Консультация для педагогов детского сада «Формирование активной подражательной деятельности у неговорящих детей» (из опыта работы)
консультация по логопедии (младшая, средняя группа)

Елена Николаевна Русак

Цель данной консультации:

познакомить педагогов с задачами и начальной методикой развития речи у детей с особыми образовательными потребностями (ОВЗ), оказанием таким детям посильной помощи в социально-коммуникативном и речевом развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx37.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя школа № 15 п. Кулой»

структурное подразделение «Детский сад № 123 «Снежинка»

Консультация  

для педагогов детского сада  

«Формирование активной подражательной деятельности у неговорящих детей»

(из опыта работы)

Цель:

познакомить педагогов с задачами и начальной методикой развития речи у детей с особыми образовательными потребностями (ОВЗ), оказанием таким детям посильной помощи в социально-коммуникативном и речевом развитии.

РАЗРАБОТАЛА:

Русак Елена Николаевна,

высшая квалификационная категория

Декабрь 2024 г.

План:

  1. Понятие «неговорящие дети». Кто такие «неговорящие дети»?
  2. Методы и приемы формирования подражательной деятельности у детей с особенностями развития.
  3. Значение формирования активной подражательной деятельности в развитии речи у детей с ОВЗ.

  1. В последнее время все чаще в детском саду встречаются безречевые (неговорящие) дети, у которых отсутствует речь. В основном это дети от 2-х до 4-х лет.  Но есть и пятилетки, и даже шестилетки, с сочетанными сложными нарушениями развития (детский аутизм, ЗПР, УО, системное недоразвитие речи).

Кого же можно назвать неговорящим, безречевым ребенком?

Это дети, у которых уровень речи (вокализации, звукоподражания и звукокомплексы, эмоциональные восклицания, даже отдельные нечетко произносимые обиходные слова) не может служить для полноценного общения. Их «речь» не может служить «регулятором поведения», поскольку выработка условных связей на слова значительно затруднена. Общим для всех неговорящих детей является отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации, разлаженность поведения, избирательность в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость – все, что мешает полноценному взаимодействию с окружающим миром. Для детей 3 – 4 лет с тяжелыми нарушениями речи (ОНР, ЗРР, ЗПР и др.) характерно почти полное отсутствие словесных средств общения.  Понимание речи развито значительно лучше, чем ее активное применение, но оно ситуативное (ограничено ситуацией общения). Из-за ограниченности словесного запаса дети широко пользуются в общении мимикой и указательными жестами. Например, вместо слова «дай», они показывают на тот предмет, который хотят получить.

Эти дети представляют собой сложности организации и ведения педагогического процесса для воспитателей в дошкольной группе. Еще в XIX веке Мария Монтессори — итальянский педагог, одна из первых женщин-врачей, создала свою педагогическую систему для детей с особенностями развития.  Она переживала, что «ими никто не занимается — а ведь образование нужно всем».  Монтессори определила наиболее благоприятный возраст для развития таких детей от младенчества (6-ти месяцев)  до 6-ти лет  и назвала его «сензитивным» возрастом. Если не обратить внимание на развитие ребенка в этот период, не помочь ему сформировать простейшие способности общаться с окружающим миром, в дальнейшем это может привести к тяжелым последствиям «слабоумия» (умственной отсталости) и непредсказуемости поведения.

Педагогу важно разобраться в причинах «безмолвия» ребенка.  В ходе бесед с родителями, которые порой недостаточно адекватно (возмущаются)  или, наоборот, равнодушно относятся к речевым трудностям, педагогу необходимо выяснить причины неправильного развития детей, их нежелания общаться со сверстниками и взрослыми. У неговорящего ребенка необходимо уточнить состояние слуха, чтобы отграничить детей с сенсорной алалией (когда физиологический слух сохранен) от детей со сниженным слухом и преимущественным нарушением восприятия.  

