирующий̆, формирующий̆ и контрольный̆ эксперименты. Для проведения опытно -  экспериментальной̆ работы нами была выделена группа, в которую входили: 8 девочек, 16 мальчиков и их родители.

        Опытно – экспериментальную работу начали с изучения состояния работы с родителями в группе. Для этого мы проанализировали годовой̆ план, перспективный̆ план работы с родителями и выяснили, что в группе один раз в четыре месяца проводятся родительские собрания, также проводятся анкетирования, развлечения, семинары - практикумы. На I этапе (констатирующий) был проведен мониторинг, а именно: анкетирование педагогов, родителей; подбор методической, справочной литературы по проектному методу. Анкеты, предложенные родителям, были анонимными. Их заполняли все родители. В анкету  были включены вопросы, направленные на выявление ценностей ориентиров родителей, т.е. что, находится в центре их внимания, на что нацелены их воспитательные усилия, что считают главным в воспитании. А так же, что они знают о проектной деятельности и их отношение к ней.

Обработка анкет позволила получить сведения о том, что ожидают родители от ДОУ, очертить круг вопросов, увидеть трудности и проблемы родителей в воспитании и развитии детей. Работа с родителями занимает одно из центральных мест при организации проектной деятельности в дошкольном учреждении.  

Реализация поставленных задач проходила в 3 этапа: подготовительный, реализационный, итоговый.

На первом этапе нам необходимо было заинтересовать детей, создав проблемную ситуацию, для чего мы использовали жизненный опыт детей. Путем наводящих вопросов: “Как назвали наши далекие предки поселок, в котором мы живем? Как называют людей, которые проживают в этом городе? Кто является основателем поселка? Кто из вас знает, почему именно так назван наш поселок?  Как называется область, в которой мы живем?  Почему она так называется?”, дети вышли на проблему, которую необходимо было решить.                 

Мы определяли тему и цели проекта, совместно  с родителями и детьми составили план проведения проекта, собрали необходимую информацию по теме, обратились за рекомендациям к специалистам ДОУ. Кроме того были согласованы способы совместной и самостоятельной деятельности (игры, наблюдения, экскурсии – мероприятия основной части проекта).

Были проведены родительские собрания, на которых также обсуждались вопросы, связанные с организацией проектной деятельности. А также было дано домашнее задание, которое заключалось в следующем, родители  совместно с детьми собирают информацию по теме проекта и оформляют ее в виде книжки с фото и иллюстрациями в соответствии с их интересами и возможностями. Так как проект назывался  «Самый теплый уголок родного края» темы  приблизительно были следующие: «Достопримечательности Дона», «Улицы», «Водоемы», «Транспорт», «Музеи и театры Ростова – на - Дону» и т. д.

Проводились дни вопросов и ответов по проектной деятельности; беседы и консультации; оформлялись стенды, папки передвижки по теме проекта.

Следующий второй этап это основная часть проекта, на котором родители вместе с детьми собирали материал, работали с разной литературой и другими источниками (энциклопедии, книги и интернет), в зависимости от выбранной темы ходили в музеи, посещали выставки.

Были организованы и проведены экскурсии в библиотеку, на почту в соответствии с планом проекта.

На данном этапе проведения эксперимента нами так же были проведены:

  • Познавательные занятия: «Родной поселок», «История возникновения поселка», «Быстрая -  река»,   «Достопримечательности родного поселка»,  «Памятники родного поселка», «Предприятия родного поселка», «Округ (район) в котором я живу», «По улицам округа»;
  • Творческие рассказы;
  • Чтение художественной литературы;
  • Конкурс пословиц и поговорок: «Делу - время, потехе – час».

Третьим этапом стала презентация проектной деятельности. Провести презентацию, было решено в форме КВН, где участников эксперимента поделили на две команды: дети – «Молодые Жирновчане», родители – «Коренные Жирновчане». Оценивать выступление команд пригласили жюри в лице администрации детского сада. Зрителями были, специалисты и педагоги ДОУ, а так же родственники участников. Задания были интересными и разнообразными, дети вместе с родителями отвечали на вопросы, вспоминали пословицы и поговорки, пели частушки, песни о Донском крае.

