Опыт работы на тему: «Создание условий для поддержки исследовательской активности детей раннего возраста при взаимодействии с семьями воспитанников»
методическая разработка (младшая группа)
Про взаимодействие с родителями по поддержке исследовательской активности дошкольников и про семейные проекты в последнее время говорят очень много. Однако это в основном касается старшего дошкольного возраста. Данное направление практически не затрагивает ранний возраст.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Опыт работы на тему:
«Создание условий для поддержки исследовательской активности детей раннего возраста
при взаимодействии с семьями воспитанников»
Про взаимодействие с родителями по поддержке исследовательской активности дошкольников и про семейные проекты в последнее время говорят очень много. Однако это в основном касается старшего дошкольного возраста. Данное направление практически не затрагивает ранний возраст.
Мы решили исправить эту ситуацию. При выстраивании работы мы учитывали типичные проблемы воспитанников нашей группы:
- У большинства детей на начало учебного года - неустойчивое внимание, интерес кратковременный, избирательный. Дети не всегда включались в деятельность и не реагировали на стандартные игровые мотивационные ситуации.
- Также у большинства детей сенсомоторные навыки и представления об окружающем мире недостаточно сформированы, и очень мало детей владели доступными по возрасту средствами познания и обследования объектов окружающего мира.
Мы поставили цель: помочь родителям преобразовать спонтанную исследовательскую активность детей в осознанную исследовательскую деятельность. Совместно создать условия для развития детской любознательности, понимания простейших причинно-следственных отношений в системе «действие-результат». Нам в этом помогают семейногрупповые проекты.
На раннем возрасте правильно подобранная РППС имеет огромный образовательный потенциал, в том числе для решения задач поддержки исследовательской активности малышей.
При создании среды группы мы сделали особый акцент на подбор и создание совместно с семьями воспитанников интерактивных игр и пособий. Это и стало темами проектов. Они проходят по алгоритму:
На первом этапе, шаге- родители собирают информации. (На этом этапе родители собирают информацию: какие вообще существуют игрушки- нестандартное оборудование, интерактивные пособия по теме)
2-й шаг- (Из всего это многообразия мы помогаем выбрать те, которые
1.подходят детям по возрасту, соответствуют нормативным требованиям
2.которые реально сделать самим,
3.которые могут быть использованы в группе, например, пособия хорошие,
- но нет места для них
- или не долговечные, хрупкие
- те, которые отвечают характеристикам
4.а также родители распределяют, кто что будет делать)
3-й и 4-й шаг-создание моделей, а затем самих игр и пособий с разной степенью новизны. Родители чаще:
- полностью копируют найденную идею, но используют другие материалы,
- или незначительно изменяют конструкцию
- размеры, наклоны, глубина, или частично дополняют элементы…
-больше ячеек…,
- реже кардинально меняют конструкцию, которую берут за основу,
- или полностью придумывают что-то свое
- синтезируя разные идеи
5-й шаг-презентация продукта проходит в разных формах
- на родительском собрании
- на совместном досуге с детьми,
- презентация пособий на родительской конференции
Мы мотивируем родителей на вовлечение малышей создания продукта от пассивного наблюдения и к активному посильному участию.
В ходе проекта «Интерактивный музей игрушки-забавы», существенно пополнили группу разнообразными интерактивными пособиями для малышей: которые помогают знакомиться с характерными действиями и простыми механизмами, помогают овладеть разными способами приведения в движение: покрутить рукой, подергать за веревочку, навести магнит.
Проект «Интерактивные коврики»-помог нам и родителям познакомить детей с сезонными явлениями, а бонус развития сенсомоторных навыков.
Из предыдущих двух проектов родилась идея для нового проекта «Игры для будущих исследователей»:
Лабиринты «Веселый шарик»- любимое пособие, дети приходят в восторг оттого, что они сами являются рычагом запуска процесса движения. Используя шарики по разной величины и веса, дети опытным путем понимают, что те скатываются с разной скоростью. Ребята пытаются помещать другие предметы: например - машинка катится не до конца- переворачивается. Фигурки животных медленно ползут, слишком большой шарик застревает.
Наша задача контролировать, чтоб дети не использовали предметы, которые могут сломать пособие. В начале такое бывало. Сейчас они пользуются аккуратно.
Значительная часть времени выделена на ознакомление со свойствами природного материала. Кроме часто используемых игр с песком и водой мы знакомим со свойствами камушков, ракушек, шишек: гладкие, шершавые, тяжелые, легкие, большие, маленькие.
Наша находка — это «Калейдоскоп» с сухими листочками, с песком и желудями. Для повышения интереса мы прячем в них фигурки,
Долгосрочный семейно-групповой проект «Маленькие художники» начался в группе.
Изобразительную деятельность включаем в досуги уже на втором году жизни, т.к. экспериментирование с художественными и природными материалами, их способностью оставлять разные следы - хорошая предпосылка исследовательской активности детей раннего возраста. А Результаты семейного творчества регулярно представляем на персональных и коллективных выставках.
Ежегодно проходят традиционные проекты.
«Листочек с моего двора» стал одним из ярких семейно-групповых проектов. Малыши с родителями исследовали свойства осенних листьев, собрали коллекцию листьев разных деревьев, оформили газету. Данный проект вызвал эмоциональный отклик детей и способствовал активизации словаря. Малыши узнали, что листочки бывают мягкие, сухие, мокрые, они мнутся, рвутся, шуршат, скручиваются и т.д. Дети пытались жестами, звуками, словами объяснить эти свойства или показать жестами.
Итоговым мероприятием стало событие. В группе появилась СОВА, из собранных ранее детьми листьев. А затем ее друзья «Поселились» и дома у некоторых малышей.
Эффективность проделанной работы подтвердили результаты педагогического и анкетирования родителей, их активное участие проектов и других мероприятиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наличие методической системы педагога, апробированной в профессиональном сообществе Тема: «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста через взаимодействие с семьями воспитанников»
тема"Нравственное воспитание дошкольников через взаимодействие с семьями воспитаников"...
Опыт работы по теме: " Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей раннего возраста в процессе взаимодействия взрослого с детьми"
Опыт работы....
Опыт работы по теме «Создание педагогических условий для формирования этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста»
В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда материальные ценности стали доминировать над духовными и привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез зад...
Социально – коммуникативное развитие детей раннего возраста при взаимодействии с родителями воспитанников
Организация работы ДОУ для повышения педагогической культуры семьи. Роль ДОУ в повышении педагогической культуры семьи. Особенности организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников....
Обобщенный опыт работы: " Технология экспериментирования- как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста"
Для педагогов....
«СенсориУМ новая предметно-пространственная развивающая среда в поддержке исследовательского поведения детей раннего возраста в ДОУ»
Новый вид детской деятельности – исследовательского конструирования...
игровые кейсы для поддержки речевой активности детей раннего возраста
Игровые кейсы для поддержки речевой активности детей раннего возраста....