мастер - класс "Использование технологии синквейн в речевом и познавательном развитие дошкольников"
материал по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
мастер - класс "Использование технологии синквейн в речевом и познавательном развитие дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
0008734a-3b85ba24.docx | 25.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников»
Цель: дать представление об использовани инновационного метода (технологии) «синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников»
План проведения мастер-класса
- Теоретическая часть:
1). Актуальность использования «Синквейна»;
2). Определение понятия «Синквейна»;
3). Научная концепция и правила составления «Синквейна»;.
II. Практическая часть:
Совместная работа с педагогами.
III. Подведение итогов.
1. Теоретическая часть.
Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию презентацию мастер-класса «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников»
Актуальность
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли. Тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Сегодня очень важно научить детей не только правильно и четко говорить, но и мыслить. Наши дети должны научиться не просто смотреть, а видеть, не просто слушать, а слышать.
Лексика и грамматический строй - это важнейшие части языковой системы, которая имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Одним из эффективных методов всестороннего развития речи ребенка, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Давайте разберёмся, какова же его педагогическая ценность.
Слово «синквейн» происходит от французского слова « cinq»- «пять» и означает «стихотворение пяти строк».
Данная технология позволяет в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему, не требует особых условий её применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но и способствуя развитию высших психически функций (памяти, внимания, мышления, позволяет ребёнку быть активным, творческим участником образовательного процесса.
Существуют определенные правила написания синквейна. Он состоит из 5-ти строк. Его форма напоминает «елочку».
1-я строка (вершина «елочки») – одно слово;
2-я строка – два слова;
3-я строка – три слова;
4-я строка – четыре слова;
5-я строка (основание «елочки») – одно слово.
Что пишется в каждой строке?
В первой строке синквейна задается тема, которая заключает в себе одно слово. Чаще всего это существительное (местоимение, которое обозначает предмет описания. Отвечает на вопросы кто? или что?
Вторая строка — два слова. Чаще всего прилагательные (или причастия) — они обозначают признаки выбранного предмета, данного в первой строке. Отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?
Третья строка образована тремя глаголами (или деепричастиями). Они описывают характерные действия, происходящие с предметами. Отвечают на вопросы что делает? что делают?
Четвертая строка — это фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету. Возможно, использование афоризма или пословицы на заданную тему.
Ну и в завершении пятая строка — одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философское обобщение, личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно существительное.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко! Синквейн уместно составлять в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме. На первых порах планируется при составлении синквейна работа с детьми в парах, в малых группах и только затем – индивидуально. Необходимо поощрять синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы или предмета.
Для того чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен:
1. Иметь достаточный словарный запас в рамках темы;
2. Владеть:
• Анализом, обобщением;
• Понятиями: слово-предмет, слово-действие, слово-признак;
• Уметь подбирать синонимы;
• Научиться правильно понимать вопросы;
• Согласовывать слова в предложении;
• Правильно оформлять свою мысль в виде предложения.
Могут быть использованы такие варианты работы:
•Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего). Например:
1. Заяц.
2. Белый, пушистый.
3. Прячется, боится, убегает.
4. Я жалею зайца.
5. Дикое животное.
В зимнем лесу живёт белый, пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная. Он боится волка и лису. Увидев их, он прячется или убегает. Мне жалко зайца. Диким животным зимой жить трудно.
• Синквейн по прослушанному рассказу;
• Коррекция и совершенствование готового синквейна;
• Обратный синквейн или синквейн загадка, как его называют дети (например, дан синквейн без первой строки. На основе существующих строк нужно её определить).
Синквейн можно использовать в заключении организованной образовательной деятельности - как закрепление пройденного материала, а можно в начале - как введение в тему. Синквейны можно использовать не только в работе с детьми, но также и в работе с воспитателями или родителями. Он может быть формой рефлексии, если составить его в конце педсовета или родительского собрания.
II. Практическая часть.
. Итак, чтобы применить эту методику на практике, мы должны научиться этому сами. Давайте составим совместный синквейн,. Так как все присутствующие в этом зале коллеги, я прошу Вас назвать слова, которые очень точно выражают главное в нашей работе. (ответы)
Самое главное в нашей работе - это дети. Давайте мы все вместе попробуем составить синквейн на слово дети. Смотрим на нашу елочку.
Первая строка нашей елочки
Кто? Дети
2 строка два слова определения - Какие?
3 строка три слова действия - Что делают?
4 строка Фраза со словом дети
5 строка слово - ассоциация, выражающая всю сущность данной темы.
Давайте посмотрим, что же у нас получилось?
Дети
Я считаю, что у нас с вами получилось замечательное произведение. Вы согласны со мной?
Я приглашаю конкурсанток для участия в мастер - классе. В данный момент в детских садах изучаются темы, связанные с зимой, поэтому, предлагаю вам составить сиквейны на лексическую тему «Зима», например:
Снег.
Мороз.
Снеговик
Пока участницы углубились в творчество, я предлагаю составить совместный синквейн,. Так как все присутствующие в этом зале коллеги, я прошу Вас назвать слова, которые очень точно выражают главное в нашей работе. (ответы)
Самое главное в нашей работе - это дети. Давайте мы все вместе попробуем составить синквейн на слово дети. Смотрим на нашу елочку.
Первая строка нашей елочки
Кто? Дети
2 с трока два слова определения - Какие?
3 строка три слова действия - Что делают?
4 строка Фраза со словом дети
5 строка слово - ассоциация, выражающая всю сущность данной темы.
Давайте посмотрим, что же у нас получилось?
Дети
Я считаю, что у нас с вами получилось замечательное произведение. Вы согласны со мной?
Я надеюсь, наши коллеги готовы. Все синквейны зачитываются.
Уважаемые коллеги, сейчас мы находимся на заключительном этапе нашего мастер-класса, и я предлагаю подвести итог нашей сегодняшней работы, и составить синквейн на тему: «Мастер-класс».
Вписываю лучшие ответы и зачитываю, что получилось)
Мастер-класс
Актуальный, творческий
Волнует, объединяет, дисциплинирует
На других посмотреть, да себя показать
Опыт работы
Я благодарю вас за нашу совместную работу и надеюсь, что предоставленная вашему вниманию технология составления сиквейнов пригодится вам в работе.
Спасибо за внимание и творческих Вам успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов "Использование мнемотаблиц в речевом и познавательном развитии дошкольников"
Целью мастер-класса является знакомство педагогов с приёмами мнемотехники. Педагоги научаться составлять мнемотаблицы и применять их в работе с детьми. Также здесь представлены упражнения на развитие ...
Мастер-класс «Технология синквейн в речевом развитии дошкольников»
Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи....
Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников» 2021 г.
Цель: дать представление об использовани инновационного метода (технологии) «синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников»План проведения...
мастер- класс "Использование технологии Синквейн в речевом и познавательном развитии старших дошкольников"
Презентация к мастер - классу "Использование технологии синквейн в речевом и познавательном развитии старших дошкольников"...
«Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников»
ull;Данная технология позволяет в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему;•не требует особых условий её применения и органично вписывается в работу по развитию...
Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников
В данном документе представлен мастер-класс с педагогами ДОУ по ознакомлению с тихонологией "Синквейн"....
Мастер-класс для педагогов "Использование технологии Кроссенс в речевом и познавательном развитии детей"
Кроссенс — это загадка, головоломка, ребус. Применяется в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Играть можно как с одним ребёнком, так и с группой детей.Суть метода: нужно раз...