Подражательная деятельность заложена у детей природой. В норме, как правило, в возрасте от 2-х месяцев до 4-х лет,  в онтогенезе детей присутствует подражание действиям и речи взрослых, подражательная деятельность сама развивается. Мама с папой, порой, умиляются непредсказуемыми, неосознанными повторениями своего поведения и речи со стороны малыша. Они не догадываются, в силу своей педагогической некомпетентности, что  это непроизвольное подражание является одним из пусковых звеньев в нормативном общем и речевом развитии ребенка. Однако у особенных детей подражательная деятельность не может сама развиваться, и здесь нужно научить ребенка выполнять определенные действия. Если в младшем-среднем дошкольном возрасте у малыша отсутствует подражательность действиям окружающих взрослых, это один из важных признаков тяжелого нарушения речи и в целом его развития.  

  1. На помощь ребенку и родителям приходим мы – педагоги, знающие задачи, этапы, методы, приемы формирования и развития активной подражательной речевой деятельности у особенных детей.

Задачи развития речи у неговорящих детей:

  1. Развитие невербальной (импрессивной) речи, восприятия, понимания действий и признаков предметов.
  2. Формирование активной общей и мелкой (ручной) подражательной деятельности.
  3. Вызывание  активной речи до уровня звукоподражаний, лепетных и простых общеупотребительных слов: названий членов семьи, частей тела и лица, употребление звукоподражаний, относящихся к домашним и диким животным, к транспортным средствам.
  4. Развитие сенсорно-конструктивного праксиса. Рисование простых геометрических фигур, закрашивание их, штрихование, обведение трафаретных фигур.
  5. Развитие артикуляционного праксиса и активной речевой подражательной деятельности.

Эти задачи решаются только в случае, если у ребенка сформирована активная подражательная деятельность.

Мы должны знать, что развитие речи у «неговорящих» детей должно формироваться с метода непроизвольного речевого подражания – звукового и словесного. Очень рано, еще в 2-3 месяца новорожденности малыш улыбается в ответ склонившейся улыбающейся маме. Подражательная деятельность – это имитация какой-то деятельности, которую увидел ребенок.

Непроизвольное подражание в младшем дошкольном возрасте привлекает внимание взрослых к действиям и речи малыша, стимулирует их участие в его развитии. Этот метод решает задачи:

  1. задачу понимания ситуативной и бытовой речи,
  2. задачу формирования коммуникативных навыков и лексики на материале звукоподражаний и звукосочетаний, имитирующих неречевые комплексы звуков, восклицания, крики птиц и голоса животных, слов, обозначающих наиболее употребительные предметы и простые действия (на, дай),
  3. задачу работы над семантикой (значением) слова,
  4. задачу стимуляции простых видов коммуникативной речи (жестов, мимики, коротких слов).

Главная цель логопедической работы с безречевыми детьми – развитие импрессивной (внутренней) и экспрессивной (внешней) речи решается в 3 этапа.  

  1. Этап формирования подражательной невербальной деятельности.

На первоначальном этапе происходит развитие слухового восприятия и развитие способности к использованию невербальных (неречевых) компонентов коммуникации (жестов, мимики, походки, позы, сигналов, символов). Он включает формирование активной подражательной деятельности и подражания действиям взрослых. Подражание – это копирование действий, основа будущей нашей речи (вербальной коммуникации).

В ходе наблюдения за ребенком в игровой и бытовой деятельности следует выявить степень владения практическими навыками самообслуживания, бытовых действий, предметно-практической деятельностью.  Успех работы с такими детьми будет зависеть от того, как ребенок вступает в контакт, есть ли у него негативные реакции общего и речевого характера, может ли он развернуть игру, включиться в подражание игровым действиям и продолжить их.

