Мастер-класс «Технология синквейн в речевом развитии дошкольников»
материал

Багамаева Барият Магомедшапиевна

Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx23.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад с. Первомайское» МР «Каякентский район»

МАСТЕР-КЛАСС

на муниципальный этап  профессионального конкурса

«Воспитатель года - 2021»

на тему:

«Технология синквейн в речевом развитии дошкольников»

Подготовила:

воспитатель первой

 квалификационной категории

 Багамаева Барият

Магомедшапиевна

с. Первомайское,2021 г.

Добрый день, уважаемые жюри и коллеги. Я воспитатель детского сада с. Первомайское Багамаева Барият Магомедшапиевна, тема моего мастер-класса: «Технология синквейн в речевом развитии дошкольников».

«Речь - великая сила:

она убеждает, обращает, принуждает»                                                                                                                Р. Эмерсон 

      Современная жизнь диктует свои законы:  речь людей становится деловой, даже в ежедневной обстановке, лаконичной, сухой, лишенной образности и яркости.

     Говорить умеют почти все, но говорить правильно,

лишь единицы из нас. 

Хорошее владение словом – это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека и профессиональная карьера.

         В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования "Речевое развитие" выделена как основная образовательная область. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. 

        Сегодня очень важно научить детей не только правильно и чётко говорить, но и мыслить. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, соблюдая при этом, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. 

       Развитие речи детей  является актуальной темой в дошкольном возрасте. Педагоги  и специалисты, работающие в детском саду, отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение.

         Большое внимание воспитатели детских садов  уделяют  применению инновационным  педагогическим  технологиям и методам, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. Хотелось бы вас познакомить с одной очень эффективной технологией по развитию речи детей - это синквейн. 

       

       Одним из эффективных   интересных методов является работа над созданием дидактического  синквейна.

        Инновационность данного метода – это создание условий для развития личности, исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Слово "синквейн" происходит от французского "пять" и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк»,

Можно сказать, что синквейн - это стихи, в которых нет рифмы, но есть смысл.

Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников.

В чем же его эффективность и значимость?

Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.

Во вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать

свои творческие, интеллектуальные возможности.

Синквейн является игровым приемом.

Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным                      на решение определенной задачи.

  Дидактический синквейн  появился в начале XX века, форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крепси.

В нашей стране его начали  использовать  с 1993 года.

Составление синквейна –  один из способов частичного решения этих проблем.

Синквейны часто используются современными педагогами для занятий в детском саду.

Эту технологию в ДОУ можно применять уже с 5лет.

Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными  правилами.

Правила составления синквейна

• 1 строчка - одно существительное;

• 2 строчка - два прилагательных, которые характеризуют данное существительное;

• 3 строчка - три глагола, обозначающие действие существительного;

• 4 строчка - фраза из четырех слов, которая характеризует существительное;

• 5 строчка - одно существительное, повторение сути, резюме сказанному.

   Синквейн можно составлять в конце занятия -   как закрепление пройденного материала, а можно                   в начале - как введение в тему.

         С детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна  не обязательно. 

  Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова.

Давайте, попробуем с вами составить синквейн. Назовите слово, которые очень точно выражают главное в нашей работе. (ответы) 

Самое главное в нашей работе - это дети.

 Смотрим на нашу елочку. 

Первая строка нашей елочки  одно слово - Кто?  - (Дети )

2 строка два слова определения                     - Какие? (Любимые, ласковые)

3 строка три слова действия           - Что делают? (Играют, радуют, умиляют)

4 строка                                      - Фраза со словом дети (Дети – наше будущее)

5 строка слово   ---  ассоциация, выражающая всю сущность данной темы. (Счастье)

Я считаю, что у нас с вами получилось замечательное произведение.

Синквейны можно использовать не только в работе

с детьми, но также и в работе с воспитателями или родителями.

Педагогическая ценность синквейна. 

 

  • Обогащает словарный запас.
  • Учит формулировать идею (ключевую фразу).
  • Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом.
  • Получается у всех.
  • Активизирует  и развивает мыслительную деятельность.

В чём же его эффективность и значимость? 

