План по самообразованию на тему: «Познавательно-исследовательская деятельность детей среднего дошкольного возраста»
учебно-методический материал (средняя группа)

Шуляева Светлана Алексеевна

План по самообразованию на тему: «Познавательно-исследовательская деятельность детей среднего  дошкольного возраста»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoor.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ДС №53 «Радуга»

План по самообразованию "Познавательно - исследовательская деятельность в средней группе «Аленушка»

2018-2019 уч.год

        Воспитатели:

                                                           Мухутдинова Н.В

        Шуляева С.А.

Лесосибирск 2018 г.

Актуальность темы

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 4-5 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.  

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Цель работы по теме самообразования:  создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности  дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединение усилий педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности  дошкольников.

Задачи:

-изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;

-создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

-поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;

-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

-развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.

План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.

2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.

3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004

6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009.

Анализ изученной литературы  (в плане по самообразованию).

Работа с детьми

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке.

Расширять знания детей о величинах и  формах, продолжать учить подбирать крышки  путем проб и ошибок, делать выводы по действиям.

Опыты с песком и глиной.

Игры с флаконами, банками; подбирать крышки  по форме и размеру.

Декабрь

Наблюдение, исследование свойств воды во время  режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности.

Опыты с водой.

Январь

Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности.

Опыты с воздухом.

Март

Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности.

Опыты с магнитом.

Апрель

Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений.

Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте».

Работа с семьёй

Сентябрь

Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи»: оборудовать уголок полочками, собрать природный материал.

Создание и оборудование уголка «Юные исследователи».

Октябрь

Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Газета для любознательных родителей.

Январь

Домашнее задание  на каникулы «Экспериментируем дома»

Фотовыставка

Май

Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности.

Фотовыставка «Юные исследователи».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»

В данной работе представлен перспективный план по опытно - экспериментальной деятельности с детьми, план работы с родителями и педагогами....

ПЛАН по самообразованию на тему: «Познавательно- исследовательская деятельность детей дошкольного возраста»

vАктуальность:Работая в детском саду, я каждый день наблюдаю ,  как увлеченно дети исследуют мир,   они  — природные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребенку ч...

План по самообразованию на тему:Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

Тема самообразования: Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность. Цель:  Изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании ...

План самообразования на тему: «Организация двигательной деятельности детей дошкольного возраста в ДОУ, посредством спортивных мероприятий»

Современная жизнь очень динамична и требует быстрого реагирования на изменяющиеся условия, быстрого включения в жизненные ситуации. И самообразование как нельзя лучше помогает педагогу идти в ногу со ...

Индивидуальный план по самообразованию на тему " Познавательно- исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста"

Индивидуальный план по самообразованию на тему " Познавательно- исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста"...

план по самообразованию на тему: «Познавательно – исследовательская деятельность детей дошкольного возраста»

планпо самообразованиюна тему: «Познавательно – исследовательская деятельность детей дошкольного возраста»...