Обмен опыта. Сообщение на тему: "Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста"
опыты и эксперименты (младшая группа) на тему
Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obmen_opyta_ispolzovanie_narodnogo_folklora_v_gendernoom.docx | 29.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 78» Энгельсского муниципального района Саратовской области
Обмен опыта
Сообщение на тему:
«Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста»
Выполнила:
воспитатель первой
квалификационной категории
Федотова Валентина Сергеевна
Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста
Когда - то полоролевое воспитание в России осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью, воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец, Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин..
Современная ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим и т.п.). но и решимости, инициативности, умение отстаивать свои интересы и добиваться результата, В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умение прийти на помощь. Но при этом нельзя допускать проявления мужественности в девочках и женственности в мальчиках.
Как сделать так, чтобы из крошечной девочки выросла прекрасная Женщина, которая не только достигнет успеха в бизнесе, науке или искусстве, но станет нежной матерью, заботливой женой, рачительной хозяйкой? Как из мальчика вырастить Мужчину, способного защитить свой семейный очаг? Возможно, ли воспитать девочек и мальчиков так, чтобы они еще в детстве поняли и приняли свои роли?
Проблема тендерного воспитания начат приобретать актуальность в настоящее время, и все больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспитанию девочек и мальчиков, причем начиная уже с дошкольного возраста. Так как половая идентификация ребенка происходит уже к трем-четырем годам, то есть к концу раннего возраста ребенок уже усваивает свою половую принадлежность, хотя еще не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия «мальчик» и «девочка». Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребенка через непосредственное наблюдение за поведением мужчин и женщин. Ребенок подражает всему: и формам поведения, которые являются полезными для окружающих, и стереотипам поведения взрослых, являющимися вредными социальными привычками (курение, брань и т.п.). Ребенок еще не использует эти символы «мужественности» и «женственности» в своей практике , но уже начинает вносить их в сюжет игры. Ориентация ребенка на ценности своего пола происходит не только в семье, но и в дошкольном учреждении, в котором он проводит большую часть времени.
Работая по проблеме гендерного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ педагоги ставят следующую цель: способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников. Изучение литературы и собственный опыт показали, что неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учетом их тендерных особенностей может оказать народный фольклор. Наши предки, незнакомые с письменностью и книгой, не были оторваны от предшествующих поколений. Все накопленное передавалось устно от человека к человеку, становилось достоянием многих. Фольклорные произведения поражают своей простотой, точностью и красотой. Простые на первый взгляд слова и сочетания слов в текстах сказок, песен, потешек, дразнилках, поговорках, скороговорках, играх оказываются необычными, вызывают в нашем сознании зримые картины, вещи получают особую окраску и значение.
Даже в колыбельных песнях присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочкам и мальчикам: «Гуркота, гуркота, а Митеньке дремота», «Моя доченька уснёт», «Спи, доченька маленька», «А баиньки, баиньки дочку маненьку», «Спи Ванюшка, спи родной», «Сынко, голубочек».
При этом очевидно, что в данных традициях был заложен глубокий смысл передачи тендерных ролей, которые по женской линии несли в себе терпимость, сдержанность, любовь и доброту, а по мужской - стойкость, мужество, ответственность и многое другое, о чем могли мечтать родители при рождении своего ребенка. Интуитивно приписывая ребенку те или иные качества, о девочке мы говорим -красивая, нежная, хрупкая, о мальчике - сильный , крепкий. Это хорошо отражается в фольклорных произведениях - величаниях мальчиков и девочек.
Величание для мальчика:
Мой сыночек, мой дружочек,
Мой сиреневый цветочек,
В волосах твоих венец.
Храбрый, смелый богатырь,
Ты добро приносишь в мир.
Величание для девочки:
Моя девочка - прелестница,
Мастерица и кудесница!
Зорькой алой умывалась
И с рассветом просыпалась.
Маме с солнцем улыбнулась-
Лучики лица коснулись.
