ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА У ДЕТЕЙ С ОВЗ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

Иванникова Ольга Анатольевна

     Исследуется проблема подготовки к школе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которая  весьма актуальна в нашем обществе. Так, по данным Министерства образования Российской Федерации, среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации. При этом, число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2-2,5 раза, достигнув 30% и более. 

Мы разработали конкретные упражнения и задания, направленные на развитие графического навыка детей с ОВЗ, которые используем на коррекционно-развивающих занятиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                      ГБУ ГППЦ Догм,

ТО «Хорошево-Мневники»

                                                                                                       Иванникова О.А.,

                                                                                                              учитель-дефектолог

 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА У ДЕТЕЙ С ОВЗ СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Проблема подготовки к школе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) весьма актуальна в нашем обществе. По данным Министерства образования Российской Федерации, среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации. Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2-2,5 раза, достигнув 30% и более. При подготовке к школе такие дети испытывают многочисленные трудности, вследствие которых посещение ими  типовых групп подготовки к школе оказывается затруднительным или не дает того уровня подготовки, который требуется для поступления в первый класс массовой школы.  В этой связи важной задачей психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ является построение программ подготовки к школе для следующих категорий детей:

- задержка психического развития

- дети с нарушением эмоционально - волевой сферы

- дети с низким уровнем развития высших психических функций

- синдром двигательной гиперактивности

-дети с нарушением зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата

    Перечислим некоторые типичные трудности, характерные для детей с ОВЗ (Катаева А.А., Стребелева Е.А., 1993):

  • Сниженный уровень знаний и представлений об окружающем мире;
  • Недостаточный запас знаний, умений и навыков, необходимых для обучения в начальной школе;
  • Несформированность пространственных представлений;
  • Дефицит различных компонентов произвольного и непроизвольного внимания;
  • Существенные трудности усвоения и автоматизации нового материала, проблемы произвольного запоминания;
  • Несформированность процессов регуляции собственного функционального состояния: повышенная утомляемость и/или гиперактивность, колебания продуктивности в течение занятия;
  • Слабость произвольной регуляции деятельности, процессов программирования и контроля;
  • Преобладание импульсивного поведения, вызванного неустойчивостью мотивов;
  • Отсутствие формирования внутренней позиции школьника;
  • Трудности формирования конструктивных моделей взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
  • Выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук.

Перечисленные выше дефициты в развитии детей позволяют ставить перед учителем-дефектологом специфические задачи, связанные с его профессиональной компетенцией:

  1. «Ознакомление с окружающим миром на основе развития речи»: расширение кругозора, уточнение представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, выработка умения осмысленно запоминать и точно воспроизводить материал.
  2. «Развитие элементарных математических представлений»: ориентировка в цвете, форме и величине предметов, формирование умения сравнивать предметные совокупности, освоение представления о числе и количестве от 0 до 10
  3.  «Обучение грамоте»: формирование представлений о структуре языка – звуки, слова. Выделение звуков в слове, формирование навыка послогового чтения.
  4.  «Подготовка руки к письму»: формирование правильной посадки и захвата карандаша, развитие тонкой моторики и зрительно-двигательной координации, развитие умения ориентироваться на линованном и нелинованном листе, ознакомление с образами печатных букв и их графическим начертанием, освоение техники написания элементов прописных букв.

Исследования, изучающие деятельность детского мозга, показывают большое стимулирующее значение функции руки.

В настоящее время разработаны и апробированы методики по подготовке ребенка к школе, и в частности, его руки к письму.  Но, в основном, они направлены на формирование графических навыков у здоровых детей. Практика  обучения письму детей с ОВЗ 6 - 7 лет показывает, что  способность овладеть комплексом операций, где участвуют одновременно зрение, кинестезия рук, нервно-мышечный аппарат, у данных детей затруднена. Психолого-педагогическое обследование детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста показало, что по сравнению со своими здоровыми сверстниками они медленнее включаются в работу, быстрее утомляются, чаще прибегают к помощи педагога. Дети данной категории часто испытывают трудности при письме: быстро устает рука, не всегда получается правильное написание букв, движения руки не скоординированы, «уходит» строка. Также у них гораздо ниже стойкость мотивации.  Как только выполнение задания вызывает трудности, дети стараются перейти к другой деятельности или вообще отказываются от задания. В итоге у ребенка наблюдается чувство страха, зажатости, напряженности. Дети с нарушением развития глубоко переживают по поводу того, что у них по сравнению со здоровыми сверстниками не получаются овладеть рядом видов занятий. Это приводит к длительным психоэмоциональным угнетениям в виде депрессии, неверия в свои силы.  