Работа педагогов с неречевым ребенком строится в постоянном взаимодействии и общении так, чтобы она была комфортна для него,  подкреплялась приятными впечатлениями и не требовала недоступных для него форм взаимодействия. В этом поможет привлечение малыша к его частям тела, таким же, как у всех людей.  – Покажи, где у тебя голова, лицо, уши, нос, рот, где ноги, руки, колени и т.д..  Взрослый сопровождает словесным показом этих частей тела у себя и у ребенка. – Вот голова, а «это уши», это руки, это ноги. И т.д.

Самое главное, что мы сначала учим малыша подражать крупным моторным движениям: «похлопай, потопай, постучи кулачками» и т.п. Хорошо подкреплять совместные движения частей тела художественным словом, стишками, песенками (сопровождать особенного ребенка на музыкальном занятии).

Мы захлопали в ладошки,

Вместе веселее.

Ножкой, ножкой постучали

Дружно и бодрее.

По коленочкам ударим,

Тише, тише, тише.

Ручки кверху поднимаем

Выше, выше, выше.

Потом обязательно нужно научить ребенка взаимодействовать с какими-то предметами.  Одним из приемов развития подражательной деятельности является прием комментирования действий ребенка с предметами. Например, любимая игрушка – «трактор». Педагог тактично вмешивается в игру малыша и помогает ему развить сюжет действия с любимой игрушкой, как нужно ее катать, чтобы завести в гараж.  «Давай заведем трактор, пусть он поедет далеко и не сломается…». Педагог обращает внимание ребенка на свои вибрирующие губы с голосом, а можно и язык между губ «завести»: - Посмотри, как у меня работают губы, язык! Давай вместе заводить трактор! Смотри на меня, делай, как я! Здесь же включаются подражания дыхательным, голосовым и артикуляционным  действиям. Можно включить тактильные ощущения работы голоса и сильной воздушной струи, направленной на сомкнутые губы (или язык между губами).

Взрослым нужно обыгрывать звуковые реакции с помощью эмоционально-смыслового комментария игр и упражнений, сопровождающих ребенка в течение дня, развивать подражательность другим сверстникам в общей деятельности. Например, педагог сопровождает особенного ребенка в режимных моментах –  «дети пошли мыть руки, и Кирилл пошел мыть руки», «дети сели рисовать, и Кирилл сел рисовать», «дети одеваются на прогулку, и Кирилл одевается на прогулку», «дети сели за стол, и Кирилл сел за стол» и т.п.  В результате этого «неговорящий» мальчик с тяжелым специфическим расстройством развития (при нормальном физиологическом слухе), так или иначе, начнет реагировать на указания взрослого и «понимать» (пока непроизвольно) режимные ситуации в группе, обращать внимание на то, что он такой же, как все окружающие сверстники.  

  1.  Этап формирования познавательной активности и произвольной подражательной речевой  деятельности.

Весь педагогический процесс в дошкольных группах строится с учетом  комплексно-тематического планирования работы детского сада.  Поэтому педагогам необходимо развивать навыки речевого общения у неговорящих детей, планировать с ними индивидуальную работу, нужно учить их, активно пользоваться звукоподражаниями, имеющими в соответствующих ситуациях лексическое значение.

Например, тема «Домашние животные» - постоянно в игровых упражнениях закреплять навыки произнесения подражательных звукокомплексов: «ав-ав» – собака, «му-му» – это корова, «мяу-мау» - это кот и т.д.

Тема «Дикие животные» - закреплять навыки произнесения подражательных звукокомплексов и эмоциональных возгласов: «у-у-у» - волк, «ы-ы-ы» - медведь, «ква-ква» - лягушка, «пи-пи» - мышка и т.д.

Тема «Транспорт» - закреплять навыки произнесения подражательных звукокомплексов: «би-би» - машина, «ту-ту» - поезд и т.д.

