Самообразование «Познавательно-исследовательская деятельность детей среднего дошкольного возраста»
опыты и эксперименты (средняя группа)
План по самообразованию на 2020-2021 год
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей № 18 «Подснежник»
План по самообразованию
на 2020-2021 учебный год
Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность детей среднего дошкольного возраста»
Воспитатель средней группы: Сорока Кристина Александровна
2020 год
Цели проекта:
- Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка среднего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
- Развитие любознательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе эксперимента, установление причинно-следственной зависимости, умения делать выводы.
- Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.
Задачи проекта:
1.Развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности.
2.Учить детей приобретать новую информацию через экспериментирование.
3.Формировать умения детей делать выводы на основе практического опыта и применять в самостоятельной деятельности.
Ожидаемый результат относительно детей:
У детей развиваются умения:
- активно познавать окружающий мир;
- применять разные способы детского экспериментирования;
- ставить новые вопросы и искать на них ответы самостоятельно;
- уметь объяснять полученный результат;
Пояснительная записка
Китайское изречение:
«То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю»
Считается, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование, что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Известно, что экспериментирование - деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.
Актуальность:
Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее: она все больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.
Поэтому на современном этапе все больше внимания уделяется практической поисково – исследовательской деятельности, так как развитие и активность мышления обнаруживаются лишь там, где есть возможность и потребность преобразовать способ практического действия и его предмет в соответствии с содержанием знания.
Поисково – исследовательская деятельность зарождается в дошкольном детстве. В связи с этим особый интерес представляет детское экспериментирование как форма этой деятельности. В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность, которая к среднему дошкольному возрасту заметно нарастает.
Таким образом, актуальность проблемы детского экспериментирования и необходимость проработки методического аспекта этой проблемы, которые непосредственно выходят на практическую деятельность воспитания детей подводят к выбору темы исследования.
Теоретическое обоснование:
В работах ряда многих авторов подчеркивается особая роль проблемного обучения в развитии мыслительной деятельности детей, их творческих сил. С.Л. Рубинштейн писал: Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс, он всегда направлен на решение какой-то задачи.
В рамках исследовательского подхода обучение идет с опорой на непосредственный опыт ребенка, на его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности, активного освоения мира. Детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности. Создается проблемная ситуация, которую ребенок сможет решить, если привлечет свой опыт, позволит установить связи и закономерности. Ребенок же овладевает при этом новыми знаниями и умениями.
Изучив все, я, убедившись в актуальности данной проблемы на современном этапе, я выделила основные характеристики детского экспериментирования:
- Детское экспериментирование - особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития.
- В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний.
- Детское экспериментирование-стержень любого процесса детского творчества.
- Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды деятельности, в том числе и игровую.
Выбрав тему «Развитие познавательных интересов дошкольников среднего возраста через опытно - экспериментальную деятельность», я изучила научно-практические материалы по данной проблеме; методики проведения непосредственно образовательной деятельности в форме экспериментирования.
Перспективное планирование по теме «Экспериментальная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста».
Тема | Содержание деятельности | Цели и задачи |
Октябрь | ||
«Узнаем, какая вода» | Материал: Три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая; вторая с чистой водой, залитой под крышкой, т. е. полная; третья – с окрашенной жидким красителем (фиточай) водой и с добавлением ароматизатором (ванильным сахаром); стаканчики для детей. | Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес. текучая). |
«Что в пакете?» | Материал: Полиэтиленовые пакеты. | Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве. |
«Тонет-не тонет» | Материал: таз, кувшин с водой, кукла, полотенце, мяч, камень. | Цели: развивать игровую деятельность детей; развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей. Формировать умение называть свойства предметов (твердый, мягкий, тонет, не тонет в воде). |
«Волшебница - вода» | Материал: Иллюстрации с пейзажами в разное время года, набор карточек с животными и птицами, магнитофон, три бутылки. Веточка ёлки, картинка- гриб, краски (красная, зелёная), стаканчики с кипячёной водой для детей, кукла – волшебница. | Цель: познакомить со свойствами воды, во что она может превращаться. Для кого она нужна и для чего она нужна. Воспитывать бережное отношение к воде. Развивать речевую активность. Учить детей различать и называть водных животных и птиц |
Ноябрь | ||
«Снег и его свойства!» | Свойства снега: (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится) Материал: одноразовые тарелочки для снега (на каждом столе по глубокой и плоской тарелке), снег, по половине разрезанного яблочка на салфетке, ложка одноразовая, три емкости воды, кружочки разного цвета, наглядные модели снежинок с обозначением свойств снега, салфетки и полотенце | Цель: формировать представление о снеге и его свойствах. Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы. |
«Хрустальные льдинки» | Учить делать выводы: в теплой воде лед тает быстрее, чем в холодной. Материал: тазик с холодной водой, тазик с теплой водой, 2 кусочка льда. | Цели: познакомить со свойствами воды (замораживание). Развитие внимания, любознательности. |
«Как воду превратить в лед» | Вода превращается в лед при низких температурах. Вынести банку с водой на улицу утром, и вечером занести. Материал: банка с водой | Цель: познакомить со свойствами воды |
«Снег – снежок» | Материал: снег, ведерки. | Цель: Формирование представлений о свойствах и особенностях снега; Развитие мелкой моторики; Развитие логического мышления. |
Декабрь | ||
«Плавает-тонет» | Предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут) Материал: 2 тазика с водой, машинка игрушечная, игрушечный лимон. | Цель: учить детей определять легкие и тяжелые предметы |