 

  • Его простота. Синквейн могут составить все.
  • В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои интеллектуальные возможности.
  • Синквейн является игровым приемом.
  • Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
  • Синквейн помогает пополнить словарный запас.
  • Синквейн учит краткому пересказу.
  • Синквейн помогает развить речь и мышление.
  • Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
  • Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.

Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).

РАБОТА С УЧАСТНИКАМИ КОНКУРСА 

(на столе лежат ручки и белые лист). 

Я приглашаю для участия в мастер – классе наших конкурсантов.

У меня в руках чудесный  мешочек, где находятся предметы на лексические темы, которые мы с вами проводим с детьми. Предлагаю вам вытянут предмет и на него составить свой синквейн.

 

ПЕДАГОГ РАБОТАЕТ С АУДИТОРИЕЙ

Пока наши коллеги размышляют и составляют свои синквейны, я предлагаю немного пошутить с нашей аудитории. Мне бы хотелось задать вопрос нашей женской аудитории.

- Как вы думаете, что волнует каждую женщину? (ответы) 

Давайте, составим синквейн на тему лишнего веса.

Что?                                Вес

Вес какой?                      Лишний, ненужный

Вес что делает?                Волнует, раздражает, огорчает

Фраза                                Нельзя есть после шести

Ассоциация                      Диета

И что же у нас получилось?

Конечно же - это шутка. А если серьезно, то мы женщины, прибавляем в весе, потому, что накопленные с годами знания и умения не могут уместиться в нашей голове и равномерно распределяются по всему телу.

Я хотела бы предложить  членам жюри составить синквейн на слово ВОСПИТАТЕЛЬ.  

А нашим воспитателям   - на слово ФГОС ДО.

ФГОС ДО

 Что? –ФГОС ДО

ФГОС ДО - какой?

ФГОС ДО -  что делает?

Фраза

Ассоциация

А сейчас, я подойду к нашим  участникам и попрошу зачитать синквейны, которые у них получились.

  

УЧАСТНИКИ ЧИТАЮТ СВОИ СИНКВЕЙНЫ. 

(участники уходят)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 

Предложенная вашему вниманию технология не требует особых условий применения, она органично вписывается в работу по развитию речи и обогащению и активизации словаря, дает возможность педагогу увидеть уровень освоения ребенком пройденного материала.

Синквейн не только развивает речь, но и способствует развитию высших психических функций: памяти, мышления, внимания. И, главное, эта технология позволяет детям и родителям быть активными участниками образовательного процесса. 

Уважаемые коллеги  у меня к вам совет: 

Сделайте с детьми копилку синквейнов по лексическим темам, стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам.

И в конце своего выступления, я зачитаю вам 

Синквейн о синквейне

  1. Синквейн
  2. Творческий, активизирующий.
  3. Развивает, обогащает, уточняет.
  4. Синквейн помогает учиться.
  5. Технология.

Я надеюсь, что использованные мною методы в мастер-классе помогут вам в вашей работе.  Может быть, мы с Вами воспитаем не одного поэта.

Спасибо за внимание и творческих Вам успехов!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов по составлению  синквейнов  в работе с детьми, пропаганда и распространение инновационной педагогической технологии....

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»

Принятие ФГОС ДО требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей. Пои...

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»

laquo;Речь — великая сила: она убеждает, обращает, принуждает» Р. Эмерсон...

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»

Мастер-класс«Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»...

мастер - класс "Использование технологии "Синквейн" в речевом развитии дошкольников

Мастер-класс на тему: «Использование технологии  «Синквейн» в речевом развитии дошкольников».Цель:Научить педагогов составлению синквейнов и ...

Мастер – класс для родителей «Синквейн в речевом развитии дошкольников. Ознакомление с лэпбуком и методическим пособием»

Цель: Познакомить родителей с приемами , способами составления Синквейнов; научить использовать знания и умения в работе с методическим пособием, а так же с детьми в домашних условиях.Задачи:1. О...

Мастер-класс Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии детей дошкольного возраста

Мастер -класс  для педагогов  использование технологии "Синквейн"  в речевом развитии детей дошкольного возраста....