План по самообразованию на тему: «Познавательно-исследовательская деятельность детей среднего дошкольного возраста»
учебно-методический материал (средняя группа)
План по самообразованию на тему: «Познавательно-исследовательская деятельность детей среднего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoor.docx | 23.89 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ ДС №53 «Радуга»
План по самообразованию "Познавательно - исследовательская деятельность в средней группе «Аленушка»
2018-2019 уч.год
Воспитатели:
Мухутдинова Н.В
Шуляева С.А.
Лесосибирск 2018 г.
Актуальность темы
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 4-5 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Цель работы по теме самообразования: создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединение усилий педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
Задачи:
-изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;
-создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
-поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
-развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.
План работы на год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Сентябрь - май | 1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г. 2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г. 3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г. 4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005. 5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004 6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2 7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998. 8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. | Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию). |
Работа с детьми | Сентябрь Октябрь Ноябрь | Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке. Расширять знания детей о величинах и формах, продолжать учить подбирать крышки путем проб и ошибок, делать выводы по действиям. | Опыты с песком и глиной. Игры с флаконами, банками; подбирать крышки по форме и размеру. |
Декабрь | Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности. | Опыты с водой. | |
Январь | Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности. | Опыты с воздухом. | |
Март | Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности. | Опыты с магнитом. | |
Апрель | Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений. | Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте». | |
Работа с семьёй | Сентябрь | Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи»: оборудовать уголок полочками, собрать природный материал. | Создание и оборудование уголка «Юные исследователи». |
Октябрь | Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». | Газета для любознательных родителей. | |
Январь | Домашнее задание на каникулы «Экспериментируем дома» | Фотовыставка | |
Май | Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности. | Фотовыставка «Юные исследователи». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»
В данной работе представлен перспективный план по опытно - экспериментальной деятельности с детьми, план работы с родителями и педагогами....
ПЛАН по самообразованию на тему: «Познавательно- исследовательская деятельность детей дошкольного возраста»
vАктуальность:Работая в детском саду, я каждый день наблюдаю , как увлеченно дети исследуют мир, они — природные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребенку ч...
План по самообразованию на тему:Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность.
Тема самообразования: Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность. Цель: Изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании ...
План самообразования на тему: «Организация двигательной деятельности детей дошкольного возраста в ДОУ, посредством спортивных мероприятий»
Современная жизнь очень динамична и требует быстрого реагирования на изменяющиеся условия, быстрого включения в жизненные ситуации. И самообразование как нельзя лучше помогает педагогу идти в ногу со ...
План по самообразованию на тему: «Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности».
План по самообразованию....
Индивидуальный план по самообразованию на тему " Познавательно- исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста"
Индивидуальный план по самообразованию на тему " Познавательно- исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста"...
план по самообразованию на тему: «Познавательно – исследовательская деятельность детей дошкольного возраста»
планпо самообразованиюна тему: «Познавательно – исследовательская деятельность детей дошкольного возраста»...