Образовательная ситуация «Я и моё имя» с детьми старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия (старшая группа)

Шепенева Анжелла Николаевна

Цель: создание условий для  эмоционального комфорта и гармоничного развития личности ребёнка-дошкольника.

Задачи:

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес; 
  • развивать речь, мышление, воображение;
  • развивать творческие способности.

Образовательные:

  • Упражнять в использовании коротких и полных имен детей;
  • Познакомить с новой игрой «Паровозик имён»;
  • Расширять представления детей о именах людей, их происхождении и использовании.

Воспитательные:

  • закреплять  навыки социального поведения;
  • воспитывать положительное отношение к своему имени и к именам сверстников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная ситуация «Я и моё имя» с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель: создание условий для  эмоционального комфорта и гармоничного развития личности ребёнка-дошкольника.

Задачи:

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес; 
  • развивать речь, мышление, воображение;
  • развивать творческие способности.

Образовательные: 

  • Упражнять в использовании коротких и полных имен детей;
  • Познакомить с новой игрой «Паровозик имён»;
  • Расширять представления детей о именах людей, их происхождении и использовании.

Воспитательные: 

  • закреплять  навыки социального поведения;
  • воспитывать положительное отношение к своему имени и к именам сверстников.

Ход мероприятия.

  1. Мотивационный момент.

Педагог-психолог:

Добрый день, ребята,  хотите, мы сегодня с вами поздороваемся необычным способом? (ответы детей). Предлагаю вам взять друг друга за руки и сказать тихо-тихо «Добрый день». (дети выполняют) А теперь погромче, а ещё громче, теперь так громко, как только можете! (дети выполняют)

  1. Основная часть.

Педагог-психолог:

Вы любите отгадывать загадки? (ответы детей). Тогда слушайте:

«…Нас не было – оно было,

Нас не будет – оно будет;

Никто ни у кого его не видел,

А у каждого оно есть:          

И у мамы есть, и у папы есть,

И у дочки есть, и у внучки есть.

Чтобы его узнать, надо вслух сказать…»

 Что это?

(ответы детей, педагог подводит к отгадке – имя человека).

Кто помнит, как меня зовут? (ответы детей). Хотите, расскажу, почему меня так назвали? (ответы детей).  (рассказ педагога). А вы знаете, почему вас так назвали, кто вам выбрал имя? (ответы детей).

У каждого человека есть своё имя, этим именем вас называют ваши родители и друзья, оно сопровождает вас всю вашу жизнь. А сколько в мире имён? 100, 1000, 1 миллион… имён 4 миллиарда!!! И это не удивительно, ведь у каждого народа свои имена. Бывало, что детей называли в честь животных – Волк, Зяблик, Лютик. У некоторых народов и племён были имена, которые говорили о характере человека: Ястребиный глаз, Большой змей, Быстрый олень. Иные имена были и на Руси: Ждан (жданный ребёнок), Неждан (нежданный ребёнок), Старшой, Малуша… Считается, что каждое имя награждает человека разными отличительными чертами характера. Например, Ксения – гостеприимная, Ирина – мирная, Максим – великий, Юлия – пушистая, Галина – светлая, тихая и т.д.

В моей копилочке есть чудесная игра «Паровозик имен» Хотите я вас научу играть в эту игру? (ответы детей).

Игра «Паровозик Имён» Паровозик у нас будет необычный, у каждого вагона — свое имя. Сначала у паровоза не будет вагонов, и тот из вас, кого мы выберем паровозиком, будет «ездить» по кругу, хлопать в ладоши и называть свое имя, а мы все будем его поддерживать, так же хлопать и проговаривать его имя. Потом паровозик соскучится и подъедет к любому мальчику или девочке со словами: «Паровозик, чух-чух-чух» - и назовет свое имя. Тот ребенок, к которому подъедет паровозик, в ответ назовет свое имя и станет новым паровозиком, а первый — его вагоном. Теперь они едут вместе и называют имя нового паровозика. (Игра продолжается до тех пор, пока в «паровозик» не будут включены все дети.)  Понравилась вам игра? (ответы детей).