Родителей тоже нужно информировать и учить способам привлечения внимания безречевого дошкольника к окружающим звукам, стимуляции его к развитию активного взаимодействия. Положительный эмоциональный настрой на совместную деятельность, простейшие игры, лепка, рисование способствуют формированию социальной направленности и регуляции поведения. Необходимо стимулировать детей с особенностями развития на активные непроизвольные подражания действиям, мимике и интонациям взрослых, на эхолалии (непроизвольные повторения речи взрослого). Развивать способность к использованию активных невербальных (неречевых) компонентов коммуникации способствуют приемы:

- моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно-значимых жестов по подражанию (да, нет, не хочу, дай, на);

- развитие мимики и жестов: - ОХ! АХ! УХ! ОЙ! АЙ! ОП! и др.,

- развитие общей и мелкой моторики по активному подражанию в эмоциональных играх и играх с предметами, мячами, кубиками, картинками, а также с пальчиками («этот пальчик в лес пошел»).  Развитие ходьбы по лестнице – учить ребенка, как взрослые ходят – не приставным шагом, а шагая каждой ногой последовательно по ступенькам (Вика А., Вова Б., Егор Б. и др.);

- имитация выразительных движений  и поведения животных в подвижных играх (по активному подражанию);

- жестовое приветствие (за руку «здравствуй») и прощание (по подражанию рукой «пока»);

- выполнение имитационных движений (по активному подражанию «кушает, жует, причесывается, умывается, надевает одежду и т. д.).

Все это на первых порах работы с неговорящими детьми формирует познавательную активность, понимание коммуникативных ситуаций, развивает общий и мелкий праксис.  

Перескочить этот этап развития нельзя, так как формирование правильной (вербальной) речи имеет вторичное нарушение.  Родители и  воспитатели часто жалуются,  что ребенок не может свернуть губы трубочкой, подуть, не раздувая щек, долго дуть и другим важным действиям. А потому что этап формирования активной подражательной деятельности упущен. Ребенок не знает, как управлять правильно своим телом. 

Обратите внимание, что крупномоторные движения можно сформировать гораздо проще, чем мелкомоторные (пальчиковую  и артикуляционную моторику). Вы можете взять его ручки и похлопать ручками, а вот артикуляционная моторика намного сложнее. Здесь нужно сложить правильно губы («окно», «трубочка»), показать, как правильно дуть, т.е. здесь включается больше таких функций, когда ребенок должен проанализировать, как вытянуть, как удержать артикуляционную позу… Поэтому этап формирования подражательной деятельности перешагнуть нельзя.  Только  когда ребенок научится копировать, «следить» за действиями взрослого, когда у него в ходе многочисленных подражательных упражнений сформируется определенный понятийный уровень взаимодействия с окружающим миром, когда сформированы будут крупномоторные движения, взаимодействие с предметами, мелкая и артикуляционная моторика, можно начинать постановку и коррекцию звукопроизношения, а точнее сказать, произвольное вызывание звуков и расширение словесной наполняемости речи.

  1. Этап формирования активной подражательной речевой деятельности и вербальной коммуникации.

На помощь приходит артикуляционная гимнастика, которая формирует произвольное отслеживание и повтор ребенком движений органов артикуляции взрослого: губ, щек, челюстей, зубов и языка. Целью артикуляционной гимнастики является выработка точных, полноценных движений речевых органов, необходимых для правильного произнесения звуков (перед зеркалом и без него). Главное, чтобы эти движения были интересны ему, подкреплялись наглядностью (показом, картинками, схемами) вызывали желание повторить, поупражняться, проявить свои умения, и получали положительную оценку со стороны педагога.

Здесь эффективны игры «Внимательные уши», «Внимательные глаза», «Зеркало», «Повторюшка», «Эхо», «Помоги Незнайке (или любимой кукле) заговорить»  и др. Все они так или иначе связаны с уже сформировавшейся подражательностью действиям взрослого и с его указаниями «Смотри на меня, делай, как я!», «Я тебе – ты мне!», «Кто старается, у того все получается» и др.

В логопедии существуют три основных способа постановки и коррекции звукопроизношения: подражание, механическое воздействие и третий способ - смешанный.  Главным из них является подражание.