«Волшебная бумага»» | Качества бумаги (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) Свойства бумаги (мнется, рвется, режется, горит). Материал: лист альбомной бумаги, лист газеты, лист картона, тазик с водой. | Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества и свойства. |
«Посадка лука» | Материал: Пластиковая коробка с землей, пластиковый стакан с водой, 7 луковиц. | Цель: уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений. |
«Кораблики» | Материал: тазик, бумага. | Цель: показать детям прием плавания бумажного кораблика в воде. |
Январь | ||
«Камушки – какие они?» | Материал: Картинки с изображением камешков, | Развитие восприятия, |
коллекция камешков, перо или спички, тазик с водой, полотенца, классическая музыка со звуками шума моря. | воображения; Развитие речи (обогащение словарного запаса); Развитие мелкой моторики пальцев рук; Развитие логического мышления. | |
Легкий – тяжелый. | Материал: Чебурашка и Крокодил Гена, разнообразные предметы и игрушки; непрозрачные емкости с песком и листьями, камешками и пухом, водой и травой; подбор символа («легкий», «тяжелый»). | Цель: познакомить, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые). |
«Здравствуй, солнечный зайчик» | Материал: зеркала. | Цель: дать представление о том, что «солнечный зайчик» — это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности. |
«Игры с соломинкой» (Трубочка) | Материал: трубочки, стаканы с водой. | Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть. |
Февраль | ||
Почему песок хорошо сыплется? | Материал: Емкости с песком и глиной; емкости для пересыпания; лупа, ширма, сито. | Цель: выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость. |
«Что в коробке» | Показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы. Материал: коробка, фонарик, свечка, лампа | Цель: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа). |
«Надувание мыльных пузырей» | Материал: мыльный раствор в емкости, тарелка, стеклянная воронка, соломинка, палочки с колечками на конце. | Цели: научить детей самостоятельно пускать мыльные пузыри, знакомство со свойствами мыльной воды. |
«Летающие шарики» | Материал: воздушные шары (надуть и отпустить) | Цели: помочь выяснить свойство воздуха в шариках (ЧТО?) – воздух, он выходит из шарика и шарик летит. |
Март | ||
Ветер. | Материал: Прозрачные емкости с песком и глиной, емкости закрыты крышкой со вставленной полиэтиленовой бутылкой. | Цель: выявить изменение песка и глины при взаимодействии с ветром и водой. |
«Пластмасса, ее качества и свойства» | Материал: пластмассовые стаканчики, вода, спички. | Цель: узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность). |
«Ткань, ее качества и свойства» | Образцы хлопчатобумажной ткани двух-трех цветов, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала. | Цель: учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит). |
«Чудесные фигурки» | Материал: песок, формочки для песка, ведро воды, полотенце. | Цель. Продолжать знакомить со свойствами песка: влажный песок можно формировать фигурки. |
Апрель | ||
Резина, его качества и свойства. | Материал: Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки; спички, алгоритм. | Цель: узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность). |
«Волшебная водичка»
| Материал: классическая музыка со звуками воды; чайник с кипящей водой, тарелка с водой, стакан с дырками на дне; два тазика с холодной и теплой водой; 5 листов бумаги, шарф; стаканчики с водой, кисточки краски двух цветов; стаканы с соком и водой. | Цель: Развитие восприятия, Развитие мелкой моторики. Закрепление знаний детей о свойствах и особенностях воды. |
«Забавы жарким летом» | Игры с водой и песком на участке. | Цель: обобщить знания детей о воде и песке. |
«Сравнение песка и глины» | Материал: стаканчики, песок и глина, подносы, вода. | Цель: познакомить детей со свойствами песка и глины, развивать умение сосредоточиться; развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать. |
Май | ||
«Вот какой песочек» | Материал: Тазик с сухим песком, камешки, набор игрушки из kinder-яйца, лейка с водой, классическая музыка со звуками реки. | Цель: Развитие восприятия, воображения, логического мышления; Развитие мелкой моторики; Закрепить знания детей о свойства и особенностях песка. |
Мокрый песок принимает любую нужную форму". | Материал: тазик воды, песок. | Цель: познакомить детей со свойствами мокрого песка |
«Перо» | Материал: тазик с водой, пух. | Цели: формировать представление детей о том, что пух легче воды воздуха. |
«Дождик» (игры с водой) | Материал: таз с водой, сито, стаканчики из-под майонеза, йогурта с дырочками в дне. | Цель: закреплять свойства воды. |
Вывод:
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.
В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.
Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Если мотивация выстроена правильно, то положительные результаты обязательно будут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-исследовательский проект для детей среднего дошкольного возраста " Капитошкина школа"
Дошкольное детство – это начальный этап человеческой личности. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. В дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в...
: ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
В условиях реформирования системы образования большое внимание уделяется использованию инновационных педагогических технологий, открывающих новые возможности для воспитания и обучения, способствующих ...
План по самообразованию на тему: «Познавательно-исследовательская деятельность детей среднего дошкольного возраста»
План по самообразованию на тему: «Познавательно-исследовательская деятельность детей среднего дошкольного возраста»...
Познавательно-исследовательский проект для детей среднего дошкольного возраста в средней группе №10 «Почемучка» «Нам интересно всё знать!»
Экспериментальная деятельность основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно – ориентирована на каждого ребенка. Дети учатся искать условия решени...
Познавательно-исследовательский проект для детей среднего дошкольного возраста группа №10 «Почемучка» «Нам интересно всё знать!»
laquo;Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в с...
Познавательно-исследовательский проект для детей среднего дошкольного возраста «Академия юных космонавтов»
Реализация данного проекта поможет детям среднего дошкольного возраста более широко понять материал по теме "Космос"....
Познавательно-исследовательский проект для детей среднего дошкольного возраста "В мире животных"
Проект способствует формированию у детей интереса к миру животных. Разнообразные формы работы с детьми по ознакомлению с животными учат ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и...