Статья: "Формирование графических навыков и временных представлений в старшем дошкольном возрасте"
статья (подготовительная группа)

Сипко Инна Юрьевна

В данной статье рассмотрены проблемы формирования графических навыков у детей старшего дошкольного возраста. Данные проблемы становятся особенно актуальными в совокупности подготовки детей к школе и, соответственно, профилактики их неуспеваемости. Умение владеть графическими навыками позволяет ребенку формировать пространственные представления, что важно при формировании преемственных связей между обучением в детском саду и в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья  

«Формирование графических навыков и временных представлений у старших дошкольников»

«Истоки способностей и дарование детей – на кончиках их пальцев. От пальцев идут тончайшие нити, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». (В.Сухомлинский)

Дошкольное детство является важнейшим периодом для развития интеллектуальных качеств и творческого воображения. Одним из важнейших условий. Обеспечивающих интеллектуальное развитие ребенка, является работа по формированию речи. Взрослым (родителям и педагогам) важно не упустить наиболее благоприятный период в развитии ребенка, период, в котором закладываются основы будущей успешности ребенка.

Педагогам, работающим с дошкольниками, необходимо учитывать изменения, происходящие в системе образования: внедрение альтернативных форм обучения и новых педагогических технологий в практику массовой школы, неуклонное усложнение программы 1 класса и, соответственно, повышенные требования к будущим первоклассникам. Сегодня при поступлении в школу ребенок должен обладать не только достаточно высоким уровнем восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, но и хорошо развитой ручной моторикой.

«История письма ребенка начинается значительно раньше того момента, когда учитель впервые вкладывает ему в руки карандаш и показывает, как надо писать буквы». – считал известный русский психолог Л.С.Выготский.

Развитие «ручной умелости» - одна из важных задач дошкольного воспитания по подготовке детей к школе.

М.М.Безруких, Т.И.Гризик говорят о трудностях формирования графических навыков у детей и выделяют следующие причины:

- Функциональное несовершенство руки ребенка дошкольного возраста. Не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев, слабо развиты мелкие мышцы рук, координация движений пальцев. Наблюдается неполная амплитуда движений, и быстрая утомляемость.

- Несформированность навыка работы с пишущим предметом, когда маленький ребенок свое внимание сосредотачивает не на правильном захвате орудии труда (карандаша, кисточки, ручки и др.), а точке соприкосновения пишущего предмета и бумаги, что затрудняет свободное движение пишущей руки.

- Неправильная поза при рисовании и письме – это приводит к быстрому утомлению мышц шеи и спины, увеличивает нагрузку на зрительный анализатор.

- Низкая способность к произвольной регуляции движений, несовершенство зрительно-моторной координации, чем объясняется недостаточная точность и быстрота движений, трудность завершения их по сигналу.

Большую группу детей, испытывающих трудности в овладении графическими умениями и навыками, составляют дошкольники с речевыми нарушениями, так как для них характерно отставание в развитии двигательной сферы. Незрелость моторных функций проявляется в скованности, неловкости движений пальцев и кистей рук. Движения не четкие, недостаточно координированы, что особенно заметно в выполнении бытовых манипуляций: застегивании и расстегивании пуговиц, шнуровки ботинок, завязывании бантов, в таких видах деятельности, как рисование, лепка, конструирование из бумаги работа с мелкими деталями. Дошкольники часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки оказывается недостаточным для освоения письма в школе, создает проблемы в обучении.

Чтобы правильно готовить ребенка к письму, нужно знать, как формируются графические навыки и какими умениями должен обладать для этого малыш. Под графическими навыками подразумевается владение карандашом, умение рисовать, штриховать, обводить, соединять по точкам и т.д. Графические навыки письма относятся к сенсорным навыкам человека, тесно связаны с учебной деятельностью и обслуживают процесс письменной речи. Здесь приходиться учитывать возрастные способности дошкольника.