    Отсюда можно сделать ряд выводов:

  1. Детям с ОВЗ требуется больше времени и усидчивости для тренировки руки и ручной умелости;
  2. Самостоятельно дети с нарушением развития не смогут преодолеть перечисленные трудности, которые связаны с состоянием здоровья и некоторыми недостатками в организации работы;
  3. Под непосредственным руководством педагога, с учетом индивидуальных возможностей, важно правильно организовать коррекционную работу, включающую в себя сложную систему взаимосвязанных компонентов.

 В работе учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста в условиях Центра важное место занимает работа по формированию графического навыка.  Многое в работе мы используем из апробированных методик овладения графическими навыками (Плаксина Л.И., Рудакова Л.В., Утехина К.М.). Но включаем и личные наработки: предоставление ребенку посильного, а не облегченного материала; использование в начале работы тетради с широкой разлиновкой; обучение детей словесному обозначению своих действий.

              Перед педагогом ставятся следующие задачи:

  1. Учитывать медицинские и гигиенические условия при работе с детьми с ОВЗ;
  2. Пробудить у ребенка желание учиться в школе;
  3. Формировать графические навыки, подготовить руку к письму у детей с нарушением в развитии.

Работу по формированию графических навыков у детей с ОВЗ мы начинаем с комплексного обследования ребенка, прежде всего, с диагноза. Знание педагогом медицинского фактора является главным в начале работы, так как знание состояния здоровья ребенка, его нервно-мышечного аппарата, режима зрительной нагрузки необходимо для организации деятельности. Анализ результатов обследования графических навыков показывает, что у большинства детей возникают определенные трудности: неправильно держат карандаш, характер нажима у всех детей слабый; появляются графические ошибки (выход за пределы строки, «сползание» со строки, искажение элементов); при продолжительной работе (8-10мин.) у детей наблюдается повышенная утомляемость, что отрицательно сказывается на их работоспособности. Поэтому мы, прежде всего,  обращаем внимание на условия, в которых  занимаются дети. Помещение  должно быть достаточно светлым, при необходимости включается дополнительный свет.

       Следующие правила обязательны для всех детей:

  1.  При прямой посадке ребенок должен опираться грудью о парту;
  2.  От края парты до груди – 3-4 см.;
  3.  Расстояние между глазами и тетрадью ребенка – 30-33 см.;
  4. Обе руки лежат на парте, только локтевой сустав немного выступает за края, левая рука поддерживает тетрадь и передвигает  ее вверх по мере заполнения страницы.

   Мы стараемся научить детей самостоятельно проверять свою посадку. Дети должны осознать знание правильной осанки для собственного здоровья, физического развития и работоспособности в успешном овладении навыков письма. Также мы учитывали проблему «смешанной латеральности», то  есть особенности детей, которых мы называем – «левши» (в среднем 7-13%). Леворуких мы не имеем права переучивать, но необходимо учитывать их особенность: объяснять больше времени, уменьшать объем задания, делить на части или предлагать задания пониженной трудности. В большинстве заданий мы предлагаем детям прямое письмо. То есть при прямом письме  тетрадь лежит прямо перед ребенком. От глаз до строки – одинаковое расстояние. А при наклоном - это расстояние оказывается различным, что увеличивает зрительную нагрузку.