Все артикуляционные упражнения начинаются с укладов по подражанию.  Здесь  на помощь приходит экспресс-система формирования правильного звукопроизношения Е.Ф. Архиповой, которая основана на постановке звуков по подражанию.

На последнем этапе формирования подражательной деятельности у ребенка развиваем «эхо», когда ребенок начинает воспроизводить по нашему образу и показу какие-то звуки, короткие слова, т.е. он отраженно с понятием произносит звуки и слова в играх «Послушай – повтори!», «Верю – не верю» и др.

  1. Каково же значение формирования и развития активной подражательной деятельности у неговорящих детей?

Воспитатели задают вопрос: - Как понять, что у ребенка не сформирована подражательная деятельность?

- Да очень просто и легко. Если Вы даете в руки ребенку игрушку, а он неадекватно взаимодействует, играет с ней (начинает грызть, кидает и т.п.). Например, вы даете вертушку, чтобы завести вертолет, показали, как надо, а он начинает грызть этот предмет, он будет им стучать.  То есть ребенок не понимает, какие действия нужно выполнять с этим предметом (не подходит к нему целенаправленно).  Или, металлофон.  Мы даем металлофон и показываем, что нужно стучать палочкой по плашкам, и будет определенный звук, но ребенок тоже не может, не понимает, как это делать, у него мелкая моторика плохо развита. Он не понимает, что такое ударить, т.е. не сформирован навык подражания, и он начинает стучать металлофоном, он начинает грызть эту палочку. У него низкая концентрация внимания и неадекватное взаимодействие с предметом.

Каждой маме нужно посоветовать проверить, может ли ребенок повторить за ней хлопки, притопы и другие действия.  Если ребенок не повторяет действия и движения за взрослым, значит надо у него усиленно формировать подражательную деятельность. Тяжелое нарушение речевой деятельности часто совпадает с причиной того, что этап формирования подражательности в раннем и младшем дошкольном возрасте пропущен.

Таким образом, подражательная деятельность у «неговорящих» детей дошкольного возраста является главным «двигателем» в их развитии. Она эффективно формируется в постоянном взаимодействии таких малышей с родителями и педагогами в том случае, если они систематически привлекают их внимание к подражанию (копированию) своим действиям с целью добиться понимания и развития общих речевых навыков и умений.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста.  М.: АСТ: Астрель, 2007.  
  2. Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми. Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011 г. (Библиотека Логопеда).
  3.  Миронова С.А.  Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушением речи. Москва. Ассоциация «Профессиональное образование», 1993 г.
  4. Жукова Н.С.,  Мастюкова Е.М.,  Филичева Т.Б.  Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. Москва «Просвещение» 1973г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей (из опыта работы)

В статье раскрыты цели, задачи, методы и приёмы совместной работы воспитателя и родителей по вопросам речевого развития. В помощь родителям предлагаются игры, игровые упражнения по развитию речи,...

Взаимодействие детского сада и семьи в условиях перехода на ФГОС ( из опыта работы)

в данной статье описаны методы и формы работы с родителями в условиях перехода на ФГОС в ДОУ....

Консультация для педагогов детского сада «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов детского сада "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"...

Консультация для педагогов детского сада. Формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности.

Консультация для педагогов МДОУ. Тема: Формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности.Цель: Познакомиться с воспитанием и формированием творческой личности ребёнка с...

Сотрудничество детского сада и семьи в рамках трудового воспитания детей. (из опыта работы)

Сотрудничество детского сада и семьи в рамках трудового воспитания детей. (из опыта работы) Труд – первый и самый честный страж совести и долга. Труд, в широком смысле, - это слияние порыво...

Консультация для педагогов детского сада "Формирование у дошкольников культуры поведения за столом, культуры еды"

Организация детского питания в ДОУ – задача огромной социальной значимости и одна из основных забот коллектива учреждения.При этом имеет значение формирование у детей культуры питания, которая о...