Профессор М.М.Безруких выделяет следующую последовательность развития ручной моторики и графических навыков:

- до 2-х лет ребенок способен удерживать мелок и карандаш, захватив его в кулак;

- в 2-3 года ребенок осваивает захват карандаша пальцами, ладонью сверху. Это позволяет ему начать копировать вертикальные и округлые, а затем и горизонтальные линии;

- к 3-4 годам у ребенка совершенствуется координация движений и зрительно-пространственное восприятие, что позволит сформировать правильный захват карандаша, дает возможность копировать простейшие фигуры;

- к 4-5 годам ребенок способен копировать фигуры с соблюдением основных пропорций, но уже может ограничивать протяженность линий, а также срисовывать предметы, рисовать по представлению;

В 5 лет дети начинают хорошо выполнять вертикальные, горизонтальные, наклонные штрихи, ограничивая их длину и соблюдая относительную параллельность.

Таким образом, мы видим, что развитие функции руки начинается уже в первые годы жизни ребенка. Сначала развивается сама рука, затем начинают развивать тонкие дифференцированные движения пальцев рук. Эти движения совершенствуются, становятся более точными и уверенными к концу дошкольного возраста.

Овладение графическими умениями стимулирует развитие детского творчества, способствует проявлению творческих качеств личности. Овладение графическими умениями в дошкольном возрасте имеет большое значение для последующего обучения. Показатель функциональной готовности ребенка к школе, обеспечивающий освоение им основ правописания – развитие координированности движений, в т.ч. мелкой моторики руки. Основными двигательными компонентами письма являются исполнительный орган, кинестетические ощущения, координированные движения руки определенного уровня и направленности, специальные двигательные и графические умения.

Недостаточный уровень сформированности перечисленных компонентов приводит к трудностям в освоении навыков письма: неразборчивый почерк, описки, пропуски и «зеркальное» написание букв, быстрая утомляемость руки, слабая фиксация рабочей строки. Неподготовленность к письму, низкий уровень развития двигательных координаций, зрительного восприятия, слабость волевых устремлений грозят развитием негативно-напряженного, тревожного состояния ребенка в школе. Условия и предпосылки для формирования навыка письма, дальнейшего развития творческого потенциала ребенка на более старших ступенях образования создает использование графических игр.

Работа по формированию у дошкольников графических умений включает в себя:

- развитие пространственной ориентации детей на листе бумаги (слева направо, сверху вниз и т.п);

- развитие изобразительных умений (в процессе изобразительной деятельности, а также с помощью графических игр).

Самым приемлемым и успешным средством обучения в данном возрасте, является игра, так как на фоне эмоционального переживания игра влияет на успешное усвоение умений, навыков. Поэтому, любое задание необходимо предлагать ребенку в игровой форме, которая не только вызовет у него интерес, но и за счет положительной эмоциональной стимуляции будет способствовать повышению психического тонуса и следовательно  улучшению работоспособности в целом.

Содержание графических игр разнообразно: штриховка, обведение заданных линий разной конфигурации, закрашивание изображений, воспроизведение графических узоров по клеточкам и без опоры на них, самостоятельное создание разных вариантов декоративных композиций по опорным знакам (точкам и без них с учетом принципов ритма симметрии. Параллельно на том же самом материале у детей развивается внимание, зрительная память, зрительно-пространственные отношения, формируются функции распределения внимания (способность концентрироваться на нескольких воспринимаемых объектах), функции контроля. Формируется представление о рабочей строке, клеточке, линейке. Выполняя графические игры, ребенок учится точно следовать инструкции и работать самостоятельно, связно и последовательно высказывать свои суждения, что важно при его подготовке к школе.

Организуя работу по развитию графических навыков, важно следовать принципу «от простого к сложному». Поэтапное освоение разнородных графических движений правильно сформирует графические навыки, разовьет зрительно-моторные координации, и в дальнейшем послужит хорошей основой для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.

Для этого необходимо определить начальный уровень владения ребенком карандашом, а также выявить у него умение выполнять разные виды графических заданий. С учетом полученных данных педагог может постепенно предлагать дошкольнику более сложные задания. Начинать работу с дошкольниками, рекомендуется с выбора инструмента, лучше всего подойдут мягкие цветные карандаши, которые в дальнейшем будут заменены на простой мягкий карандаш. Шариковую ручку использовать не рекомендуют.

Обучая детей работе с карандашом, необходимо показывать правильный прием рисования прямых линий:

- Вертикальная - рука сверху вниз; карандаш идет перпендикулярно проводимой линии, по отношению к бумаге-наклонно.