Необходимо отметить, что работу по формированию графического навыка с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста следует проводить систематически, как часть интегрированного занятия, по 5-10 минут в течении одного года (36 часов). Данная работа может проводиться, как индивидуально с ребенком, так и при формировании мини-групп детей с типичными особенностями развития. Начинать желательно с несложных упражнений для пальцев рук (пальчиковая гимнастика, мозаика, бусины, пуговицы и т.д.),  потом давать более сложные задания (застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка). Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений и заданий, поэтому упражнения выполняются медленно, затем темп и количество повторений постепенно увеличивается. Важно к работе по развитию мелкой моторики рук подключать родителей, разъяснив важность данной работы для развития детей. Дома желательно ежедневно проводить пальчиковую гимнастику, массаж кистей и пальцев рук, выполнять задания, закрепляя полученный навык. Выполняя пальцами различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на подготовку ребенка к рисованию и письму. Благодаря этим упражнениям кисти рук детей приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, а это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. Так в конце всех игровых действий руки дети переходят на новую ступень, где формируется умение писать тот или иной элемент буквы.

Важно также помнить, что монотонная однообразная работа утомляет детей, они быстро теряют к ней интерес, что сказывается на выполнении задания. Поэтому мы используем игровые формы работы. Дети рассказывают о форме буквы, ее особенностях, где начинать писать, как вести карандаш (фломастер). Особенно эффективен прием олицетворения, основанный на ассоциациях по сходству («На что похоже?»). Можно предложить детям конструировать букву или ее элемент из палочек, проволоки, пластилина, выложить из гороха, косточек и т.д. Интересно для детей  словесно-зрительное упражнение «Найти ошибки в написании букв Незнайкой». После того, когда дети определяют ошибки, сами их потом стараются не повторять. Рисование в воздухе букв также можно обыграть: предложить угадать букву, которую вы пишете в воздухе, на спине у ребенка.  Для достижения наилучших результатов по формированию графических навыков  интересны задания на сочетание зрительного контроля с движением: лабиринт, кегли, «Попади в ворота», «Поймай шар», «Лови и бросай - упасть не давай». Но игра не должна затянуться, вытеснить учебный процесс. Важно вовремя перейти от рисования к письму элементов букв. К концу занятий дети должны писать отдельные элементы под счет.

Собственно работа по формированию графического навыка у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста начинается со знакомства с тетрадью. Необходимо использовать тетрадь с широкой разлиновкой и наклонными линиями. «Тетрадь» отражает первую, элементарную стадию формирования письменных навыков, но очень важную, так как помогает преодолевать  несовершенство руки, развивать мелкую мускулатуру пальцев. Работа с «Тетрадью…» выстроена в следующей последовательности:

  1. Знакомство с тетрадью (обложка, лист, страница);
  2. Знакомство со страницей (узкие линии-строки, широкие - расстояние между строк, наклонные прямые, поля);
  3. Выполнение упражнений в строке.

Дальше мы предлагаем интересные игровые задания, которые можно проводить с детьми в тетради.

Описание упражнений и заданий

Задание № 1 Знакомство с тетрадью

Цель: познакомить детей с тетрадью, учить ориентировать в тетради, используя понятие «обложка, листы, страницы».

Задание № 2 Знакомство со страницей

Цель: дать представление о том, лист состоит из двух страниц (левая правая), предложить рассмотреть разлиновку страницы, указать на прямые ровные линии.

Упражнения:

«Поиграй с мячом» (провести линии от мальчика к девочке)

«Попади в цель», «Прокати мяч в воронку» (главное требование: прямые ровные линии)

«Прорывные линии»

Задание № 3 Строка

Цель: продолжать знакомить детей с разлиновкой страницы, ввести понятия «строка» и «пространство между строк», указать на верхнюю и нижнюю линии строки.

Упражнения:

Закрашивание строки в пределах ее границ.

Главное требование: не зайти за пределы этих линий.

        Между двух берегов ровная течет река,

        Но из берегов она не выходит никогда.

Примечание: установка на работу внутри строки дается с первого задания и в дальнейшем постоянно напоминается.

Задание № 4

Цель: та же

«Бегут рельсы, как река – заповедные берега»

Упражнения:

Штриховка прямыми линиями сверху вниз, имитируя шпалы.

Главное требование: не зайти за пределы линий.

Задание № 5

Цель: учить работать внутри строки.