Как вы думаете, имена могут вырастать?  (ответы детей). Сегодня вы маленькие и имя у вас маленькое (например, Настя, Женя). Это неполное имя. Когда вы подрастете и пойдете в школу, ваше имя тоже подрастет и станет полным (например, Анастасия, Евгений). А когда вы станете взрослыми, вас станут величать по имени-отчеству. Вспомните, как зовут ваших пап. У нас, на нашей родине, то есть Отечестве, принято к своему имени добавлять имя папы, отца. Раз отец – значит отчество – отечество. Имя папы дополняется частичкой («-овна»), («-евна»), («-ович»), («-евич»).  Вот так: если папу зовут Николай, то ребенок получает отчество Николаевна или Николаевич. Какое у вас будет полное имя-отчество? (ответы детей).

Закройте глаза, представьте себе, что вы уже выросли, стали большие, взрослые и успешные люди, у вас есть семьи, свой дом и работа. Представьте себе, кем вы будете? Чем занимаетесь? Откройте глаза, поделитесь, кто – кем себя представил? (ответы детей).

Я предлагаю вам поиграть во «взрослую жизнь». Вы по очереди встаёте, представляетесь, как вас зовут, и кто вы по профессии, а ребята задают вам вопросы, обязательно называя по имени и отчеству.  (дети выполняют упражнение) Трудно ли было изображать взрослого человека? (ответы детей).

Ребята, как вы думаете, а имена у вас красивые?  (ответы детей). Хотите сделать их ещё красивее? (ответы детей). Вот заготовки, на которых написаны ваши имена, присаживайтесь за столы, выбирайте изобразительные средства и можете украшать свои имена, как вам понравится. Кто умеет писать свое имя, может написать его самостоятельно.

Дети украшают имена.

Замечательные имена получились у вас, ребята. Время нашей встречи подходит к концу.

  1. Рефлексия.

 Ребята, что мы сегодня делали на занятии?  (ответы детей). Что понравилось на занятии? (ответы детей).  Что вызвало затруднение? (ответы детей). Что интересного для себя узнали?  (ответы детей). Кому вы можете рассказать о сегодняшней встрече? (ответы детей). Мне было интересно с вами заниматься, вы красиво украсили свои имена, дружно играли в игру «Паровозик имён» и были очень представительными и серьёзными, когда превратились во взрослых людей. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию эмоциональной сферы с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие в город Настроения

Закрепить знания детей об эмоциональных состояниях: радость, грусть, гнев.Воспитывать дружеские взаимоотношения, чувства доброжелательности в общении с людьми....

Образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Животный мир».

Образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста.       ...

Сценарий образовательной ситуации - оценки по нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Инсценировка басни И.А. Крылова «Квартет»

Сценарий образовательной ситуации - оценки, разработанный в соответствии с этапами технологии деятельностного метода Людмилы Георгиевны Петерсон.Ф.И.О. педагога: Михеева Ирина ВасильевнаВозрастная гру...

Образовательная ситуация по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Тема:  «Художники Осени».В  образовательной ситуации используется игра «Художник по имени природа» автор И.А.  Лыкова....

Организованная образовательная ситуация с использованием ЦОР (мультимедиапрезентация) для детей старшего дошкольного возраста "Эта удивительная бумага"

Организованная образовательная ситуация с использованием  ЦОР (мультимедиапрезентация)  для детей старшего дошкольного возраста "Эта удивительная бумага"...

"Дидактические игры и ситуации по формированию нравственных качеств с детьми старшего дошкольного возраста"

Дидактические игры и ситуации  формируют у детей старшего возраста нравственные качества...

Конспект игровой образовательной ситуации «Транспорт на улицах города» для детей старшего дошкольного возраста.

Данный конспект по формированию навыков безопасного поведения на улице города для детей старшего дошкольного возраста актуален для дошкольного образования, интересен по содержанию и может быть рекомен...