Одной из задач гендерного воспитания детей является овладение детьми первоначальными представлениями о собственной половой принадлежности, аргументируя ее по ряду признаков (одежда, прическа). В решении этой задачи может помочь народный фольклор, где большое внимание уделялось внешние особенностям мальчиков и девочек: одежде, прическе.
Например:
Чешу, чешу волосинки,
Расчесываю косыньку,
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса!
Расти, коса, не путайся.
Дочка, маму слушайся!
Как у доченьки моей
Ворох золотых кудрей!
Как у ласточки моей
Речи плавные как ручей!
А в очах - озера синь,
А стан будто у осин!
Она прытка словно лань,
А душа - цветущий май! Радость - доченька моя.
«Еду-еду к бабе ,к деду
На лошадке в красной шапке.
По ровной дорожке,
В старом лопаточке...»
«Новый сарафанчик из цветного ситца.
В новом сарафане дома не сидится.
Побегу вприпрыжку, буду петь, кружиться
в новом сарафане из цветного ситца. Приутихнет ветер, приумолкнут птицы,
увидав мой новый сарафан из ситца».
В соответствии с тем, кому именно адресована потешка или пестушка, девочке или мальчику, прогнозируется их будущее. Труд девочек в будущем связан с жатвой, приготовлением еды, пошивом одежды, а мальчиков - с охотой и рыбной ловлей, рубкой леса, уходом за домашними животными и т.п. Следует обратить внимание на то, как в семье дифференцировался труд девочек и мальчиков. Девочки привлекались к уходу за младшими детьми, уборке дома, мытью посуды. Они загоняли скотину во двор, пасли гусей и под руководством матери делали первые шаги по приобретению навыков в прядении, вышивании, шитье, ткачестве. Мальчиков привлекали в качестве помощников во время жатвы, сенокоса, боронования, учили молотить, запрягать лошадь и управлять ею. Отцы раскрывали мальчикам секреты охоты и рыбалки.
Например:
Для мальчиков:
«... Будем рано разбужать, на работку посылать,
На работу на таку, да на веселую страду,
Будем сено косить, да будем в кучки носить.»
Будешь большой
Будешь рыбку ловить,
Тетерьку ловить,
Будешь лес рубить,
Тятьку, мамку кормить»
«,. Спи, посыпай, боронить поспевай.
Мы те шапочку купим, зипун сошьем,
Зипун сошьем, боронить сошлем
В чистые поля, в зелены луга».
«..Пастушок, пастушок
Заиграй в рожок.
Рано утром на заре - гони стадо к реке.
Идет Кузьма из кузнецы,
Несет Кузьма два молота.
Тук, тук, тук!
Вот ударим разом вдруг:
Для всех людей, Накуем гвоздей!
Для девочек:
Аленка- малёнка Везде поспела
Шустра, быстра: В охотку ей дело.
Грибов насобирала,
Носок довязала,
Сарафан дошила,
Воды наносила.
Наша -то хозяюшка
Сметлива была,
Всем в избе работушку
К праздничку дала:
Чашечку собачка моет языком,
Мышка собирает крошки под окном,
По столу котище лапою скребёт,
Половичку курочка веничком метёт.
В огороде, во саду
Берет Маша лебеду. Во поле рябинушка,
Она рвет и берет, Во поле кудрявая стояла.
Во передничек кладет, Как под той ли рябинушкой
Приговаривает: Сидят четыре девушки.
"У дударя, гусли, самогуды, Первая -Катюшенька- шьёт.
На них шелковые струны. Вторая-Марфушенька -прядет.
Его гусли ,заиграли : Третья - Акулинушка -вышивает.
Мои ноги заплясали, Четвертая -Аринушка - зевает..,
Той так и вот так,
И вот будет это так . Сеяла Алёнушка ленок,
Тонок, долог и высок. Посылали молодицу Лён ленистый, волокнистый,
Под горушку по водицу. к шитью ниткой шелковистой.