Результаты работы по проектной деятельности показали, что дошкольники могут успешно выполнять проектную деятельность. При этом наблюдаются отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии детей, наблюдается личностный рост дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. Наблюдаются изменения в отношениях между детьми и родителями. Дети становятся интересными для родителей как партнеры по совместной деятельности.

Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты практической работы подтвердили корректность выдвинутой гипотезы и позволили сформулировать следующие выводы.

Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и семьи. Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. В Законе « Об образовании сказано, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, и дошкольные учреждения создаются им в помощь.

В теории и практике разработаны и апробированы разнообразные формы и методы взаимодействия ДОУ и семьи. Их применение зависит от профессионализма и опыта педагогов, от особенностей контингента родителей.

В рамках данного исследования была проведена опытно – экспериментальная работа, в которой принимали участие 24 ребенка и их родители. Целью данной работы являлась разработка технологии по внедрению проектной деятельности в практику воспитателей ДОУ и привлечение к активному участию в этом родителей.

Анализируя полученные данные, мы определили низкий уровень педагогической подготовки и психолого -  педагогических знаний родителей, а так же отсутствие у педагогов представлений о проектной деятельности.

Цель экспериментальной работы обеспечивалась путем реализации ряда программных мероприятий для родителей (родительские собрания, беседы, консультации, проводились дни вопросов и ответов) и педагогов (консультации, семинар – практикум, были разработаны методические рекомендации), а так же был реализован детско – родительский образовательный проект «Самый теплый уголок родного города - ЮАО».

Для того чтобы оценить эффективность опытно-экспериментальной работы, была проведена повторная диагностика.

Результаты повторной диагностики показали, заинтересованность родителей новыми формами и методами проведения мероприятий. Наблюдались изменения в отношениях между детьми и взрослыми.

 Проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно -  ориентированного подхода к образованию.

          Благодаря заинтересованности детей и родителей, пониманию с их стороны, отзывчивости, активности и творческим способностям, в детском саду сформировалась благоприятная и дружелюбная атмосфера.

 Такие  проекты помогают  сплотить коллектив родителей, дает возможность им осознать необходимость и важность семьи и семейных отношений для ребёнка в дошкольном возрасте. Особое значение имеет совместная деятельность детей и взрослых, в процессе которой удовлетворяются потребности дошкольников в общении со взрослыми.

 Итак, наше исследование показало, что проектная деятельность - современная форма взаимодействия педагогов и родителей, она позволила наладить динамичную и действенную связь в работе детского сада с семьей, качественно повлияла на повышение профессионально – личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма работников ДОУ.

Цель исследования достигнута, поставленные задачи решены в полной мере, выдвинутая гипотеза подтверждена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ЭФЕКТИВНАЯ ФОРМА СОТРУДНИЧЕСТВА ВОСПИТАТЕЛЯ И СЕМЬИ».

На современном этапе в области дошкольного образования происходят важные изменения в определении содержания и способов организации педагогического процесса. Это требует от педагогов более тщательного ...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ.

В практике современной образовательной организации зачастую используются лишь традиционные формы работы по взаимодействию с семьей, такие как: родительские комитеты, выставки, родительские собрания, р...

"Проектная деятельность, как форма взаимодействия педагогов и семьи в контексте ФГОС ДО"

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остаётся актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени нео...

Проектная деятельность как форма работы ДОУ с семьей

Статья "Проектная деятельность как форма работы ДОУ с семьей"...

Проектная деятельность, как форма взаимодействия педагогов и семьи

Проектная деятельность, как форма взаимодействия педагогов и семьи...

Проектная деятельность как форма работы ДОУ с семьей.

Проектная деятельность как форма работы ДОУ с семьей Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьёй – это установление доверительных отношений между детьми, родителями и педаг...