Упражнение:

Вписывание различных геометрических форм в пределы строки, используя штриховку в различных направлениях.

Задание № 6

Цель: та же

Упражнение:

Вписывание внутри строки предметов округлой формы (можно использовать виды штриховки)

«Нарисуй мячики, шары, яблоки и т.д.»

«Нарисуй колобки над строкой, под строкой, в строке»

Задание № 7

Цель: учить работать в пределах границ строки по опорным точкам.

Упражнение: проведение длинных и коротких прямых линий самостоятельно.

Задание № 8

Цель: та же

Упражнение: написание наклонных линий (длинных и коротких) внутри строки по намеченным точкам.

Примечание: обратить внимание детей на наклонные линии строки, помогают детям в написании наклонных элементов; и различном положении тетради при проведении прямых и наклонных линий. Далее то же.

Задание № 9

Цель: та же

Упражнение: чередование коротких и длинных линий (прямых и коротких) по опорным точкам.

«Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы проедет поезд запоздалый»

«Построим мост через реку, проложим рельсы по мосту. Главное требование: ни наклонные, ни прямые линии не должны пересекаться, чтобы не было крушения поезда.

Задание № 10.

Цель: развивать глазомер, автоматизировать навык проведения прямых (длинных и коротких) прямых с закруглением внизу.

Задание № 11.

Цель: та же

Упражнение: написание наклонных линий с закруглением внизу.

Задание № 12

Цель: та же

Упражнение: чередование коротких и длинных (прямых и наклонных) линий с закруглением внизу.

Задание № 13-15

Цель: развивать глазомер, автоматизировать навык проведения линий с закруглением вверху.

Примечание: палочки с закруглением внизу и вверху можно писать слитно, так и раздельно. При этом используются стихотворные формы.

«Вагончики бегут, зацепившись там и тут»

«Не заметил сразу он, сел в отцепленный вагон»

Задание № 16

Цель: научить детей прямому написанию палочек с закруглением внизу и вверху одновременно.

Упражнение:

«Маленькие и большие гуси к берегу плывут»

Задание № 17

Цель: учить детей наклонному написанию палочке с одновременными закруглениями вверху и внизу.

Главное требование: не высовываться на берег, ровняться первому гусю.

Задание № 18-19

Цель: та же

Упражнение: чередование палочек с закруглением вверху и внизу одновременно.

Примечание: не смешивать прямое и наклонное написание.

Задание № 20-22

Цель: поставить руку на изображение полуовала прямым и наклонным письмом, развивать глазомер, используя чередование малых и больших полуовалов.

Задание № 23-24

Цель: поставить руку на изображение овала, развивать глазомер, соблюдая принцип параллельности при изображении овалов прямым и наклонным написанием.

Упражнение: написание овала круговым движением руки.

«Мы в вагоне все сидим и в окошечки глядим»

Задание № 25

Цель: та же

Упражнение: чередование больших и малых овалов.

Задание № 26-27

Цель: развивать глазомер, тренировать детей в написании палочек с петлей вверху и закруглением внизу прямым и наклонном письмом.

Упражнение: отрывное написание палочек с петлей вверху и закруглением внизу.

«По перрону мы идем»

«А это наши мамы»

Задание № 28

Цель: та же

Упражнение: чередование малых и больших палочек вверху и закруглением внизу.

Примечание: можно предложить упражнение с неотрывном написанием этого элемента и чередование высоты

«По перрону мы идем, маму за руку ведем»

Задание № 29-30

Цель: учить детей работать в две строки, развивать глазомер, автоматизировать навык проведения параллельных прямых.  

Упражнение: написание длинных палочек с петлей вверху прямым и наклонным письмом.

«Вынырнула рыбка только хвост в реке»

Задание № 31-32

Цель: та же

Упражнение: написание длинных палочек с петлей вверху прямым и наклонным письмом.

«Все в вагоне том сидят, ножкой на полу стоят»

Примечание: можно предложить детям отрывное чередование длинных палочек с петлей вверху и внизу.

Задание № 33-36

Цель: выявить навыки и умения детей в написании элементов букв, дать установку на прямое или наклонное письмо, работать над определенным ритмом скоростью написания.

