Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников
консультация (подготовительная группа)
В данном документе представлен мастер-класс с педагогами ДОУ по ознакомлению с тихонологией "Синквейн".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sinkveyn.docx | 18.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников»
Цель: сформировать представление у педагогов об использовании инновационного метода (технологии) «синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников
Задачи:
- Познакомить педагогов с понятием «синкейн», обозначить актуальность данного метода;
- Объяснить правила составления «синквейна»;
- Продемонстривать варианты использования «синквейна» в работе педагога;
- Создать условия для самостоятельного составления «синквейна» каждым педагогом, развития творческих способностей.
Ход мастер-класса
Вводная часть
-Добрый день. Свой мастер-класс я хочу начать с просмотра небольшого отрывка из одного известного советского мультфильма.
Педагог включает отрывок «Винни Пух сочиняет стихи…».
-Итак, уважаемые педагоги. Я не случайно включила вам этот замечательный мультфильм. Чем известен Винни –Пух? Конечно, кроме того, что любил хорошенько подкрепиться.
Педагоги: Он сочинял стихи
-Абсолютно верно. Винни-Пух гениально сочинял стихи. Я предлагаю вам попробовать сочинить свою «пыхтелку, жужжалку, бубнилку», воспользуясь таким инновационным методом, как «синквейн». Также я расскажу вам, как этот метод может помочь в работе с дошкольниками.
Основная часть
Теоретическая часть.
- Как известно, чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли. Тем содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Сегодня очень важно научить детей не только правильно и четко говорить, но и мыслить. Лексика и грамматический строй - это важнейшие части языковой системы. Одним из эффективных методов всестороннего развития речи ребенка, является работа над созданием нерифмованного стихотворения - синквейна. Давайте разберёмся, какова же его педагогическая ценность.
Слово «синквейн» происходит от французского слова «cinq»- «пять» и означает «стихотворение пяти строк».
Данная технология позволяет в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему, не требует особых условий её применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению и актуализации словаря, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но и способствуя развитию высших психически функций (памяти, внимания, мышления), позволяет ребёнку быть активным, творческим участником образовательного процесса.
Существуют определенные правила написания синквейна. Он состоит из 5-ти строк. Его форма напоминает «елочку».
1-я строка (вершина «елочки») – одно слово;
2-я строка – два слова;
3-я строка – три слова;
4-я строка – четыре слова;
5-я строка (основание «елочки») – одно слово.
Что пишется в каждой строке?
В первой строке синквейна задается тема, которая заключает в себе одно слово. Чаще всего это существительное (местоимение, которое обозначает предмет описания). Отвечает на вопросы кто? или что?
Вторая строка — два слова. Чаще всего прилагательные (или причастия) — они обозначают признаки выбранного предмета, данного в первой строке. Отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?
Третья строка образована тремя глаголами (или деепричастиями). Они описывают характерные действия, происходящие с предметами. Отвечают на вопросы что делает? что делают?
Четвертая строка — это фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету. Возможно, использование афоризма или пословицы на заданную тему.
Ну и в завершении пятая строка — одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философское обобщение, личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно существительное.
-Обратите внимание на слайд. Здесь представлен наглядный пример синквейна.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Синквейн можно составлять о литературном герое, статье, природе, картине, изученном материале.
Варианты использования синквейна:
- Синквейн по прослушанному рассказу;
- Синквейн-загадка (например, когда дан синквейн без первой строки);
Практическая часть
-А сейчас я вам предлагаю составить совместный синквейн. Предложите, пожалуйста, тему скинквейна т.е. первое слово в нашей «елочке».
Разбор с педагогами совместного синквейна.
Индивидуальное задание.
-Теперь я хочу предложить каждому из вас составить синквейн-загадку. Напоминаю, что синквейн-загадка, это синквейн без первой строки т.е. без основного слова, без темы. Я дам вам 2 минуты на разработку синквейна. Затем, вы зачитаете свой синквейн, а мы должны отгадать о чем ваш синквейн (первую строку).
Подведение итогов
-Итак, подведем итоги. Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко! Синквейн уместно составлять в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме. Также данный метод пригодится педагогам. Он помогает сделать вывод о предмете, выявить главную мысль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников» «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»
Цель:• Научить детей (педагогов) составлению синквейнов и рассказыванию.• Активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную...
мастер - класс "Использование технологии синквейн в речевом и познавательном развитие дошкольников"
мастер - класс "Использование технологии синквейн в речевом и познавательном развитие дошкольников"...
Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников» 2021 г.
Цель: дать представление об использовани инновационного метода (технологии) «синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников»План проведения...
мастер- класс "Использование технологии Синквейн в речевом и познавательном развитии старших дошкольников"
Презентация к мастер - классу "Использование технологии синквейн в речевом и познавательном развитии старших дошкольников"...
«Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников»
ull;Данная технология позволяет в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему;•не требует особых условий её применения и органично вписывается в работу по развитию...
Семинар «Использование технологии «Сенсорные коробки» как средство познавательного развития дошкольников»
Выступление на семинаре по теме самообразования...
Мастер-класс для педагогов "Использование технологии Кроссенс в речевом и познавательном развитии детей"
Кроссенс — это загадка, головоломка, ребус. Применяется в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Играть можно как с одним ребёнком, так и с группой детей.Суть метода: нужно раз...