-Горизонтальная – рука с карандашом внизу листа, перпендикулярно проводимой линии, движется в направлении проводимой линии (слева направо), видно все пространство движения. Что облегчает зрительный контроль над направлением движения, рука имеет твердую опору на стол.

При закрашивании широких плоскостей карандаш больше наклонен к бумаге, получаются более широкие штрихи, закрашивается рисунок быстрее. При рисовании мелких деталей удобнее держать карандаш почти вертикально, чуть ближе к концу, чем обычно. Лист бумаги должен лежать не у самого края стола, а выше, иначе рука только кистью лежит на столе, локоть висит внизу. Рука движется неуверенно, линия дрожащая.

Показ взрослым графических действий и отработка этих приемов дошкольником способствует выработке легкости, свободы движения. Произвольного изменения его по мере надобности.

При выполнении графических игр закрепляется умение держать инструмент свободно, легко производить им движения в различных направлениях. Для формирования навыков равномерного движения руки под контролем зрения используется штриховка. Ее правила: не выходить за контур, наносить линии в одном направлении соблюдая расстояние между ними. Упражняются дошкольники и в рисовании изображений, в которых сочетаются горизонтальные, вертикальные, наклонные, волнистые линии, замкнутые формы. Дошкольники учатся дифференцировать силу нажима на карандаш, совершенствуя навыки проведения линий неотрывным способом.

Постепенно происходит усложнение графических игр путем использования линий более сложной конфигурации, воспроизведения узоров по клеточкам. Самостоятельного декорирования предметных изображений предложенными элементами, в т.ч. элементами буквенных знаков. Дети упражняются в плавном, равномерном чередовании и изменении движений руки под контролем зрения.

Накопление графического опыта идет параллельно с закреплением умения ориентироваться в пространстве. Дети закрепляют приемы расположения графических элементов на плоскости, упражняются в правильном определении направления линий и движений руки. Четкой передаче конфигурации элементов узора с учетом ритма, симметрии. Характер графических игр меняется от образных, конкретных изображений к условным (использование точек, штрихов, графем). Комбинируются петельные, зигзагообразные, спиралевидные элементы. Необходимо следить за освещенностью рабочего места, осанкой ребенка, его умением правильно держать карандаш, не переворачивать тетрадь при выполнении графических игр. Перед началом каждого занятия взрослый напоминает ему о правильной посадке за столом.

Во время графической деятельности детей нужно делать паузы, используя упражнения для пальцев рук, спины, глаз (произвольное сжимание и разжимание пальцев; элементы психогимнастики и пальчиковой гимнастики; гимнастики для глаз). Все упражнения необходимо проводить в игровой форме, так как они вызывают у детей интерес и не приводят к переутомлению.

Таким образом, систематическая и целенаправленная работа по данной проблеме способствует укреплению и развитию мелкой моторики рук у детей, развитию познавательных процессов, графических навыков. Совершенствованию пространственных представлений, подготовке к овладению письмом в школе, совершенствованию активной речи, словарного запаса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УТРЕННИЙ КРУГ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Содержание образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования направлено на достижение целей овладения деть...

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА У ДЕТЕЙ С ОВЗ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

   Исследуется проблема подготовки к школе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которая  весьма актуальна в нашем обществе. Так, по данным Министерства образования...

Статья «Формирование основ духовно – нравственного воспитания через ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой хакасского народа»

laquo;Формирование основ духовно – нравственного воспитания через ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой хакасского народа»Проблема патриотического и духовно-нравств...

Развитие пространственных и временных представлений детей старшего дошкольного возраста

Данное занятие позволит воспитанникам совершенствовать умения ориентироваться в пространстве и во времени...

Консультация для родителей : "Формирования временных представлений детей старшего дошкольного возраста, посредством художественной литературы"

При формировании у детей дошкольного возраста временных представлений возникают определенные сложности: детям трудно воспринимать отдельные части суток, ориентироваться во времени, они могут опаздыват...

Комплекс игр и упражнений, направленных на формирование пространственных и временных представлений детей старшего дошкольного возраста.

Комплекс игр и упражнений, направленных на формирование пространственных и временных представлений детей старшего дошкольного возраста....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ И ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ «ПОМОГАЕМ ФИКСИКАМ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР

Конспект содержит игры и упражнения на развитие координации в системе "Глаз-рука". Предназначен для воспитанников 5-7 лет....