Упражнение: письмо под счет в игровой форме. По команде «Внимание!» все дети берут в руки карандаш и одновременно выносят руку с карандашом вверх. По команде «Приготовились!» все ставят конец карандаша в начале рабочей строки. По команде «Начали!» дети пишут элементы.

Главное требование: в конце написания в определенной последовательности рука с карандашом выносится вперед как по команде «Внимание!». Этот момент фиксирует наличие или отсутствие единого темпа в работе.

     

Резюмируя можно отметить, что раннее вмешательство и систематически проводимая работа учителем-дефектологом по формированию графического навыка у детей с ОВЗ старшего дошкольного дает хорошие результаты. Повторная диагностика показывает, что увеличивается уровень мотивации у детей к учебной деятельности. У детей с ОВЗ формируется навык работы в строке, сокращаются технические ошибки, приобретается умелость обращения с карандашом, нормализуется характер нажима.

Благодаря систематическим упражнениям на развитие мелкой моторики рука становится сильнее. Дети самостоятельно ориентируются в элементах. Но трудность представляют пространственные расположения и форма элементов. В связи с этим  можно посоветовать педагогам и родителям многократное списывание элементов в различных вариациях. Регулярно проводимая работа по формированию графических навыков помогает  сформировать у детей с нарушением развития, находящихся среди здоровых сверстников, первоначальные ритмические действия руки. Это позволяет всем детям быть наравне и чувствовать себя более уверенно. Обучение элементам письма имеет не только образовательное, но и воспитательное значение. Так, от формирования графических навыков можно установить прямую связь с умственным, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием. Дети с ОВЗ становятся более активными, самостоятельными, охотно выполняют задания.

Таким образом, при формировании графических навыков главным является принцип усиленного педагогического руководства и необходимость коррекционно-педагогического воздействия. И следует отметить, что преодолевать трудности письма (неразвитость мелких мышц рук, несогласованность действий руки и глаза, специфические особенности двигательной сферы) необходимо начинать задолго до поступления в школу.

 Литература:

  1. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М.: Просвещение, 2005. – 272 с.
  2. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М.: Просвещение. Владос, 19954. – с.:5-13
  3. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Подготовка к обучению грамоте. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 136 с.
  4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 0-4 классы под ред. Бгажноковой И.В. //М.: Просвещение, 2007
  5. «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под ред. Бгажноковой И.М.// М.: ВЛАДОС, 2007
  6.  «Технологии, укрепляющие здоровье в системе обучения коррекционно-развивающих специальных дошкольных учреждений». Екжанова Е.А., Стребелева Е.А.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002,  2
  7. Шевченко С.Г., Программно-методические материалы. Коррекционно-развивающее обучение. Начальная школа: Русский Язык. Литературное чтение. Окружающий мир. Природоведение// М.:Дрофа, 2002
  8. Утехина К.М., Развитие графического навыка письма у дошкольников 6-7 лет. Опыт работы практического педагога. /К. М. Утехина – М.: ВИНИТИ, 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для родителей старших дошкольников...

Проект: «Влияние здоровьесберегающих технологий на формирование графического навыка у детей старшего дошкольного возраста»

Проект «Влияние здоровьесберегающих технологий на формирование графического навыка у детей старшего дошкольного возраста» разработан на основании  ФГОС в области дошкольного воспитания.При разраб...

Рабочая программа по формированию графических навыков у детей старшего дошкольного возраста.

  Данная программа позволяет повысить эффективность развивающей работы с детьми по подготовке руки для освоения письма в школе....

ГРАФИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ.

Дети дошкольного возраста, имеющие нарушения речи, испытывают  большие  трудности  при  овладении графическими навыками, и  это  значительно осложняет начальный этап их о...

Формирование графических навыков у детей с ЗПР дошкольного возраста.

Материал предназначен для учителей-дефектологов....

Консультация на тему "Особенности формирования графических навыков у детей с нарушением когнитивных функций"

Важнейшим периодом для психомоторного и психического развития детей является дошкольный возраст. В этот период формируются те качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его нормального ...