Использование народных игр для совершенствования двигательной активности детей. (из опыта работы).
консультация (старшая, подготовительная группа)

Любовь Селяхина

  Подвижные игры -  естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

  Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_narodnye_igry.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Использование народных игр для совершенствования  двигательной активности детей.  (из опыта работы).

Право на игру зафиксировано в конвенции о правах ребёнка среди других жизненно важных прав. Детская игра всё чаще рассматривается как развлечение,  как бесполезный досуг, что весьма печально отражается не только на развитии игры, но и на общем  психическом развитии детей. Жестокое программирование свободного времени в детских садах, постоянный контроль и запрограммированные формы деятельности детей не оставляют возможностей для свободный игры. Кроме того, в последнее время телевидение, видео и компьютер всё больше заменяют детскую творческую деятельность, в том числе игру. Массовая культура и маркетинг в отсутствии контроля со стороны государства распространяют вредные для детей занятия и вырабатывают зависимость от компьютера, телевидения.  

  Однако игра - это ни в коем случае не упражнение в какой -то частной функции. Это форма жизни дошкольников, главное средство его развития и формирование человеческих способностей.

  Подвижные игры -  естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

  Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт труд, национальные устои , представления о чести , смелости мужестве, желание обладать силой , ловкостью выносливостью , быстротой и красотой движения; проявлять смекалку выдумку, находчивость . волю и стремление к победе.

  По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли способствуют, расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, способствуют перехода детского организма к более высокой степени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста.

  В своей работе мы используем следующие игры: «Гуси-гуси», «Коршун и наседка», «У медведя во бору», «Олени и пастухи» - эти игры способствуют конкретному перевоплощению в образ.

  Играем мы с детьми на прогулках и очень часто на непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию. На прогулку мы выносим шапочки и атрибуты, что бы ребёнок быстрее вошел в образ. Главную роль в играх очень любят выполнять, в основном все дети, они стремятся имитацией движения показать тот или иной персонаж. Как ходит медведь- он косолапый, переваливается. Волк он рычит и сердитый. Пастух- добрый мальчик, пасёт оленей, что бы они были сыты.

  В игре «Коршун и наседка» коршун сердитый и должен быть внимательным, ловить лишь одного цыплёнка, стоящего в конце всей вереницы цыплят и только после слов наседки ловит.

  С большим желанием дети учат заклички игр, быстро запоминают их и выйдя на прогулку можно наблюдать, что дети стремятся самостоятельно без воспитателя организовать и провести ту или иную игру.

  В народных играх много юмора, шуток соревновательного задора. В основном игры - соревнования мы проводим на прогулках и в непосредственной образовательной деятельности по физическому развитию. Дети болеют за игроков своей команды, эмоций бывает  -  хоть отбавляй.

  Особенно любят дошкольники играть в игры: «Горелки», «Жмурки», игры с мячом. Игра «Жмурки» исстари была распространена во многих областях России и имела разные названия: «Слепая сковорода», «Жмочка», «Куриная слепота», «Кривой петух». Прежде чем начинать игру, дети хором вели разговор с водящим: «Кот - кот, на чем стоишь? На квашне. Что в квашне – квас – лови мышей, а не нас. Поговорят так с водящим да еще заставят его несколько раз повернутся на одном месте, и только после этого он начинает искать играющих, как правило с закрытыми, зажмуренными глазами.

  Как видим, на этом примере, и сейчас наши дети в детском саду очень любят играть в эту народную игру. Они с большим удовольствием проговаривают слова и выполняют действия игры.

  Есть игры, в которых сюжет и действия играющих обусловлены текстом. В игре «Краски» переговаривается с водящим: «Тук- тук! Кто там? Покупатель. Зачем пришел? - За красками. За какими?  - За голубой и т. д. В нашей группе дети любят очень играть в эту игру. Они стремятся не только выполнять главную роль, но и называют разные оттенки оттенки, знают бронзу, серебряную краску.

  Весёлые подвижные игры - это наше детство. Кто не помнит, неизменных пряток, ловишек, салочек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, так же как сказки и песни. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый, игровой фольклёр.

  В основном игры с певалками дошли и до наших дней. В них дети играют в основном на непосредственной образовательной деятельности по музыкальному развитию, они с удовольствием учат и поют запевки. В игре «Золотые ворота» - такая  напевка :

                Золотые ворота

                Пропускают не всегда:

                Первый - раз прощается;

                Второй - не запрещается

                Ну, а в третий раз не пропустим вас.

 Эта игра развивает память, речь, способствует развитию напевности.

  В игре «Молчанка» - такая напевка:

                Первенчики, бубенчики

                Летали голубенчики

                По свежей росе

                По чужой полосе

                Там чашки, орешки

                Медок, сахарок. Молчок!

Тому, кто не выдержит и засмеются, назначают фант и предлагают исполнить танец, спеть песенку и т.д.

  Эти четкие считалки, напевные – забавные певалки, занимательные диалоги быстро и прочно запоминаются и с удовольствием проговариваются детьми в их повседневной игре. Народный фольклёр устно передаётся от поколения к поколению и никогда не стареет.

  В настоящее время большое внимание уделяется проведению русских праздников: «Рождество», «Масленица», «Пасха». В них очень много фольклёра.  Дети с большим удовольствием, учат запевки, песни стихи. Они способствуют развитию не только памяти, речи, но и через них передаются русские традиции, русский фольклёр.

  То о чём говорилось и проводится в детском саду, дети рассказывают своим родителям, бабушкам и дедушкам. Часто вместе с ними дети учат песни, считалки, стихи, запевки.

  Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой ступень начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

  Работая с детьми педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

     

Литература:

1. «Русские народные подвижные игры». М, Ф. Литвинова.

2. «Детские подвижные игры народов России» А. В. Кенеман.  

3. «Детский сад. Всё для воспитателей». Научно методический журнал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для разных видов двигательной активности детей (из опыта работы)

Проблема сегодняшнего дня - детская малоподвижность. Уже с раннего возраста нашим детям двигательную игровую деятельность заменяет телевизионная зрелищность. Родители, в силу своей занятости, мало вре...

«Использование фольклора в развитии двигательной активности детей» (о русских народных играх).

«Двигательная активность является важнейшим условием нормального развития ребенка, а также одной из важнейших форм жизнедеятельности растущего организма.Для того чтобы вызвать у детей стойкий интерес ...

Обмен опыта. Сообщение на тему: "Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста"

Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста...

Особенности организации двигательной активности в повседневной жизни младших дошкольников. Игры на активизацию детей. ( из опыта работы)

Особенности  организации двигательной  активности в повседневной жизни младших дошкольников. Игры на активизацию детей.( из опыта работы)...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему: «Технология работы с опорными схемами, использование мнемотехники в развитии речи детей» (из опыта работы)

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему: «Технология работы с опорными схемами, использование мнемотехники в развитии речи детей» (из опыта работы)...

Консультация для педагогов детского сада «Формирование активной подражательной деятельности у неговорящих детей» (из опыта работы)

Цель данной консультации:познакомить педагогов с задачами и начальной методикой развития речи у детей с особыми образовательными потребностями (ОВЗ), оказанием таким детям посильной помощи в социально...