А водица далеко, Стал леночек поспевать,
А ведерко велико. Его стали в дело брать,
Наша Катя подрастет, Его стали в дело брать,
Катя силы наберет, Во снопочки собирать.
Станет по воду ходить, Стлали, мяли, пряли, ткали
Вёдра красные носить. И платочки вышивали.
От девочек и мальчиков дошкольного возраста требовалось строгое соблюдение норм морали: уважение к старшим, заботливое отношение к старикам и младшим детям, доброта, отзывчивость, вежливость и
дисциплинированность, исполнительность и честность.
Баю баюшки бай бай .
Глазки, Маша, закрывай.
Я тебя качаю,
Тебя величаю.
Будь счастлива, будь умна,
При народе будь скромна.
Спи дочка, до вечера,
Тебе делать нечего!
Ваня, Ваня – простота!
Купил лошадь без хвоста,
Сел задом наперед,
И поехал в огород!
Игра - это школа воспитания, В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность. А народная игра - является неотъемлемой частью национального богатства интернационального, художественного и физического воспитания, в том числе способствует тендерному воспитанию детей в той его части, где рассматриваются вопросы быта , обычаями и трудом мужчин и женщин.
Многие народные детские игры имитируют серьезные занятия взрослых: охота, рыболовство, собирательство, ведение домашнего хозяйства. Такие игры как: «У медведя во бору», «Кузнецы», «Арина» По содержанию все народные игры были доступны и девочкам, и мальчикам и создавали равные возможности для участия в них детей обоего пола.
Сказка - естественный способ общения с детьми. Сказка всегда насыщена социальными действиями и сильна нравственной основой, В сказке задаются, складываются и формируются эталоны жизни, эталоны поведения, И очень важно чтобы ребенок регулярно прикасался к этим нормам. Они обучают и создают эмоциональную положительную модель тендерного поведения. При помощи сказок можно выявить сложившиеся ложные стереотипы поведения, что позволяет спланировать коррекционную работу, в которой необходимо показать равные социальные возможности девочки и мальчика.
Сказки о животных позволяют детям психологически безопасно отражать свой внутренний мир. С помощью сказок формируется представление о заботливости, миролюбии, терпимости к недостаткам других. Существует мнение, будто сказки о животных такие, как «», воздействуют на детей на подсознательном уровне, являясь своеобразным учебником полового воспитания для самых маленьких.
Таким образом, как видно из вышесказанного. Роль народного фольклора является одним из средств тендерного воспитания дошкольников. Чтобы эта работа была живой, интересной, разнообразной, яркой красочной, образной, увлекательной, веселой, высокоэффективной; чтобы укрепить ниточку, которая называется связью поколений; чтобы воспитывать уважение к старшим, способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников, мы можем и должны использовать богатейший опыт народа, накопленный веками.
«Комарик, комарик – красные сапожки!»
«Танцуют все!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста.
Консультация для педагогов...
Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста
Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность в настоящее время, и все больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспи...
Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста.
Когда – то полоролевое воспитание в России осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью, воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец. Дети постоянно видели св...
Представление опыта работы по теме: «Использование ИКТ при ФЭМП и сенсорного развития детей дошкольного возраста»
Современный этап развития российского образования характеризуется широким внедрением в учебный процесс компьютерных технологий. Они позволяют выйти на новый уровень обучения, открывают ранее недопусти...
Использование народного фольклора в процессе воспитания детей дошкольного возраста
Консультация для родителей и педагогов...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ В ГЕНДЕРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА(14.05.22)
Народные традиции воспитания детей дошкольного возраста. Народные игры....
Сообщение на тему: "Использование нетрадиционных видов техники в художественном творчестве детей дошкольного возраста"
laquo;Истоки способностей и дарования- детей на кончиках пальцев. От пальчиков образно говоря идут, тончайшие нити –ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больш...